Понятия со словом «диакониса»

Связанные понятия

Вдовицы церковные (греч. αἱ χῆραι τῆς ἐκκλησίας) — особый род церковнослужителей из вдов, существовавший в древней христианской церкви наряду с другим родом женского служения — диакониссами.
Степени православного монашества — этапы, которые проходят православные монахи или монахини в течение своей жизни в монастыре.
Молча́льник (др.-греч. ἡσυχαστής; лат. silentiarius) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывное молчание, принявший обет молчания.
Диакони́сса (греч. Διακόνισσα) — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. В настоящее время данное служение по-разному рассматривается исследователями. Традиционно-ортодоксальные авторы акцентируют, что служение диаконисс, хотя и было похоже на служение диаконов, но было обращено исключительно к женщинам в Церкви и не имело сакраментального выражения во время общего церковного богослужения. Другие авторы описывают служение...
Платон Студийский, или Плато́н Студи́т (735, Константинополь — 5 апреля 813, Константинополь) — православный монах, игумен, родной дядя Феодора Студита. Почитается как преподобный и исповедник. Память в Православной церкви — 5 (18) апреля, в католической — 4 апреля.
Хироте́сия (др.-греч. χειρο-θεσία — «руковозложение», от др.-греч. χείρ — «рука» + др.-греч. τίθημι — «ставить, класть; возлагать») в христианстве — возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира — в церковнослужители (в современной практике Православия - в чтецы или иподиаконы). Право хиротесии принадлежит епископам, но в монастырях, согласно 14-му правилу Седьмого Вселенского собора, это также позволяется совершать их настоятелям (архимандритам и игуменам).
Арсений Каппадокийский (греч. Αρσένιος ο Καππαδόκης, иногда именуется на турецкий лад Хаджи-Эфенди или Хаджыэфендыс, греч. Χατζηεφεντής, в миру Феодор Анницалихос; около 1840, Фарасы, Турецкая империя — 10 ноября 1924 года, Корфу, Греция), почитается в лике преподобных, память совершается 10 ноября. Учитель и наставник Паисия Святогорца.
Духове́нство — собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, только к монотеистическим религиям.
Иеродиа́кон, иеродья́кон; от греч. ἱερο- — священный и διάκονος — служитель; древнерусское «чёрный диакон» — православный монах в сане диакона. Старший в монастыре иеродиакон называется архидиаконом.
Иеромона́х (греч. Ἱερομόναχος) — в православии монах, имеющий сан священника. Сан иеромонаха соответствует сану иерея в белом духовенстве.
Святые диаконы — семь святых диаконов, поставленных еще апостолами, а также другие раннехристианские святые, бывшие диаконами.
Собо́р всех преподо́бных отцо́в, в по́двиге просия́вших — переходящий праздник Православной церкви, совершаемый в субботу сырной седмицы. Это единственный день в году, когда соборно совершается память всем святым преподобным.
Настоя́тель (др.-рус. настотєль ← греч. ἐφεστώς от греч. ἐπί (ἐφ) — «на» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») в Православной церкви — старший клирик прихода или монастыря.
Новат (лат. Novatus; III век) — пресвитер Карфагенской церкви, осуждённый в 251 году.
Протодиа́кон, или протодья́кон — чин белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Чин протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Титул протодиакона обычно даётся диаконам после пяти лет служения в священном сане с двойным орарем. Порядок совершения церковного обряда поставления во протодиакона находится в Чиновнике архиерейского священнослужения.
Интрониза́ция (др.-греч. ἐν-θρονισμός от др.-греч. ἐν на и др.-греч. θρονός престол, трон, высокое сиденье), или настолование (славянская калька с греческого) — торжественное чинопоследование (общественное богослужение), во время которого совершается возведение новоизбранного епископа (в настоящее время — предстоятелей церквей) на его кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного иерарха в богослужебные одежды, соответствующие сану.
Духовни́к, или Духо́вный оте́ц, — в православной Церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния.
Цели́тель — устарелое именование врача, употребляется в основном в религиозных текстах относительно лечения, осуществленного мистически-божественными средствами. В религиозных и магических представлениях целитель — это личность, которая избавляет от болезни чудесным образом (творит чудо).

