С детства нам внушают мысль, что Золотой Город – единственное пригодное для жизни место во Вселенной, а деньги – главное мерило истины. Здесь охламоны цепляются за жалкие объедки благ, ишачат, как рабы, барахтаются без результата…Когда больше нечего терять, остаётся только одно – исполнить мечту всей своей жизни. Вырваться. Обрести свободу. Спастись.Невероятное, полное опасностей путешествие за грань в социально-философском фантастическом романе Евгения Зернова «Край света».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Край света предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
8. Вовне
Граница цивилизации проходила по меже дикого поля. На одинаковом расстоянии друг от друга тянулся ряд полосатых, порой покосившихся, чёрно-белых столбов. Неухоженная колючая проволока. Местами перепутанная, кое-где перерезанная кусачками и зияющая дырами. Наверное, это весьма непросто — охранять периметр гигантского мирополиса.
Представлялось совершенно непонятным, почему граница проходит именно здесь, а не километром ближе или километром дальше. Местность до и после колючей проволоки была абсолютно одинаковой.
Они огляделись. Вокруг — безлюдно, насколько хватает глаз, не считая двух одиноких заблудших путников — мужчины и девочки. Безголовых стражников не видно. Отец взял дочь за руку, и они осторожно перешагнули через колючую проволоку в том месте, где та, извиваясь ядовитой гадюкой, лежала на тверди. Вот и всё. Назад пути нет.
И вдруг впереди прямо из тверди стало подниматься огромное тёмное существо с перекошенным от злобы лицом. Дитрих похолодел. Мысли двигались медленно, словно замороженные. С большим трудом он узнал Клякса, прислужника Собственной Тени. Казалось, сейчас он выглядел немного меньше, чем тогда, на заброшенном заводе. Ростом этажа три-четыре, не больше. На открытом пространстве, наверное, всё кажется мельче, чем есть на самом деле. Но оттого Клякс не становился менее страшным и опасным. Части его тела как будто состояли из вязкой жидкости, из ртути, и перетекали друг в друга, делая форму неопределённой. Злобное существо угрожающе двинулось на Дитриха с явным намерением затоптать, уничтожить, не допустить свободы воли.
Дитрих побледнел, страшно перепугался — и за себя, и за дочь. Он резко дёрнул Лизу за руку с отчаянным криком:
— Бежим назад! Скорее, скорее!
И сам побежал со всей мочи, не чувствуя ног. На ходу он сбросил рюкзак. За спиной грохали тяжёлые шаги Клякса в такт гулким ударам его собственного сердца. Метров через сто Дитрих запнулся о травяную кочку и упал плашмя на твердь, раздирая кожу на ладонях и предплечьях. Он не знал, что стало с Лизой. Он лежал в колкой траве и ждал погибели.
Через несколько страшных бесконечных минут его легонько тронули за плечо. Потом затеребили.
— Папа, что с тобой? Пап, ну вставай!
Дитрих приподнялся. Кружилась голова.
— Где он?
— Кто? Ты вдруг побежал назад, и я побежала. Что случилось? Не понимаю.
— Я тоже. Мне стало страшно.
— Хочешь, давай пойдём назад, домой?
Дитрих отдышался и скользнул взглядом вокруг.
— Всё в порядке, — сказал он, весь в пыли и в стыде. — Мы должны двигаться дальше. Идём.
Он устало поплёлся за рюкзаком. Вытащил пару мандаринок. Очистил.
— Будешь?
Лиза кивнула, взяла.
— Мало набрали. Надо было больше.
Настроение понемногу возвращалось, хотя кровь ещё продолжала стучать в висках. Они снова добрались до разрыва в колючей проволоке. Дитрих остановился в неуверенности.
— Существует поверье, якобы нельзя возвращаться назад, иначе не повезёт. Интересно, на что распространяется примета? Только на порог каморки? Или на границу мира тоже? Чтобы обезвредить негатив, необходимо посмотреть в окно на улицу и в зеркало.
Дитрих оглянулся назад и запечатлел в своей памяти дикое поле. Затем внимательно всмотрелся в лицо Лизы, в её серые глаза.
— Будем считать, что обезвредили, — с наигранной весёлостью сказал он и во второй раз перешагнул через дохлую проволочную гюрзу.
Отойдя на достаточно безопасное расстояние, где-то с километр, Дитрих решил, что настала пора заглянуть в Карту.
Он сел на рюкзак, вынул из внутреннего кармана ламинированную Карту, купленную у антиквара за бешеные деньги, и бережно развернул. Лиза облокотилась на его плечо и с любопытством свесилась сверху, словно настольная лампа.
— Что это?
