Психология Души

Александр Гвардиев

Психология Души – это целостное направление прикладной психологии: психотерапия с использованием духовных практик. Этот подход объединяет древние знания о духовной природе человека, опыт мировых религий и коренных народов и современную психологию с научным методом и рациональностью.Эта книга будет интересна как практикующим психотерапевтам, так и читателям, которые хотят самостоятельно разрешить свои внутренние противоречия, устранить психологические проблемы и психосоматические заболевания.

Оглавление

Глава 3. Лечение нервных расстройств

В этой главе мы расскажем про второй уровень в иерархии сознания человека — уровень ощущений, связанный с нервной системой человека. В эзотерической, религиозной и духовной направленностях уровень ощущений часто представляется как энергетическое тело человека. И в зависимости от традиции энергетической субстанцией этого тела может быть прана, ци, эфир, мана, жива и другие описания внутренней энергии человека. Путем сравнения научного и духовного описаний мы покажем сходства и различия в понимании этого уровня сознания. На примерах из практики расскажем о заболеваниях на этом уровне сознания и методах лечения.

Объясняли как могли

Поскольку системы здравоохранения социально сконструированы, их наиболее полезно изучать в связи с их культурным и историческим контекстом (Kleinman, 1980, стр. 33—35). Есть многочисленные свидетельства о неожиданных исцелениях от серьезной болезни, которые, если это правда, имеют мало или вообще необъяснимы в контексте официальной медицины. Чтобы просто описать (а тем более объяснить) эти события, западные исследователи иногда используют терминологию, с которой они знакомы, и накладывают ее на ситуации, с которыми они не знакомы (Gergen, 1985, с. 266). Примеры терминологии с очевидной предвзятостью: «знахарь», «лечение вуду» и «магическое мышление». Shweder (1990) высказал мнение, что такая западная терминология представляет редукционистский культурный империализм, который предполагает «психическое единство» среди человечества, не обращая внимания на различные способы, которыми люди функционируют (и дисфункционируют, то есть болеют) в разных времени и местах. Есть много версий реальности, в которых общество может жить, и эти «расходящиеся рациональности» демонстрируют, что не каждый рациональный процесс является универсальным (Shweder, 1986, стр. 191).

Так, например, затяжная депрессия у человека в древнем племени могла считаться признаком вселения в него злых духов, и шаман с помощью специальных ритуалов изгонял духов. В древней Индии болезнь воспринималась как проявление дисбаланса составляющих человеческое тело первоэлементов, а значит требовалось убрать лишние или напитать человека веществами, которых ему не хватает. В христианском мировоззрении это могло быть карой господней за грехи человека, которые человеку было необходимо искупить своими молитвами и благими действиями. В современности психотерапевт, обладая знаниями о химических взаимодействиях в мозге, может прописать пациенту антидепрессанты.

То есть получается, что одна и та же проблема/ситуация описывалась разными людьми в разное время по-разному в зависимости от их мировоззрения, понимания устройства мира, убеждений и культурного контекста. Это значит, что многие древние мистические описания и современные научные знания на самом деле описывают одни и те же явления просто на разных языках.

Weston (1991) в своей книге о так называемых чудесах исцеления утверждал, что «и религия, и наука описывают реальность». Мы предполагаем, что религии дают модели, которые являются закрытыми, в то время как наука (в лучшем случае) предоставляет открытые модели, которые строятся на накопленных данных и ищут способы добавления новых данных.

Мы исследовали как древние сакральные, так и современные научные знания и нашли в них ряд сходств, которые наглядно показали, что действительно люди в разные эпохи говорили по сути об одном и том же строении человека, сознания и явлениях внутреннего мира. При этом люди основывали свои умозаключения и действия на гео-социо-культурной среде своего времени, проще выражаясь «объясняли как могли»2. Тем более это «объясняли как могли» касается случаев адаптации знаний для «масс», когда в каждой традиции существовал внутренний круг, в котором посвященные имели достаточно полную картину мира, основанную на традиции, и внешний круг, где многие знания утаивались, а адептам открывались только поверхностные сведения.

Например, в древней ведической традиции существует учение о 5 первоэлементах, из которых состоит всё сущее: огонь, вода, воздух, земля, эфир.

Сейчас обычному человеку может показаться непонятным такое разделение, и едва ли кто-либо в здравом уме будет настаивать, что, например, человеческое тело действительно состоит из этих элементов. Но стоит только вспомнить, что древние люди «объясняли как могли», и мы легко найдем соответствие этим первоэлементам из школьного курса физики. Для этого достаточно расположить эти первоэлементы в немного другом порядке: земля, вода, воздух, огонь, эфир, и сразу становится понятно, что 4 из 5 первоэлементов соответствуют 4 агрегатным состояниям вещества: твердое, жидкое, газообразное, плазма, а 5-й первоэлемент — эфир — это пространство, в котором пребывает материя и из которого зародилась материя.

