Неточные совпадения
Историческое введение. Определение
русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности
русской души. Прерывность
русской истории.
Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин.
Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба
философии. Влияние немецкого идеализма.
Поразительно, что
философия была под подозрением и подвергалась гонению сначала справа, от
русского обскурантизма, а потом и слева, где ее заподозревали в спиритуализме и идеализме, считавшихся реакционными.
Они применяли к
русской истории принципы гегелевской
философии.
К. Аксаков даже говорил, что
русский народ специально призван понять
философию Гегеля [О роли
философии Гегеля см. у Чижевского: «Hegel in Russland».].
Как объяснить, с точки зрения славянофильской
философии русской истории, возникновение огромной империи военного типа и гипертрофии государства на счет свободной народной жизни?
Очень скоро образовалось в
русском западничестве два течения, более умеренное и либеральное, интересовавшееся, главным образом, вопросами
философии и искусства, восприявшее влияние немецкого идеализма и романтизма, и более революционное и социальное, восприявшее влияние французских социалистических течений.
Но это не было идеей лишь народнического социализма, в этой идее была большая глубина, до которой не доходила поверхностная
философия самого Герцена, это была общерусская идея, связанная с
русским мессианизмом.
При таком философском миросозерцании трудно было оправдать мессианскую веру в
русский народ, трудно было обосновать
философию истории и этику Герцена.
Но в противоречии со своей пессимистической
философией истории он верил в будущее
русского народа.
Огромное значение
философии Гегеля сохранилось и до
русского коммунизма.
Гегель совсем не был у нас предметом философского исследования, но в увлечение его
философией русские вложили всю свою способность к страстным идейным увлечениям.
Основной идеей христианства он считал идею Богочеловечества, о чем речь будет, когда буду говорить о
русской религиозной
философии.
Он входит в
русскую идею другими сторонами своего творчества, как самый замечательный представитель
русской религиозной
философии XIX в.
Историк умственного развития России Щапов, близкий идеям Писарева, считал идеалистическую
философию и эстетику аристократическими и признавал демократическими естественные науки [А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития
русского народа».].
Курьез в печальной истории
русского просвещения, что министр народного просвещения кн. Ширинский-Шихматов, упразднивший в 50-е годы преподавание
философии, рекламировал естественные науки, которые представлялись ему политически нейтральными, философские же науки представлялись источником вольномыслия.
В максимализме этом был неосознанный, выраженный в жалкой
философии русский эсхатологизм, устремленность к концу, к конечному состоянию.
Русская академическая
философия не отличалась особенной оригинальностью.
Русская религиозная
философия пробудилась от долгого сна мысли вследствие толчков, полученных от германской
философии, главным образом от Шеллинга и Гегеля.
Из профессоров Духовной академии самый оригинальный и замечательный мыслитель — Несмелов, по духу своему религиозный философ, а не богослов, и он делает ценный вклад в создание
русской религиозной
философии.
Русская религиозная
философия особенно настаивает на том, что философское познание есть познание целостным духом, в котором разум соединяется с волей и чувством и в котором нет рационалистической рассеченности.
Но
русская религиозная
философия находила себя и определяла себя по противоположению западной мысли.
Философия истории связана для него с учением о Богочеловечестве, что и есть главная его заслуга перед
русской религиозно-философской мыслью.
На Западе родство с космологизмом
русской религиозной
философии можно найти лишь в немецкой христианской теософии, у Я. Бёме, Фр.
Единственный иерарх церкви, о котором стоит упомянуть, когда говорят о
русской религиозной
философии, это — архиепископ Иннокентий [См. «Сочинения Архиепископа Иннокентия».].
Несмелов — самое крупное явление в
русской религиозной
философии, вышедшей из духовных академий, и вообще один из самых замечательных религиозных мыслителей.
Несмелов, скромный профессор Казанской духовной академии, намечает возможность своеобразной и во многом новой христианской
философии [Я, кажется, первый обратил внимание на Несмелова в статье «Опыт философского оправдания христианства», напечатанной в «
Русской мысли» 35 лет тому назад.].
Высокая оценка Толстого в истории
русской идеи совсем не означает принятия его религиозной
философии, которую я считаю слабой и неприемлемой с точки зрения христианского сознания.
Расцвет
русской религиозной
философии.
В значительной степени, отсюда вышла
русская религиозная
философия.
Русская религиозная
философия подготовлялась с разных концов.
Он остается представителем
русской религиозной
философии.
Социальная проблема у меня играет гораздо большую роль, чем у других представителей
русской религиозной
философии, я близок к тому течению, которое на Западе называется религиозным социализмом, но социализм этот — решительно персоналистический.
Я представляю крайнюю левую в
русской религиозной
философии ренессансной эпохи, но связи с православной Церковью не теряю и не хочу терять.
Вся его критика, часто несправедливая, была направлена главным образом против немецкой
философии, которая делалась особенно популярной в кругах
русской философской молодежи.
Основная тема
русской мысли начала XX в. есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема
философии истории.
Деятели
русской революции жили идеями Чернышевского, Плеханова, материалистической и утилитарной
философией, отсталой тенденциозной литературой, они не интересовались Достоевским, Л. Толстым, Вл. Соловьевым, не знали новых движений западной культуры.
Для
русской левой интеллигенции революция всегда была и религией, и
философией, революционная идея была целостной.
Русские очень много получили от германской духовной культуры, особенно от ее великой
философии, но германское государство есть исторический враг России.
Неточные совпадения
— Осталось неизвестно, кто убил госпожу Зотову? Плохо работает ваша полиция. Наш Скотланд-ярд узнал бы, о да! Замечательная была
русская женщина, — одобрил он. — Несколько… как это говорится? — обре-ме-не-на знаниями, которые не имеют практического значения, но все-таки обладала сильным практическим умом. Это я замечаю у многих:
русские как будто стыдятся практики и прячут ее, орнаментируют религией,
философией, этикой…
Возможно, что тевтон соблазнится и задачей теологизации материализма, немцы иррациональны не менее
русских, но привычка к
философии не мешает им еще раз грабить французов.
— «Западный буржуа беднее
русского интеллигента нравственными идеями, но зато его идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства
русского национального духа указуют на то, что мы призваны творить в области религиозной
философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно быть, Бердяев придумал.
«Вот они, эти исторические враги, от которых отсиживался Тит Привалов вот в этом самом доме, — думал Привалов, когда смотрел на башкир. — Они даже не знают о том славном времени, когда башкиры горячо воевали с первыми
русскими насельниками и не раз побивали высылаемые против них воинские команды… Вот она, эта беспощадная
философия истории!»
Отношения между
русским народом, которого славянофилы прославляли народом безгосударственным, и огромным
русским государством до сих пор остаются загадкой
философии русской истории.