Психология Души – это целостное направление прикладной психологии: психотерапия с использованием духовных практик. Этот подход объединяет древние знания о духовной природе человека, опыт мировых религий и коренных народов и современную психологию с научным методом и рациональностью.Эта книга будет интересна как практикующим психотерапевтам, так и читателям, которые хотят самостоятельно разрешить свои внутренние противоречия, устранить психологические проблемы и психосоматические заболевания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология Души предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Устройство души в проекции психологии
В этой главе вы отправитесь в исторический экскурс и получите знания о духовной природе человека, которые человечество собрало за всю свою историю. Вы не прочитаете про догматы, заповеди, кодексы и иные формы религиозных ограничений и рекомендаций, так как мы ясно понимаем, что любая религия это не только и не столько духовный срез общества, сколько и столько культурный и социальный экономически-политический.
В ходе исследования мы столкнулись с тем, что в большинстве религиозных концепций понимание души ограничивается мнением, что она бессмертна, изначальна и божественна. Не объясняется ни из чего состоит душа, ни как она связана с телом, что происходит с душой при зачатии, рождении, смерти.
Так, например, в авраамических религиях мало говорится о строении души, основной акцент делается на ее спасении.
А в ведической традиции есть подробное описание строения человека (души).
В Сарвасара-Упанишада говорится о 5 оболочках (коши): аннамайя коша, тело пищи; пранамайя коша, энергетическое тело; маномайя коша, тело ума; виджнянамайя коша, тело познания; анандамайя коша, тело блаженства.
Все эти оболочки не являются оболочками в прямом смысле слова, то есть не покрывают, например, человеческое тело чем-то наподобие слоёв. Эти оболочки являются уровнями иллюзии сознания. И согласно ведическим источникам, задача йогина «поднимать» уровень сознания, освобождаясь сначала от более «грубых» материальных иллюзий отождествления себя с телом, то есть перестать рассматривать себя только как тело, затем от отождествлений себя с праной (энергией), и далее последовательно умом, мудростью, блаженством. Освободившись от всех ограничений, прийти в «состояние, где «всё существует и не-существует и вместе с тем ни не-существует, ни существует вместе, как пустота».
Азаров (2016) приводит описания строения души человека в разных традициях. В даосской системе есть три больших энергетических центра, именуемых «Даньтянь» (буквальный перевод — «котёл»), а также шесть малых, называемых «малые печи». Даньтяни находятся в нижней части живота, районе сердца и голове. Малые печи находятся в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах, а также в тазобедренных, коленных и голеностопных. Многочисленные даосские практики учат накапливать и управлять энергией в этих центрах.
В славянской традиции есть две системы.
Более известна система из 9 чар (или другое название — стогны): Исток, Зарод, Живот, Перси, Леля, Лада, Устье, Чело, Родник.
Во второй системе 17 чар, и называются они «Родники Силы»: Вышень; Крышень; Чело; Темя; Явло; Горло; Ладина; Лад; Лада; Ярло; Лель; Леля; Живот; Исток (Жила); Чрево; Зарод; Вий.
(Изображение взято с сайта https://www.alchemyc.ru/chakry.html)
В исихазме (эзотерическом христианстве) есть упоминания центров концентрации, но они никак не названы. Например, религиовед Мирча Элиаде (1907 — 1986) писал о 4 центрах: межбровный, горловой, грудной и сердечный.
В суфизме (эзотерическом исламе) энергетические центры именуются «латаиф», и их 7. Идрис Шах (1924 — 1996) в книге «Суфии» пишет:
«Ученик должен пробудить пять латаиф, т. е. получить озарения через пять из семи тонких центров общения. Это делается с помощью концентрации сознания на различных участках тела и головы. Эти пять центров получили названия Сердце (Кальб), Дух (Рух), Тайный (Сирр), Таинственный (Хафи) и Глубоко скрытый (Ахфа). Ещё один центр называется „Душа“ (Нафс) и состоит из множества „душ“. Путь к седьмому центру (Султан) открывается лишь тем, кто развил в себе остальные. Такие люди являются настоящими мудрецами, хранителями и передатчиками учения.»
