Обратная сторона рекламы

Александр Попов

В данной книге собрана вся боль за 12 лет работы в рекламном бизнесе.Описанные проблемы были актуальны и 12 лет назад, и остаются актуальными по сей день.Ошибки все те же совершают предприниматели, маркетологи и рекламщики, те, кому дали ответственность отвечать за рекламу компании.Если вы хотите понять, какие ошибки совершаете вы или ваши сотрудники при работе с рекламой, то вам просто необходимо прочитать эту книгу.

Оглавление

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

Я — Попов Александр.

Мой путь в рекламное дело начался неосознанно еще в 19 моих лет.

Небольшое подвальное помещение в одном из общежитий города Томска. Я работал у своего двоюродного брата Юры Ваколова. Это был маленький магазинчик мебельной фурнитуры. О нём практически никто не знал. Единственное, что привлекало внимание к данному месту, был огромный баннер на фасаде общежития, сейчас я даже не помню содержания данного баннера. И ужасная лестница в подвал, там часто кто-то падал, особенно зимой. Приближение посетителя было слышно задолго до того, как он открывал дверь, по ненормативной лексике при спуске по этой кривой лестнице.

Я работал кладовщиком и продавцом. 19 лет мне было тогда. Со мной работал еще мой знакомый с общежития Рустам, он так же из Казахстана, города Жезказган.

Я не знаю зачем надо было 2 человека в магазине, куда в день заходило максимум 3 человека, а иногда вообще никто. Но с ним было весело. Каждый день он обедал запаренной лапшой «Роллтон» и квашенной капустой, банка которой стояла у нас на складе. Не помню откуда он её притащил.

Поступал я в ТУСУР на специальность «Аудио визуальное оборудование». Не знаю совпадение это или нет, что вхождение в бизнес рекламы у меня началось именно с установки звуковых колонок в супермаркеты и места большого скопления людей. Через год я понял, что техническая специальность — это не моё. И перевёлся в ТГУ в ВШБ (Высшая школа бизнеса). Звучит даже солиднее. На специальность «Маркетинг», заочное отделение. Помню, Папа и Мама переживали по этому поводу, но оставили решение за мной.

И вот мне 19 лет, я сижу в подвале в маленьком магазинчике мебельной фурнитуры и думаю, как максимально не дорого рассказать о магазине. Самое интересное, что я этому не учился нигде, никто мне об этом не говорил. Но уже тогда понимал, что реклама — это связь между продавцом и покупателем.

Что я придумал. Позвонил в газету, одну из самых популярных в городе, узнал сколько стоит реклама в газете, оказалось, дорого. А дорого относительно того, что денег на рекламу вообще не было.

Спросил, а можно ли в газеты вложить наши листовки. Была такая услуга и стоило это приемлемо. Владея немного графическим редактором, сделал эти листовки сам. Результата не было. По листовкам никто не пришёл. К сожалению, я тогда не понимал, что такое Целевая аудитория. Но то, что просто так сидеть на попе ровно нельзя, и пробовал разные варианты ещё: листовки на подъезды, раздавал флаеры по району.

Магазин в итоге был закрыт. Но я там уже какое-то время не работал. На тот момент я вернулся в Казахстан в город Экибастуз, где мой Папа был директором филиала АО «Казахтелеком».

Папа устроил меня туда специалистом по продажам. И тут я начал опять экспериментировать с привлечением клиентов. И мне это удавалось. Не имея бюджета на рекламу, я делал то, что мог сделать сам:

— печатал и рассылал адресные письма. До меня письма физическим лицам с предложениями никто не слал.

— организовывал промо, привлекая других специалистов. Кстати, на тот момент это было первое промо в области от «Казахтелеком». Только после того, как я провёл его в Экибастузе, такое же провели в Павлодаре. Помню, как бегал по городу, искал, кто сможет на белые футболки нанести логотип. Профессионально этим никто тогда не занимался. Нам сделали наклейки, которые при первой же стирке отклеились.

— проводил выездные презентации по организациям.

— организовал отдел по прозвонке по допуслугам. Ранее его просто не было.

Ввёл отчётность, чтобы понимать, к чему мы идём, и видеть результативность.

Всё это не входило в мою должностную инструкцию. И было чисто моей инициативой. Было очень интересно, какой результат дадут определённые действия. Я проверял разные гипотезы и считывал результат.