Такая картина мира уже хорошо соответствует современному физическому пониманию, в рамках которого из-за эффекта поляризации вакуума из пространства действительно может зарождаться материя. А вся материя изначально зародилась из так называемого ложного вакуума в процессе Большого Взрыва, по сути возникнув из пространства.

В процессе адаптации некоторых знаний использовались аналогии и использование объектов и явлений из обыденного опыта людей. Например, практически все религиозные воззрения о сотворении мира опираются на одну и ту же схему: в начале не было ничего или был хаос, из ничего (хаоса) появляется нечто (порядок), нечто (порядок) принимает разные формы звезд, планет, растений, животных, человека и т. д. При этом сотни разных традиций рассказывают эту идею сотней разных способов: от рождения бога солнца Ра с головой сокола до жертвы первочеловека Пуруши, из частей тела которого произошли все объекты мира.

Еще одним примером может служить исповедь, искупление грехов в христианстве. По сути это прекрасная психотерапевтическая практика, в результате которой человек перестает зацикливаться на своих прошлых поступках, прощает себя и начинает жить настоящим. Но в христианских обществах эта практика не могла появиться без соответствующего религиозного контекста — «объясняли как могли», используя понятный для людей христианского мировоззрения язык. В современной же психотерапии прощение себя имеет вполне понятный для современного человека психологический лечебный контекст, и Бог, привлекаемый конкретно для этой практики, является по принципу бритвы Оккамы лишней сущностью.

Ритуал и цель

Более того, даже верные знания об устройстве человека, окружающего мира и духовных практиках могли строиться на догматах и основанных на их базе традиций.

В качестве примера в буддизме рассказывается одна история о монахах и кошке.

В одном из буддийских монастырей жила кошка и каждый раз, когда начиналась молитва, она заходила в зал и отвлекала монахов. Учитель, заметив это, на время молитвы стал запирать кошку в клетку. Так он запирал ее каждый день на протяжении многих лет.

Тот учитель умер, а ученики, не зная об истинной причине, так и продолжали следовать традиции и каждый раз перед молитвой в качестве ритуала запирали кошку в клетку. Потом эта кошка умерла, а ученики продолжали закрывать уже других кошек, считая это частью необходимого ритуала.

Получилось, что в отсутствии рационального понимания действия приобрели ритуальный характер. Таким образом, необходимо отделять ритуальный, обусловленный географическими, социальными, культурными условиями и целевой (на что направлено?) аспекты действия.

Психология как наука также подошла к необходимости такого разделения. Так, например Glik (1993) дифференцировал лечебные мероприятия (то есть, результаты лечения) от опыта исцеления (то есть, субъективные аспекты лечения, в том числе приписываемые ему значения, его ритуальный контекст и ощущения клиента).

При этом даже ритуальные аспекты, например, молитвы могут быть связаны с успешным опытом исцеления.

Примером исследования молитвы является 10-месячное исследование Byrd (1988) с участием 393 пациентов. Byrd попросил добровольцев, которые называли себя «рожденными свыше христианами», попытаться совершить заступническую молитву за половину пациентов с ишемической болезнью сердца (представляющих несколько христианских конфессий), которые были случайным образом распределены в группу молящихся или не молящихся. «Молящихся людей» просили молиться каждый день, но не давали инструкций, как молиться, за исключением того, что они должны были просить о быстром выздоровлении без осложнений. Каждый пациент в молитвенной группе имел от 3 до 7 человек, молящихся за него или ее; пациенты были известны молящимся только по их именам и медицинским диагнозам. Ни врачи, ни медсестры не знали, за кого молятся. Члены молитвенной группы показали значительно лучшие результаты по нескольким показателям: у них реже развивался отек легких, не требовалась эндотрахеальная интубация, и они реже нуждались в антибиотиках. Различия в смертности не достигли значимого уровня.

Вариаций ритуалов и того, во что верят люди, может быть несметное количество. Вариации же научного знания ограничены практическим соответствием реальности и экспериментальной проверкой.

В таком контексте мы можем посмотреть на древние знания о душе (сознании) человека с точки зрения практического применения и попытаться найти общие пересечения с современным научным пониманием. Ведь, как и сейчас, древние люди основывали свои знания на понимании реальной природы человека, просто понимание природы тогда и сейчас является разным. Такой подход позволяет не только получить целостный взгляд на историческое развитие концепций об устройстве внутреннего мира человека, но и найти в местах пересечения новые знания, которых нет по отдельности ни в одной традиции.

Праническое тело и нервная система человека

Посмотрим, например, что традиция йоги рассказывает о строении человека. В некоторых источниках упоминается прана — тонкая форма энергии, которая предположительно существует во всех живых существах. В йогической литературе термин «прана» переводится по-разному, жизненная сила, тонкая энергия, жизненный воздух, жизненная энергия, витальная энергия и т. д. (Анантхападманабха, 2000).

