Связанные понятия
Па́года Шведагон (бирм. ရွှေတိဂုံစေတီတော်) — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма. Название происходит от «Shwe» (бирм. золото) и «Dagon» — древнего названия Янгона. Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырёх Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы и восемь волос Гаутамы.
Сту́па (субурга́н, санскр. स्तूप, stūpa IAST, «макушка, куча земли, камней, земляной холм», тиб. чортен, монг. суварга(н), бур. субарга(н)) — буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.
Архитектура Китая — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы) социалистического государства в Восточной Азии.
Четыре Небесных Царя — в буддизме — четыре бога-хранителя, каждый из которых оберегает одну из четырех сторон света. Собирательно их называют в разных языках следующим образом...
Хайдэн (яп. 拝殿) — зал для молящихся в синтоистском храмовом комплексе. Обычно он расположен непосредственно перед главной святыней храма (хондэном) и больше его по размеру. Хайдэн часто соединяется с хондэном залом ритуальных пожертвований — хэйдэном. В отличие от хондэна, закрытого для публики, хайдэн представляет собой место для проведения церемоний и поклонения ками. В некоторых случаях храм может не иметь хондэна — например, если он посвящён божеству горы, на которой находится, — тогда хайдэн...
Упоминания в литературе
Отсутствие места захоронения и даже большого количества культовых предметов, реально связанных с первым патриархом, вполне укладывается в общую канву его образа – предельно мистичного, неуловимого, непостижимого сознанием. Вместо этого происходит как бы «перенос» поклонений – огромной популярностью начинают пользоваться места, где покоятся останки Шестого патриарха Хуэйнэна в местечке Цаоси, могилы великих монахов монастыря Шаолиньсы, расположенные неподалеку от самого монастыря, называемые из-за многочисленных буддийских ступ «Лесом
пагод » (Талинь) и ряд других.
Храм Солнца в Конараке, или Черная
пагода , как называли его раньше европейцы, считается высшим достижением архитектуры штата Орисса и шедевром мирового значения. «Конарак» на санскрите значит «угол солнца», то есть угол Ориссы, где почитают бога Солнца. Он был построен в XIII в., в правление царя Нанарасимхи I из династии Восточных Гонгов. Когда-то у его ступеней плескались волны моря, но за семь столетий море отступило почти на три километра, да и от самого сооружения остались руины, которые привлекают туристов со всего мира красотой статуй и обаянием древности.
Сейчас многочисленные туристы со всего мира стараются побродить по старому Пекину ранним утром. В тумане пустынные буддийские
пагоды и конфуцианские кумирни, как бы сошедшие со старинных гравюр, напоминают о солидном возрасте китайской столицы – 3000 лет!
Храм Солнца в Конараке, который еще называют Черной
пагодой , или Сурья Деул, считается одним из чудес мирового искусства. Ко времени строительства этого храма буддизм в Индии уже сдал свои позиции, уступив их исламу. Кроме того, его сильно потеснил индуизм, который проповедовал поклонение Вишну и Шиве.
Древняя культура Китая представлена в основном глиняной посудой и отдельными фрагментами зданий. Все ранние постройки отличались крайней скупостью декора, действительно неуместного рядом с величаво-монументальными формами, изумляющими своей мощью и совершенной простотой. К сожалению, архитектура стройных
пагод , колоссальных стен и башен, огромных гробниц и великолепных дворцовых ансамблей сохранилась лишь в легендах. Единственным цельным памятником является Великая стена, по виду которой можно судить об истоках мастерства китайских строителей, их особом понимании красоты.
Связанные понятия (продолжение)
Ароматная пагода (вьетн. Chùa Hương, тьы-ном ?香, тюа хыонг) — обширный комплекс буддийских храмов и святилищ, построенных в известняковых горах Хыонгтить в Ханое, одно из наиболее популярных мест паломничества в стране. Это место проведения крупного религиозного фестиваля Хыонг (Lễ hội chùa Hương), куда съезжаются паломники со всего Вьетнама. Комплекс Ароматной пагоды находится на берегу реки Дай в коммуне Хыонгсон (район Мидык, бывшая провинция Хатай, объединённая с Ханоем). Центром комплекса является...
Бу́дда (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся», «просветлённый») в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования» либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи).
Ма́ндала (санскр. मण्डल, maṇḍala IAST — круг, диск; тиб. དཀྱིལ་འཁོར, Вайли dkyil 'khor; монг. мандал?, ᠮᠠᠨᠳᠠᠯ?) — Мандала - это замкнутая геометрическая система с равно удалёнными элементами от центральной точки.
Го́пурам (или го́пура, санскр. गोपुरम्, gopuram IAST) — надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов, отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии. Служит в качестве входа в храмовый комплекс. Гопура имеет то же функциональное значение, что и гопурам — монументальное сооружение над проходом через ограду храма. Слово «гопура» используется в описании сооружений (храмовых комплексов) на территории Юго-Восточной Азии.
