Восемь навыков мастера рун

Сигурд Змееглавый

Восемь навыков – ими должен обладать каждый, желающий стать мастером рун. Это единственная инструкция по применению, дошедшая до нас. Всё остальное – новодел. Всем известно восьмистишие «Речей Высокого» Старшей Эдды, но что же имел ввиду бог Один, когда вопрошал своего жреца? Для ответа на этот вопрос и была написана книга.

Оглавление

Введение или о руническом возрождении

С приходом христианства в Скандинавию руны как система письменности были вытеснены и заменены на латиницу. Об использовании рунических знаков, как мантической и, тем более, как магической системы даже говорить не приходится. Древнее руническое искусство было предано забвению, а подаривший его нам Один и другие боги скандинавского пантеона ушли в небытие.

И лишь в XX веке руническое искусство начало возрождаться, когда началось возрождение германской духовности. И если раньше, ещё во времена Третьего рейха знание рун было доступно лишь немногим, а рунические амулеты было позволительно носить лишь доказавшим свою преданность фюреру, то в наше время с рунами знакомы даже те, кто далёк от эзотерики.

Рунические наборы продаются на каждом углу, книги по рунам, начиная с нулевых годов штампуются в геометрической прогрессии, интернет заполнен руническими форумами. Я уже не говорю про то, что сейчас можно без проблем сделать татуировку с рунами или купить футболку с руническими надписями!

Люди гадают на рунах, носят рунические амулеты, наносят руны куда ни попадя с целью изменить естественный ход событий или повлиять на чужую волю. И при этом мало кто задумывается о том, как это вообще работает!

Что же в этих таинственных знаках такого притягательного и откуда они вообще взялись? И в самом ли деле они такие «волшебные», как о них говорят? На эти и многие другие вопросы я и попытаюсь ответить на страницах моей книги.

По официальной версии: руны — это алфавит древних германских племён, вырожденный из северо-италийского алфавита. Предположение, надо сказать, небезосновательное. Во-первых, рунические символы очень похожи на буквы вышеупомянутого алфавита. Во-вторых, варварские племена вряд ли имели свою письменность, и предположение о том, что они переняли её у соседней древнеримской цивилизации, с которой они находились в постоянных контактах, кажется разумным. В-третьих, археологами найден не один артефакт с руническими надписями. Сомнений в том, что руны — это алфавит ни у кого не должно возникнуть. Собственно, своё название Старший Футарк1, самый древний из известных нам рунический строй получил своё название по первым шести символам: руна Феху (обозначающая звук «ф»), руна Уруз (звук «у»), руна Турисаз (звук «Тх»), руна Ансуз (звук «а»), руна Райдо (звук «р») и руна Кеназ (звук «к»).

Вот только, много ли мы знаем алфавитов, где каждая буква обозначает не только звук, но и имеет свой сакральный смысл? В названиях рун Старшего Футарка содержится вся жизнь древнего германца: домашние и дикие животные, боги и противоборствующие им силы, враждебные людям, путешествия, землевладение, явления природы и многое другое.

Руны — это не просто буквы. В моём понимании руны — это язык программирования, при помощи которого создателями нашего мира, т.е. богами «закодировано» всё, что нас окружает. Ещё в Библии сказано: «В начале было слово. И слово было у Бога». А слова состоят из чего? Правильно — из букв. Таким образом, изучая руны, мы изучаем язык богов. Овладев этими знаниями, мы сами сможем «программировать» окружающий нас мир. Понявший этот язык, поймёт, как работает любой процесс мироздания. Понявший принцип работы механизма, сможет настроить его работу под себя.

Говоря проще, каждая руна — это ключ, который открывают нам двери к силе, действующей в нашем мире. Человечество уже давно изучило, как действуют силы в физическом мире (например, сила тока, сила притяжения, сила упругости и др.) и благополучно применяет эти знания для улучшения своей повседневной жизни. Знание силы рун, действующей на более тонких уровнях, позволяет сильно расширить свои возможности. Каждый рунический символ — есть потенциальная энергия. Рисуя эти знаки на материальном носителе, мы тем самым высвобождаем её.

