Мимо проплывают пары, скачут удалые тройки, проносятся четверки. Шестерки услужливо склоняются перед кем-то, отсюда не вижу – перед кем.Сижу за столиком, потягиваю кофе, на альбомном листке передо мной замирает город, еще серый, карандашный, еще сам плохо понимающий, что он – город.Мимо окна несется целая дюжина, вон добрый десяток пробежал. Кто это выдумал – добрый Десяток, сколько живу, ни одного доброго не видел, все они злющие, как с цепи сорвались…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Так поют сентябри предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Корень из минус трех часов
— Где вы были в половине первого?
Это у падчерицы спрашивают. Это я случайно узнал, что она падчерица. Я тут вообще только что появился, меня автор только что придумал.
Но про падчерицу я знаю.
И вот инспектор её спрашивает:
— Где вы были в половине первого?
— Я была в башне… читала… книгу… слушайте, честное слово, название не помню, честное слово…
— Ладно, ладно… Почтенный викарий, а где вы были в семь тридцать?
— Я был у себя в кабинете. Писал письмо…
Мне кажется, я ослышался. Уже хочу поправить инспектора, но не успеваю — он уже поворачивается к хозяйке:
— А где вы были в восемь утра?
— Ой, я еще спала… понимаете, сегодня же выходной…
— Так вы же по сюжету не работаете?
— Ну… тем более, святое дело поспать.
— А где вы были без четверти два?
Это ко мне обращаются. Смотрю на часы, которые показывают девять вечера.
— Я… без четверти два меня еще автор не придумал.
— Понятно… что же… будем продолжать следствие…
— А… можно вопрос?
Люди из гостиной расходятся, каждый по своим делам, на самом деле их больше, чем викарий, падчерица и хозяйка, тут человек десять в доме, только читатель все равно всех не запомнит, слабенько их автор продумал, поэтому — хозяйка, падчерица и почтенный викарий. А на викария вы не смотрите, что он почтенный, ему двадцать лет всего…
— А… можно вопрос?
Это я обращаюсь к следователю. Следователь у автора еще какой-то недопридуманный, что-то среднее между Эркюлем Пуаро и Шерлоком Холмсом, если так вообще бывает.
— Конечно, мой юный друг.
— Вы… спрашивали у них разное время…
— Да, мой юный друг.
— Но… почему?
— Мой юный друг, вы еще многого не знаете о нашем мире… давайте я посвящу вас в тайны этого дома…
— А что здесь произошло?
— Убийство, мой юный друг. Убийство.
— Кого… убили?
Следователь непонимающе смотрит на меня. Похоже, я сморозил что-то не то.
— И да, — спохватываюсь, — я не юный… автор задумал, что мне за шестьдесят…
А в доме убийство.
Кто его пустил, неизвестно, да и вообще, кто сейчас признается, что это он замешкался, недосмотрел, убийство пустил. Убийство, оно такое, в щелку проскользнет, когда двери закрываешь, кажется тебе, что идет кто-то сзади, поднимается по ступенькам в промозглой осенней сырости, придержишь дверь, — входите — а никого нет.
А потом бац — в доме убийство. Сидит, греется у камина, ждет своего часа, чтобы случиться.
Ну конечно, убийство же просто так не случается, повод какой-то нужен, вот и смотрит убийство, прислушивается к хозяевам дома, кто кого потихохоньку ненавидит, кто о каком наследстве мечтает, кто месть затаил, у кого богатая тетушка все никак на тот свет не отправится…
Убийство приглядывается, причувствывается, прислушивается, — неужели ничего — а нет, нет, вот, хозяин дома устал разыгрывать роль влюбленного супруга…
И началось.
Нет, еще не убийство.
Убийство только ждет своего часа. Как же оно может случиться при всех, вон, сидят все в гостиной старшая дочь на скрипке играет, отец семейства трубку курит, мать семейства вяжет…
Убийство выжидает.
Ждет.
Когда все уйдут, когда в комнате никого не останется. Убийство, не может же оно на глазах у всех случиться…
–…что говорите? Кому-то яд можно подсыпать? Да где его взять, яд, нету в доме яда, то-то же.
Так что убийство ждет.
Вот отец с матерью почивать пошли.
Вот у старшей дочери мигрень разыгралась.
Вот викарий поднялся по лестнице в башню.
Падчерица вышла…
Вот и не осталось никого, — комната пуста.
Убийство вступает в свои права, вот теперь-то оно случится, вот теперь-то оно произойдет…
Вот теперь…
Теперь…
Теперь?
А как же оно происходить-то будет, убийство-то, если нет никого, а?
Кто же убивать будет?
