Творческая журналистика в индустрии моды

Тамара Сергеевна Руцкая

Эта книга – первое в России пошаговое руководство по становлению фэшн-журналистом. Здесь собраны уроки, разбитые по главам, с интересными практическими заданиями. В них вы найдете ответы на любые вопросы, которые так или иначе возникают по ходу вашего профессионального развития.Книга обязательна к изучению всем, кто хочет плавать в индустрии моды в качестве журналиста, как рыба в воде. Но она также будет полезна и тем, кто просто интересуется секретами написания хороших материалов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творческая журналистика в индустрии моды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

Кто такой фэшн-журналист?

О чем глава:

— кто такой фэшн журналист;

— что должен обязательно знать и уметь фэшн-журналист;

— чем отличается профессия фэшн-журналиста от других профессий сферы журналистики;

— каких трудностей стоит ожидать фэшн-журналисту.

Прежде чем приступить к изучению самого предмета фэшн-журналистики, предлагаю сначала разобраться, кто такой фэшн-журналист и чем он занимается, что ждет тех, кто хочет посвятить себя этому пути.

«Журналистика — это жизнь. О ней нужно говорить честно, открыто и с интересом к жизни, потому что если нет интереса к жизни, ничего хорошего не получится», — говорит президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский [1].

Журналистика — по-настоящему творческая профессия и упорный труд, требующий умения не только находить, выискивать, собирать, обрабатывать актуальную, социально важную и значимую, интересную информацию, но и освещать ее через СМИ таким образом, чтобы любому человеку было понятно, о чем идет речь.

Современный информационный рынок просто «кишит» неимоверно большим количеством печатных изданий, интернет-порталов, теле — и радиокомпаний, что создаёт огромную конкуренцию. Чтобы выделиться, создавать по-настоящему уникальные материалы, затрагивать сердца читателей, на ряду с профессиональными знаниями, компетенциями и навыками важен творческий подход к профессии.

Рынок творческой журналистики — это нетрадиционный рынок товаров и услуг. В качестве товара СМИ производят свой специфический продукт — содержание: информацию, мнения, познавательные материалы, развлечения. Покупатель — люди. А в качестве услуг СМИ «продают» рекламу. И рекламодатель получает доступ к определенной аудитории. Многие общественные медиа либо частично финансируются за счет рекламы, либо реклама выступает главным источником их финансирования.

Журналистика создает историю современного мира, поскольку функционирует и видоизменяется вместе с обществом и исторической действительностью. А творческой она является потому, что реальные события и документальность не становятся журналистским произведением сами по себе. Это результат творчества и профессионализма огромной армии журналистов.

Кто такой фэшн-журналист?

Фэшн-журналист — это профессиональный журналист, чьей областью работы является мода. Его работа держится на трех основных китах — умение работать с информацией, умение общаться с людьми, умение систематизировать, перерабатывать и излагать.

Конечно у каждого журналиста, не важно пишет он о творчестве, дизайне, арт или фэшн, должны быть вышеперечисленные навыки. Чтобы написать хороший текст, важно получить информацию у специалистов — здесь пригождается навык общения.

Полученную информацию нужно обработать и понять — работа с материалом. И уже третьим этапом идет систематизация, так как редко кто говорит настолько хорошо и структурно, что не нужна переработка. А после журналисту необходимо изложить информацию в интересную и запоминающуюся статью.

Фэшн-журналист отличается от бизнес и политических журналистов тем, что мы не пишем по шаблонам, у нас нет стандартов оформления материалов. По сути, нет рамок и ограничений. Посмотрите на новостников, которые подают материал с четкой структурой: что, где, когда произошло и как оказывает влияние на свой сегмент, будь то мировая экономика или дом в городе. Бизнес-журналисты пишут сухую аналитику и ее влияние на рынок.

Мы же, фэшн-журналисты, можем добавить свою изюминку, личного вкусового и осязаемого восприятия, картинки или блюда, которое нужно описать, чтобы максимально ярко преподнести читателю материал. Мы создаем творчество через призму личности, того, как мы видим, чувствуем ту или иную вещь, картинку. Потому как если в творческой журналистике мыслить шаблонно, то она будет неинтересной и скучной.

Задача фэшн и творческого журналиста — подать материал ярко и интересно. Мы не пишем строгие факты, безэмоциональные тексты. Но пишем о событии и добавляем фейерверка восприятия.