В общем, мне было 20 лет. Я сейчас удивляюсь, откуда было столько рвения что-то делать. И ведь никто этому не учил. Все мои идеи Папа пропускал и старался помочь в их реализации. Бюджет не выделяли, и мы сами изыскивали возможности.

Вот так неосознанно, но я набирался опыта в рекламе.

Продолжал работать в компании и по возможности использовал все варианты для того, чтобы о наших услугах узнавало всё больше людей.

Тема рекламы меня зацепила ещё больше, и я захотел всё-таки идти дальше, но уже сам.

Решился открыть своё агентство.

Долго думал над названием фирмы. Были разные варианты. Город у нас провинциальный, был 2008 год, и все названия в городе были очень скучные.

«Апельсин» — подумал я и открыл ИП. Мне было 23 года. Да, моё агентство называется РА «Апельсин».

Сейчас это кажется банально даже. Почти в каждом

городе есть что-то с таким названием. Но в 2008 году в Экибастузе это название вызывало вопрос — «Почему „Апельсин“?» и улыбку у каждого. Этого я и хотел, чтобы название давало эмоцию.

И вот, начался мой профессиональный путь в рекламном бизнесе.

Путь моего агентства начался с видео рекламы на мониторах в ТРЦ «Maxi Mall», размещение печатной рекламы в маршрутных автобусах компаний «Шыгыс» и «NAR-транс» и звуковой рекламы внутри ТД «Болашак».

Выражаю большую благодарность руководству ТРЦ «Maxi Mall», ТОО «Шыгыс», ТОО «NAR-транс» и ТД «Болашак» за то, что дали мне возможность и поверили в меня.

Далее, уже в 2011 году, я выбрал на тот момент такую нишу, которую никто не понимал.

Звуковая реклама в местах массового скопления людей. У меня не было агентов до 2013 года. Продавал я сам. Так как люди не задерживались, потому что не покупали. Сколько мне приходилось выслушивать от предпринимателей:

— Да кому вообще это надо.

— Да кто это слушает.

— Вот радио — это солидно, а вы предлагаете ерунду.

— Лучше газеты нет ничего.

— Иди ты на х.. со своей рекламой. Да, да и такое бывало…

Порой руки опускались. Но мне было интересно, как далеко я зайду. И ничего не оставалось как менять подход к продажам, менять качество звуковой рекламы и упорно идти дальше.

А самое главное — менять мышление предпринимателей, их подход к рекламе. Забегая вперёд, мне это удалось.

В какой-то момент радиостанции в городе начали активно бороться за клиента, используя самый простой инструмент маркетинга — демпинг, опустили цены до самого минимума, прошло 8 лет, а цены они поднять так и не смогли.

На сегодняшний день некоторые даже закрылись. Газеты перестали пользоваться спросом, ну а вещательная сеть «Апельсин» в 2020 году чувствовала себя хорошо.

За 12 лет мне удалось завоевать уважение со стороны бизнеса города и выйти на хороший уровень. Я без скромности могу сказать, что на начало 2019 года у меня был самый большой клиентооборот в городе. Чего это мне стоило? 7 лет концентрации на одном направлении в одном городе.

Воспитав, обучив своих агентов, которых просто не было в городе, вывел агентство на такой уровень, что привлёк много внимания. Появились конкуренты не понимающих, что такое маркетинг, нас пытаются копировать, и переманивать клиентов предлагая ниже стоимость. Работают только на откатах и демпинге, а это путь в бездну.

Ну это уже другая история. Пока она в развитии, думаю об этом я тоже напишу книгу.

Наше агентство вышло за пределы одного города и в 2018 году открыл филиал в Петропавловске, где на сегодняшний день являюсь эксклюзивным поставщиком рекламных услуг в сети супермаркетов города.

В моём арсенале большой опыт в руководстве Рекламным агентством, опыт в продажах рекламных услуг, опыт в создании рекламы, опыт в обучении рекламных агентов, опыт в маркетинге в малых городах. Хотя уже сегодня по опыту могу сказать, что предприниматели везде одинаковые и установки сильно похожи, совершают одинаковые ошибки и одинаково не делают очень много того, что может помочь их бизнесу стать немного лучше.

Видел много ошибок, которые совершают предприниматели. Через меня прошло море негатива относительно любой рекламы в целом.

Почему-то у большинства предпринимателей слово «реклама» вызывает резкий негатив. В некоторых случаях это неудачный опыт. В других это принципы и неправильные установки. И, возможно, отсутствие нужных знаний.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я