Связанные понятия
Сад камней (яп. 枯山水 карэсансуй, букв. «сухие горы и воды»), также «сэкитэй» (яп. 石庭, букв. «каменный сад») — культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336—1573).
Тясицу (яп. 茶室, «чайный павильон») — чайный домик, атрибут японской чайной церемонии.
Икеба́на или икэбана (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Синдэн-дзукури (яп. 寝殿造り, «спально-дворцовый стиль») — стиль жилищных сооружений японских столичных аристократов X—XII веков периода Хэйан. Его особенностью является симметричное расположение главных строений аристократического поместья и отсутствие пространства между строениями. Использовался при строительстве резиденций правителей в Киото, буддийских храмов и синтоистских монастырей.
Каме́лия (лат. Camellia) — вечнозелёное растение семейства Чайные (Theaceae). Наиболее известный вид — Camellia sinensis (Камелия китайская, или Чай, или Чайный куст), из листьев которого получают сырьё для приготовления чая. Многие виды камелии используются в декоративном садоводстве. Камелиями украшала себя Маргарита Готье, героиня романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».
Упоминания в литературе
Японцы всегда считали природу божественным творением. С древнейших времен они преклонялись перед ее красотой, поклонялись горным вершинам, скалам и камням, могучим старинным деревьям, живописным водоемам и водопадам. По мнению японцев, самые красивые участки природного ландшафта являются жилищем духов и богов. В VI—VII вв. появляются первые искусственно созданные
японские сады , которые являются миниатюрной имитацией морского побережья, позднее становятся популярными сады в китайском стиле с использованием каменных фонтанов и мостиков. Во времена Хэйан изменяется форма прудов при дворцовых парках. Она становится более прихотливой: водопады, ручейки, павильончики для рыбной ловли украшают парки и сады.
В 1977 году в парке был открыт центр японского искусства и культуры, в состав которого входят два музея и
японский сад , названные его именем. Гулять по дорожкам парка Мориками одно удовольствие. Можно слушать шум бамбуковой рощи, медитировать в одном из садов камней, можно кормить золотых и черных рыб в пруду, где живут удивительно резвые черепахи. Можно бесконечно любоваться на удивительный ландшафт, созданный в соответствии с древними правилами японского садоводства. В 1933 году было построено здание музея, причем по строгим японским канонам. Здесь помещается коллекция японских произведений искусства и артефактов из семи тысяч предметов, есть театр на 225 мест.
В эпоху правления императора Суико (592–628 гг. н. э.) появились
японские сады , в которых часто имитировались пейзажи, представленные в живописных произведениях. Главными составляющими садов служили камни, вода, горы (недаром сад по-японски называется «тен-сай», что в переводе означает «гора и вода»). Надо сказать, что не всегда в садах были реальные горы, их подчас заменяли символические элементы.
Японский сад отличается своей миниатюрностью и занимает, как правило, небольшую площадь участка. Все его элементы символичны и наполнены внутренним смыслом. Например, дорожки, мощенные в виде волн на песчаном покрытии, символизируют море и берег. Большой камень может стать скалой или утесом, а из растений здесь используют карликовые деревья. Даже свободному пространству отводится своя роль. Оно символизирует бесконечность мира, дает возможность на время отрешиться от мыслей.
В мае 2003 г. здесь был торжественно открыт созданный японскими специалистами при поддержке японского посольства в Германии и общества немецко-японской дружбы миниатюрный
японский Сад текущей воды. А в сентябре 2003 г., к столетию своего существования на территории Германии, китайская строительная фирма Тчингтао дополнила Сад возрождающейся Луны китайским чайным павильоном. Затем парк прирос Корейским, Боливийским и Восточным садами. Последний устроен по образцу знаменитого арабского дворцового парка Альгамбры в Гранаде.
В парке «Золотые Ворота» есть ботанический сад под открытым небом; музей изящных искусств, где ежегодно в музей проводится выставка цветочных букетов; загон с зубрами, где разводят в неволе зубров; японский чайный сад – старейший
японский сад в США. Чайный сад украшен тематическими скульптурами и мостами.