Подача здесь может выстраиваться двумя способами: либо через призму экспертности самого журналиста, его насмотренности, как он видит ситуацию, ракурс. Либо добавляем мнение гостей и экспертов, присутствующих на мероприятии, показе, в ресторане. Наполняем максимально ярко и эмоционально подаваемый материал, чтобы читатель мог окунуться в атмосферу, понять, какое именно сложилось впечатление у журналиста, в чем была фишка мероприятия, интрига.

Как только вы научитесь заражать своими идеями других, сможете сделать себе имя в творческой журналистике. Посмотрите, здесь нет заурядных личностей, зато много ярких специалистов. Именно за это я сама люблю мир моды и глянца.

Что должен обязательно знать и уметь успешный фэшн-журналист?

Будущему фэшн-журналисту придется многое освоить. А потом всю жизнь совершенствовать свои навыки. Во-первых, необходимо хорошо знать модную историю и ориентироваться в ее вехах, помнить основные важные даты и события. Хороший модный журналист пишет не поверхностно, он умеет дать справку, в нужный момент вспомнить удачный пример из прошлого, сравнивать коллекции. Здесь важна насмотренность и развитие общего кругозора. Читайте статьи любимых авторов, а также книги дизайнеров и экспертов моды. Благо, сейчас их доступно много. Из ярких личностей, которых обязательно должен знать эксперт в фэшн-журналистике, я бы назвала следующих:

Историк моды Александр Васильев — яркая, немного одиозная личность, с профессиональным образованием в сфере искусства. Выпустил несколько книг, пишет много статей, проводит выставки и мастер-классы, телеведущий с запоминающимся стилем подачи информации. Каждое его появление на публике — яркое событие.

Историк моды, журналист, телеведущая, писательница и президент культурно-просветительского фонда «Магия Моды» Наталия Козлова. Ее лекции и материалы всегда полны информации, познавательны и интересны.

Людмила Норсоян — преподаватель и основатель школы Fashion Factory, фэшн-аналитик. Проделала огромный путь в моде, начинала с hand made вещей и дошла до собственного бренда и школы. К сожалению, она нас уже покинула, но те материалы, которые с ней выходили в СМИ — бесценны и полны вдохновения и информации.

Алекс Ондар — фэшн-инфлюенсер, звезда TikTok, адепт минимализма и очень уважаемый человек в российской моде.

Во-вторых, следует познакомиться с ведущими модельерами, их коллекциями, следить за их работами и быть в курсе всех значимых событий сферы моды. Здесь из действующих дизайнеров я бы порекомендовала начать изучение со следующих персон, имена которых нужно не просто знать, а четко понимать их отличия от других (индивидуальность) и стиль:

— Вячеслав Зайцев,

— Валентин Юдашкин,

— Игорь Гуляев,

— Алена Ахмадулина,

— Компейн 12 сторс и история создания бренда,

— Пьер Карден,

— Кензо Такада,

— Карл Лагерфельд,

— Ив Сен Лоран.

В-третьих, обязательно следить за неделями моды и фэшн-блогерами, которые освещают российскую индустрию моды. Всегда важно иметь возможность брать материал лично, посещать мероприятия, присутствовать на профильных выставках. В архитектуре и дизайн среде не так много имен, которые можно было бы назвать, как в моде, но их тоже стоит изучить и выбрать самых ярких, чей стиль и подача нравятся.

В-четвертых, нужно научиться проявлять энтузиазм, то есть рваться в бой. Интровертам, которые скромно стоят в углу или предпочитают оставаться в тени, эта сфера точно не подойдет. Известный журналист и телеведущий Ларри Кинг, который за свою жизнь взял более 50 000 интервью только у звезд различной величины, в своей книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», дает совет говорить с людьми о них самих. Так как большинство людей от природы застенчивы, то комплимент, вопрос о самом человеке или его деле, поможет перенаправить внимание с вас на собеседника. Но тут важно быть честным с собой и собеседником. А чтобы начать практиковать навык непринужденной беседы, начните интересоваться людьми в своем привычном окружении. Можно, например, сделать комплимент продавцу, ведь в каждом человеке есть что-то хорошее.

