Евангелие от режиссёра

Себастьян Оз, 2020

Для меня, как историка, оказались весьма интересными многие выводы автора. Хотя автор и не впервые за последние два века рассмотрел Евангелие от Иоанна как принципиальный спор с остальными евангелистами, однако здесь мы встретим оригинальный подход, позволяющий реконструировать процесс его создания, опираясь лишь на известные церковные предания и евангельские тексты без ссылок на исторические исследования. Художественная форма произведения дает шанс и возможность читателям, не имеющим подготовки погрузиться в тему формирования Нового Завета, увидеть, как противостояние его авторов породило борьбу различных течений начального христианства, победа в которой осталась на стороне Четвертого Евангелия, являющегося до сих пор главным богословским текстом исторических церквей. Следуя за героями, вы окажетесь свидетелями евангельских событий, перипетий начальной церковной истории, и одновременно будете присутствовать при попытках непредставимого в древности научного и технологического прогресса человечества нынешней эпохи найти новую идею Бога. Иннокентий Павлов, церковный историк, член правления РБО, автор многочисленных монографий по раннему христианству, февраль 2020 года.

Оглавление

Глава 9

Пчёлы и мёд

Материалы сценария.

Эпизод 1. Арест Иоанна.

Надпись карандашом: Иоанн крестил одновременно с Иисусом в Иудее (Евангелие от Иоанна) или был схвачен до начала служения Иисуса в Галилее (рыбаки)? Вопрос принципиальный: в чём заключалось служение Крестителя?

Площадь в маленьком городке. Суббота. Возле синагоги, как обычно, после субботнего чтения и молитвы что-то обсуждают. Из синагоги вышел Иаков, скорняк, который переехал недавно из Капернаума с молодой женой. Он подошёл к группе, громко обсуждавшей новости:

— Шалом. Слышали?

— Да, все об этом говорят. Иисус-назорей исцелил дочь Иаира. Прикоснулся к ней, и она встала. А она была то ли при смерти, то ли уже умерла. Когда Иисус пришёл исцелять её, плакальщики смеялись — им никогда не платят, если вопрос ещё не решён на небесах.

— Назорей в дом с мёртвым не должен входить. А уж прикасаться? Это против закона.

— Он сказал, что она спит, а не умерла.

— A-а, если так… Тогда что за чудо?

Иаков не мог вставить ни слова, пока не вскипел:

— Да остановитесь уже. Я не о том. Ирод казнил Иоанна прямо на пиру в Махероне.

Все голоса разом смолкли и стали окружать источник новости, как пчёлы матку.

— Это правда? Он что, Бога не боится?

— Главное, что он прокуратора не боится. Схватили Иоанна в Иудее или нет?

— Некоторые говорят, что Ирод выманил Иоанна во дворец в Махерон. А это его область.

— Да, иначе сразу бы донесли Пилату, — скорняк стал говорить тише, и кольцо вокруг него сжалось. — У меня жена вчера была у сестры в Капернауме, вернулась поздно. Она как пчела — с утра на рынок летит слухи собирать, там всё гудит от этих пчёл. А потом она меня этим мёдом кормит. Так вот, все разговоры в Капернауме про это. Говорят, Ирод скрывал связь с Иродиадой от своей жены, а Иоанн везде обличал его. А Фазелис — это жена Ирода, гордая набатейка, дочь царя Ареты. Так Ирод боялся, что она узнает и прибежит к отцу жаловаться, вот и арестовал Иоанна, но она всё равно всё узнала и сбежала к отцу. Арета теперь собрался на Ирода войной из-за оскорбления, а у него войско-то посильнее Иродова. А Иродиада в отместку не побоялась убить Иоанна.

— Вот змея.

Больше Иаков ничего не знал про казнь Иоанна. Толпа опять разбилась на группы, и обсуждение новости продолжилось намного громче и оживлённее. Нельзя было понять, кто говорил — из общего гомона выделялись самые звонкие голоса.

— Выходит по всему, что Иоанн не машиах?

— Да он и сам говорил, что не он.

— А кто же? Он проповедовал царство Божие, говорил: покайтесь, близко уже. И крестил.

— Сказал, что придёт после него некто, кто очистит всех не водой, а огнём. И ещё духом.