Основные экспозиции построены в 1950–1970 гг.: модели географических ландшафтов Евразии, обширная коллекция цветочно-декоративных растений и экспозиции: «Розарий», «Сад непрерывного цветения», «Сад прибрежных растений» и «Теневой сад». Сегодня площадь сада – 361 га, в т. ч. участок заповедного дубового леса, питомник, водоёмы,
японский сад , сад камней (http://gardener.ru).
Пейзажный принцип планирования характерен не только для английского сада, но и для
японских садов , а также для сада в стиле русского модерна или кантри.
В ботаническом саду находится
японский сад , альпинарий, выставки флоры со всех уголков земного шара. В ботаническом саду представлена удивительная коллекция плотоядных растений и роз.
Связанные понятия (продолжение)
Са́кура (яп. 桜 или яп. 櫻) — название нескольких деревьев подсемейства Сливовые; зачастую обозначает вишню мелкопильчатую. Многие виды, называемые «сакурой», используются в культуре только как декоративные растения и либо не плодоносят вообще, либо дают мелкий и несъедобный плод.
Кори́чник камфорный , или ка́мфорный лавр, или Ка́мфорное де́рево (лат. Cinnamómum cámphora) — вечнозелёное дерево, вид рода Коричник (Cinnamomum) семейства Лавровые (Lauraceae).
Симабара (яп. 嶋原) раньше был киотоским ханамати. Его открыли в 1640 году вместе с борделем Хара Сабураэмона и закрыли в 1958, когда в Японии запретили проституцию. Название, скорее всего, происходит от больших ворот (О:мон), напоминающих ворота замка Симабара в Бидзэне. В период Эдо Симабару называли «лицензированным кварталом» (го-мэн но отё), или просто «кварталом», чтобы различать высококлассных куртизанок Симабары от нелегально работающих в городах проституток. Сегодня в Симабару устраиваются...
Хондэн (яп. 本殿, букв. «главное святилище»), также иногда называемое синдэн (яп. 神殿, «обиталище бога») — главное здание синтоистского храмового комплекса. Хондэн считается исключительно домом почитаемого в данном храме божества-ками (обычно представленного в виде ритуального зеркала либо, реже, в виде статуи), закрыт для посещения публики. Священнослужители входят в хондэн только для проведения ритуалов. Церемония открытия дверей хондэна является обычно важнейшим ритуальным действом в храме в течение...
Дзиндзя (яп. 神社) — синтоистское святилище, вместе с территорией вокруг. Чаще под «дзиндзя» понимают только само святилище.
Глици́ния (от греч. γλυκός — сладкий), или висте́рия (лат. Wistéria) — род высоких древовидных вьющихся субтропических растений из семейства Бобовые с крупными кистями душистых лиловых цветков. Широко используется в ландшафтном дизайне.
Хайдэн (яп. 拝殿) — зал для молящихся в синтоистском храмовом комплексе. Обычно он расположен непосредственно перед главной святыней храма (хондэном) и больше его по размеру. Хайдэн часто соединяется с хондэном залом ритуальных пожертвований — хэйдэном. В отличие от хондэна, закрытого для публики, хайдэн представляет собой место для проведения церемоний и поклонения ками. В некоторых случаях храм может не иметь хондэна — например, если он посвящён божеству горы, на которой находится, — тогда хайдэн...
Чайная церемония (яп. 茶の湯 тя но ю), «путь чая», «искусство чая» (яп. 茶道 садо̄, тядо̄) — специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.
Фусума (яп. 襖) — скользящая дверь в виде обклеенной с двух сторон бумагой деревянной рамы; используется для деления большой васицу — японской комнаты, на отделы. Бумага достаточно тонкая и пропускает свет, часто на неё наносят рисунки. Размеры фусума примерно совпадают с размером татами. Фусума двигается по деревянным направляющим: верхней — камои (яп. 鴨居), и нижней — сикии (яп. 敷居); в старину эти поверхности натирались воском, сейчас же для облегчения скольжения чаще всего используется специальная...
Традиционный японский за́мок (яп. 城) — укреплённое строение, в основном из камня и дерева, часто окружённое рвом и стенами. В ранние периоды истории основным материалом для постройки замков было дерево. Так же как и европейские, японские замки служили для обороны стратегически важных территорий, а также для демонстрации власти крупных военных феодалов (даймё). Значение замков сильно выросло в «период воюющих провинций» (Сэнгоку Дзидай, 1467—1568).