Современному человеку сложно поверить в то, что какие-то символы могут означать что-то ещё, кроме письменности, но древние скандинавы знали истинную ценность рун. Земля сохранила для нас ни одно доказательство использования рун как магических символов. Археологами найдено множество разных предметов с начертанными на них рунами: оружие, брактеаты (амулеты в виде медальона), и, конечно же, кольца. Руны также наносились на различные предметы быта. В большинстве случаев, конечно, как надпись, но встречаются также рунические вязи и одиночные руны. На подобные предметы руны наносились с целью «модификации», т.е. придания обычному инструменту магических свойств (например, чтобы гребень не только расчёсывал, но и укреплял волосы или излечивал от лишая). Куда больший интерес представляют артефакты, используемые непосредственно в магических целях, т.е. амулеты и магические инструменты. Помимо уже упомянутых брактеатов и колец существовали так же «волшебные» палочки и дощечки с нанесёнными рунами. А в некоторых случаях руны наносили и на кости животных.

Достаточно упоминаний о применении рун в магии встречается в древних текстах — эддах2 и сагах. С одной стороны, всё это не научные труды, но всего лишь народный фольклор. И вполне возможно, что все герои и события, описанные там, вымышлены, но разве это имеет значение? Нас в первую очередь интересует не подлинность имён и достоверность событий. Куда важнее описание способов взаимодействия с миром и воздействия на него. В самом ли деле, будь руны просто буквами, о них бы стали писать в таком ключе? Если взять фольклор других народов, то почему ни в одной сказке мы не встречаем применение обычных букв в качестве «волшебных» знаков и т.п.? Т.е. не для написания заклинаний, заговоров и т.д., а именно использование отдельно взятой буквы как источника преобразующей энергии.

В «Песни о Риге», одной из песен Старшей Эдды3говорится о юном конунге Коне, который владел руническим искусством. И явно подразумевается не умение писать, а способность управлять заключенной в рунических знаках силой:

Кон юный ведал

волшебные руны,

целебные руны,

могучие руны;

мог он родильницам

в родах помочь,

мечи затупить,

успокоить море

(в переводе с древнеисландского А. И. Корсуна)

Наглядный случай подобного рода употребления рун также содержится в «Саге об Эгиле». Известный как скальд4 и викинг Эгиль Скаллагримссон во время своих странствий пришел к одному крестьянину и узнал, что его дочь тяжело больна. Эгиль сразу понял, в чём дело, когда обнаружил под постелью девушки кость, на которой были нацарапаны руны. Тот, кто их вырезал, не разбирался в том, что делал, и вместо рун любви (т.е., говоря современным языком, приворота) нарисовал руны болезни. Эгиль соскоблил руны, уничтожив таким образом их вредное действие, и нацарапал руны благополучного выздоровления. После чего больная сразу почувствовала себя намного лучше. При этом Эгиль предупредил, что никто не должен резать руны, если ему не ясен их смысл.

В руках же человека, сведущего в этом искусстве, руны выступают как мощное средство для любых целей. Это наглядно демонстрирует песнь Старшей Эдды «Поездка Скирнира», в которой Скирнир, слуга бога Фрейра для своего господина сватается к дочери великана, Герде. Так как гордая девушка держит себя неприступно, соискатель её руки донимает ее различными ужасами и в конце концов произносит: «Руны я режу — „турс“ и еще три: похоть, безумье и беспокойство». Под этой последней угрозой неприступная дева наконец сдаётся.

В «Речах Сигрдривы» (тоже одна из песен Старшей Эдды) валькирия5 Сигрдрива говорит Сигурду, герою, пробудившему её ото сна:

Руны победы,

коль ты к ней стремишься, —

вырежи их

на меча рукояти

и дважды пометь

именем Тюра!

Руны пива познай,

чтоб обман тебе не был страшен!