Кого?
Глупое, глупое убийство, что оно натворило, вот так и не произойдет…
— Где вы были в одиннадцать вечера?
Это я у падчерицы спрашиваю.
— На кухне… посуду мыла…
Настораживаюсь, что-то не сходится, что-то, что-то…
А.
Ну да.
— А прислуга в доме зачем?
— А Агнессы в этот вечер не было, она к матери на именины пошла…
Агнесса, Агнесса… припоминаю, была ли в доме какая-то Агнесса, сейчас уже и не вспомню. Были бы в начале книги расписаны действующие лица, было бы проще…
— А где вы были без четверти девять?
— Я ворошила угли в камине.
— Гхм… и откуда вы это так хорошо помните?
— Так над камином часы висели, на них без четверти девять было.
— Да будет вам известно, эти часы отстают на полчаса. И где вы были… за полчаса до этого?
— М-м-м… а вот, цветы в саду поливала.
Думаю, надо бы проверить, есть ли в саду какие-то цветы.
— А что вы делали в тридцать два?
Падчерица вздрагивает:
— Что вы, мне восемнадцать всего.
Я про время.
— А-а-а, про время… Выходила в булочную.
— А в сорок восемь — сто семьдесят вы что делали?
— Ой… кажется, спала в это время.
— А в двести — триста восемнадцать?
— А в это время булочник пришел…
— Стойте-стойте, вы же сами сказали, что в булочную ходили, так зачем еще булочник приходил?
— Так он к мачехе приходил. Они пожениться хотят, вот он и приходит…
— Ваша мачеха… вдовствующая графиня… и булочник?
— А что, булочник, не человек, что ли? Он знаете, какой человек душевный, второго такого поискать…
— А в минус пятнадцать вы что делали?
— Падчерица вздрагивает:
Окститесь, какие минус пятнадцать, только октябрь сейчас…
— Да нет. Я про время.
— А-а-а… слушайте, не помню… а нет… кофе варила.
— Ну, хорошо… а в минус корень из трех что вы делали?
— М-м-м-м…
–…не помните?
— Нет, что вы…
— Думаете, что соврать?
— Да нет же…
— Тогда…?
— Ах так? Правду хотите знать? Ну, вот вам, вот вам — я целовалась на лестнице с викарием! И он подтвердит!
— Вот как? — киваю следователю, — викария пригласите, будьте добры!
Входит викарий, переглядывается с падчерицей, неспроста это, неспроста…
— Почтенный викарий… где вы были в минус корень из трех?
— В ми… силы небесные, вы меня с этими временами вообще с ума сведете… сказанули тоже… сейчас, сейчас вспомню… а, ну конечно же… писал письмо ректору…
— Вы лжете.
— Э-э-э… я газету читал.
— Лжете.
— Я… мне сестра позвонила…
— Лжете. Телефон еще не изобрели.
Падчерица вздрагивает:
— Да скажи им…
— Ах так… ну хорошо… я с Элизабет целовался, вот что… жениться мы хотим…
Хозяйка дома вздрагивает, настороженно смотрит на викария, да достоин ли викарий её падчерицы, а то с виду, конечно, благочинный молодой человек, да кто ж его знает… Я отчаянно припоминаю, а можно ли викарию жениться, а то может, у них обет безбрачия, да и вообще можно ли в двадцать лет дослужиться до викария. Да мало ли, если в этой реальности есть время минус пятнадцать и сорок три сорок два, то и викарий в двадцать лет жениться может…
А.
Вот оно что.
— Вы лжете.
Это я говорю падчерице и викарию:
— Вы лжете.
— Но…
— Лжете.
— Почему?
— Очень просто… я спросил про минус корень из трех…
— Ну да.
–…а в вашей реальности нет такого времени! У вас используют корни только четных чисел.
Падчерица и викарий вздрагивают.
Повторяю:
— Четных чисел. Так что вы лжете.
— Мой юный друг…
Уже даже не поправляю, что никакой я не юный.
–…ловко вы раскрыли это дело.
Спохватываюсь:
— Не было никакого дела… они же… убийство так и не случилось.
— Верно, мой юный друг. Убийство дождалось, пока никого не будет… и некому было убивать.
— Но падчерица и викарий…
— Да. Падчерица и викарий.
— Они не встретились.
— Не встретились.
— Потому что такого времени нет.
— Такого времени нет.
— А это значит…
–…что его нужно сделать.
— Что, простите?
— Его нужно сделать.
— Но… зачем?
— Чтобы они встретились.
Понимаю.
Начинаю думать, как сделать минус корень из трех часов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Так поют сентябри предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других