Нади (санскр. — канал, трубка, вена, пульс) — система каналов (шротов), по которым в соответствии с представлениями йоги и тантры движется прана.

Выделяют десять главных нади, три из которых считаются наиболее важными: ида, пингала и сушумна. С позиции йоги нади (каналы) не являются нервными волокнами, лимфатическими сосудами, жёлчными каналами либо кровеносными сосудами, питающими ткани. Все нади находятся в пранамайя коша (энергетическом теле человека).

Сушумна — центральный нади (канал) энергетической системы человека. Этот энергетический канал проходит через внутреннюю часть позвоночного столба. Сушумна берёт начало у основания позвоночника, проходит вдоль спинного мозга и заканчивается на макушке головы. Рядом с Сушумной есть два других канала — Ида и Пингала, обвивающиеся вокруг Сушумны слева и справа соответственно.

Попытаемся найти аналогии с позиции физиологии для трёх главных каналов: Ида, Пингала и Сушумна.

Центральный канал

Первой и очевидной аналогией является Сушумна — «центральный канал», который так называется как в неврологии, так и в йоге. Центральный канал находится в сером веществе спинного мозга. Он является остатком полости нервной трубки, содержит спинномозговую, или цереброспинальную, жидкость.

Заметим, что в физиологии функция центрального канала до конца непонятна. В утробе матери ребенок поэтапно проходит несколько стадий своего развития. Формирование головного и спинного мозга — это очень сложный процесс и на одном из его этапов у человеческого эмбриона по всей длине спинного мозга имеется щель (центральный канал). После рождения ребенка центральный канал постепенно зарастает, темпы и полнота заполнения центрально канала существенно могут отличаться у различных людей. С помощью МРТ можно наблюдать у некоторых взрослых людей остатки центрального канала, но у большинства их нет.

Подводя промежуточный итог, заострим внимание, что и с позиции физиологии, и с позиции йоги у человека имеется центральный канал, по которому согласно воззрениям йоги движется прана.

Левый и правый каналы

А теперь вернемся к двум другим каналам, проходящим согласно воззрениям йоги слева и справа от центрального канала.

По обе стороны от спинного мозга проходят два нервных тока, или нади. Левый называется идой, правый — пингалой.

Ида охлаждает, пингала нагревает. Ида проходит через левую ноздрю, пингала — через правую. Дыхание в правой ноздре горячее, а в левой ноздре — холодное. Энергия, которая течет в правой ноздре, повышает температуру в теле. Это — диссимиляция, центростремительная, ускоряющая энергия для органов тела. Энергия в левой ноздре имеет охлаждающий эффект. Это — ассимиляция, центробежная (выводящая) энергия и тормозящая для органов тела. Она увеличивает питание и силу.

Один канал отвечает за проявления сознания в нашем теле, то есть той субстанции, которая воспринимает, но ничего не делает. Второй канал отвечает за проявления нашей энергии, наши действия. И получается, что эти два канала обеспечивают как бы функции энергии и сознания (Бегунова, 2012).

Такому духовному описанию, очевидным образом соответствуют материальные нервные волокна в теле человека: восходящие (для Ида), отвечающие за передачу сигналов в головной мозг, и нисходящие (для Пингала), принимающие сигналы от головного мозга и отдающие «приказы» органам, нервные пути.

Восходящие нервные пути обеспечивают различные виды чувствительности, проводя в высшие отделы ЦНС импульсы от рецепторов наружной поверхности тела, двигательного аппарата и внутренних органов.

Одна часть нисходящих систем обеспечивает быстрые (фазные) двигательные реакции и представлена толстыми проводящими волокнами, берущими начало от больших пирамидных клеток коры. Другая часть пирамидной системы регулирует тонические реакции скелетной мускулатуры. Это влияние осуществляется, в основном, по тонким волокнам (Бабенко, 2016).

Помимо этого, Ида и Пингала соответствуют парасимпатической и симпатической нервным системам, которые осуществляют торможение и возбуждение соответственно.

(Изображение взято с сайта: https://na-nervah.ru)

Как можно заметить нервная система с позиции физиологии и пранические каналы с позиции йоги как понятия очень связаны. Йоги контролировали потоки праны, концентрируясь на ощущениях в тех или иных частях тела, например следя за своим дыханием. А если предположить, что под движением праны в древних писаниях могло подразумеваться электричество (электромагнитное излучение) (Параклет, 1998), а нервные волокна проводят электрический ток и совпадают по расположению и функциям с праническими каналами, то вполне может быть что древние исследователи «объясняли как могли» устройство нервной системы человека, основываясь на тогдашнем миропонимании. И методы, практикуемые в йоге, направлены в том числе на получение сознательного контроля над своей нервной системой, своими ощущениями.

Вообще нервная система является связующим звеном между сознанием и телом, ведь именно с помощью нервной системы мы можем ощущать внешний мир и действовать в нем. Интересно, что в эзотерике таким посредником является эфирное тело, которое также связывает душу с физическим телом. В эфирном теле есть каналы и меридианы, по которым движется прана, благодаря которой в теле происходят все жизненные процессы.