Общение — всего лишь навык. «Разумеется, склонность к разговорам была заложена во мне от природы, но даже тем, у кого есть природные способности, приходится трудиться, чтобы развить их. Именно так талант превращается в мастерство. Тед Уильямс, величайший бейсболист из тех, кого мне довелось повидать на своем веку, человек, одаренный от природы более чем кто-либо из моих современников, тренировался наравне с рядовыми игроками. Природа наделила Лучано Паваротти изумительным голосом, и все же он брал уроки вокала. Я родился болтуном, но и у меня бывало много случаев, когда разговор не клеился», — делится Ларри Кинг. Так что не стоит отчаиваться, если не все получается сразу. Нужно лишь пошагово развивать мастерство.

Кстати, один из советов от меня — когда приходите на мероприятие, просто спросите человека рядом: как его зовут, откуда он, как сюда попал. Скорее всего, не все сразу охотно включатся в разговор, но чем с большим количеством людей удастся поговорить, тем легче будет вступать в контакт с другими людьми. Наблюдайте, как другие начинают общение в тусовке — тоже хороший способ начать завязывать разговор. А если еще подойти к человеку с комплиментом: «Вы так здорово общаетесь с людьми, а у меня никак не получается», то велик шанс, что человек вас познакомит с другими. Вот вы и стали своим.

Для того, чтобы научиться производить хорошее первое впечатление, если стесняетесь подходить к людям, я бы рекомендовала книгу Джек Шафер, Марвин Карлинс «Включаем обаяние по методике спецслужб». В ней бывший агент ФБР делится профессиональными инструментами обаяния. В первую очередь он рекомендую развивать в себе эмоциональный интеллект и эмпатию. В конце книги я привожу список рекомендуемой литературы, которая поможет улучшить навыки общения, как личного, так и делового.

Рвитесь, давайте о себе знать, ищите информацию, напоминайте о себе, будьте вездесущи. Журналист — это человек, который умеет навязать свое общество. И не боится быть навязчивым. Но деловой этикет и вежливость никто не отменял, конечно же.

Например, в своей книге «33 нельзя и 33 можно» Нина Зверева говорит о том, что довольно частая ошибка в общении — обращаться только к одному человеку, когда он стоит в окружении других. «Конечно, вам всегда нужен какой-то конкретный человек, потому что у вас есть вопросы именно к нему, и вы искали встречи именно с ним. Но вполне может быть, что рядом стоит его молодая жена и еще множество людей, которые интересны ему и к которым он явно хочет присоединиться. Ваша задача — начать общение таким образом, чтобы заинтересовать всех, кто находится рядом с „объектом“. Никогда не говорите с кем-то так, будто вокруг никого нет», — поясняет автор.

В-пятых, вы должны научиться писать. Мало просто быть общительным человеком, который посещает различные мероприятия, необходимо уметь понятно и красиво излагать добытую информацию, то есть уметь писать.

Но главное, как и в любом деле, страстное желание познать все глубины мастерства и преуспеть в сфере фэшн-журналистики. Ведь если у вас не возникает желания часами говорить о мире моды, как у меня, например, то зажечь окружающих своей энергией невозможно. Интересно написать о том, что тебе самому кажется скучным, попросту невозможно. Как невозможно писать о брокколи с восхищением и ненавидеть их одновременно.

Сегодня желающих просто писать о моде много, посмотрите сколько блогов можно найти на просторах интернета: от того, что модно в какой-нибудь деревне, до haute couture. А вот тех, кто способен пробиться сквозь толпу, чтобы задать вопрос, кто разбирается в моде и хочет со всей страстью рассказать о ней миру — единицы. И только вы решаете, кем хотите быть.

Кстати, о блогах. Я бы настоятельно рекомендовала свои навыки в фэшн-журналистике начать оттачивать в соцсетях. В самом начале книги я уже упоминала, что сама когда-то, движимая нестерпимым желанием заявить о российском моде, начала вести блог, который вырос в сетевое издание. Чем не повод для вдохновения?!

Начните писать небольшие посты на страницах в своих социальных сетях. Во-первых, это поможет оттачивать навык. Во-вторых — развивать мастерство. В-третьих, сразу будет видна реакция аудитории. Постепенно, шаг за шагом, блог из хобби превратится в нечто большее, но навык-то уже никуда не уйдет. К тому же, когда вы придете в издание с желанием опубликовать статью, у вас будет, что показать редактору. Так что не стоит недооценивать блоги.

И если есть амбициозное желание развиваться, и все вышеизложенное вас не пугает, предлагаю приступить к изучению столь интересной и захватывающей темы — фэшн-журналистика.