(Изображение взято с сайта https://www.alchemyc.ru/chakry.html)
В учении Каббалы используют деление на 5 центров: Кетэр (над головой), Даат (горло), Тифэрет (сердце), Йесод (гениталии), Малхут (стопы).
Также в различных ведических текстах упанишадах рассказывается о чакрах. В современном эзотерическом сообществе под чакрами подразумевают некие энергетические центры, узлы, и обычно насчитывают 7 таких узлов. Но так было не всегда. Например, Бабкин (2018) пишет, что один из комментариев на Кришна Яджурведу, Брахмавидья упашанишад (ориентировочно 100 — 300 г.н.э.) описывает систему из 5 чакр. Йогачудамани Упанишад из Самаведы говорит о 6 чакрах и 16 основах (пальцы ног, лодыжки, колени, бедра, промежность, половые органы, пупок, сердце, основание шеи, горло, язык, нос, межбровье, лоб, затылок, макушка) как объектах для концентрации йогина.
В разных тантрических источниках встречаются описания 4, 5, 6, 9, 11, 12, 15 и 16 чакр. 5-чакровая система есть в Калачакра-тантре. 9-чакровая в Сиддхасиддханта паддхати. 11-чакровая в Кауладжнянанирная-тантре.
Широко распространённая в наши дни система из семи чакр и соответствующих им 7 тонко-энергетических полевых телах возникла в недрах Теософского общества. Как и во многих подобных случаях Олкотт, Блаватская, Безант, Ледбиттер и другие лидеры общества опирались на реально существовавшие системы и источники, но очень творчески их интерпретировали. Поскольку им хотелось найти общее в мистицизме платонической школы и метафизике йоги, то чакр стало семь — как семь нот, как семь цветов радуги.
Член Теософского Общества Чарльз Уэбстер Ледбиттер не столько следовал источникам, сколько занимался реконструированием древних знаний и просто конструированием своей системы заново. Он ввёл представление о чакрах, как о реально существующих объектах, которые можно почувствовать экстрасенсорно и другим образом, в то время как традиционные источники говорят о визуализации и размещении на теле через ньясу физическую (прикосновением) или ньясу в уме (перенос внимания в части тела).
Таким образом параллельно существуют две системы. Есть Нью-Эйдж и тому подобное с 7 чакрами цветов радуги, мужской и женской версией чакр и рассказами про то кто из полов кому что должен и т. д. и т. п. А есть традиционные школы. В этих школах практика базируется на 6 чакрах, Матрике — алфавите санскрита и других деталях.
Стоит понимать, что такое разнообразие [в описании строения человека] связано и с индивидуальным опытом подвижников, оставивших после себя указание, и со схемами мира и сил, принятыми в разных школах, которые проецировались на тело в практиках (Бабкин, 2018).
Уровни сознания
В рамках психологии феномены (проявления) сознания также могут быть разделены по иерархическим уровням, при этом в рамках психологических, а не эзотерических терминов. Меньшикова (2019) предложила систему, объединяющую эзотерическое и психологическое деление сознания человека на уровни. Мы доработали эту систему в рамках своего подхода. Таким образом в сознании выделяются 7 уровней.
Телесный уровень
Самый низкий уровень сознания человека — это телесный, он как бы является основанием пирамиды сознания: в самом низу, при этом самый плотный и энергоемкий. Сознание, которым характеризуется физическое тело — это безусловные рефлексы и инстинкты, в т.ч. закодированные в ДНК, а также приобретенные рефлексы, телесные навыки и поведение, выполняемые на автоматизме. Образно выражаясь, инстинкты можно называть генетической памятью или генетическим сознанием, а приобретенные телесные навыки — телесной памятью.
Уровень ощущений
Следующим в иерархии сознания является уровень, который соотносится с ощущениями и связан с (сенсорной) нервной системой человека. Ощущения, такие как холодно/горячо, сытость/голод, темно/светло и т. д. определяют будет ли разворачиваться инстинктивное поведение, основанное на приведение организма в комфортные/необходимые для него условия. То есть проявления инстинктов, телесных действий зависят от ощущений.
Эмоциональный уровень
Ощущения за гранью комфорта и действия, не направленные на реализацию базовых инстинктов, все равно могут стать частью поведения, если человек испытывает от таких действий приятные эмоции или хотя бы не испытывает негативные эмоции (избегание1). Поэтому в иерархии сознания уровень эмоций стоит выше ощущений, и в отличии от животных у человека именно эмоции составляют основной мотиватор жизнедеятельности. Таким образом эмоции — это третий уровень сознания.