С этим пониманием мы подходим к тем проблемам, с которыми работает психология, а именно проблемам, связанным с ощущениями человеком своего тела и окружающего мира: неврозы, фантомные боли, анорексия, аноргазмия, заболевания органов чувств и др.

Рассинхронизация ощущений

Причинами некоторых таких заболеваний могут быть органические повреждения вследствие, например, нейродегенеративных заболеваний или неблагоприятных факторов внешней среды. Но, если медицинская экспертиза исключила эти влияния, то психотерапевт может прийти к выводу, что проблемой пациента является именно нарушения в ощущениях человеком своего физического тела, то есть «рассинхронизацией» между физическим телом и тем, как человек ощущает своё тело.

Как это вообще возможно, чтобы наше тело и наш образ тела были неидентичны?

Дело в том, что человеческий мозг состоит из двух полушарий: левое полушарие отвечает за абстрактный образ мира, в том числе нашего тела; правое полушарие отвечает за чувственный, то есть воспринятый органами чувств, образ. И когда эти два образа расходятся, то есть воспринимаемая реальность отличается от идеала, то единый человеческий организм начинает противоречить сам себе, что может вызывать различные заболевания как психические, так и физиологические3.

Чтобы избежать этой рассинхронизации в йоге имеются упражнения как статические, так и динамические, как в стоячем положении, так и сидячем, лежачем.

Существует многочисленные методы нетрадиционной медицины, эффективность которых исследована в рамках научных исследований:

■ биоэнерготерапия (Adamenko, 1970; Benor, 1992, стр. 44))

■ направленная молитва (Dossey, 1993a, стр. 105—106)

■ исцеление верой (Haynes, 1977)

■ исцеление на расстоянии (Remen, 1996)

■ ходатайственная молитва (LeShan, 1976)

■ возложение рук (Grad, 1967)

■ магнитное исцеление (Bendit, 1958, стр. 54—56; Edwards, 1953)

■ психическое исцеление (Solfvin, 1984)

■ метафизическое исцеление (Bird & Reimer, 1982)

■ бесконтактное терапевтическое прикосновение (Krieger, 1979; Schouten, 1993)

■ нелокальное лечение (Levin, 1996)

■ оккультная медицина (Shealy, 1975)

■ паранормальное исцеление (Worrall, 1970)

■ пси-исцеление (Benor, 1992, стр. 11—12; Stetler, 1976)

■ психическое исцеление (St. Clair, 1974; Wallace & Henkin, 1978)

■ психическая хирургия (Benor, 1994, стр. 53)

■ шаманское исцеление (Hamer, 1980, стр. 44)

■ духовное исцеление (Edwards, 1953; Weston, 1991, стр. 38).

Краниосакральная терапия

В качестве практического примера расскажем случай, в котором для лечения пациента был использован метод нетрадиционной медицины — краниосакральная терапия.

Виктория Т., 44 года. Обратилась с жалобами на память, неподвижность шеи, онемение рук, ног, боли в позвоночнике, крестце, тревожность, страхи, панические атаки, плохое настроение. Медицинское обследование выявило нарушения в снабжающих головной мозг сосудах, вызывающие недостаточное кровоснабжение мозга, бляшки и сужение венозных сосудов, вегетативно-сосудистую дистонию.

Проблемы с памятью сильно затрудняли пациенту работу, так как в ее творческой профессии необходимо учить много текстов и быстро соображать. Пациент собирался отправиться на госпитализацию в клинику неврозов, но по совету друзей обратился к психотерапевту.

Специалист, изучив локализацию симптомов, решил применить метод краниосакральной терапии (КСТ).

К краниосакральной системе (от латинского cranium — «череп», латинское сочетание os sacrum означает «святая кость», «крестец») относятся череп, центральная и периферическая нервные системы (включая головной и спинной мозг и нервы), спинномозговая жидкость (включая твердую мозговую оболочку и крестец). КСТ была разработана доктором Сатерлэндом (1873—1954), учеником доктора Стилла, в 30-е годы XX века.

Краниосакральная система основывается на следующем наблюдении доктора Сатерлэнда: спинномозговая жидкость, омывающая головной и спинной мозг, ритмично пульсирует. Эти ритмичные колебания (8—14 раз в минуту) могут происходить только в том случае, если черепные кости обладают определенной эластичностью, которая позволит им следовать жидкостным фазам наполнения и опорожнения (лишь при незначительных перемещениях жидкостей). Череп тоже «дышит»: буквально на несколько миллиметров расширяется и сжимается 6—10 раз в минуту. Этот феномен был назван краниосакральным ритмом. Если он нарушен, страдает самочувствие и возникает целый «букет» болезней.

Дополняя естественные процессы оздоровления, КСТ используется как профилактическая мера здоровья для поддержания сопротивляемости болезням, повышения эмоционального и психологического состояния, улучшения функционирования центральной нервной системы.