— Огнем — понятно. А духом, это как?

— Ну ты даёшь, Фаддей! Не знаешь, как? Ты же завидуешь Малке из Вифании, что у него жена такая красавица.

— Ах ты сволочь!

Один из толпы, видимо, Фаддей, невысокий рыжий мужичонка, подпрыгнул и обеими руками толкнул в грудь собеседника, который был значительно выше и крупнее.

— Постой, постой, Фаддей. Это я для примера. Вот ты набросился, горишь от злобы. Прости.

— Какого примера, сволочь! — Фаддей, как маленький петушок, взъерошился и стоял напротив большого и спокойного, готовый прыгнуть.

— Прости, это шутка. Шутка. Видишь, ты меня убить был готов. Это дух всё.

— Дух? Да это ты, а не дух никакой, — Фаддей быстро остыл и уже смотрел на собеседника просто с укором.

— Ну я… и дух, который в тебя вошёл. Гордость там, злоба… Нечистый дух, словом. Гордый ты, Фаддей — готов убить, если что. А от машиаха будет другой дух, святой.

— А откуда он его возьмёт? От Бога, что ли?

— Бог помажет его. Всякое благо от Бога, и дух святой тоже. Пророки говорили, что козлёнок будет со львом вместе, и аспиде ребёнком. И не будут друг другу вредить. Дух всё меняет. Он этим духом будет очищать.

— Ага, ну и ба-асни…

— Может, и басни. А может… увидим ещё.

Эпизод 2. Слухи о воскресении Иоанна. Зелоты.

Через месяц. Площадь Капернаума. Большая толпа по обычаю собралась возле синагоги. В центре Анания, Еремей, Иосиф, Левий обсуждают новости:

— К Иисусу теперь не пробиться, столько народа.

— Говорят, это Иоанн воскрес.

— Ага, это Ирод пустил слух: якобы Иисус — это воскресший Иоанн.

— Неужто верит в воскресение?

— Это он для народа. Народ зол на него за Иоанна — как бы бунт не случился. А если Иоанн жив снова, какие вопросы к Ироду?

— Хитёр царь. Многие-то и не знают, что Иисус объявился здесь, когда Иоанн ещё жив был.

— Жив-το жив, да уже был в тюрьме, где-то в Махероне. А нынче убит. Получилось, что Иоанн пропал, а Иисус появился. Вот и верит народ слухам про воскресение Иоанна.

Среди собравшихся у синагоги было немало пришедших из других мест. Они внимательно прислушивались, что говорили местные. Анания и Еремей, как обычно, задавали тему:

— Кто родом из Капернаума или рядом, те знают, когда здесь Иисус проповедь открыл. А нынче здесь народ не местный. Вот и выдумывают. У Иисуса — вон, родственники в Назарете. Какой же он Иоанн?

Толпа одобрительно загудела. Когда Иисус только появился в Капернауме, Еремей был в лагере скептиков. Он был стар и старался соблюдать правила, но со временем стал большим поклонником назорея:

— Иоанн не исцелял никого. А у Иисуса явно сила от Бога.

Анания же более почитал Иоанна, нежели Иисуса-назорея:

— Иоанн крестил назорея в Иордане. Иисус везде, где появляется, только и говорит, что о грядущем царстве небесном — этому Иоанн первый стал учить. И ученики Иисуса проповедуют покаяние по всей Галилее, как Иоанн.

Кто-то из толпы поддержал Еремею:

— Иисуса тоже за пророка почитают все. Вот уже несколько месяцев, как он проповедует.

— Всего-то? Иоанн больше. Я ж и говорю — Иисус появился, как только Иоанна взяли, — Анания обвёл взглядом толпу.

— А сколько же Иоанн был в темнице?

— Сколько? Да не так долго, — присоединился один из пришедших из Иудеи.

Он едва говорил на галилейском наречии, к тому же шепелявил. Получилось смешно, кто-то в толпе хихикнул. Но он привык и не обращал внимания:

— Иродиада всё искала случая убить его, и ей удалось прямо в день рождения Ирода. А прошлый раз Ирод в Риме праздновал свой день рождения — пир там большой устроил. Сказывают, оттуда он эту змею и притащил. Так что много меньше года Иоанн был в темнице.

