Моисей Хасминский. Скульптура и графика

Ирина Михайловна Соловьёва

Книга знакомит с творческой судьбой российского скульптора Моисея Семёновича Хасминского, начавшего реализовывать свой скульпторский талант с начала 50-х годов ХХ столетия. Это было благодатное время, когда дух новизны и изменений, витавший в атмосфере с середины двадцатых годов ХХ века, пронизывал собою всё и вся, наполнял сознание художников новыми идеями и ви́дением. В новой России семимильными шагами шло преображение значимости скульптуры в жизни общества и человека…

Оглавление

Визины, дедушка Семён и его стихи

На пике своих молодых творческих сил и возможностей для Моисея приходит время первой влюблённости. Его избранницей становится двадцатичетырёхлетняя Валентина Визина, талантливая выпускница Московского архитектурного института, впервые принявшая участие в Выставке 1954 года, дочь знаменитого художника Эммануила Визина.

Валентина Визина.

Молодые, страстные, пытливые натуры двух талантов сразу узнали и почувствовали друг друга. Моисей был в меру напорист, а она по-девичьи скромна и романтична, и несколько отстранена, как и положено благовоспитанным девушкам её уровня. Впрочем, это нисколько не мешало проводить им вместе все своё свободное время. Они много гуляли по Москве. В то время Москва строилась, оживая после тяжёлых лет войны, и начинающим специалистам их уровня было всё важно и интересно. Пятидесятые годы по праву могли бы быть названы эрой советской молодости: на пороге стояли открытия ученых, в коммуналках вызревали семена будущих поэтов-шестидесятников, на экраны один за другим выходили фильмы о любви, а где-то совсем не за горами витал дух свободы, близилось время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Вскоре, Моисей и Валентина расписались и стали жить в Чистом переулке с родителями Моисея, а через год у них родилась дочка Маша, ставшая впоследствии самобытной художницей — продолжательницей творческой линии Визиных. А пока молодые родители счастливы, вместе с ними счастливы и их родители, ставшие дедушками и бабушками.

Увы, но семейное счастье Моисея и Валентины неожиданно оборвалось. Прожив вместе около десяти лет, семья распалась.

До конца своей жизни Моисей дарил свою любовь и поддержку дочери. Отец и дочь встречаясь, подолгу беседовали на интересовавшие обоих темы о творчестве, заходили в гости в новую семью Моисея, где подрастал его сын Александр. Когда Маша с мамой уехали из страны, Моисей Семёнович помогал им материально. Они часто общались по телефону. Сегодня Мария живёт в Израиле, она признанный профессионал в области книжной иллюстрации, как и её отец. До сих пор дети Моисея Хасминского Мария и Александр сохраняют тёплые отношения, периодически созваниваясь друг с другом.

Счастливые молодые родители Машеньки — Валентина и Моисей Хасминские.

Счастливый отец.

Дедушка Семён с внучкой Машенькой.

Дедушка Семён Львович Хасминский души не чаял в своей первой внучке Машеньке. От избытка чувств он начал писать стихи сначала для неё, а позже для внука Саши. В архиве семьи бережно хранится его стих «Машеньке четыре года, она знакомится с природой…», написанный ещё в августе 1967 года и подаренный ей в день семнадцатилетия 2 сентября 1980.

Для Саши дедушка Семён оформил целую «книгу», собрав все стихи, написанные для него с 1970 по декабрь 1983 года на обычных листах школьной тетрадки в линейку. Обложка книги изготовлена из проклееных для твёрдости нескольких листов белой мелованной бумаги и скреплённой с листами со стихами нитками «мулине» зелёного цвета под названием «Стихи Сашеньке от дедушки Семена».

Отец Валентины — Визин Эммануил Павлович, обосновался в Москве ещё с 1926 года, когда приехал поступать, а затем и учиться на графическом факультете ВХУТЕМАСА. Нередко он заходил в Чистый переулок в дом Хасминских пообщаться с молодыми, повидать и понянчиться с внучкой. Вполне возможно, что именно эти встречи и беседы сподвигли тогда в 50-х годах ХХ века, написать ему известную картину «Чистый переулок. Закат».

Визин Э. П. «Чистый переулок. Закат»

Имя талантливого художника Эммануила Павловича Визина (1904—1975), широко известно и сегодня. Творчество мастера — многогранно: «работая многие годы в станковой графике, книге и живописи, он обрёл признание лишь в последние годы жизни после эстампов на русские темы и иллюстраций к русским народным сказкам, экспонировавшихся, но не изданных. А между тем его творчество несёт черты яркой индивидуальности художника, настойчиво стремившегося выразить своё понимание действительности. Его наследие широко по тематике и состоит из живописных и акварельных работ, рисунков тушью и карандашом, гравюр на линолеуме и дереве, офортов и литографий. И во всех произведениях чувствуется живой интерес художника к реальности, к людям…».14

Художник Визин Эммануил Павлович

Художник непростой судьбы, он с честью и достоинством прошёл свой жизненный путь от работника Политпросвета в пограничных войсках в Бессарабии (1919), грузчика в Одесском порту (1921) до членства в Союзе Художников (1933). Прошёл Визин две войны: пятнадцатилетним пацаном в 1919 году убежал на фронт, а в 1941—1945 гг. состоял в рядах Советской Армии на фронтах Великой Отечественной войны, в марте 1945 года был тяжело ранен. Между войнами учился. В 1923 году поступил в Одесский художественный институт на живописный факультет, учился у Т.Б.Фраермана. В 1926 году приехал в Москву и поступил на графический факультет ВХТУМАС (ВХУТЕИН), учился в мастерской В.А.Фаворского гравюре и композиции. Визин в годы учения занимался почти исключительно рисованием и живописью, посещая мастерские А.А.Осьмеркина, Н.Н.Купреянова, Д.П.Штеренберга и других. Много работал в Мастерской монументальной живописи, но к сожалению, работы остались неосуществлёнными. В 1930 году окончил Московский полиграфический институт. Сохранились его макеты детских книг с иллюстрациями, которые он намеревался предложить для печати: «Соловей» Г.-Х. Андерсена (1931—1932), рассказ о ненецком мальчике «Норбу» (1931), оформление книги В. Смирновой «Два сердца». Увлекаясь иллюстрированием «для себя», Визин сделал иллюстрации к «Тарасу Бульбе» и «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, Достоевского, Пушкина, Гофмана… Произведения Э. П.Визина, будь то иллюстрации, станковые листы или живопись, создают определённую духовную атмосферу. В них выражается личность самого художника, его идеи и впечатления от того, что он изображает.

Примечания

14

Эммануил Павлович Визин 1904—1975. Живопись. Графика. Керамика. Каталог выставки. М.: Советский художник. 1980

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я