Они появляются без предупреждения и нападают в самый неподходящий момент. Лишают нас воли, туманят разум, командуют. Они могут ранить, запутать, толкнуть на нелепый поступок. Мы боремся с ними: игнорируем, глушим, считаем их за врагов. Наши эмоции: как превратить их в союзников? Ведь именно в них – ключ к долголетию, молодости и счастью. Книга расскажет, как подружиться с чувствами, научиться понимать их послания, извлекать из них пользу и отпускать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ёжиться или жить. Как подружить разум с чувствами и быть счастливым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Что означает — управлять эмоциями?
В этом и заключается управление эмоциями: дай им прийти и дай им уйти.
Дэн Миллмэн, «Мирный воин»
Что же означает — управление эмоциями? Как взять эмоции под контроль? Научиться их не испытывать, стать сдержанным, надеть на лицо маску непроницаемости и гордиться этим?
Вовсе нет. Этим мы только усугубим ситуацию, затолкаем эмоции вглубь, где они будут копиться, пока не выйдут нервным срывом, депрессией или болезнью.
Эмоции, как ежи, могут иногда уколоть, но всегда несут на своих иголках какую-то пользу для нас. Иногда она может быть горькой и сложной для восприятия, но все-таки пользой.
И мы с вами будем учиться извлекать эту пользу из любой ситуации.
У меня большой опыт управления проектами в IT сфере. Для меня «управлять проектом» значит:
1) Провести ревизию текущего положения, имеющихся ресурсов, требований окружающей среды, условий.
2) Пообщаться с каждым человеком, понаблюдать за его работой, понять, в чем его сила, в чем слабость, какие у него есть особенности.
3) Настроить работу проекта так, чтобы ресурсы использовались оптимально. Чтобы люди реализовывали сильные стороны и развивали слабые там, где это нужно. Раздать задания, учитывая особенности каждого, чтобы получить наилучший результат и чтобы люди были довольны своей работой. Избавиться от того, что не идет на пользу проекта (ненужной документации, лишних митингов, непродуктивных работников). Раздобыть ресурсы, которых не хватает для слаженного функционирования проекта.
Это не разовая процедура, а постоянный процесс — процесс непрерывного совершенствования.
Регулярно приходится проводить ревизию, оценивать результаты, анализировать, улучшаются ли показатели проекта, растет ли прибыль. Если нет — искать, что плохо работает и менять это.
Каждый из нас может стать управляющим своими эмоциями. Это не означает усилить самоконтроль и стать сдержанным.
Мы не можем избавиться от эмоций, это механизм, заложенный в нас природой. Они нам нужны, и мы можем научиться ими управлять себе на благо, не давая им управлять нами.
Вот что поможет это сделать:
1) Понять, где мы сейчас находимся: как привыкли реагировать на раздражители? Посмотреть на всю палитру чувств в нашей жизни: как мы их выражаем, как реагируем на чужие эмоции? Какие чувства мы испытываем? Какие считаем «хорошими», а какие — «плохими»? Какие эмоции прячем, какие выставляем напоказ?
Понять свои особенности: какие у нас черты характера? Какой темперамент? Какое настроение нам привычней? В каких ситуациях наши эмоции помогают, а в каких мешают? Где в нашей эмоциональной жизни слабые стороны, а где сильные. Какие ситуации наполняют нас энергией, а какие — наоборот. О каких потребностях говорят нам наши эмоции?
2) Научиться наблюдать за своими чувствами, мыслями и реакциями. Посмотреть как бы со стороны за всем, что происходит, не поддаваясь влиянию эмоций и мыслей.
Увидеть, какие смыслы и значения мы вкладываем в происходящее, и как это влияет на нас. На что конкретно мы эмоционально реагируем? Какие автоматические реакции срабатывают, и к каким последствиям ведут? Как наши действия влияют на наши отношения?
Научиться видеть, как формируется сценарий фильма у нас в голове, только не с позиции главного актера, а с позиции наблюдателя.
