Неточные совпадения
Познаваемая действительность меняется от экзистенциального качества
человека и от отношений
человека к
человеку, то есть познание носит
социальный характер.
Именно в духе
человек свободен, не чувствует зависимости не только от детерминации природной и
социальной, но и от детерминации логического универсализма, т. е. от детерминации природного,
социального и логического, родового бытия.
Существует противоположность между действием соборного духа на
человека и
социальной детерминацией.
Вся проблематика
человека, стоящего перед вечностью, перед конфликтом личности с миром объективным, отчуждается во внешнюю сферу устроения
социальной жизни.
Во избежание недоразумений нужно сказать: несчастья и страдания
человека, связанные с чудовищными
социальными неравенствами, с горькой нуждой и рабством
человека, могут и должны быть преодолены и устранены.
Можно победить
социальную несправедливость, эксплуатацию
человека человеком.
И потому
человек есть существо ищущее избавления и освобождения, освобождения не внешнего только, но и внутреннего, не
социального только, но и духовного.
Буржуазность
социального происхождения, она всегда означает господство общества над
человеком, над неповторимой, оригинальной, единственной человеческой личностью, тиранию общественного мнения и общественных нравов.
Недопустимо и даже дурно было бы отрицать возможность такой рационализации
социальной жизни, при которой решена была бы проблема хлеба насущного для всех
людей.
Понятие несет
социальную службу, оно есть орудие организации среднего
человека, орудие социализации, оно оперирует с «общим» и не хочет знать индивидуального и единичного.
Символизация священного в
социальной жизни (священность монархической власти, священность нации, священность собственности, священность исторической традиции) не спасает, спасает лишь реализация, т. е. осуществление правды в отношениях
человека к
человеку, «я» к «ты» и к «мы», осуществление общности, братства
людей.
Всякий личный акт
человека имеет
социальные последствия, и все
социальные акты имеют за собой акты личные.
Именно обращенность
человека не к личному только спасению, но и к
социальному преображению раскрывает личное, глубоко личное призвание в духовной жизни.
Не только
социальная жизнь в ее целом, которая ведь объемлет отношение
человека к
человеку, но и экономика, которую считают материальной по преимуществу, есть продукт духа.
Социальная жизнь целиком зависит от духовного состояния
людей.
Духовная жизнь
людей претерпевает влияние
социальной жизни, на формах духовности опечатлеваются формы
социальные, и это вплоть до понятия о Боге, до догматических формул.
А эта среда зависит от
социальных отношений
людей.
Когда в
социальной жизни отношения между
людьми волчьи, когда
человек угнетает и эксплуатирует
человека, то от этого меняется и духовная жизнь
людей, меняется даже богопознание.
Отношения между духовностью и
социальной жизнью могут быть определены в такой форме: зависимость духовности от
социальной среды есть всегда ее извращение и искажение, есть всегда рабство духа и символическая ложь, истина же, правда, справедливость, свобода есть результат активного действия духа на
социальную среду и
социальные отношения
людей.
И если дух пассивен в отношении к
социальной жизни, к
социальным отношениям
людей, если духовность совершенно отрешается от
социальной жизни и покорна
социальным формам, как данности, то этим искажается самая духовность, замутняется и порабощается.
Формы аскезы в прошлом в очень сильной степени зависели от
социального строя, от
социальных отношений
людей и форм труда.
Отрицание духовности есть отрицание
человека, как образа Божьего в
человеке, но отрицание значения техники,
социальной борьбы и организации ведет к отрицанию и унижению
человека, к рабству и покорности злу.
Гарантия и безопасность связаны с
социальной жизнью
людей, а не с духовной жизнью.
Власть относится не к духовной жизни, а к
социальным отношениям
людей.
Объективированный мир организуется для среднего
человека, для
социальной обыденности.
Переход от символических ценностей к ценностям реальным есть вместе с тем победа достоинства и качества
человека над достоинством и качеством чина, положения в обществе, победа личного достоинства над достоинством родовым, победа человеческой иерархии над иерархией родовой, иерархией
социальных положений, победа того, что
человек есть, над тем, что у
человека есть.
В прошлом духовность была затемнена или влияниями натуралистическими, или влияниями
социальными, зависимостью
человека от природной или
социальной среды.
Это есть бесконечность конкретная, и только чистая, освобожденная от природных и
социальных ограничений духовность раскрывает перед
человеком эту конкретную бесконечность, этот творческий полет.
Неточные совпадения
Человек, оскорбленный и раздосадованный, как вы, вчерашним случаем и в то же время способный думать о несчастии других, — такой человек-с… хотя поступками своими он делает
социальную ошибку, — тем не менее… достоин уважения!
Ему показалось, что никогда еще он не думал так напряженно и никогда не был так близко к чему-то чрезвычайно важному, что раскроется пред ним в следующую минуту, взорвется, рассеет все, что тяготит его, мешая найти основное в нем,
человеке, перегруженном «
социальным хламом».
— Доктора должны писать популярные брошюры об уродствах быта. Да. Для медиков эти уродства особенно резко видимы. Одной экономики — мало для того, чтоб внушить рабочим отвращение и ненависть к быту. Потребности рабочих примитивно низки. Жен удовлетворяет лишний гривенник заработной платы. Мало у нас
людей, охваченных сознанием глубочайшего смысла
социальной революции, все какие-то… механически вовлеченные в ее процесс…
— Вот, я даже записала два, три его парадокса, например: «Торжество
социальной справедливости будет началом духовной смерти
людей». Как тебе нравится? Или: «Начало и конец жизни — в личности, а так как личность неповторима, история — не повторяется». Тебе скучно? — вдруг спросила она.
— Я — смешанных воззрений. Роль экономического фактора — признаю, но и роль личности в истории — тоже. Потом — материализм: как его ни толкуйте, а это учение пессимистическое, революции же всегда делались оптимистами. Без
социального идеализма, без пафоса любви к
людям революции не создашь, а пафосом материализма будет цинизм.