Ментальный уровень
Еще более сложной формой проявления сознания являются мысли, мыслеформы, мыслеобразы, чувства. За них отвечает четвертый уровень сознания — ментальный. Посредством мыслей определяется какими будут эмоции. В зависимости от своего отношения, к одной и той же ситуации или объекту человек может испытывать совершенно разные эмоции.
Например, потеря работы может рассматриваться человеком как трагедия, если его доминирующими мыслеформами будут образы жизни без средств к существованию. А если, наоборот, человек давно хотел уйти, чтобы начать свой бизнес, но не решался оставить работу, а тут его уволили, то доминирующими эмоциями могут быть радость и облегчение. То есть ситуация не изменилась, но изменились мыслеформы, связанные с ней, а под мысли уже подстроились эмоции. Таким образом мысли — это четвертый уровень сознания, который имеет возможность, контролировать все более нижележащие уровни.
При этом в зависимости от доминирующего уровня сознания, то есть уровня, на котором преимущественно сконцентрировано внимание человека, возможен обратный процесс, когда эмоции и чувства, ощущения или телесные реакции определяют то, какими будут мысли. Поэтому разделение на иерархию уровней во многом условно. Сознание человека — это единый поток, в котором мы можем лишь выделять некие состояния, структуры и давать им определения. Так, например, мысли опираются на следующий уровень сознания:
Убеждения
Мысли контролируются опытом, и его формализованной оценкой — убеждениями. Опять-таки из-за убеждений одна и та же ситуация может вызывать различные мысли. Если в одном случае на основании имеющегося у нас жизненного опыта мы можем предполагать позитивное для нас развитие событий. То при другом жизненном опыте мы можем предполагать негативное для нас развитие событий.
Например, если человека или людей из его окружения уже увольняли, и при этом им удавалось быстро найти работу не хуже или даже лучше предыдущей, или после увольнения знакомые открывали свой бизнес, который становился успешным, то на основании своего опыта потерявший работу человек может рассматривать свое увольнение как возможность, а его мысли будут спокойны и позитивны. И наоборот, если у самого человека или его окружения после увольнения начинались финансовые трудности, проблемы в семье, а поиски новой работы или старт бизнеса заканчивались неудачей, то на основании этого опыта у человека будут формироваться негативные мысли, вплоть до депрессивного состояния.
В эзотерике убеждениям соответствует «каузальный» уровень сознания, иногда его еще называют причинным или кармическим. Считается, что каузальный и последующие более иерархичные уровни сознания составляют бессмертную часть души, в отличии от предыдущих уровней: тело, ощущения, эмоции, мысли, которые погибают после смерти физического тела, а глубокие убеждения таким образом передаются через смерть. С точки зрения психологии то, что в эзотерике называют бессмертными уровнями души, соответствуют подсознанию, то есть неосознаваемой человеком части сознания.
Во многих духовных традициях одна из самых важных практик это остановка внутреннего диалога — непрерывного потока мыслей, так как при достижении этого состояния подсознательные уровни человека напрямую связываются с сознательными (эмоции, ощущения тела), а ментальный уровень сознания становится центром чувств, состояний отчего человек испытывает сердечную радость, духовный экстаз, безусловную любовь, в отличие от обусловленной любви (симпатии), которая формируется через мысли. Мысли препятствуют образованию чувств. Чувства препятствуют образованию мыслей. Поэтому влюбленные не склонны к рациональному мышлению.
Система ценностей
Следующий уровень сознания — это уровень ценностей. Опыт оценивается, структурируется и записывается, формируются убеждения, всё это происходит на основании системы ценностей человека. Событие оценивается на основании того, к какому итогу оно привело, и является ли этот итог для нас ценным, то есть соответствующим нашим ценностям или способствующим приближению к ним.
