Наши забавники. Юмористические рассказы

Николай Лейкин, 1879

Отмечаемые сатириком-классиком конца XIX – начала XX века Николаем Александровичем Лейкиным людские пороки, добродетели и причуды ничуть не изменились со временем, хотя с тех пор и минуло уже более ста лет. Многие типажи, поднимаемые в его творчестве, все так же актуальны сейчас, как и тогда: раздражающая публика в местах культурного досуга, специфическая публика, откликающаяся на объявления, любители давать непрошеные советы, оказывающие назойливое внимание посторонние, ревнивцы, хвастуны и пьяницы. Тут же и животрепещущая тема эпидемий и способов людей справляться не только с заболеваниями, но и с массовой паникой. Кроме созвучных с современными отражаются в текстах и другие темы, за счет интересных бытовых деталей дающие яркое, живое представление об ушедшей эпохе.

Оглавление

Около дачной иллюминации

Лесной. Прекрасный теплый вечер. Одна из хорошеньких затейливых дачек убрана горящими фонарями, шкаликами. В саду играет военный оркестр, на балконе дачи виднеются нарядные гости, поставлена закуска с батареей бутылок, официанты разносят сладости. На аллее против палисадника толпится народ: кучера, горничные, кухарки, но есть и дачники с женами, пришедшие посмотреть на иллюминацию. Некоторые так и уткнулись носами в решетку сада. Идут толки, разговоры; прислуга сплетничает и «цыганит» господ.

— Вот этот толстенький, что с цигаркой-то в зубу, — сам хозяин будет, а эта длинная селедка — жена его, — рассказывает какая-то кухарка.

— Купцы? — задает кто-то вопрос.

— Нет, доктора из самых что ни на есть заядлых немцев. Хозяйка — жид, а не барыня: сама кучеру овес выдает. Ей-богу! Другую такую скаредную поискать еще. Теперича сама за говядиной ходит и из-за пятачка готова мяснику глаза выцарапать. Не знаю, как они на лиминацию-то с музыкой решились. Гляди, как бы завтра не удавились оба с убытков-то.

К компании горничных в светлых ситцевых платьях подходит кучер с гармонией.

— А мы так со своей собственной музыкой. Курносому сословию почтение! — раскланивается он. — Казачка поплясать не хотите ли?

— Пожалуста, эти серные куплеты бросьте и идите своей дорогой, потому что они к нам не касаются. Вы в своем интересе, а мы сами по себе, — огрызается миловидная горничная.

Кучер презрительно скашивает глаза.

— У, волчья шерсть! Туда же, барыню разыгрывает, — цедит он сквозь зубы. — За чиновника из топтательного департамента замуж сбираешься, что ли?

Тут же две бабы. Одна из них качает головою и повествует товарке:

— И живет она, Дарьюшка, у этих самых жидов в кормилицах, и целые-то дни убивается. Прибежит это к нам в дворницкую и заплачет. «Господи, — говорит, — что мне на том свете будет за то, что я жидовского ребенка христианской грудью кормлю!» А житье хорошее: одежи гибель, пищи вволю, и вся с господского стола.

— Зачем же она к жидам в кормилицы-то пошла? — возражает другая баба.

— Да надули ее, сказали, что немцы, а потом оказалось, что жиды некрещеные.

Официант пронес на подносе ягоды.

— Господи! — всплеснула руками кухарка. — Вот сквалыги-то! Клубника по восьми копеек фунт, а они вздумали ею гостей потчевать! Настоящие немцы! Говорят, и доктор-то он по скотской части.

— Да это не клубника, a «Виктория», — замечает лакей.

— Ну вот! Будто я клубники от «Виктории» отличить не могу!

— А я вам говорю, что «Виктория», потому видел даже, как баба принесла им ее с огорода. Конечно, коли бы ежели они были настоящие господа, то могли ананас купить, но все-таки это «Виктория», а не клубника.

Начинается спор. Кухарка корит лакея «ваксой», тот ее — «мутовкой». Другая кухарка просовывает руку в решетку и манит к себе солдата-музыканта.

— Кавалер, кавалер! — говорит она. — Подите сюда! Нельзя ли нам от официанта пару ягод достать, чтоб спор разрешить? Они вот говорят, что это «Виктория», а мы за клубнику стоим.

Солдат улыбается и крутит ус.

— А вы позовите меня в воскресенье к себе в гости кофий пить, так я вам не токмо что две ягоды, а целый фунт вам в презент предоставлю, — шепчет он.

— Подите вы! — жеманится кухарка. — Как же я вас к себе позову, если вы для меня встречный-поперечный и даже совсем не знакомый.

— Теперь незнакомый, а приду, так и познакомимся. Где вы живете?

— Зачем же я вам буду говорить? Это очень конфузно с первого раза. Я живу по Косому переулку, дача № 137.

— Ну вот, значит, я приду в воскресенье, — любезничает солдат.

— Прийти придете, а меня все-таки не разыщете, потому моего имени не знаете. Вы будете искать какую-нибудь Наталью, а я Татьяна.

— Я Татьяну и спрошу.

— Тоже можете ошибиться. У нас на дворе две Татьяны. Я у купцов живу, а другая Татьяна — у аптекаря.

— Тогда я к купеческой Татьяне и приду. По Косому переулку, дача № 137? Верно?

— Конечно, верно… Только не стыдно это вам чужие адреса насильно выведывать? — продолжала жеманиться кухарка. — А еще военный!

Капельмейстер стучит палочкой. Музыкант со всех ног бросается к пюпитру. Раздаются звуки кадрили, подбивающей на танцы.

— Ну, скажите на милость! Ведь выведал-таки, где я живу! — не унимается кухарка. — Вот срам-то, ежели придет.

— Послушайте, как вас? Анны Пелагевны! Давайте сейчас танцы танцевать вот на этом помосте через канавку, — обращается лакей к компании горничных.

— Ну вот! Не навидались мы танцев, чтоб нам при всем народе на улице трястись! — презрительно отзывается опять все та же миловидная горничная.

— Что вы за царевна-недотрога, позвольте вас спросить?

— Не царевна, а просто нам эти танцы и в Приказчичьем клубе, и даже с настоящими кавалерами надоели! Мне наш барин завсегда билетов сколько хочу дает.

— Что вы бахвалитесь-то! Ваш барин на вас как-то раз плюнул по ошибке, а вы уж сейчас в себя головное воображение забрали и заважничали! Фря!

— Ошибаетесь! Мне наш барин даже золотые часы с цепочкой подарил!

— Коли подарил, так, значит, за уксусное поведение. Барская барыня! Тьфу! И больше ничего!

— Пришпандорь ее! Пришпандорь ее хорошенько! — кричит лакею обиженный горничной кучер.

На балконе у гостей танцуют.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я