Подробнее: Замки Японии
Тэнсю (яп. 天守,殿主,殿守,天主, «защитник Небес», «властитель», «господин-защитник», «владыка Неба») или (более поздний вариант) тэнсюкаку (яп. 天守閣, «башня Тэнсю») — главная башня в центральной части японского замка второй половины XVI—XIX веков. Соответствует европейскому понятию донжон. В военное время служила командным центром и последним рубежом обороны замка, а в мирное — символизировал величие его хозяина.
Тории (яп. 鳥居, букв. «птичий насест») — ритуальные врата, устанавливаемые перед святилищами японской религии синто. Традиционно они представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами. Верхняя перекладина тории носит название «касаги» (яп. 笠木), а нижняя, расположенная сразу под ней, называется «нуки» (яп. 貫).
Понто-тё (яп. 先斗町) — район Киото, известный одноимённым ханамати и традиционными чайными домиками. Архитектура Понто-тё почти не подверглась современному влиянию, как и в Гионе.
Минка (яп. 民家) — традиционный японский дом, встречающийся в наши дни, главным образом, в сельской местности.
В архитектуре
Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия.
Корейский сад — сад, сочетающий в себе элементы природы и корейской культуры. По своему содержанию прост и более близок к природе. Корейский сад имеет двухтысячелетнюю историю. Наиболее древние записи, датируемые периодом трёх корейских государств (57 год до н. э. — 668 год н. э.), рассказывают об особенностях развития дворцовых и архитектурных садов того периода.
Па́года (португальское произношение санскр. भगवत् , бхагават, «священный, славный»; яп. 塔, то:; кит. 寶塔, бао-та, «башня сокровищ») — буддийское, индуистское или даосcкое сооружение культового характера. В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.
Сёдзи (яп. 障子 сёдзи) — в традиционной японской архитектуре это дверь, окно или разделяющая внутреннее пространство жилища перегородка, состоящая из прозрачной или полупрозрачной бумаги, крепящейся к деревянной раме.
Хризанте́ма (лат. Chrysánthemum, от греч. χρῡσανθής, «златоцветный»; объясняется жёлтой окраской соцветий) — род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные, близкий к родам Тысячелистник и Пижма, куда нередко перемещаются многие виды хризантем.
Бугенви́ллея (лат. Bougainvillea) — род вечнозеленых растений семейства Никтагиновые (Ночецветные). Распространены в Южной Америке.
Осма́нт, или Осма́нтус (лат. Osmānthus) — род вечнозелёных лиственных цветковых растений семейства Маслиновые (Oleaceae), включающий около 36 видов, происходящих из тропических районов Азии от Кавказа до Японии. Лишь один вид этого рода, Osmanthus americanus, распространён за пределами Евразии — в юго-восточных районах США.
Подробнее: Османтус
Косме́я , или Ко́смос (лат. Cósmos) — род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae).
Тата́ми (яп. 畳, дословно «складывание; то, что складывается») — маты, которыми в Японии застилают полы домов (традиционного типа). Плетутся из тростника игуса и набиваются рисовой соломой, хотя в последнее время для набивки используется и синтетическая вата. Длинные края татами обшиваются тканью.
Бонса́й (яп. 盆栽 — букв. «выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре.
Поле для гольфа — спортивное сооружение, предназначенное для игры в гольф. Представляет собой огороженную территорию площадью от нескольких единиц до нескольких десятков гектаров, засеянную травой, подстриженной до высоты различного уровня на различных участках, и с возможным наличием других элементов (например, деревья или небольшие водоёмы или песчаные кучи, служащие в качестве преграды).
Шалфей сверкающий , или Шалфей блестящий (лат. Salvia splendens) — вид растений из рода Шалфей семейства Яснотковые.
Аза́лия (лат. Azalea) — собирательное название некоторых красивоцветущих видов растений из рода Рододендрон (Rhododendron). Ранее эти виды выделялись в самостоятельный род семейства Вересковые (Ericaceae) — Azalea L..
Гру́ша грушели́стная (лат. Pýrus pyrifólia) — вид растений рода груша семейства розовые, культивируемый в Азии. Имеет сельскохозяйственное и декоративное значение в странах Средней Азии и Дальнего Востока.