Например, для одного человека ценностью является помогать людям, он много трудился, чтобы стать врачом. Добившись этого, устроившись на работу врача-ординатора, он чувствует себя нужным и испытывает от своей деятельности позитивные эмоции. Для другого человека помимо ценности помогать людям, важными являются ценности власти и богатства. Он так же много трудился, чтобы стать врачом, с целью хорошо зарабатывать, получить в управление сотрудников и решать судьбы и жизни людей. Помогая и излечивая людей, находясь на той же должности, что и первый врач, второй не чувствует, что реализовался, испытывает негативные эмоции от своей деятельности, потому что его ценности власти и богатства не реализуются.
В итоге у одного человека многочисленные усилия, которые он вложил, чтобы стать врачом, сформируют убеждение, что «трудись и добьешься своего», а у другого, который хоть и трудился не меньше, но в итоге не реализовался в своих ценностях, сформируют убеждение «сколько ни трудись, все равно ничего не получится». Ситуация, позиция, события, деятельность — всё одинаковое, отличаются только ценности. Именно они и формируют оценку опыта.
Большинство людей принимают определенную систему ценностей в процессе воспитания и взросления, например, от семьи, друзей, общественных архетипов, религии, и затем живут с этой системой ценностей всю жизнь.
Личность и свобода выбора
И вместе с тем каждый человек может изменить свою систему ценностей, пересмотреть опыт, начать по-другому думать, чувствовать, заменить эмоции и влиять на ощущения, побороть инстинкты. Это всё возможно, так как совокупность всех уровней сознания формирует личность, которая обладает свободой воли и имеет возможность делать выбор.
Именно свободный выбор в конечном итоге определяет жизнь человека. Наличие и развитие свободы воли являются соответственно аксиомой и целью многих духовных направлений. Особенно в этом качестве выделяется дзен-буддизм. Дабы описать дзен-буддизм можно много рассказывать и не рассказать ничего. Поэтому для иллюстрации ценностей дзен-буддизма будет лучше рассказать притчу о мастере дзен:
Жил-был старый мастер дзэн. Он жил один в хижине у подножья горы. Однажды ночью, когда Ноноко медитировал, в его хижину ворвался грабитель и, угрожая мечом, потребовал денег.
Не прерывая медитации, Ноноко ответил незнакомцу:
— Все мои деньги находятся в чаше на полке. Можешь забрать все, только оставь мне пять монет. Мне нужно заплатить налоги на следующей неделе. Грабитель сгреб все деньги, а потом кинул в чашу пять монет. Он также прихватил с собой красивую вазу, стоявшую на полке.
— Будь осторожен с вазой, — сказал Ноноко, — она может легко разбиться. Незнакомец обвел взглядом пустую хижину и уже хотел уходить, как мастер сказал: — Ты забыл сказать «спасибо».
— Спасибо, — сказал грабитель и ушел. На следующий день деревня возбужденно гудела. Некоторые крестьяне заявили, что их ограбили. Кто-то обратил внимание, что в хижине Ноноко на полке не хватает вазы.
— Тебя тоже ограбили? — спросили они хозяина.
— Нет, — ответил Ноноко, — я дал незнакомцу вазу и еще немного денег. Он поблагодарил меня и ушел. Он был довольно милым человеком, только немного неосторожно размахивал своей саблей.
В этой притче показывается, что мастерство дзен заключается в умении отключить всякую оценку ситуаций и людей, воспринимать мир без навязанных нашим мнением ролей и масок, в его фактическом проявлении.
С личностью и свободой воли соотносится высший уровень человеческого сознания. Оно объединяет в себя все другие уровни, составляя единое сознание, то, что называется «индивидуальную душу». На этом уровне человеческая структура целостна и завершена. Дальнейшие более высокие уровни сознания выходят за человеческую природу.
Иерархия и взаимодействие уровней сознания
Все аспекты сознания выстраиваются в иерархию, в которой более высокий уровень управляет нижележащими. Но нижние уровни по принципу обратной связи могут воздействовать на более высокие уровни сознания.
Так, например, упоминавшийся выше врач, который выбрал действовать на основании ценности помогать и лечить людей, но не получающий, по его мнению, достаточной для комфортной жизни оплаты труда, может пересмотреть свои ценности, решив, что они не соответствуют реальной жизни, не позволяют ему чувствовать себя комфортно и уважительно.