Карта была странная, без заголовка, словно без начала и конца. Она вся была испещрена миниатюрными загадочными картинками без надписей и подписей, выведенными тонкими аккуратными линиями. Cудя по всему, перерисовывалась на удобном письменном столе с оригинала, а может, с копии. Здесь были крохотные домики, человечки, как будто кучерявые волны, пучки чёрточек, похожие не то на траву, не то на кусты, извилистые закорючки, напоминающие локоны, геометрические фигуры, облачка. В общем, было что-то общее с обозначением ориентиров. Как в такой Карте разобраться неискушённому пилигриму? Как ею вообще пользоваться?
Дитрих раздражённо встряхнул бумагу и поморщился. Столько денег угробил. Лучше бы оставил на продукты. Ну, иногда случается совершать ошибки, которые обходятся слишком дорого. Можно ли их не совершать, или они — неотъемлемая часть испытаний?
В нескольких местах имелись буквы. В правом верхнем углу, рядом с изображением трёх ёлочек, стояло «В.», в другом месте «Б. М.». Многие знаки были диковинными. Человечек с зеркальным отражением. Рыба с ногами. Овал с глазами и раздвоенным хвостом.
Также оставалось непонятным, как следует правильно ориентировать Карту по сторонам света. Где здесь Норд, Ост, Зюйд и Вест? Очевидно, никаких гарантий, что Норд сверху. На самом деле Дитрих не мог поручиться, что Карта вообще имела какое-либо отношение к Искусному миру, а не была плодом воображения подпольного художника, создающего искусные подделки для коллекционеров.
— Что здесь нарисовано? — искренне недоумевала Лиза.
— Сложно сказать, — задумчиво произнёс Дитрих. — Пока не понимаю. Терра инкогнита.
— Какой дорогой мы пойдём?
— Не знаю.
— Куда мы должны прийти?
Дитрих вскинул голову и глянул на любопытную дочь.
— Не знаю, Лисёнок, — задумчиво повторил он. — К сожалению, я не могу составить чёткий обстоятельный план нашего путешествия раньше его окончания. Слишком много неясностей. Собственно говоря, сплошные неясности от начала и до конца. Так что будем действовать по ситуации.
Увидев, что Лиза разочарована его неуверенным тоном, Дитрих добавил бодрее:
— Ну, идти на все четыре стороны мы не будем, это точно. Направимся на Ост, как изначально планировали. Я слышал, когда-то давным-давно солнце вставало на Ост и садилось на Вест. Пойдём навстречу солнцу.
Он посмотрел в небо. Облачность казалась менее плотной, чем в Городе. Кое-где даже открылись непривычные голубые просветы.
Пилигримы шли по бескрайнему лугу два дня, не разбирая дороги. Никаких троп не попадалось. К обуви липли колючки и сухая трава, да так и болтались, путники изредка отдирали их целыми гроздьями, когда они начинали невыносимо колоть кожу. Устав, разбивали палатку. Старались соблюдать по часам, чтобы отдых приходился на ночной тайм.
В плохом настроении Лиза, насупившись, молчала. Иногда настроение её улучшалось, и она начинала болтать без умолку, засыпала Дитриха бесчисленными вопросами.
— Пап, а как тебя звали, когда ты был маленьким? Ну, короткое имя.
— Тед.
— Мм. А сколько дней нам надо топать, чтобы прийти в новый дом?
— Никогда заранее не знаешь. В стародавние времена, пишут в книгах, блуждали по сорок лет. Многие, впрочем, не находят покоя всю свою жизнь.
— Искать покой всю жизнь — это долго, — Лиза покачала головой. — Я за это время состарюсь. Нельзя ли как-нибудь побыстрее?
— Если «побыстрее», то запросто угодишь в ловушку, в антидом. Это такое место, где тебе всегда плохо. Как тюрьма. Присутствуют все атрибуты приличного жилища: крыша, стены, пол, потолок. Диван, наконец. Всё есть. Но тебе там плохо.
Наконец они наткнулись на какую-то наезженную луговую колею с примятой травой. Дорога поднималась вверх по пологому склону холма с редкими большими валунами по краям, намертво вросшими в твердь.
— Папа, почему ты всегда грустный?
— Боюсь не успеть сделать в жизни нечто важное, о чём мечтаю.
— А о чём ты мечтаешь? Я — о том, чтобы мы все втроём были вместе — я, ты и мама. Жалко, что мамы нет с нами.
— Жалко. Я мечтаю пройти свой Путь.
— И в чём смысл? Просто пройти — и всё? А как ты узнаешь, прошёл ты его уже или ещё нет? И как убедиться, что ты не идёшь в противоположную сторону?
— Невозможно идти в противоположную сторону. Куда бы ты ни шёл, ты всегда идёшь по своему Пути. Свой Путь — это тот, по которому ты идёшь. Можно только успеть пройти или не успеть.
— Изворотливо! — восхитилась Лиза. — Сам придумал? А я обязательно должна пройти твой Путь вместе с тобой?
— Каждый идёт свой Путь, даже если мы движемся вместе. Мы не всегда будем вместе. Однажды я остановлюсь, а ты пойдёшь дальше.
Девочка задумалась.
