Психология религии: между теорией и эмпирикой

Елена Орел, 2015

Настоящее издание обобщает результаты работы секции «Психология религии» международной научно-практической конференции «Религия и/или повседневность», проходившей в апреле 2015 г. в Минске. В сборнике представлены магистральные направления современной психологии религии: история и методология психологии религии, теоретические и прикладные аспекты эмпирических исследований, психология религиозного обращения, когнитивная психология религии. Авторы рассматривают принцип методологического объективизма, историю формирования понятия «религиозное чувство», эмпирические аспекты исследования мистического опыта и медитативных практик. Издание предназначено специалистам в области религиоведения, психологии религии, когнитивного религиоведения. Оно также может представлять интерес для всех, кто увлечен изучением психологии и религии. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология религии: между теорией и эмпирикой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Рекомендовано к изданию

Редакционно-издательским советом ПСТГУ

Сборник подготовлен при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте».

Рецензенты:

д-р. филос. наук А. Б. Саввин

д-р. психол. наук Н. Л. Мусхелишвили

© Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2015

От составителей

Данный сборник статей был задуман как издание материалов секции «Психология религии», которая проходила в апреле 2015 г. в Минске в рамках международной научно-практической конференции «Религия и/или повседневность» при поддержке Российского научного фонда[1]. Однако в ходе работы над сборником мы расширили количество участников, что, по нашему мнению, позволило более полно отразить ситуацию в современной отечественной психологии религии. В этой ситуации есть несколько ключевых проблем, которые определяют существование данной науки. Во-первых, не вызывает сомнений явное отставание российской психологии религии от зарубежной, что связано и с советским наследием, и с постсоветскими трансформациями, и с кризисом в гуманитарных и социальных науках на современном этапе, и со своего рода «самоизоляцией» отечественных ученых из-за языковых барьеров. Во-вторых, междисциплинарный статус психологии религии также негативно сказывается на ее положении. С одной стороны, она является отраслью религиоведения. Однако подготовка по данной специальности ведется на философских факультетах, специализация «психология религии» отсутствует, и из-за этого бо́льшая часть «психологических» работ ученых-религиоведов носит описательный характер. В действительности это «история психологии религии», а не сама наука. С другой стороны, психология религии — отрасль психологии, но подобной специализации на психологических факультетах в отечественных вузах не существует. Психологи, занимающиеся проблемой религии, даже если они прослушали курсы «Религиоведение» или «История религии», не обладают в полной мере компетентностью и знаниями в данной сфере[2] и зачастую акцентируют внимание на «психическом», а не на «религиозном» в ходе своих исследований. В-третьих, наблюдается превращение светской по сути науки в конфессиональную[3] — и в массе своей далеко не самого высокого уровня[4]. Приходится слышать заявления, что «научная психология может рассматриваться как религиозный феномен… не существует психологии вне религии, не существует внерелигиозная психология»[5]. Однако такое положение вещей отбрасывает науку (не только о религии, но и психологическую) на полтора столетия назад, возвращая ее к первоистокам, к этапу накопления теоретического и практического знания. В-четвертых, не раскрыт до конца потенциал практического применения полученных исследователями результатов. Это касается и экспертной работы, и профилактики негативных тенденций в сфере, связанной с религией, как на индивидуальном, так и на социальном уровнях.

В этом сборнике мы попытались наметить решение указанных проблем. Сам он, будучи примером «неконфессиональной» психологии религии[6], выходит в издательстве православного вуза, что в очередной раз подтверждает тезис о самодостаточности психологии религии вне религиозных ориентиров и о возможности эффективного сотрудничества богословов и психологов в рамках светской (т. е. не разделенной искусственными мировоззренческими и идеологическими перегородками) науки. Мы надеемся, что результаты, полученные авторами, еще раз подтвердят нашу идею, что психология необходима для развития современной церковной науки как вспомогательная и/или специальная дисциплина. Однако, вопреки распространенному мнению, мы считаем, что ее «конфессиональность» должна быть выражена не в директивном принятии на веру теологических постулатов в качестве предпосылок, что зачастую ведет к разрушению ее собственно исследовательской составляющей, и не в поиске религиозных оснований, что является делом богословской или религиозно-философской рефлексии, а не самой науки как таковой, но в эмпирическом исследовании актуальных проблем религиозной жизни конкретных людей.

Авторами являются как религиоведы, так и психологи, которым, надо полагать, удалось создать свои работы в рамках единой междисциплинарной среды. При отборе материалов мы ориентировались и на актуальность самих текстов, и на стремление их авторов преодолеть изолированность отечественной науки от наработок зарубежных коллег. Мы намеренно включили в сборник и работы опытных исследователей, и тексты студентов, несмотря на то что, конечно, уровень у них различен, но наша цель в том-то и состоит, чтобы дать возможность высказаться всем и простимулировать таким образом развитие науки. В сборнике представлены четыре магистральных направления современной отечественной психологии религии: «история психологии религии» (Е. В. Орел, Д. С. Дамте), «теоретические и прикладные аспекты эмпирических исследований» (Т. В. Малевич, Д. Д. Кожевников), «психология религиозного обращения» (К. М. Антонов, Л. А. Ардашева, И. С. Буланова, Т. А. Фолиева) и «когнитивное религиоведение / когнитивная психология религии» (А. Д. Белова, Д. А. Горевой, Р. А. Сергиенко, И. И. Шошина и И. Г. Маланчук).

Т. В. Малевич,

Т. А. Фолиева

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология религии: между теорией и эмпирикой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Грант РНФ 14-18-03771 «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте», организация — адресат финансирования — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

2

Отсюда, к примеру, нередко возникают терминологические проблемы. Так, термин «деструктивный культ/секта», который для религиоведов является показателем некомпетентности или ангажированности, часто встречается у психологов. См., например: Петрова Е. А., Барадина Н. М., Пермякова Н. С. Социально-психологические технологии профилактики и помощи жертвам сект и оккультных воздействий. М.: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2012; Чеснокова И. А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность: Автореф. дис… канд. психол. наук: 19. 00. 05. М., 2005.

3

Здесь необходимо четко разграничить «конфессиональную психологию», которая основана на «знаниях из области Священного Писания. христианской антропологии, нравственного богословия, догматического богословия и др.» (Киприан (Ященко), игумен. О преподавании психологии в церковных учебных заведениях // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 2. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2011_3_2410.pdf — дата обращения: 16.06.2015), и «психологию», которая читается в религиозных институтах и опирается на общепсихологические подходы, однако при изучении религиозных феноменов делает акцент на православной антропологии и практической теологии.

4

См. дискуссию о конфессионализации психологии в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики» (2007. Т. 2, 4).

5

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. М., 2002. С. 67.

6

По мнению составителей данного сборника, иная «психология религии» в качестве научной дисциплины невозможна.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я