До тех пор, пока мы отождествляем себя со своими мыслями и эмоциями, мы не можем ими управлять. Но мы можем стать сценаристами и режиссерами своей жизни.
3) Научиться извлекать пользу из любой эмоции и ситуации, реагировать таким образом, чтобы энергия эмоций помогала решать наши задачи, а не вредила нам. Если наши действия и их последствия не устраивают нас, мы можем провести анализ, каких ресурсов (знаний, навыков) нам не хватает и найти способы, как эти ресурсы добыть.
Можем натренироваться видеть разные смыслы, значения и мотивы действий других людей и заменить свои реакции на более эффективные. Научиться останавливаться в момент возникновения эмоции и спрашивать себя: «Как я хочу отреагировать? Почему? К каким последствиям это приведет? Я, действительно, хочу поддаться влиянию эмоции? Это поможет мне решить мою задачу? Как я могу отреагировать по-другому? Что для меня будет лучше в данной ситуации?».
Мы можем сделать способность быть внимательными, осознанными своей привычкой, нормой жизни. Тогда мы будем в курсе наших внутренних процессов и сможем лучше регулировать нашу эмоциональную жизнь.
Если мы внимательны, мы в состоянии не раздувать свои эмоции и сдерживать автоматические реакции.
Как и при управлении проектом, вам не каждый раз будет удаваться взять эмоции под контроль.
Жизнь непредсказуема, и будут случаться конфликты, неожиданности, непредвиденные действия других людей.
Если вы привыкли оценивать происходящее и реагировать определенным образом, поначалу автоматические реакции будут брать верх.
Важно научиться спокойно к этому относиться, не ругать себя, продолжать наблюдать, анализировать, извлекать опыт и использовать свой природный инструмент — эмоции — так, чтобы он приносил пользу и помогал жить с радостью и удовольствием, несмотря на внешние обстоятельства.
Эмоциям надо место, понять, о чем они пытаются сообщить, прожить, выразить их и отпустить.
Посмотрите на зверей: они всегда в настоящем моменте и проживают его с полной отдачей.
Они не переживают о прошлом и не тревожатся о будущем, не оценивают и не сравнивают.
Есть притча про мудреца, который был известен среди учеников тем, что у него всё всегда получалось. Окружающие были в недоумении, как ему удаётся всегда быть спокойным и счастливым.
Однажды ученики спросили его:
— У тебя очень много работы. Как тебе удаётся быть всегда спокойным, собранным, жизнерадостным? Мы никогда не видели тебя в плохом настроении.
Мудрец отвечал:
— Если я стою, то стою. Если я иду, то иду. Если бегу, то бегу.
Ученики возражали:
— Но мы тоже так делаем! И всё равно постоянно тревожимся, переживаем, у нас не всегда всё складывается так, как бы хотелось. Хотя по сравнению с тобой у нас гораздо меньше работы.
Мудрец отвечал:
— Возможно, причина в том, что, когда вы стоите, вы уже идёте. Когда вы идёте, вы уже бежите. А когда вы бежите, то вы уже видите себя у цели.
Люди часто сопротивляются тому, что у них есть, и стремятся к тому, чего у них нет.
Животные же следуют принципам мудреца: если они лежат, то лежат, если греют пузо на солнышке, то от души, если решат подраться — то выпустят всю агрессию, галопом носясь друг за другом.
Они полностью находятся здесь и сейчас. Почему?
Возможно, потому что у них нет такого ума, как у нас, постоянно придумывающего смыслы и значения, выискивающего в реальности подтверждение своим убеждениям.
Нам стоит научиться использовать ум, чтобы он служил нам, а не наоборот — мы ему, и проживать эмоции, давая им место, а потом отпуская.
Так в любой ситуации мы сохраним внутренний покой и сумеем привести себя в ресурсное состояние, независимо от внешних обстоятельств.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ёжиться или жить. Как подружить разум с чувствами и быть счастливым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других