— Папа, а когда мы начали путешествовать? Я не помню.
— Задолго до твоего рождения.
— Как я могла путешествовать, если меня ещё не было?
— Ты всегда была со мной.
— Папа, а я твоя дочь?
— Ну да.
— А я человек?
— Ну да. Почему ты спрашиваешь?
— Так просто. Мне разные вопросы сами собой в голову впархивают. Они словно птицы залетают в скворечник и вылетают из него. Вот такая у меня голова. Жду, когда совьётся гнездо и вылупятся птенцы.
Дитрих весело и с какой-то даже гордостью улыбнулся.
— Молодец, что сомневаешься. Ничто нельзя принимать на веру.
— Даже веру?.. Папа, почему ты не найдёшь себе другую женщину?
— Зачем мне поливать цветок, который увядает, если я могу поливать цветок, который распускается?
Лиза поднесла палец к губам.
— Так, сейчас подумаю, каким бы цветком мне быть… М-м-м… Я люблю тюльпаны. Вообще-то, я люблю котят. Их, конечно, тоже можно поливать… Только они перестанут быть пушистыми, а будут тощими и мокрыми. Ну ладно, так и быть, давай буду тюльпаном.
— Давай.
Они взобрались на плато холма. Дитрих про себя стал присваивать незнакомым местностям свои собственные названия, которые он где-то когда-то раньше слышал. Сейчас ему припоминалось подходящее словосочетание — Плато Укок.
Вдруг перед путниками открылась поляна необычайной, разноцветной красоты. Здесь были и паляще-оранжевые огоньки, и нежно-жёлтые первоцветы, и розовый чабрец, и космически фиолетовые фиалки, и синие водосборы, и алые маки, и белоснежные ветреницы.
— Ах! Какая прелесть! — воскликнула Лиза, всплеснув руками.
Она побежала вперёд, желая нарвать небольшой букет и из нежности подарить его папе. Но вдруг это море цветов зашевелилось, пошло волной, вспорхнуло в небо, перемешав буйство красок. Это оказались не цветы, а бабочки. А может, цветы, превратившиеся в бабочек.
Колея примятой травы привела странников на открытое луговое пространство и совсем пропала. Теперь небо над ними было насыщенно-синее. И в нём плыло одно-единственное облако.
— Смотри, как необычно! — закричала Лиза. — Чистое небо и одно облачко.
Облако расплылось в самодовольной улыбке.
— Добрый путь, — бархатным голосом произнесло оно.
Отец с дочерью остановились и сбросили рюкзаки на привал.
— Как тебя величать? — спросил Дитрих.
— У меня нет имени.
— Почему?
— Так безопаснее. Что может случиться с тем, кто не имеет имени и формы?
Облако растаяло, затем вновь появилось, уже в виде старческого лица с длинной белой бородой.
— Меня не возьмёт ни пуля, ни сабля. Принимаю любой вид. Умею появляться и исчезать, когда заблагорассудится.
— Ты чего-то боишься? — спросила Лиза.
— Несомненно! Каждый в мире чего-то боится. Землеройка бесстрашна только в норе. Страх — базовое чувство, наследуемое генетически. Чтобы уменьшить страх, в природе каждый занимает определённую нишу, к которой приспосабливается. Вырабатывает защитные механизмы или мимикрию. Мои собственные далёкие предки когда-то были прозрачными и хрупкими, как стекло. На них часто натыкались орлы и разбивали клювами…
— Раньше дождь состоял из стеклянных осколков? — удивилась маленькая путешественница.
— Представьте себе! Это было поистине трагично. Жить в стеклянный век на поверхности тверди — сущее наказание, поэтому все твари, кроме орлов, были норными.
Облако расплылось, перегруппировалось в забавного зверька с длинной мордочкой и продолжило:
— Постепенно мы эволюционировали. И стали такими, как в наши дни, — рыхлыми и проницаемыми.
— А что с именем? — спросил Дитрих.
— Люди — наиболее странные существа, — ответило Облако. — Они чураются всего, у чего нет названия. Если люди не могут что-либо внятно сформулировать, они не могут об этом говорить, заострить на этом внимание. Ведь что такое слово? Некто, имеющий в голове ясный образ, передаёт его другому человеку посредством композиции воздушных колебаний. Тот принимает сигнал и восстанавливает из него уже в собственной голове первоначальный образ. Выражение «эта штуковина» — позволяет указать на предмет, но не нарисовать картину. Бракованное слово. Ну а для нас, облаков, безымянность своего рода защита. Предположим, вы назовёте меня каким-нибудь именем, например, Александр. Я в ответ изменю форму. И вы уже не сможете уверенно утверждать, что я есть то самое первоначальное Облако Александр. Вот почему люди не дают облакам собственных имён. И не заостряют на нас своего недружелюбного внимания. Для людей мы практически не существуем. Поэтому чувствуем себя в полной безопасности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Край света предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других