Используется для широкого спектра проблем, связанных с болью и дисфункцией, а именно: последствия натальной травмы черепа, позвоночника и нервной системы; минимальная мозговая дисфункция; посттравматическая энцефалопатия; эпилептический синдром; задержка психомоторного и речевого развития; синдром вегетативно-сосудистой дистонии; гипертензионно-гидроцефалический синдром; головные боли различного генеза; посттравматические гемо и ликвородинамические нарушения; хроническая вертебрально-базилярная недостаточность; церебрастенический синдром; нейропатии черепных нервов; бронхиальная астма; ЛОР-патологии; синдром височно-нижнечелюстного сустава; идиопатические сколиозы; задержка консолидации переломов; вегетативно-висцеральные синдромы; дискогенные ирритативно-рефлекторные синдромы с локальной болью на уровне шейных позвонков (цервикалгия) и поясничных (люмбалгия).

В последнее время техники краниосакральной терапии внедрены и широко используются в ортодонтии и эстетической медицине.

Сеанс КСТ может проводиться либо в личном присутствии психотерапевта, либо дистанционно, в зависимости от потребностей может длиться от 15 минут до часу.

Пациент находится в удобном лежачем положении, предварительно дав согласие и выразив намерение на использование метода.

С Викторией Т. психотерапевт сначала провела эмоциональное исцеление (метод описан в предыдущей главе). Причем сеанс занял 7 часов из-за огромного числа мышечных зажимов и блоков, которые пациент нахватал в течение всей жизни. По каждой спазмированной области разбирались причины, проводилась переоценка с точки зрения текущего жизненного опыта, обнаружилось огромное кол-во «самопритеснений» и «пласты» чувства вины.

Вот как сам психотерапевт описывает свои ощущения от образа пациента, возникшего при лечении:

«Она вся была один сплошной зажим, как будто застывшая черная резина, очень-очень плотная, черная изнутри».

Убрав эмоциональные причины заболеваний, психотерапевт уже мог применить методы воздействия, направленные на нервную систему, в данном случае метод краниосакральной терапии. Задача психотерапевта в этом методе запустить у пациента процессы самоисцеления. В связке с этим методом также применялся запатентованный в Германии метод «Gottliche Neuausrichtung», что в переводе на русский означает «Божественное выравнивание тела» (БВТ).

В ходе сеанса психотерапевт дистанционно воздействовала на каналы и меридианы человека, соответствующие восходящим и нисходящим нервным путям, а также центральному каналу, убрала мышечные блоки, благодаря чему позвоночник распрямился и выровнялся.

Все железы и органы человека связаны с позвоночником, поэтому выпрямление позвоночника благоприятно сказалось на гормональном фоне человека и кровоснабжении, в том числе головного мозга.

«Проблемы с памятью, тревожность, страхи, панические атаки. После сеанса все ушло, память в норме, давление в норме. Необходимость в госпитализацию в клинику неврозов тоже ушла».

Виктория Т. оставила подробный отзыв, в котором описала свои ощущения во время и после сеанса:

«Благодарю за сеанс по выправлению позвоночника!

Целительный сеанс принимала перед сном, и ощущения в теле были очень яркими: движение во всем теле, в руках, ногах, в животе и внизу, и в солнечном сплетении, в груди, как будто по всему телу энергия бежала, а потом я сладко уснула. Для меня эти ощущения оказались новыми и интересными.

Благодарю за оказанную помощь и на физическом уровне, и на тонких планах. Такое ощущение, что то, что перестало быть нужным, удалилось само собой. Все то, что мешало, сковывало, ушло, и произошло это на всех уровнях: очищение души, тела и пространства. Для меня особенно важным является то, что ушли страхи и проблемы, связанные с сосудами головного мозга и с памятью, что очень мешало в моей работе и жизни вообще.

Спина, которая до этого была сутулой, выпрямилась. Стало легче и лучше с эстетической точки зрения. И еще после сеанса я начала слышать, слушать и чувствовать свое тело и улыбаться внутренне! Благодарю!

Иногда в нашей жизни случаются кризисные ситуации, когда теряешь трезвость мышления, и становишься беспомощным и испытываешь чувство сильного страха. Мне помогли пережить кризисную ситуацию, осознать ее уроки и выйти из нее с минимальными потерями, даже с приобретениями — нового опыта, новой себя. Благодарю!»

Данный случай примечателен сочетанием самых различных техник и методов.

Сначала медицинское обследование выявило картину заболевания, указав на проблемы с нервными и кровеносными путями в шейном отделе позвоночника и головном мозге.

Затем психотерапевт и пациент выявили и устранили эмоциональные причины заболеваний.

На базе нового эмоционального фундамента и переоценки опыта, следующим шагом стало устранение по методам краниосакральной терапии и БВТ пережитых ощущений, а по методу телесно-ориентированной психотерапии соответствующих этим ощущениям мышечных зажимов и блоков.