Чем отличается профессия фэшн-журналиста от других профессий сферы журналистики?

Мода — яркий мир эмоций и красоты. Чтобы быть интересным, нужно быть эмоциональным. Забудьте о сухих и скучных текстах, научитесь затрагивать чувства, мечты людей, играть с их эмоциями и желанием погрузить себя в красоту.

Фэшн-журналистика имеет долгую и яркую историю. Еще в 1672 году мир увидел самый первый журнал о моде. Случилось это во Франции, в городе Леоне. Журнал читал сам Людовик, а назывался он Mercure. Его создатель и журналист Жан Донно де Визе создал уникальную нишу — фэшн-журналистику, он дал публике то, чего не было до него. Красивых ярких текстов, иллюстраций, описаний одежды. С тех пор писать о моде принято так, чтобы текст захватывал дух и погружал в атмосферное действо красоты.

И еще одно качество, жизненно необходимое фэшн-журналисту — умение разбираться в людях, специалист этой сферы должен быть хорошим психологом, чтобы научиться понимать людей, как тех, о ком пишите, так и тех, для кого создается красивая картинка.

Хороший фэшн-журналист своей статьей может как убить бренд, так и способен вознести к небесам, увеличив продажи. Есть очень известная британская история о том, как ювелирный бизнесмен потерял все благодаря журналистам, которые приукрасили его шутку.

Бизнесмен Джеральд Ратнер — знаковая фигура для Великобритании. До 1980-х годов ювелирные изделия могли позволить себе лишь британцы с высоким достатком, а Ратнер, унаследовав в 1984-м семейную ювелирную фирму Ratners Group, сделал ставку на небогатых клиентов и начал торговать недорогими украшениями. Эта бизнес-стратегия оказалась успешной: Ратнер расширил сеть со 120 до 2000 магазинов и к началу 1990-х занял больше половины британского ювелирного рынка.

В 1991 году, когда компания была на пике, Ратнера пригласили выступить в Британском институте директоров. Предпринимателя попросили рассказать, как ему удалось достичь такого успеха в бизнесе. Перед спичем к Ратнеру подошёл консультант по публичным выступлениям и посоветовал боссу рассказать аудитории пару анекдотов. «Людям нравятся ваши шутки», — отметил он. Ратнер последовал совету, но журналист в своей статье приукрасил его слова, сделав высказывание более эмоциональным: «Люди спрашивают: „Как вы можете продавать свои товары по такой низкой цене?“ Я отвечаю: „Потому что все эти вещи — полное дерьмо“».

Всего за несколько дней акции Ratners Group обрушились на 500 млн фунтов, а к концу 1991 года падение достигло 80%. Клиенты перестали ходить в магазины сети. Компания закрыла сотни торговых точек и уволила тысячи сотрудников. А в ноябре 1992 года работы лишился и сам Ратнер — совет директоров попросил его покинуть кресло главы Ratners Group. После этого бизнесмен продал свою долю в компании, чтобы выплатить долги перед банком, и остался ни с чем.

Историй же о том, как журналисты помогали брендам подниматься — много. Одна Анна Винтур — легендарная личность в мире фэшн-журналистики (если это имя новое для вас, то предлагаю бросить все и прямо сейчас выяснить, кто она такая, чем знаменита и прототипом какого фильма стала), чего стоит.

В 1993 году Винтур с коллегой нашли спонсоров для дизайнера Джона Гальяно, когда у того был сложный жизненный период. Госпожа Винтур рекомендовала Гальяно Бернару Арно, владельцу конгломерата LVMH, и он пригласил дизайнера сначала в Givenchy, потом в Christian Dior.

Кстати, материалы самой Анны Винтур и американского Vogue я бы настоятельно рекомедовала почитать. Сама же редактор — пример того, что фэшн-журналисту нужно научиться быть жестким, но справедливыми, и, главное, уметь переносить читателей в волшебный мир моды.

Каких трудностей стоит ожидать фэшн-журналисту?

Во-первых, следует быть готовым к конкуренции. Модный мир очень изменчив — не успела выйти одна коллекция, как тут же появилась вторая. Быть успешным фэшн-журналистом, значит, двигаться по течению, мгновенно улавливать малейшие изменения и чувствовать тенденции.