Павло́вния (лат. Paulównia), или Ада́мово де́рево, также допускается произношение «Павлония» — род растений семейства Павловниевые (Paulowniaceae) (ранее этот род иногда относили к семейству Бигнониевые и Норичниковые).
Криптоме́рия япо́нская (лат. Cryptoméria japónica) — вечнозелёное дерево семейства Кипарисовые (Cupressaceae); единственный вид рода Криптомерия (Cryptomeria). Растение называют также япо́нским кедром. Считается национальным деревом Японии.
Гиби́скус (лат. Hibiscus) — обширный род растений семейства Мальвовые (Malvaceae). Дикие и окультуренные растения. В основном кустарники и деревья. Встречаются также многолетние и однолетние травы.
Онсэн (яп. 温泉) — название горячих источников в Японии, а также, зачастую, и название сопутствующей им инфраструктуры туризма — отелей, постоялых домов, ресторанов, расположенных вблизи источника. В стране, изобилующей проявлениями вулканизма, существует более 2000 горячих источников, использующихся для купания. Онсэны бывают открытыми, когда купание происходит в естественном водоёме, заполненном горячей водой из источника, и закрытыми, когда горячей минеральной водой наполняют специальные ванны офуро...
Воско́вница кра́сная (лат. Mýrica rúbra), также известное как ямбери, восковая ягода, ямамомо (яп. 山桃) — плодовое дерево семейства Мириковые, происходящее из Восточной Азии...
Саго́вник поника́ющий (лат. Cýcas revolúta) — вечнозелёное древовидное растение рода Саговник, наиболее известный вид из этого рода.
Кита́йский сад — стиль ландшафтного сада, который формировался на протяжении трёх тысяч лет. Это понятие включает в себя как огромные сады императорской семьи, разбитые произвести впечатление, так и более интимные сады учёных, поэтов, бывших правительственных чиновников, солдат и купцов, созданные для размышлений и уединения от внешнего мира. Они воспроизводят идеализированные миниатюрные ландшафты, которые выражают гармонию, которая должна существовать между человеком и природой.
Архитектура Китая — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы) социалистического государства в Восточной Азии.
Японская живопись (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Другим предметом, который широко распространен в японской живописи, является изображение сцен из повседневной жизни и тематических картин, которые часто переполнены цифрами и деталями...
Ученицы гейш (яп. 年少芸妓 нэнсё:гэйги) — общее название всех девушек, обучающихся традиционным японским искусствам, чтобы стать гейшами.
Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.
Сад Эрам (перс. باغ ارم — «Баг-е Эрам») — декоративный персидский сад в Ширазе (Иран). Современный вид приобрёл в XIX веке, но инфраструктура, по-видимому, заложена в XVIII веке, когда этот объект описывался европейскими путешественниками как «Сад шаха». Сад Эрам является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, известного под общим названием «Персидские сады».
Памятники садово-паркового искусства — историко-культурные памятники, которые органично включают в свой состав растения, особенности ландшафта (холмы, источники воды и водопады, долины ручьёв или рек, камни, скалы, дальние пейзажные перспективы, иногда заболоченные участки), архитектурные сооружения, скульптуры, цветники.
Сады в Древнем Египте происходят, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады.
Эрмита́ж (фр. hermitage, от многозначного греч. ἐρημία, ἥ) — место уединения (небольшая полянка в парке, уединённое местечко в роще), уединённый павильон в парках или садах. Подобные сооружения были широко распространены в XVIII—XIX веках. Первоначально они служили местом для религиозных и философских размышлений владельца усадьбы. С течением времени, особенно в России, эрмитажи превратились в павильоны с сугубо развлекательными функциями. При этом в России превалировал гастрономический элемент функционала...
Корейская цветочная композиция возродилась как закрытое искусство, и чаще всего используется в фарфорово-фаянсовых изделиях династии Чосон, чтобы подчеркнуть в корейских цветах и деревьях элегантность и непринужденность природных механизмов. Женский университет в Сеуле Im Wah-Kong of Ewha, который также производит собственные керамические изделия, является величайшим существующим представителем этого искусства, и ежеквартально устраивает выставки цветочных композиции для поддержания этой традиции...
Подробнее: Корейские цветочные композиции