Такой комплексный, всеобъемлеющий и последовательный подход дал свои результаты. Пациент продолжает работу в творческой сфере. Лечение помогло.

Действенность методов

Работоспособность таких методов дистанционного воздействия, мягко говоря, под вопросом. Так, например, были проведены многочисленные исследования эффективности популярного дистанционного метода воздействия — Рейки. Данные разных исследований разнятся. Метаанализ исследований показал, что существующие исследования не позволяют сделать окончательный вывод об эффективности Рейки, необходимы качественные рандомизированные контролируемые исследования (Vaart S., & Gijsen V., & Wildt S., & Koren G., 2009).

При этом уже сейчас метод Рейки активно применяется в российском и западном эзотерических сообществах и для физического здоровья, и для финансового благополучия, и в случае проблем в отношениях; существуют многочисленные школы, не иссякает поток клиентов. Некоторые особо меркантильные наставники начали продавать посвящения в Рейки кому-угодно, из-за чего общий уровень последователей резко упал, по сути превратив сообщество Рейки в эзотерическую тусовку.

Наша позиция опирается на безопасность и полезность/результативность тех или иных методов.

В своем обзоре литературы Schouten (1993) не нашел доказательств того, что контакты пациентов с комплиментарными и альтернативными медицинскими системами имели какие-либо сильные отрицательные эффекты; на самом деле, было несколько указаний на то, что эти переживания были связаны с положительными эффектами. Однако психологические переменные оказали «гораздо более сильное влияние, чем эффект самого метода» (стр. 394), и были отмечены многие методологические недостатки исследований (например, отсутствие групп сравнения и отсутствие нормативных данных). Например, в обзоре влияния акупунктуры на астму Kleijnen, ter Riet, and Knipschild (1991) сообщали о положительном эффекте метода, но обнаружили, что вероятность успеха снижалась по мере повышения качества исследования.

По нашему мнению, если кому-то Рейки или другие системы практик позволяют лучше себя чувствовать, и при это не отнимают значительные ресурсы (финансовые и внимания), то значит определенному типу людей конкретно этот метод подходит и показан к применению.

Существует постоянный риск того, что доверчивые люди будут тратить время и деньги на так называемых целителей сомнительной этики и сомнительной эффективности вместо того, чтобы обратиться за срочной медицинской помощью. Ответственные сторонники альтернативных подходов признают эту опасность. St. Clair (1974), например, в своих попытках выявить исключительных целителей по всему миру, обнаружил нескольких практикующих, которых он считал мошенниками и которые «знают, что больные люди-легкая мишень». Даже в своих лучших проявлениях психические целители «не могут позаботиться о разрыве аппендикса, не справляются с чрезвычайными случаями, такими как утопление, стрельба и автомобильные аварии» и «не являются непогрешимыми».

В 1974 году во время поездки на Филиппины маг David Hoy присоединился к группе врачей и терапевтов, которые наблюдали различные сеансы, в ходе которых руки целителей, казалось, входили в тела своих клиентов, якобы извлекая ряд органических и неорганических материалов. В конце поездки David Hoy писал, что в каждом случае, свидетелем которого он был, он обнаружил приемы, движения и использование реквизита, которые «воспроизводятся талантливыми профессиональными магами… Мне удалось воспроизвести некоторые из этих эффектов с помощью самых простых материалов, которые я приобрел в Манильской аптеке и магазине художественных принадлежностей» (Meek &. Hoy, 1977, с. 110).

Особенно трудно оценить эффективность альтернативной медицины из-за эффекта плацебо. Те же самые, по сути обманутые пациенты, впоследствии сообщали о своем исцелении.

Thong (1993) опросил клиентов традиционных балийских целителей и сообщил, что большинство из них со временем выздоровели. Кроме того, согласно самоотчетам, 58% клиентов с хроническими соматическими заболеваниями и 60% пациентов с психическими расстройствами заявили, что им стало лучше или они вылечились.

Например, Kleinman (1980) заметил, что тайваньские шаманы считались более успешными в борьбе с острыми, самоограничивающимися заболеваниями, вторичными соматическими проявлениями психологических расстройств и хроническими недугами, не опасными для жизни.

Finkler (1985) заметил, что диарея, простые гинекологические расстройства, соматические проявления дистресса и психологические расстройства наиболее поддаются лечению мексиканскими спиритистами.

Таким образом в процессе лечения те или иные верования и убеждения пациента являются важными с той точки зрения, что вера является частью внутреннего мира человека, а убеждения — основами его мышления. Определение же истинности верований и религии выходит за практические границы психотерапии. В вопросе изучения эффективности нетрадиционных методов лечения мы следуем словам «отца» прагматизма Чарльза Пирса «…истинно то, что даёт результат».

А результат есть, многим людям действительно помогают альтернативные «энергетические» методы. Если оставаться в рамках научного подхода, то причин, почему эти методы работают, может быть несколько.