Я уже говорила, что фэшн-журналист должен посещать Недели моды. Конечно, не всегда есть возможность бывать на этих мероприятиях, ведь приехать издалека в столицу бывает не так просто. Но посещать те, которые проходят в ближайшем регионе, до которых можно добраться — обязательно. Что касается удаленных мест, то практически все недели моды транслируются онлайн, чтобы можно было наблюдать в реальном времени показы, сразу описывать и быть первым, кто расскажет о событии. Работать, так сказать на опережение. Быть инфлюенсером = быть первым.

Мы, конечно, в своем издании так оперативно не работаем. Но как авторитетное СМИ можем позволить себе задержку минимум на три дня, максимум на две недели. Выигрываем за счет того, что даем более подробное описание коллекции с привлечением экспертов и аналитикой. Правда, бывает, что материал нужно выдавать прямо здесь и сейчас в прямом эфире.

Я обычно сижу на показе и записываю свои мысли по увиденному на диктофон. Модель, в чем она идет, как она идет, как модель смотрится на подиуме, как одежда смотрится на модели, какие аксессуары, сочетания, обувь. Любые мысли, которые приходят в голову. Помимо этого, фотографирую.

Еще я использую различные ресурсы а-ля принтерест, где можно собирать свои коллекции, а также смотреть, какие коллекции собирают другие люди, подписываясь на их доски. Различные бренды иногда выставляют компейны, где дизайнеры, если они оплатили платный доступ, могут заблаговременно знать, что будет в тренде за полгода, за три года. Каждый бренд покупает себе тренд, это тенденция на долгие годы видения моды.

Что касается других фэшн-событий, то тут важно быть подписанным на инфлюенсеров, которые первыми получают подарки от различных брендов. То же самое относится к архитектуре и дизайну, важно быть подписанным на каналы дизайнеров интерьеров, которые хорошо представляют тему, говорят не только о своих работах, но и направлении в целом, а также о трендах. Конечно же, нужно следить за профильными журналами.

То же самое касается и бьюти индустрии, где мы следим за журналами, тренд-сеттерами, которые напрямую связаны с брендами, и которые знают заранее, какая компания что выпустит в ближайшее время. Им присылается информация, новинки, и они выкладывают обзоры. Благо, в бьюти-индустрии работа ведется быстро и найти информацию не составит труда, скорее задача состоит в том, чтобы отфильтровать качественную подачу от посредственной.

Многие журналисты становятся представителями брендов, блогерами, в том числе тревел-блогерами (пишут о путешествиях) и ездят по разным странам, городам, описывая архитектуру, моду, местный колорит. То есть, журналист может не только писать, но и показывать свое видение через изображение и видео, создавая полноценный контент. Тогда он уже считается уникальным специалистом.

Во-вторых, нужно быть готовым к нападкам. В модной индустрии многие люди являются творческими личностями со своими капризами и амбициями. Журналист должен научиться относиться к ним снисходительно, внимательно и чутко. Позвольте дизайнерам, стилистам, моделям чувствовать себя королями, и тогда удастся получить информацию, в которой так остро нуждается каждый журналист. Будьте дружелюбны, не спорьте, но и не теряйте достоинства. Здесь уже на помощь придет работа с эмоциональным интеллектом.

Бывают в нашей профессии и нападки, особенно когда ты стоишь на пресс-воле и тебе хочется занять удобную позицию, чтобы задать свои вопросы. Как правило, какие-то звезды часто просят присылать вопросы заранее, чтобы подготовиться, и когда ты задаешь неудобный вопрос, неуместный может быть, с их точки зрения, или тебе хочется углубиться в тему, чтобы получить от них полноценный ответ, то можно встретить агрессивную реакцию или даже грубость.

Был случай в практике, когда меня полностью игнорировали, но проявлять агрессию в ответ — не вариант. Лучше спросить: «могу ли я повторить вопрос?» или предложить перефразировать, чтобы человек был более расположен к вам.

Правда, иногда доходит до абсурда. Когда я работала виджеем, то бывало, что люди просто убегали от камеры, а ты даже рот открыть не успел. Такое тоже встречается. Как правило, на неделях моды люди более расположены к общению с прессой, так как им важно показать себя, рассказать о себе, образах, коллекциях.

