Моисей Хасминский. Скульптура и графика

Ирина Михайловна Соловьёва

Книга знакомит с творческой судьбой российского скульптора Моисея Семёновича Хасминского, начавшего реализовывать свой скульпторский талант с начала 50-х годов ХХ столетия. Это было благодатное время, когда дух новизны и изменений, витавший в атмосфере с середины двадцатых годов ХХ века, пронизывал собою всё и вся, наполнял сознание художников новыми идеями и ви́дением. В новой России семимильными шагами шло преображение значимости скульптуры в жизни общества и человека…

Оглавление

Скульптор Моисей Семёнович Хасминский

Родился будущий скульптор 9 сентября 1926 года, в городе Невель Витебской губернии (ныне Псковская область). Моисей рос вторым сыном в семье. Заложенная природой скульпторская жилка стала активно проявляться в нём ещё в детстве, а наблюдательность, смелость духа и способность мечтать, предопределили в нем формирование сильной творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью и целеустремлённостью ещё со школьной скамьи. Мальчик рано начал рисовать и лепить фигурки из пластилина. И несмотря на то, что путь в профессиональное искусство был для него долгим и непростым, он настойчиво двигался к намеченной цели. И пусть его ранние работы далеки от совершенства, но вне всякого сомнения в них хорошо видны характерные для будущего мастера пластичность и чувство объёма в сочетании с присутствующим в каждой, реализмом формы.

С душевным трепетом касаюсь семейных архивов Хасминских, рассматриваю фотографии, сделанные в начале двадцатого века, читаю письма с фронта старшего брата Исаака, написанные простым карандашом. Поражают аккуратно сложенные в папку из твёрдого, плотного картона с шелковистыми завязочками (сейчас такие не делают, все больше пластиковые), много лет бережно хранимые документы, отражающие важные вехи семьи Хасминских, начиная от похвальных грамот детей, их контрольных школьных работ, ведомостей с оценками знаний и поведения, кратких автобиографий и до сохранённых подшивок газет с вырезками статей о выставках самого Моисея Семёновича.

Братья Хасминские: старший Исаак (слева) и Моисей.

Озорные и заводные, любимые родителями, бабушками и дедушками, соседями, братья придумывали различные игры; подростками увлекались спортом, особенно парашютным — прыгали с парашютных вышек, любили ходить на лыжах и кататься зимой на беговых коньках, и конечно же оба увлекались чтением книг. Это детское увлечение Моисей Семёнович пронёс через всю жизнь. В одном из интервью для телеканала «Культура», он так и сказал, что «очень любит читать: помногу раз перечитывет Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Куприна, Бунина, беря из их произведений образы для своих малых скульптур, любит и современных авторов».

Любовь к чтению у Моисея с детства

Перебирая пожелтевшие от времени документы, нахожу характеристику на ученика четвёртого класса московской средней школы №43 ФОНО2 за подписью директора школы: «Хасминский Мося — мальчик аккуратный, внимательный, быстро усваивает учебный материал, к товарищам относится хорошо. Переведён в 5-й класс с Похвальной грамотой за отличные успехи и примерное поведение».

Ещё до войны Хасминские перебрались в Москву. Семья из четырёх человек поселилась в двух крохотных комнатках в центре города, в коммунальной квартире в Чистом переулке, что в районе Арбата. Город оказался непривычным и совсем непохожим своей жизнью на тихую и размеренную жизнь провинции. Непросто шло привыкание и родителей, и детей к суетной столичной жизни, стянутой асфальтом, стеклом и бетоном. Маленькому Моисею ещё долго снилось вольное и босоногое детство в Невеле с его низкорослыми домами и улочками, заросшими лопухами и крапивой, придомными садами усеянными яблоками и вишней…

Известно, что рисовать Моисей любил с раннего детства, но главной его страстью всё-таки была лепка из пластилина. Уже в начальной школе в нем стали проявляться такие черты характера, как усердие и высокая требовательность к себе. Благодаря природной склонности к занятиям, требующих усидчивости и внимания к деталям и, видимо, унаследованной им от отца внутренней организации, Мося мог часами просиживать за работой над пластилиновыми этюдами, вылепляя различные фигурки человечков, животных, деревьев, домов, самолётов, паровозиков и других предметов окружающего мира. Видя такую заинтересованность, родители всячески поощряли увлечение младшего сынишки, покупая ему бумагу, карандаши и конечно же пластилин.

В 1936 году неподалёку от станции метро «Чистые пруды» открылся Московский Городской Дом Пионеров и Октябрят (МГДПиО). Это внешкольное учреждение широкого профиля знали все, и в просторечии его называли просто «Гордом» или «Дом на Стопани», т.к. здание находилось в доме №6 в переулке Стопани (сейчас переулок Огородная Слобода). Журнал «Вожатый» называл дом пионеров «первой из лабораторий, которые создаются в Советской стране для воспитания нового человека, культурного гражданина социалистической родины». С самых первых дней в МГДПиО началось активно развиваться художественное творчество: в Доме пионеров открылись скульптурная и архитектурная мастерские, изостудия, оркестр, хор, музыкальная школа, школа танца, театральная студия, театр кукол и многое другое. Тысячи детей, увлечённых творчеством, устремились на занятия в различные кружки и секции. Бывший воспитанник театральной студии, ныне народный артист РСФСР Сергей Никоненко так вспоминает об этом периоде своего довоенного детства: «В этом Доме царил дух доброты и приверженности. Мы же все до самозабвения любили своих педагогов… У нас с ними было общее дело. Мы не чувствовали себя подневольными, как в школе. И они, и мы хотели одного и того же — чтобы у нас получилось, как можно лучше. Они не считали, что детство — это переходный период к настоящей, то есть взрослой жизни. Они понимали, что детство — это тоже самая настоящая жизнь. Они в каждом из нас уважали личность».

