Рай: Путь к блаженству. О чем я никогда не слышала в проповедях

Юлия Егорова

Мы все хотим блаженства, потому что мы созданы для блаженства. Это у нас в генах. Наши прародители беседовали с Богом в раю, как мы с вами.Рай – это наша потерянная родина, неизреченное, нескончаемое блаженство. Все мы стремимся вернуться в него. Но как?Путь туда проложен «страдальческими стопами святых». Их опыт изложен в книгах. Одна из таких книг, содержащая опыт святых отцов и современных подвижников благочестия, перед вами.Для удобства поиска материал расположен в алфавите рубрик.

Оглавление

Гнев

— Геронда, как же мне преодолеть гнев?

— Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

— А как не доходить до гнева?

— Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить ее топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придет искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

Паисий Святогорец. Слова. Т.5, с.127

— Геронда, как человек может победить гнев?

— Смирением и молчанием мы побеждаем гнев… если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека.

Там же, с.128.

Враг обычно подбегает и твердит: «Не спускай, иначе заклюют». Врет он. Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость.

Гнев и обидчивость — от самоцена, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение. Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом: 1) Всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее как жданную гостью. 2) Когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо все от чувств. 3) Не смотрите на обидчика и обиду: тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься; 4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас об их несправедливости.

Святитель Феофан Затворник

Душевный лекарь, с.527,528.

Невозможно кому-либо разгневаться на брата, если сердце его сперва не вознесется над ним, если он не уничижит его и не сочтет себя высшим его.

Прп. Дорофей Палестинский

Душевный лекарь, с.518.

Страсть гнева крепится, поддерживается гордостью и делается непреодолимой с ее помощью.

Прп. Марк Подвижник

Там же, с.518.

Гнев говорит нам: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется гордыней. Дщери мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание.»

Прп. Иоанн Лествичник

Там же, с.519

При настаивании на своей воле рождается гнев.

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн

Там же, с.519

Гневливость проявляется, когда ты считаешь себя выше других; считай себя меньше — и ты избежишь этого.

Святитель Феофан Затворник

Там же, с.519

Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

Прп. Амвросий Оптинский

Там же, с.519

Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, тогда поверь всем сердцем, что она — дело действующего в сердце диавола, возненавидь его и его порождение — и она оставит тебя. (Не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей.) Испытано. Беда в том, что дьявол прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой хвост, притаивается, а мы, слепые, думаем, что это все делаем только мы сами, стоим за дело дьявольское, как за что-то свое, как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой-то справедливости своей страсти чисто ложна, богопротивна, пагубна.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Там же, с.521, 522.

Каким образом можно не приходить в гнев? Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами Зрителя-Бога, близ тебя Сущего.

Святитель Василий Великий

Там же, с.525

Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце.

Прп. Иларион Оптинский

Там же, с.525

Как же мы смягчим свой гнев? Как погасим этот пламень? Если помыслим о своих собственных грехах и о том, сколь мы виновны пред Богом; если помыслим, что мы мстим не врагу, но самим себе; если помыслим, что враждой мы доставляем радость диаволу, этому врагу, этому истинному врагу нашему, ради которого мы наносим обиду своему ближнему.

Святитель Иоанн Златоуст

Там же, с.526

Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается.

Прп. Нектарий Оптинский

Там же, с.526

Потерпишь — и будет мир. А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит, и Бог оставит.

Прп. Анатолий Оптинский

Там же, с.530

Если очень зацепят тебя, скажи себе: «Не ситцевая, не полиняешь».

Прп. Амвросий Оптинский

Там же, с.530

Огонь маслом не тушат. Когда человек немирен, то противоречие только раздражает его. Должно дать место гневу. А когда бурное состояние позатихнет и мир начнет водворяться в душе его, тогда можно и совет предложить, который гораздо вернее подействует и примется с большею любовью. Человека, в гневе сущего, не укоряйте, не обличайте и не спорьте с ним, а лучше оставьте его в покое.

Прп. Макарий Оптинский

Там же, с.533

Господь со Креста говорит тебе: «Смотри, сколько Я претерпел несправедливости от людей, а ты не хочешь перенести и малой обиды. Неужели ты не хочешь спострадать Мне?»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Там же, с.540

Кто сам за себя мстит, тот как бы обвиняет Бога в недостатке правосудия.

Прп. Марк Подвижник

Там же, с.541

Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тот час же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд, тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя, а смотри: в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил — и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение.

Священномученик Арсений (Жадановский)

Там же, с.543

Умел ты ближнего своего оскорбить — умей же с ним и примириться. Но не медли в таком важном деле и не откладывай до утра, ибо не знаешь, дождешься ли завтрашнего дня. Бог обещал нам, кающимся, милость Свою, но завтрашнего дня не обещал. Переломи же себя, сокруши живущего в твоем сердце идола гордости и поклонись со смирением ближнему твоему, которого ты оскорбил.

Святитель Тихон Задонский

Там же, с.549

Если ты прощаешь, это значит, что тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то, значит, и твой грех остается с тобою.

Прп. Силуан Афонский

Там же, с.542

Настоящее терпение заключается в том, чтобы чувствовать свою вину за то состояние, в котором находится ближний, и ему сострадать.

Старец Паисий Святогорец

Там же, с532

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я