Разговор поменял направление. Опять стали обсуждать Иисуса. Он был главной новостью всё последнее время.

— Заметили, что чудеса назорея возрастают в силе? Сначала он изгнал беса из Авдея, от лихорадки исцелил тёщу ученика, потом даже прокажённого и паралитика одного. Не знаю, верить ли? Сказывают, что ученики едва не утонули с ним в лодке — так он и бурю остановил.

— Елисей-пророк стихиями повелевал, почему Иисус не может? Елисей и прокажённого Неемана исцелил. Бог над всем властен, кому хочет, тому и даёт силу, — вставил своё слово Иосиф, хозяин рыбной лавки и в какой-то степени даже местный богослов.

— А сын вдовы из Наина? Его-то уж хоронить несли. Неужто правду говорят?

— Ты веришь, что Елисей и Илия воскрешали мёртвых? Видно, и назорей из великих пророков, — Иосиф стоял на том, что Иисус в самом деле совершал чудеса, как великие пророки.

— А мне ученик Хиллеля сказал, что учитель его возмущался, когда услышал про чудо в Наине. Говорит, не должен назорей к трупу прикасаться. Так по закону. А если это чудо не от Бога?

— Как не от Бога? После таких-то чудес никто и слушать не хочет, что в нём дух бесовский. Опять из Иерусалима фарисеи стали похаживать к нему — как на диковинку приходят смотреть. И заметил? С интересом слушают, что он говорит.

— Рассказывали, он пятью хлебами накормил пять тысяч.

— Может, и правда, я не слышал.

— Елисей однажды двадцатью ячменными хлебами накормил сто человек, а имел благодать вдвойне от Илии. Иисус всех превзошёл. Перемены грядут — великого пророка Бог послал Израилю, — опять показал свою учёность Иосиф.

— А куда назорей отправляется?

— Почему ты решил?

— Так Клеопа здесь.

— И что?

— Так он всегда приходит, если Иисус куда-то собрался. Когда с ним кто-то идёт, их часто кормят в селениях без всякой платы. А если нет, так Иисус не даст пропасть, как давеча с хлебами. Клеопа хитрее мытаря.

— Неужто?

— Так говорят. Смотри-ка, целая толпа подошла из Хоразина. Ага, их Иуда Искариот привёл за исцелением. Подошёл к Иисусу, поцеловал и на них рукой показывает. Есть слухи, что он за это плату берёт. А отделяет себе или нет, кто знает?

— Клевета, он идейный. Хотя, может, и берёт на цели борьбы? Я слышал, он с зелотами знаком.

— Да. И любит представляться как Иуда Галилеянин-правда, когда зелотов нет рядом. Помните, был такой мятежник Иуда Галилеянин? Он был учёный, как Иисус. Теперь его сыновья в зелотах, а Менахем возглавляет сикариев. Эти — так просто головорезы, — невысокий толстый Соломон из самого крайнего дома на севере Капернаума редко оставался после молитвы и сразу бежал домой. Шутили, что жена его строга и за опоздание лишает на месяц близости. На этот раз он остался.

— Соломон, тебя жена отпустила? Смотри, не завела ли кого?

Соломон даже бровью не повёл и продолжал:

— Но кто они против Иисуса? Разве они исцелили кого?

Фаддей сочувствовал зелотам — его отец был казнён римлянами после восстания. Он тут же вспыхнул:

— Исцелили? Ах ты… Да они умирали за царство Божие!

Остальные спокойно продолжали сплетничать.

— Иисус пророк и не знает, что его ученик сочувствует зелотам? — А им многие у нас сочувствуют. Вот, посмотри на Фаддея.

И что?

— Но Иисус же против насилия.

— Против. Но я думаю, он знает всё про Иуду. Он его, кстати, и прозвал Искариот. Иуда не любит это прозвище — сразу ясно, что он не галилеянин, а из предместий Иерусалима.

— А остальные? Тоже за зелотов?

— Да нет. Он да ещё Симон, прозванный Зелотом, — такой же, из двенадцати, которые всегда с Иисусом. Остальные — мирные.

— Может, и так. Но Иисус странный всё-таки. Почему он его выбрал?

Солнце припекало. Народ ещё посудачил и стал расходиться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от режиссёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я