Моисей Хасминский. Скульптура и графика

Ирина Михайловна Соловьёва

Книга знакомит с творческой судьбой российского скульптора Моисея Семёновича Хасминского, начавшего реализовывать свой скульпторский талант с начала 50-х годов ХХ столетия. Это было благодатное время, когда дух новизны и изменений, витавший в атмосфере с середины двадцатых годов ХХ века, пронизывал собою всё и вся, наполнял сознание художников новыми идеями и ви́дением. В новой России семимильными шагами шло преображение значимости скульптуры в жизни общества и человека…

Оглавление

Строгановка: путёвка в жизнь

Отгремели салюты победы, прошёл по Красной площади парад победителей, бросив фашистские штандарты и знамёна к подножию мавзолея В.И.Ленина — сердцу многонационального народа СССР. Уже с лета в столице стала налаживаться мирная жизнь: открывались магазины и кинотеатры, школы и различные ВУЗы. Осенью 1945 года в Москве возобновляет свою учебную деятельность знаменитая Строгановка — художественное училище, основанное ещё в 1825 году графом Строгановым. Был объявлен первый послевоенный набор. В июне 1945 года, окончив машиностроительный техникум, Хасминский сразу подает документы в Московское высшее художественно-промышленное училище, то самое бывшее Строгановское, славившееся в те годы легендарным преподавательским составом: В. Е. Егоров, Г. И. Мотовилов, С. В. Кольцов, М. М. Поляков, Н. Н. Соболев, З. Н. Быков, С. Е. Герасимов, П. В. Кузнецов, А. В. Куприн и другие. «Многие бывшие „строгачи“ были приглашены на преподавательскую работу, отозваны прямо с фронта или из других городов страны. Надо было воспитывать новых молодых художников».4

Желающих поступить в Училище в тот год было очень много. Среди абитуриентов много фронтовиков. Несмотря на успех первых шагов в искусстве лепки в Доме пионеров, Хасминский решает продолжать обучение в Строгановке. С этого момента все его мысли обращены в сторону поиска новых знаний для овладения станковой скульптурой. Постепенно он начинает открывать для себя и другие материалы для лепки. После многочисленных экспериментов, будущий мастер все-таки останавливается на глине, возможности которой идеально сочетают в себе все необходимое для работы, позволяя свободно формовать произведение, отливать в бронзе, а затем доводить до совершенства с помощью шлифовки. Помимо этого, фактура бронзы способствует получению оригинальных световых эффектов на поверхности скульптуры. Студенты Строгановки, как, впрочем, и другие учащиеся художественных училищ, часто любили ходить в музеи — для них это была большая школа дополнительного образования. Но в 1949 году музеи Анны Голубкиной и Нового Западного Искусства оказались закрытыми.

Успешно пройдя серьёзные вступительные экзамены на отделение монументальной скульптуры, Моисея Хасминского в сентябре зачисляют на скульпторский факультет. Редко кому удавалось тогда, да и сейчас поступить в Строгановку с первого захода, а Моисею удалось. Солидная приёмная комиссия, в состав которой входили деканы факультетов и представители партийных и профсоюзных организаций, возглавляемая ректором, с большим вниманием относилась к каждому абитуриенту: сначала проводилось персональное собеседование, затем смотрели работы каждого поступающего по рисунку, живописи и композиции, задавая вопросы и подолгу обсуждая представленные работы… Что тут скажешь, волнительная и напряженная пора для всех!

Радости новоявленного студента нет предела, Моисей с головой погружается в учебу, стремясь вобрать в себя тонкости непростого мастерства, постигая все грани натуры. Жизнь в училище кипела, «даже в полночь можно было застать десяток студентов в скульптурных мастерских».

В скульпторских мастерских МВХПУ 50-х. Фото из книги Холмянского Л. М. «Мысли и образы»

Студенты всех отделений, в т.ч. и скульпторы, обязательно занимались живописью, т.к. учебная программа требовала всесторонней подготовки молодых художников широкого профиля. Живопись у лепщиков вёл Павел Варфоломеевич Кузнецов — человек огромной живописной культуры и мастерства. Очарованный занятиями Кузнецова, студент Хасминский старался как губка впитывать каждое слово, когда Павел Варфоломеевич, взяв кисть, давал наглядный урок живописи, при этом объясняя, что «кистью нужно касаться холста нежно, легко и трепетно». Студенты ценили эти незабываемые уроки мастерства. Время, проведённое на лекциях и семинарах П.В.Кузнецова воспринималось Хасминским, как чудо — настоящий праздник для глаз и души. «Как это у Вас получается?» — восхищались первокурсники живописью Кузнецова. «У меня подушечки пальцев руки такие, как у скульптора, иногда, вместо кисти, могу легко и нежно размазать краску по холсту. Ведь лучшая кисть живописца — это его пальцы — через них мозг направляет мысль художника на холст. А вообще нужно подходить к холсту для работы, как к любимой женщине». Кузнецов не раз повторял, что художник непременно должен регулярно и много работать, и даже тогда, когда нет красок под руками: «Всегда, где бы вы ни были, вы должны как бы писать глазами и умом, как пианист, не имея инструмента, тренирует свои пальцы на доске или столе…». Эти уроки Кузнецова Моисей запомнил на всю жизнь, и где бы не находился, он в сочетании с лепкой по памяти, постоянно создавал все новые и новые разнообразные формы жанровой скульптуры.

Моисей очень любил уроки живописи Кузнецова, с удовольствием посещал занятия, стараясь добросовестно выполнять все задания. В семье сохранился альбом с работами этого мастера, подаренный самим Павлом Варфоломеевичем Хасминскому-студенту. Видя в себе способности к живописи, Моисей искренне сожалел, что на скульпторском отделении они проходили в укороченной, крайне сдержанной форме, не позволяя в полном объёме заниматься этим удивительным искусством. Маловероятно, что сохранились живописные студенческие этюды Хасминского, но он по-прежнему хранил и любил просматривать альбом с работами своего учителя Павла Кузнецова, хранящийся в его домашней библиотеке.

Примечания

4

Холмянский Л. М. Мысли и образы. — М.: СканРус, 2006. — 288 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я