Эта фраза про «Деда Мороза» – абсолютно подлинна и исторически достоверна. Прозвучала она в тот самый момент, когда жизнь начинающего артиста висела буквально на волоске. Однако, чудом выбравшись из той переделки, я понял про профессию артиста главное – что это самая прекрасная, самая сложная, самая опасная, чудовищно несправедливая и фантастически интересная стезя. И, однажды испив этот терпкий актёрский коктейль, ты уже не сможешь жить нормальной человеческой жизнью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дед Мороз, ты ох… ел?! Или как стать актёром и что такое импровизация? Актёрские тайны и режиссёрские хитрости! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА 5. Почему трудно переиграть детей и животных?
Откуда берет начало эта «формула» толком не понято. Может даже это и не совсем так (переиграть можно). Но в этом высказывании заключена довольно правильная мысль, а именно — дети и животные сами по себе сценически выразительны. И выразительны не красотой, не артистическими умениями, а самим фактом своего существования, своей органикой и своей природной свободой. То есть, если еще более оголить эту мысль, то — любое существо красиво, когда оно свободно. Свободно в абсолютно природном смысле этого слова, когда оно естественно, когда не пытается быть лучше, интереснее, оригинальнее, чем есть на самом деле. То есть красиво всё, что естественно, что возникает спонтанно и движимо неким органично возникающим импульсом. Как красиво море — в холодной дождливой слякоти, в бурном урагане или в тихом, мерном шёпоте волн южного заката. Как красив лес — в осенней тишине, в снежной пушистости или в липкой весенней зелени. Как красив парящий в восходящих потоках орел или мокрый воробей, купающийся в луже. Все естественное красиво — мир красив.
Но почему же из всех живых существ, только нам знакомо это слово — зажим. А за зажимом — наигрыш и фальшь. Ответ по научному точный займет много времени и сил (пожалуй, даже пару диссертаций можно было бы защитить). Для краткости обозначим диагноз так — такова природа человека разумного, таково влияние на нашу особь морали, культуры, социальных правил и условностей, религии, запретов и страхов — всего того клубка, который вяжет нас по рукам и ногам и заставляет быть послушным членом общества. И в целом это правильно — для общества такие мы, безусловно, удобнее. А вот для нашей индивидуальной творческой свободы это, увы, вредновато. Собственно поэтому существа не связанные этим грузом — те самые «дети и животные», вызывают у нас столько артистической зависти. Им больно — они рычат и плачут, им весело — они хохочут, прыгают и машут хвостом. Они выражают свои чувства искренне и не стесняясь. Вот, именно к этому я и веду! Именно этому необходимо научится заново, если появилось желание стать артистом. Научиться тому, что мы когда-то умели, но забыли. Искренности!
Впрочем, это относительно не сложно. Совсем не обязательно напиваться до «животного состояния» или «впадать в детство». Надо всего лишь попробовать проанализировать — чем же именно занимаются «братья наши меньшие», когда так интересно и свободно живут, когда охотятся, нападают, защищаются или убегают? На самом деле, все очень просто — У НИХ ОЧЕНЬ НАПРАВЛЕННО УСТРОЕНО ВНИМАНИЕ. Я бы даже сказал профессионально «направленно»! Что я имею ввиду? А вот что — они не заняты самооценкой. Они не смотрят на себя со стороны. Не думают — «правильно ли я себя веду»? Или — «что подумают и скажут окружающие»?
Наглядный случай приключился со мной недавно в зоопарке. Точнее не со мной, а с одним раскованным орангутаном.
Прогуливаясь вдоль вольеров со львами и медведями, наблюдая за всякими сусликами и лошадьми Пржевальского, я нечаянно добрел до братьев по разуму — до приматов. И первым делом узрел не самих хозяев этого уголка, а двух волшебных персонажей — два паренька пролетарской наружности чем-то бурно восторгались, держась за прутья клетки (Находясь, конечно, снаружи. Хотя в той ситуации они органично смотрелись бы и с другой стороны.) Они с таким увлечением разглядывали что-то внутри вольера, с таким неописуемым детским восторгом реагировали — охали, ахали, и похохатывали, корчили рожи и довольно идиотски таращили глаза, что я не мог пройти мимо и тоже устремился к ним. Картина, которую я узрел, была действительно довольно выразительна — посреди клетки, возлежал вальяжный, расслабленный и очень довольный орангутан, который занимался двумя важными делами сразу — первое — он мастурбировал! Правда делал он это довольно лениво. Гораздо больший энтузиазм у него вызывала реакция двух гоминидов снаружи клетки. Он делал несколько ленивых эротических движений, а потом с воодушевлением наблюдал за произведенным эффектом — хлопцы похрюкивали и похихикивали, бурно комментировали каждое движение и, кажется, даже давали ему советы в этом непростом упражнении. Словом орангутан нашел своего зрителя и даже подобрал к нему «ключик». И главное — он с ними играл. Не они его, а он их изучал! И вот это было самое забавное и парадоксальное.
Заметьте, орангутан действовал абсолютно по актерски правильно. Он был расслаблен, но сосредоточен и увлечен. Увлечен исследованием этих застенчивых и закомплексованных сапиенсов! И у него было очень правильно направлено внимание — на выполнение главной задачи: рассмешить и развлечь этих чудаков, и развести их на бонус в виде банана. А как он выглядит, кто-что о нем подумает и скажет — это его абсолютно не волновало. Главное — действие и результат. Главное — рассмешить и привести публику в восторг. Ну и заработать «ватрушку», конечно.))
Шутки-шутками, но у животных артисту есть очень много чему поучиться. Но основное — это направленность внимания! Они следят только за тем, чем занимаются: на охоте — за жертвой, в драке — за соперником, в цирке — за дрессировщиком, в любви — за партнёром. Все их чувства сосредоточены на слухе в момент опасности, на запахе при поиске пищи. И поэтому они так красивы и грациозны — они свободны от самооценки и самокритики. Они свободны и поэтому так выразительны.
Отсюда первый совет — надо учиться управлять СВОИМ ВНИМАНИЕМ. Тренировать умение концентрироваться на одной цели, на одном действии целиком и полностью. Не отвлекаясь на другие объекты, не расслаиваясь во времени, не рефлексируя прошлое и не предполагая будущее. ВАЖЕН только «сей момент» — только внешний объект и только взаимодействие с ним. Как только это получится, вы почувствуете себя очень сильным — и это правильно. Так и должно быть. Именно об этом говорил Архимед Сиракузский — «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю».
Вот мы и подошли к главному термину артистической кухни — к «актерскому вниманию». Это действительно ключевое умение и ключевой актерский инструмент. И поэтому чуть позже я посвящу ему отдельную главу.
А до этого мы обсудим — секс!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дед Мороз, ты ох… ел?! Или как стать актёром и что такое импровизация? Актёрские тайны и режиссёрские хитрости! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других