Неврозы многих людей связаны с отсутствием смысла жизни, непониманием цели существования. Жизнь воспринимается безрадостным процессом, эмоционально пуста и неинтересна.

При этом различные элементы ритуалов и церемоний, такие как игра на барабанах, танцы, пение, изобразительное искусство и такие практики, как пост и сенсорная депривация, связываются с сообщениями об исцелении в различных культурных контекстах (Achterberg, 1985; Krippner, 1996; Lawlis, 1996; Rebman и др., 1995). В той мере, в какой они могут быть интегрированы в систему убеждений (без нарушения культурной основы традиций), эти элементы могут связывать аномальный опыт исцеления с вмешательствами при лечении и исследовании. Действительно, Fuller (1989) рассматривал неортодоксальное лечение как обряд посвящения для многих американцев, для которых секуляризованная культура привела к десакрализации жизни (стр. 120—121).

Естественно, когда такому современному десакрализированному человеку рассказывают про его «божественную душу», «целительные энергии Света», «безусловную любовь Творца», то всё это добавляет к жизни красок, показывает, что жизнь человека имеет значение, что о нем заботятся «высшие силы». По сути различные энергетические техники решают главную причину всех неврозов, они дают человеку веру в его лучшее будущее, формируют образ здоровья и счастья. Пациент, заменяя негативные образы на позитивные, по факту сам исцеляет себя, психотерапевт в данном случае является авторитетом и проводником пациента в самоисцеление.

То есть, если человек своими негативными мыслями сам загнал себя в негативное состояние, ментальную ловушку, то психотерапевт как авторитет показывает некорректность мышления пациента, выводит пациента из цикла негативного мышления, даёт другие паттерны мышления, основанные на позитивном восприятии существования. Если пациент усваивает эти новые «правила» здорового мышления, то его проблемы уходят как следствие.

Интересным подходом будет посмотреть на альтернативные «энергетические» методы с другой — научной стороны, конкретно со стороны «энергии» — электромагнитного излучения.

В конце 80-х годов в советском обществе пробудился интерес к различного рода целительству, ауре, биополям и т. д. Сверху было дано указание научно разобраться с этими феноменами. Доктор физико-математических наук Эдуард Эммануилович Годик руководил проектом по изучению физических полей и излучений человеческого организма, вполне понятных и измеримых в отличии от мистических «ауры» и «биополей». Например, были изучены инфракрасные, радиотепловые, акустикотепловые, магнитные поля человека. По результатам исследований были созданы приборы по диагностике заболеваний человека на основе излучения его тела. Подробности этого полусекретного научного проекта рассказывает Годик (2010).

Одним из научных объяснений «экстрасенсорному» бесконтактному воздействию, которое дает Э. Годик, строится на взаимодействии инфракрасных полей целителя и пациента. На первом этапе целитель сканирует пассами рук все тело пациента, при этом замечает участки, наиболее откликающееся на воздействия. Затем целитель стремится «заровнять» эти участки, тем самым исцелить их.

Безусловно, способность по инфракрасному тепловому излучению ощущать и исцелять проблемные участки не является широко распространённой, для этого надо в прямом смысле слова обладать экстрасенсорными, т.е. сверхчувствительными способностями. Члены команды Э. Годика попробовали сами полечить людей таким методом… ничего не получилось. Это искусство, по мнению Э. Годика, включает две основные компоненты: специфичность манипуляции рукой (модуляции воздействия) и интерактивность: ощущение реакции (отклика) тела пациента на воздействие руки и соответствующая модификация воздействия в ответ.

Возможно также и другое, психофизиологическое объяснение этим феноменам. Биологические системы интерактивно взаимодействуют между собой с помощью связных образов. Такой бессловесный сенсорный диалог посредством образов — это один из возможных механизмов взаимодействия целителя и пациента.

Мозг воспринимает и сохраняет в памяти не только внешние образы, но и сенсорные паттерны внутренней среды организма в течение всей жизни. Например, можно предположить, что записывается и сохраняется индивидуальный системный образ здорового организма. Извлечь такой образ из памяти пациента с помощью сенсорной стимуляции целителем вполне реально.

Целитель с помощью сверхчувствительности диагностирует проблемы у пациента. Затем формулирует и связывает образы исцеления с пациентом. После чего с помощью связанных образов отдаёт организму пациента «указание» на активацию образа здоровья. А дальше организм пациента, получив исцеляющее управляющее воздействие, начинает самоисцеление.

Как можно заметить, никакой эзотерики и мистики тут нет. Сверхчувствительность, интерактивное взаимодействие, психофизиология, самоисцеление. Единственной проблемой является сложность научного описания этого процесса в силу его субъективности и интерактивности, а также что объектами изучения являются живые люди.