Таким образом человек не только проявляет себя, но и по принципу обратной связи формирует себя на основании реакции внешнего мира. Но и реакция внешнего мира разными людьми может быть интерпретирована по-разному в зависимости от их эмоционального настроения, жизненного опыта и убеждений, воспринята как случайность, совпадение, закономерность, неизбежность. Таким образом раскрашивание позитивными или негативными эмоциями, интерпретацию, оценку внешнего мира и его реакций делает сам человек.
Этот вывод хорошо можно проиллюстрировать еще одной притчей:
В одной деревне жил очень бедный старик, но даже императоры завидовали ему, так как у него был прекрасный белый конь. Императоры предлагали ему невиданную цену за коня, но старик не продавал его.
Однажды он обнаружил, что коня нет в стойле. Собралась вся деревня, и люди сказали:
— Ты старый дурак! Мы знали, что однажды коня не окажется на месте. Было бы лучше продать его. Вот несчастье!
— Не заходите слишком далеко, говоря так. Просто скажите, что коня нет на месте, — отвечал им старик. — Таков факт, остальное суждение. Что бы ни было, несчастье или благословение, я не знаю. Кто знает, что последует?
Люди смеялись над стариком. Но через несколько дней ночью, конь вернулся. Он не был украден, он просто убежал на волю. Он привёл с собой дюжину лошадей. Опять люди собрались и сказали:
— Старик прав. Это не несчастье. Теперь ясно, что это было благословение.
— Опять вы заходите далеко. Просто скажите, что конь вернулся. Кто знает, благословение это или нет? — спокойно отвечал старик. — Это только фрагмент. Вы прочли одно слово в выражении. Как вы можете судить целую книгу?
В этот раз люди много не говорили, но внутри себя решили, что он не прав: двенадцать прекрасных лошадей!
У старика был единственный сын, который стал объезжать этих лошадей. Всего через неделю он упал с лошади и сломал обе ноги. Люди собрались вновь и опять судили:
— Ты опять доказал свою правоту! Это несчастье. Твой единственный сын потерял ноги, а в твоём преклонном возрасте он — твоя единственная опора. Теперь ты ещё беднее, чем был.
— Вы одержимы суждением. Не заходите так далеко. Скажите только, что сын сломал ноги. Никто не знает, несчастье это или благословение. Жизнь приходит этапами, а большего нам не дано.
Так случилось, что через несколько недель страна вступила в войну, и всех юношей забрали в армию. Остался только сын старика, потому что он был калека. Вся деревня кричала и плакала, потому что это было решающее сражение, и они знали, что большинство парней не вернётся. Они пришли к старику и сказали:
— Ты был прав, старик, теперь очевидно, что это было благословение. Что ж, твой сын калека, но зато он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда.
Старик вновь сказал:
— Вы продолжаете судить. Никто этого не знает! Только скажите, что ваши сыновья годны для армии, а мой сын — нет. Только Бог, Абсолют, знает, несчастье это или благословение.
Когда мы высказываем суждение, то мы ориентируемся на шаблоны мышления, но шаблон — это лишь приблизительное понимание устройства мира, ведь ни одним шаблоном невозможно учесть все варианты развития событий. Именно об освобождении от шаблонов мышления и восприятии мира в его фактическом исполнении и говорится устами «старика» в этой притче.
Подводя итог, отметим, что описанное выше деление сознания на уровни является условным. Как и органы в физическом теле человека зависят и влияют друг на друга, так и разные части сознания есть часть единого организма. Некоторые описанные уровни можно объединить или, наоборот, разделить, ведь каждый уровень имеет намного более сложное строение, ответственен за другие многочисленные функции и явления, нежели описанные нами проекции сознания: инстинкты, ощущения, эмоции, мысли-чувства, опыт, ценности, свобода выбора. Но в нашей практике нас интересуют именно обозначенные выше аспекты и возможность влияния на них для психологической помощи пациентам.
В следующих главах вы подробно узнаете о каждом уровне сознания, о проблемах, которые могут возникать на каждом из уровней, о методах устранения проблем, а также на примерах из практики увидите процесс диагностики и лечения конкретных людей. Всего уровней 7 и для каждого уровня вы получите подробную теоретическую и практическую информацию, опираясь на которую, вы сможете или подобрать подходящий метод избавления для вашей проблемы, устранив проблему самостоятельно или с помощью специалиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология Души предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других