Подробнее: Целители в христианстве
А́ксиос (греч. ἄξιος — «достоин») — возглашение при хиротонии (рукоположении) во диакона, иерея, епископа; а также при интронизации Патриархов и при возложении иерархических наград.
Чтец (греч. αναγνώστης, лат. lector) — в христианстве — первая (если не считать степень свещеносца, которая фактически не выделяется в особую) степень низшего клирика, основная задача которого читать во время общественного богослужения некоторые тексты Священного Писания и молитвы.
Келе́йник, келе́йница — в православии название слуги, как при должностных и сановных лицах монашеского звания (архиереях, игуменах и т. п.), так и при уважаемых монахах (старцах). В особых случаях келейник ещё не является монахом и носит одежду монастырского послушника.
Савватиа́не (др.-греч. σαββατιανοὶ; лат. sabbatiani) — община, отделившееся от новатиан, образовавшаяся при императоре Валенте и получившая имя от Савватия, Пасху праздновали в одно время с иудеями.
«Торжество́ правосла́вия» (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Свяще́нство, или рукоположе́ние, или хирото́ни́я (др.-греч. χειρο-τονία — «голосование поднятием рук», от др.-греч. χείρ — «рука» + др.-греч. τονόω — «придавать силу») — в православном и католическом представлении — посвящение человека, наделяющее его Святыми Дарами и правом совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения во всех исторических церквях отличаются несущественно, в то время как в протестантских церквях такое представление об апостольском преемстве и рукоположении считается...
Ве́рные (греч. πιστοί; церк.-слав. вѣ́рнїи) — название христиан, прошедших оглашение (катехумена́т) и принявших крещение.
Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов, определяющих порядок совершения церковных служб. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.
Анти́до́р (от греч. άντί — «вместо» и δωρον — «дар» — вместодарие) — в Православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец.
Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества, присущей святости, основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. В православии бессребрениками именуются святые врачи, целители, которые не брали платы за исцеление больных, как то: Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай, и другие.
Га́нгрский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν Γάγγρᾳ τῶν Παφλαγόνων) — поместный собор христианской церкви, состоявшийся в середине IV века в городе Гангры (Пафлагония). В отношении даты проведения собора высказываются различные мнения: около 340 года — епископ Никодим (Милаш), 343 год — архиепископ Петр (Л’Юилье) или между 362—370 годами — профессор А. С. Павлов. Участие в работе собора приняло 13 епископов, председательствовал Евсевий Никомидийский. В соборе приняли участие следующие епископы: Евсевий, Элиан...
Равноапо́стольный (греч. Ισαπόστολος, лат. aequalis apostolis) — наименование православных святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.
Отпу́ст (греч. ἀπόλυσις, лат. dismissio) у христиан — благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения.
Церковнослужи́тель в православии — клирик, помогающий священнослужителям в совершении богослужения. Церковнослужители составляют так называемый низший клир. В настоящее время в Православии осталось только три степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин архиерейской хиротесии (в монастырях хиротесию совершает игумен)...
Клир (греч. κλήρος — жребий) — в христианстве — духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян.
Понома́рь (официально Парамона́рь; от др.-греч. παραμοναριος — «приставник», «привратник», «придверник») — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. В Типиконе «пономарь» часто обозначается терминами кандиловжига́тель (греч. κανδηλάπτης) и параекклисиа́рх (греч. παραεκκλησιάρχης) (см. главы 1-ю и 2-ю). В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи — дьячок, реже — послушник.
Благода́рственные моли́твы по Свято́м Причаще́нии — последование молитв православного христианина, после принятия им Божественных Тела и Крови Христовых в таинстве Святой Евхаристии. Эти молитвы содержат естественную радость и благодарность Богу за Его долготерпение, просьбу к Нему об исцелении, укреплении и сохранении духовных и телесных сил причастившегося христианина, признающего свою немощь и греховность.
Ге́рман Валаа́мский — православный монах, «начальник», то есть основатель (вместе с преподобным Сергием), Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам в Ладожском озере.
Иоанн Богоугодный (XII век, Киев) — православный святой, младший брат Феофила. Монах Печерского монастыря. Преподобный.
И́стинно-правосла́вная це́рковь Румы́нии — малочисленная неканоническая православная юрисдикция в Румынии, не состоящая в евхаристическом общении с официальной Румынской православной церковью и использующая в богослужении юлианский календарь.
Целиба́т (лат. coelibatus или caelibatus) — безбрачие (обязательный обет безбрачия), как правило, принятое по религиозным соображениям.
Нарече́ние во епи́скопа — чин в Православной Церкви, совершаемый над клириком, избранным в архиереи, предшествующий архиерейской хиротонии.
Схи́ма (от др.-греч. σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха.
1. Тайносовершительная молитва исповеди. Молитва, которую священник произносит в конце исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. Разрешительная молитва обратного действия не имеет. Если обстоятельства заставляют священника торопиться, он может прочитать только «разрешительную формулу», которая содержится в последней молитве исповеди.
Свещено́сец (греч. δεποτάτος или греч. κηροφόρος — буквально: несущий воск (восковую свечу), от греч. κηρός — воск и греч. φορέω — носить) — в христианстве — самый низший чин церковнослужителей, предшественник чтеца, носящий высокий подсвечник с возжжённой свечою или просто возжжённую свечу на входах, при чтении Евангелия, перед Святыми Дарами, на крестном ходе, кроме того, свещеносцы носят иконы и хоругви; в древности обязанностью «депотатоса» или «депотата» было ещё приглашать начальников к архиерею...
Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς «первосвященник» от πρώτος «первый» + ἱερεύς «священник») — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви.
Литурги́я апо́стола Иа́кова — чин литургии Иерусалимского типа, по преданию, составленный апостолом от 70-ти Иаковом, братом Господним. Чинопоследование сложилось к IV веку. Совершалась в нескольких редакциях во многих Поместных церквях, как халкидонского, так и дохалкидонского толка, вплоть до IX веку. В XIX века возрождена в приспособленном виде в Иерусалимской и Элладской православных церквях. В 1930-х годах усилиями Филиппа (Гарднера) получила распространение в Русской православной церкви заграницей...
Кино́вия, или Ценобий (др.-греч. κοινό-βιος — совместная жизнь, общежитие) — христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава, одна из двух (наряду с отшельничеством) форм организации монашества на начальном историческом этапе.
Вхо́дные молитвы в православном богослужении — молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название.
Омофо́р (др.-рус. амафоръ, амфоръ, амафорий, омофоръ, омфоръ, амθоръ, др.-греч. ὠμοφόριον от ὦμος — плечо и φόρος — несущий), нара́менник, нара́мник (от ст.-слав. рамо, двойственное число рамена — плечо, плечи) — принадлежность богослужебного облачения епископа.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я