Многочисленные отчеты о нетрадиционном лечении показывают, что во время аномального исцеления нет ничего необычного в том, чтобы увидеть религиозных деятелей или шары большого белого света, увидеть особые сны или видения, а также почувствовать тепло и покалывание в месте возникновения проблемы (например, Gowan, 1980; McClenon, 1997). В этом отношении LeShan (1974) заметил, что ощущение «тепла» — это просто ожидаемая реакция, когда чьи-то руки держатся за чье-то тело (стр. 112—113); существует феноменологическая разница между восприятием «тепла» и тепла, измеряемого в градусах. Приборы не показали разницы в градусах, даже когда и целитель, и пациент убедительно сообщили о таком восприятии.

В этом отношении примечателен один эксперимент, который провела команда Э. Годика под названием «Мастер Цигун» (Годик, 2010):

«Однажды к нам обратились официально из китайского посольства с просьбой «посмотреть» у себя в лаборатории на работу специально приехавшего из Пекина мастера цигун. Цигун — это одно из направлений философии Китая, древнее искусство саморегуляции организма, включающее искусство дистанционного исцеления. Это было действительно интригующе, и мы согласились.

Вместе с медиками отобрали несколько «острых» пациентов с уже знакомым нам (физики любят отработанные модели) облитерирующим эндартериитом («болезнь курильщика»4). Их привозили в лабораторию из клиники (хирургического отделения) Первого медицинского института. Пациента положили в отдельном отсеке, нацелили на его больную ногу объектив инфракрасного динамического тепловизора, чтобы наблюдать динамику кровотока в процессе воздействия мастера цигун.

Я предложил мастеру расположиться рядом с пациентом и начать «работать» с ним. Но, к моему большому удивлению, мастер отказался и сказал, что ему не нужно быть близко к пациенту, чтобы воздействовать на него. Я немного поуговаривал его, объясняя, что мы не стремимся к рекордам и что главное для нас надежность и четкость результатов. Но он настоял на своем и сел на стул в 2—3 метрах от отсека с пациентом.

Мы предварительно договорились, что он должен начинать и прекращать свое воздействие по моей безмолвной команде. Я сел напротив него и подымал и опускал палец в случайно выбранные моменты времени — это и был условленный сигнал начала и прекращения воздействия. Каждый раз я замечал время. Эксперимент длился около получаса. Все это время тепловизор регистрировал термоизображения (характеризующие картину кровоснабжения тканей) стопы пациента с интервалом между кадрами около 10 секунд. Ни мастер, ни я не могли видеть дисплей, показывающий регистрируемые изменения картины кровоснабжения стопы. Все это время мастер просто сидел на стуле и, в отличие от наших экстрасенсов, не проявлял никакой видимой активности.

Результат поразил меня. Когда мы посмотрели запись, то обнаружили, что каждый раз, когда мастер начинал по моей команде воздействовать, температура, особенно в пораженной области росла (кровоток усиливался) до тех пор, пока я не давал команду прекратить воздействие. Далее температура пораженного участка практически не менялась (оставалась на достигнутом плато) до следующего периода воздействия, которое выводило ее на новое, более высокое плато. За время эксперимента кровообращение в стопе почти полностью восстановилось (см. рис. 30).

Мы повторили воздействие на тех же пациентов на следующий день и еще раз через день.

В результате один из пациентов бы выписан из клиники со значительным улучшением, а ведь он был положен туда на операцию.

В чем заключался механизм воздействия мастера цигун (точнее, через какой сенсорный канал он мог воздействовать на пациента), я, откровенно, не знаю до сих пор… И потому практически не рассказывал об этом ранее: в физике не принято обсуждать явление, если нет возможных вариантов его объяснения. Ведь, в отличие от обычных экстрасенсов, мы не выявили здесь какого-либо сенсорного контакта между мастером и пациентом: уж точно не инфракрасное тепловое излучение… Главное, был получен явный клинический эффект.

Странно, почему китайские или другие медики не провели до сих пор профессиональной клинической верификации воздействия цигун, ведь для этого абсолютно не важен сам механизм воздействия.

Для выявления возможных физических носителей воздействия нам нужны были дополнительные эксперименты, на которые просто не было времени.»

Как видно, случаи исцеления, основанные на дистанционном «энергетическом» воздействии, фиксировались еще в 80-е годы XX века. Факт остается фактом: эти методы могут давать результат, потому хоть, и не имея научной базы, они массово применяются в духовном сообществе для исцеления самых различных заболеваний.

Примечания

2

учитывая, что до Нового Времени системы массового образования как таковой не существовало; абстрактное мышление было развито слабо, в том числе по причине отсутствия достаточных материальных условий для его развития; власть религии, а значит и догматическое давление, были сильнее, а научный метод не был сформулирован.

3

Это конечно очень упрощенное объяснение: в рамках данной книги нет возможности подробно раскрыть эту тему.

4

хроническое заболевание сосудов с преимущественным поражениям артерий ног: постепенная облитерация — сужение сосудов вплоть до полного закрытия их просвета с омертвением лишенных кровоснабжения тканей (спонтанная гангрена).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я