Неточные совпадения
Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского
народа, его
идея.
После
народа еврейского, русскому
народу наиболее свойственна мессианская
идея, она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма.
Но если и признать болгарское происхождение
идеи инока Филофея, то это не меняет значения этой
идеи для судьбы русского
народа.
Романтический русский царь был вдохновителем Священного союза, который, по его
идее, должен был быть союзом
народов на почве христианского универсализма.
Но эта
идея не была осуществлена, на практике победил Меттерних, более реальный политик, про которого было сказано, что он превратил союз
народов в союз князей против
народов.
Славянофилы усвоили себе гегелевскую
идею о призвании
народов, и то, что Гегель применял к германскому
народу, они применяли к русскому
народу.
Огромность свободы есть одно из полярных начал в русском
народе, и с ней связана русская
идея.
Идея, высказанная уже Чаадаевым, что русский
народ, более свободный от тяжести всемирной истории, может создать новый мир в будущем, развивается Герценом и народническим социализмом.
Народ есть конкретная общность живых людей, нация же есть более отвлеченная
идея.
Русский гений, в отличие от западноевропейского, поднявшись на вершину, бросается вниз и хочет слиться с землей и
народом, он не хочет быть привилегированной расой, ему чужда
идея сверхчеловека.
Подводя итоги русской мысли XIX в. на социальную тему, русским исканиям социальной правды, можно сказать, что в России вынашивалась
идея братства людей и
народов.
Историк умственного развития России Щапов, близкий
идеям Писарева, считал идеалистическую философию и эстетику аристократическими и признавал демократическими естественные науки [А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского
народа».].
Но огромное государство, империя, представлялось изменой земле и
народу, искажением русской
идеи.
Очень русской была у них та
идея, что складу души русского
народа чужд культ власти и славы, которая достигается государственным могуществом.
В русском мессианизме, столь свойственном русскому
народу, чистая мессианская
идея Царства Божьего, царства правды, была затуманена
идеей империалистической, волей к могуществу.
Эта огромность — провиденциальна, и она связана с
идеей и призванием русского
народа.
Но все это, свидетельствуя о трагической судьбе русского
народа, совсем не означает, что весь запас творческой энергии и творческих
идей пропал даром и не будет иметь значения для будущего.
Русская мысль, русские искания начала XIX в. и начала XX в. свидетельствуют о существовании русской
идеи, которая соответствует характеру и призванию русского
народа.
Германская
идея есть
идея господства, преобладания, могущества; русская же
идея есть
идея коммюнотарности и братства людей и
народов.
Русский
народ, по своей вечной
идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет.
Таким образом, от идеи своего народа и государства человек, не останавливающийся: в своем развитии, возвышается посредством изучения чужих народностей до
идеи народа и государства вообще и, наконец, постигает отвлеченную идею человечества, так что в каждом человеке, представляющемся ему, видит прежде всего человека, а не немца, поляка, жида, русского и пр.
Распадение связи времен, полный разрыв между прошлым и будущим, надругательство над великими могилами и памятниками прошлого, жажда истребления всего бывшего и отошедшего, а не воскресения его для вечности, есть измена
идее народа как великого целого, есть предательство ценностей, непреходящих по своему значению.
Неточные совпадения
— Сам
народ никогда не делает революции, его толкают вожди. На время подчиняясь им, он вскоре начинает сопротивляться
идеям, навязанным ему извне.
Народ знает и чувствует, что единственным законом для него является эволюция. Вожди всячески пытаются нарушить этот закон. Вот чему учит история…
— Правильная оценка. Прекрасная
идея. Моя
идея. И поэтому: русская интеллигенция должна понять себя как некое единое целое. Именно. Как, примерно, орден иоаннитов, иезуитов, да! Интеллигенция, вся, должна стать единой партией, а не дробиться! Это внушается нам всем ходом современности. Это должно бы внушать нам и чувство самосохранения. У нас нет друзей, мы — чужестранцы. Да. Бюрократы и капиталисты порабощают нас. Для
народа мы — чудаки, чужие люди.
— У Чехова — тоже нет общей-то
идеи. У него чувство недоверия к человеку, к
народу. Лесков вот в человека верил, а в
народ — тоже не очень. Говорил: «Дрянь славянская, навоз родной». Но он, Лесков, пронзил всю Русь. Чехов премного обязан ему.
Начиная с детства, в семье, в школе, в литературе нам внушают неизбежность жертвенного служения обществу,
народу, государству,
идеям права, справедливости.
Все великие
народы, имевшие свою
идею и свое призвание в мире, в высоких достижениях своей культуры приобретали универсальное значение.