Во время обучения в школе Моисей с завидным постоянством ходил на занятия в кружок лепки Московского Дома пионеров и октябрят, посещения которых стали стартовыми в развитии творческих начал теперь уже юного скульптора, сформировали его образное видение и пространственное мышление. Начальное постижение отдельных элементов скульптурной формы, дало понимание единства ее составных частей, что явилось главным в освоении основ скульптуры для будущего лепщика. Преподаватели — великолепные мастера — раскрывали для своих питомцев азы композиции и непростого скульпторского дела, а организованные ими экскурсии в Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина производили на детскую душу Моисея неизгладимое впечатление. Педагоги изостудии учили ребят лепке по памяти. Сочетая этот приём с лепкой с натуры, у Моисея все больше и больше развивалось творческое воображение, обострялась способность видеть свежо и цельно; при этом формировалось умение быстро схватывать главное — объем фигуры. Овладение навыками лепки по памяти помогало Моисею отсеивать случайные или несущественные детали, целенаправленно и осмысленно отбирая самое главное и важное. Работая с натурой, начинающий скульптор подолгу рассматривал и изучал модель с точки зрения характера скульптурной формы, закрепляя сначала ее пластический образ в своём воображении и только потом приступал к работе. По большому счету, занятия в кружке лепки не только заложили основу, но и дали первые ростки для понимания композиции, тем самым положив начало для умелого комбинирования первичных элементов формы. Постепенно из ученических работ начал вылеплялся свой почерк, точнее нечто, но вполне способное на самостоятельное существование. В дальнейшем оно перешло в свою манеру, возглавившую манифестирование его таланта в среде единомышленников. Фантазия юного скульптора уходила далеко за пределы отдельных ученических фигур, перетекая в многофигурные композиции, не уступающие пластике работ из глины или гипса, несмотря на то, что они сделаны из простого пластилина 11-12-летним подростком.

Требования в московских школах тех лет были высокими, учителя строгими, а потому, продолжая начальное обучение, оценки по рисованию и лепке Мося получал разные: так по итогам 1936 учебного года в первой и второй четверти он получил «хорошо», в третьей — «посредственно», а в четвертой — «плохо». Несмотря на то, что Моисей имел по рисованию годовую оценку «посредственно», его перевели в 4 класс с Похвальной грамотой, т.к. по всем основным предметам за год, он учился на «отлично». До третьего класса он обучался в двадцать пятой московской школе, а с четвёртого по седьмой — в школе №43. Там он подружился с будущим известным скрипачом Виктором Сверловым. Ребята пронесли эту дружбу со школьной скамьи через всю жизнь. Много раз Виктор Петрович бывал в гостях у Хасминских сначала один, а позже и с женой. После окончания школы, получив музыкальное образование, он служил скрипачом в симфоническом оркестре под управлением выдающегося дирижёра К.П.Кондрашина.3

В 1941 году Моисей заканчивает семилетку с Похвальной грамотой и получает Свидетельство об окончании школы, обнаружив при отличном поведении, отличные оценки по всем предметам. Для него наступает время дальнейшего определения в жизни, выбора профессии, которая будет его кормить, и он поступает в Московский машиностроительный техникум…

На занятиях в кружке лепки Моисей со временем приобрёл основные навыки работы с глиной, открыл для себя её свойства, отличные от привычного пластилина: разная степень твёрдости глины давала ему невероятные возможности передачи объёма исполняемой модели. Кроме того, он постоянно экспериментировал с качеством глины различных цветов. Много работая с этим материалом, он постепенно осознал, что цвет глины имеет немаловажное значение, теперь уже опытно оценив консистенцию, с его учётом: от серо-белого, благородно-серебристого и до жёлтого с зелёным.

Не даром выдающийся скульптор Анна Семёновна Голубкина (1864—1927), в своё время обучавшаяся в студии великого Родена, подчёркивала, что «найти и оценить её (глину) — большое приобретение для художника». Для придания бо́льшей выразительности своим работам, Моисей постоянно экспериментировал именно с разноцветной глиной, используя тот или иной её цвет. Верно говорят, что глина для скульптора, это как палитра для художника, в которой присутствует полная гамма плотности и пластичности. Каждый раз, получая душевное удовлетворение от удачно созданного образа, Моисей продвигался все дальше в освоении искусства лепки, переросшее в увлекательнейшее для него занятие на долгие годы и в конце концов ставшее делом всей его жизни.

Примечания

2

ФОНО — Фрунзенский отдел народного образования г. Москвы

3

Кирилл Петрович Кондрашин (1914—1981) — советский дирижёр, лауреат двух сталинских премий (1948, 1949). Народный артист СССР (1972) и Государственной премии РСФСР имени Глинки (1969).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я