Высота в триста пятьдесят метров над землей и замерзший наполовину движок. Адский воздушный сэндвич. Первый самостоятельный вылет. Посадка при сильном боковом ветре и едва не сбитая в воздухе птица. Истории из "небесной" жизни одного юного пилота.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Летные дневники. Записки юного пилота предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1.
Проверка
Дело, было, летом…кажется в июне месяце. Летом, у нас на работе среди недели работы не особо много. Да уж, на работе нет работы, но суть не в этом. Отлетав утром с двумя клиентами, у меня наступил длинный перерыв, до 15:00 полетов не предвиделось. От нечего делать я спустился в кабину тренажера, выполнил пару тренировочных полетов по кругу и снова поднялся наверх.
Через пару часов к нам пришел Илья — мой друг, пилот Боинга 737. Посидели, поговорили, попили кофе, после чего я попросил Илью выполнить со мной тренировочный полет и заодно проверить мои навыки пилотирования и знания процедур. Сказано — сделано. Но перед тем, как спускаться в тренажер, Илья задал мне вопрос, так сказать решил прогнать меня слегка по теории.
— Слава, сколько градусов нужно держать тангаж при взлете в первые секунды после отрыва?
Я, честно говоря, немного задумался, вроде бы где-то что-то читал, вроде что-то слышал, а у самого мысль в голове: «Да хрен его знает, какой там тангаж при отрыве, все время при взлете, после отрыва сразу директора держал».
— Кажется семь с половиной градусов.
— Правильно.
«Ух, пронесло, а ведь ляпнул-то наугад» — подумал я.
После этого, мы спустились в тренажер, я хоть и был инструктором, но наглеть не стал, уступил Илье левое, командирское кресло, (да и к тому же, мне на Боинге справа летать привычнее). И мы стали готовиться к полету. Решили, что будем выполнять полет по кругу в аэропорту Алма-Аты. Полет начали с полосы. Выполнили все необходимые процедуры и пробежались по карте контрольных проверок перед взлетом:
Закрылки — выпущены, индикация в норме.
Триммер стабилизатора — 5.17 единиц, установлен.
Кабина — закрыта, заблокирована.
Ответчик — включен.
Погодный локатор/отображение рельефа — включено.
— Управление взял — проговариваю стандартную команду.
— Установить первоначальную тягу.
— Первоначальная тяга установлена.
— Установить взлетный режим.
— Взлетный режим установлен.
Начинаем разбег по полосе.
— Скорость растет.
— Проверено.
— Восемьдесят узлов, тяга установлена.
— Проверено.
— Скорость принятия решения.
— Взлетаем.
— Отрыв.
Плавно тяну штурвал на себя, передняя стойка шасси отрывается от поверхности ВПП, придерживаю тангаж на отметке семь с половиной градусов, и через несколько секунд самолет полностью отрывается от земли.
— В наборе — докладывает Илья.
— Убрать шасси.
— Шасси убраны.
— По прямой пять тысяч двести, после, левым разворотом на триста тридцать градусов.
Набрали высоту круга, выполнили первый разворот влево, курсом триста тридцать. Выполнили процедуры после взлета, проверили:
Вспомогательная силовая установка — выключена.
Отбор воздуха от двигателей — включен.
Кондиционеры — авто.
Изоляционный клапан — авто.
Шасси — нейтрально.
Закрылки — убраны, индикация не горит.
Засекаю на часах минуту до следующего разворота. Илья выполняет обязанности мониторящего пилота, замечаний не делает, значит все нормально и ошибок я пока что не допустил. Летим дальше. Подходим к третьему развороту, прошу Илью выполнить подготовку самолета к посадке. Выполняем третий разворот. Снижаюсь на высоту четыре тысячи двести футов и отдаю Илье команду выпускать закрылки.
— Закрылки один, скорость для закрылков один установить.
— Закрылки один, скорость установлена.
— Закрылки пять, скорость для закрылков пять установить.
— Закрылки пять, скорость установлена.
Приближаемся к точке входа в глиссаду, Илья докладывает: «Приближается глиссада», отдаю команду выпустить шасси, установить закрылки в положение пятнадцать градусов, установить скорость и заармировать интерцепторы. Продолжаем заход на посадку, самолет захватывает сигнал глиссадного маяка.
— Глиссада захвачена — доклад Ильи.
— Закрылки тридцать, установить посадочную скорость.
— Закрылки тридцать, посадочная скорость установлена.
Приближаемся к полосе, проходим высоту принятия решения. Перехожу на визуальный заход. Самолет отсчитывает высоту: пятьдесят, сорок, тридцать, двадцать — устанавливаю режим малый газ, десять — касание. Интерцепторы сработали, включаю реверс, самолет с шумом начинает тормозить. Развернули самолет в конце полосы и начали руление на стоянку. Во время руления Илья рассказал о моих ошибках в процедурах при рулении. После полета провели небольшой разбор.
— Ну как, Илюха, что скажешь?
— Да в целом, все нормально, про ошибки твои я тебе уже рассказал, а так, молодец.
— Спасибо, Илюха!
— Да не за что.
Так я прошел проверку с действующим пилотом авиакомпании, хоть это и было формальностью, все равно
было приятно, что мои знания и навыки оценили, а также указали на ошибки, которые нужно исправить.
Как говорится: «Век живи, век учись!»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Летные дневники. Записки юного пилота предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других