Как самый крайний пример агрессивного поведения по отношению к журналисту — Филипп Киркоров, который отругал журналистку на конференции. Инцидент с розовой кофточкой. Сразу оговорюсь, что ситуация была спорной. Конечно, я сейчас не защищаю короля поп-эстрады, его поведение было недопустимым, но и сама журналист повела себя крайне непрофессионально. Рекомендую посмотреть это интервью, в котором собраны, на мой взгляд, все «нельзя» в поведении журналиста. Начиная от дресс-кода и подготовки к интервью, заканчивая манерой общения.

В моде редко бывают подобные инциденты, когда реагируют крайне агрессивно, как в шоу-бизнесе. Дизайнерам и их пиарщикам, в целом, важно иметь связь с творческим журналистом, который обозревает моду или архитектуру, такие журналисты — большой кладезь. Обычно творческие люди — приятные, с которыми интересно общаться.

На моей практики было лишь игнорирование. Обидно, когда такое происходит, потому как ответы на вопросы могли быть действительно хорошими и интересными, но подобное, к сожалению, случается. В целом же, человек старается максимально ответить на все вопросы, потому как понимает, что если о нем напишет большое количество изданий, если он ответит на большее количество вопросов хорошо, то это будут интересные, качественные статьи. А если человек начнет игнорировать, то велик шанс остаться без публикации, без известности.

У меня было такое, что мы заносили людей в черный список издания за нелицеприятные выходки. Я не исключаю, что люди, бренды из этого списка в дальнейшем могут публиковаться у нас, но уже точно не на бесплатной основе и только по двойному тарифу, как минимум. Как-то случилось, что бренд захотел статью по бартеру, мы ее выпустили, а они свои обязанности не выполнили. Конечно, вход таким людям закрыт, и не только в наше издание. Поэтому еще раз повторюсь: этикет и этика делового общения должны стать основой работы.

А вот пример того, как банальное нарушение этикета и незнание фактов привело к конфликтной ситуации. Недавно на неделе моды какой-то ютуб канал брал у прохожих интервью на тему «во что они одеты». На мне были российские бренды, но не полностью, что-то из одежды — иностранные ноу-нейм. И интервьюеры сделали мне комплимент, что я красиво выгляжу, поговорили, мы обсудили одежду. А при публикации материала отвесили очень некрасивый и неприятный комментарий по поводу того, что я пришла на неделю моды не полностью в одежде российских брендов. Мол, не поддерживаю отечественных производителей и так далее.

Это была банальная попытка хайпа и незнание индустрии в целом, обернувшаяся негативном в их же сторону, и не только с моей стороны. В ответ я написала, что здорово, конечно, что они радеют за местное производство, вот только я — главный редактор фэшн-издания и освещаю российскую индустрию моду больше, чем большинство СМИ в России. И это не значит, что я обязана носить только российские бренды. Потому что, во-первых, мне не все нравится. А, во-вторых, это мой личный выбор — во что и как одеваться. И здесь неуместно комментировать, что и как я должна носить, тем более не от известного эксперта рынка, мнение которого для меня не имеет значения.

Это яркий пример того, что журналист не имеет права давать свои советы и комментарии по поводу того, что человеку надевать, как выглядеть, что говорить и так далее. Когда мы берем интервью, комментарий, мы должны быть максимально вежливы и иметь деловой настрой, всегда с улыбкой и на «Вы». У меня в редакции именно такие правила. И никак иначе. Даже внутри команды. И если я подключаюсь к разборкам в отделе, то все понимают, что сейчас полетят клочки по закоулочкам, но всегда деликатно, вежливо, так, что человек поймет, он был не прав, пойдет и качественно сделает свою работу.

Здесь я рекомендую почитать книгу Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Если ты журналист, ты должен знать этику делового общения. У меня лично были стажеры, которые очень негативно реагировали на конструктивные замечания в работе, но они долго не задерживались.

Итак, не нужно бояться дерзать, пробовать новое и экспериментировать. Мир моды — мир экспериментов. Здесь выживает тот, кто постоянно что-то придумывает. Не стойте на месте, не превращайте свой разум в болото, меняйтесь вместе с жизнью.

Задание

— Изучить влиятельных людей в мире моды, выбрать тех, кто вдохновляет именно вас и изучить их историю, коллекции, влияние на мир моды в целом.

— Найти и выбрать ярких инфлюенсеров в фэшн-индустрии, следить за их материалами и публикациями.

— Заведите блог или начните писать на страницах в соцсетях о моде, людях, которых изучили в предыдущих двух заданиях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творческая журналистика в индустрии моды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я