Нанеси их на рог, на руке начертай,

руну Науд — на ногте

(в переводе с древнеисландского А. И. Корсуна)

Здесь речь идёт о рунических формулах, в которых обычно используется три руны. Таким образом, восемь стихов Сигрдривы говорят о восьми группах рун, применяемых в рунической магии: руны победы, руны пива, повивальные руны, руны прибоя, целебные руны, руны речи, руны мысли, руны волшбы6. Итого 8 групп по 3 руны, т.е. всего 24. «Инструкция по применению» для воинов тогдашнего времени.

Строки о «рунах победы» содержат прямое указание на то, как простое оружие наделялось магической силой. Т.е. вырезанием нужной комбинации рун на рукоятке. Археологи не единожды откапывали оружие тогдашних времён, где на рукоятке была вырезана руна Тейваз, т.е. руна, названная именем бога Тюра.

Наглядный пример применения «рун пива» мы можем наблюдать в той же самой «Саге об Эгиле». Во время одного застолья недоброжелатели пытались отравить Эгиля, добавив яд в рог с брагой, что предложили ему выпить. Эгиль же, почуяв неладное, взял нож и воткнул его себе в ладонь. После чего он принял рог, вырезал на нём руны и, окрасив их своей кровью, произнёс заклинание:

Руны на роге режу,

Кровь их моя окрасит.

Рунами каждое слово

Врезано будет крепко.

Брагу девы веселой

Выпью, коль захочу я,

Только на пользу ль будет

Брага, что Бард мне налил?

(в переводе с древнеисландского А. И. Корсуна)

После чего рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому.

И конечно же, нельзя не сказать про «Речи Высокого», входящие в состав той же Старшей Эдды, где сам Один, верховный бог скандинавского пантеона, подаривший людям знания рун, рассказывает о том, как он их добыл. Подробнее речь пойдёт об этом дальше.

К сожалению, о рунической мантике (или как сейчас модно говорить «гадании»7) с помощью рун нам мало что известно из исторических источников. Разве что отрывок из «Германии» Тацита:

«Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они. Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками».

И то, здесь нигде не упоминается слово «руна», так что нет никаких гарантий, что Тацит ведёт своё повествование именно о них. Однако, несмотря на это, руническая мантика хорошо себя зарекомендовала в наше время. Даже несмотря на то, что многие техники вопрошания рун заимствованы из системы Таро.

Примечания

1

Для тех, кто не в курсе: существует множество других рунических алфавитов, но нас будет интересовать в первую очередь именно древнегерманский, названный Старшим Футарком (старший потому, что позднее был переделан в Младший, содержащий меньше символов). Этот строй самый древний из ныне известных, а значит, именно в этих символах заключена первозданная сила. Другие строи изобретались с целью упрощения письменности. При этом изменялось само написание букв, а количество символов уменьшалось. В то время активно развивалось торговля, а на место захватнических войн вышло искусство вести переговоры и умение заключать договора. Что в свою очередь потребовало ведение деловой переписки и заключения торговых и политических сделок. С этой целью и был изобретён новый алфавит. И несмотря на то, что «младшими рунами» также записывались магические заклинания, сам алфавит был создан для других целей.

2

Эдда — основное произведение скандинавской мифологии.

3

«Ста́ршая Э́дда» — поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории

4

Скальд — древнескандинавский поэт-певец.

5

Вальки́рия — в скандинавской мифологии дева-воительница, которая пролетает над полем битвы и забирает воинов, павших в бою, в небесный чертог бога Одина — Вальхаллу.

6

Чтобы не вводить никого в заблуждение, не могу не сказать, что эта гипотеза также имеет как сторонников, так и противников. Лично мне она кажется верной.

7

Лично я ненавижу это слово, ибо оно извращает саму суть. Гадают цыганки на вокзале и девочки в «крещенский вечерок», руны же используются совсем иначе. Слово «гадание» предполагает, что ответ придётся угадать, а руны не угадывают, руны всегда говорят, как есть. Не всегда их ответы понятны — иногда, действительно, приходится «угадывать», точнее, догадываться, что они хотят сказать. Но это уже зависит не от рун, а от способности вопрощающего.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я