Хондэн (яп. 本殿, букв. «главное святилище»), также иногда называемое синдэн (яп. 神殿, «обиталище бога») — главное здание синтоистского храмового комплекса. Хондэн считается исключительно домом почитаемого в данном храме божества-ками (обычно представленного в виде ритуального зеркала либо, реже, в виде статуи), закрыт для посещения публики. Священнослужители входят в хондэн только для проведения ритуалов. Церемония открытия дверей хондэна является обычно важнейшим ритуальным действом в храме в течение...
Танка , тхангка, кутханг (тиб. - ཐང་ཀ་ - свиток) — в тибетском изобразительном искусстве изображение, преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея.
Тории (яп. 鳥居, букв. «птичий насест») — ритуальные врата, устанавливаемые перед святилищами японской религии синто. Традиционно они представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами. Верхняя перекладина тории носит название «касаги» (яп. 笠木), а нижняя, расположенная сразу под ней, называется «нуки» (яп. 貫).
Китайский лев , лев-страж (кит. трад. 獅, упр. 狮, пиньинь: shī, ши; яп. 獅子, сиси, реже — дзиси) — традиционное, обычно скульптурное и парное изображение мифического льва-стража (иногда — собаки или оленя) перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений императорского Китая (приблизительно со времён династии Хань) и Японии. В настоящее время — атрибут буддийских храмов в Северо-Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Монголия) и в азиатской...
Буддийское искусство — историческое течение в искусстве, возникшее в Индии после жизни Сиддхартхи Гаутамы в VI—V веках до н. э. В результате контактов с разными азиатскими культурами, буддийское искусство эволюционировало и распространилось по всей Азии.
Фэншуй , или фэн-шуй (кит. трад. 風水, упр. 风水, пиньинь: fēngshuǐ — дословно «ветер и вода») — даосская практика символического освоения (организации) пространства, восточноазиатский вариант геомантии. С помощью фэншуй якобы можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; считается, что специалист фэншуй может прогнозировать события.
Индуистская архитектура — храмовое зодчество, монастыри, мавзолеи и другие архитектурные культовые сооружения индуизма. Традиционные каноны по строительству и проектировке содержатся в особом классе индуистской литературы — Васту-шастрах («Манасара» и другие), с ними связаны Шилпа-шастры, посвященные сопутствующим строительству вопросам (скульптура, живопись). Она уходит своими корнями во времена Индской цивилизации, однако ключевые элементы индуистского искусства и архитектуры зарождаются только...
Дзонг (тиб. རྫོང་, Вайли rdzong) — крепость, в которой обычно размещается также администрация и буддийский монастырь, архитектура дзонгов присуща Тибету, Бутану и прилегающим к Тибету буддийским территориям.
Калан — тямский кирпичный храм башенного типа, главный в храмовом комплексе. Считаются олицетворением горы Меру, священной в индуизме и буддизме. Сохранилось 24 группы тямских строений, каждая из них имеет как минимум один калан.
Ло́тос (лат. Nelúmbo) — род двудольных растений, единственный представитель семейства Лотосовые (лат. Nelumbonaceae).
О столице ядавов в Махабхарате см. статью Дварака.Дваравати (тайск. อาณาจักรทวารวดี) — буддийское государство монов, существовавшее в IV—XI веках на территории современного Таиланда. Название государства, которое может быть переведено как «многовратная», происходит от найденных монет, на которых на санскрите было написано «śrī dvāravatī» («Шри с многими воротами»).
Подробнее: Дваравати
Колонны Ашоки стали предметом подражания для последующих индийских правителей (см. колонна Гелиодора, железная колонна). За пределами Индии их копировал в XIII веке сиамский царь Менграй.
Тара (санскр. तारा IAST, тиб. སྒྲོལ་མ་ «Спасительница») — одна из главных бодхисаттв (идам, просветлённых существ) буддизма. Она родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, и из него родилась Тара, ставшая его женой.
Синдэн-дзукури (яп. 寝殿造り, «спально-дворцовый стиль») — стиль жилищных сооружений японских столичных аристократов X—XII веков периода Хэйан. Его особенностью является симметричное расположение главных строений аристократического поместья и отсутствие пространства между строениями. Использовался при строительстве резиденций правителей в Киото, буддийских храмов и синтоистских монастырей.
Сукхотаи (тайск. อาณาจักรสุโขทัย) — средневековое тайское государство, располагавшееся на территории современного Таиланда вокруг города Сукхотхаи в XIII-XV веках.
Корейская архитектура — совокупность всех строений и сооружений, построенных на территории Корейского полуострова, начиная с древнейших времён и до наших дней, которые, как правило, выдержаны в традиционном для корейской культуры стиле.
В архитектуре
Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия.
Индийская архитектура охватывает множество выражений пространства и времени, постоянно сохраняя в себе новые идеи. Результатом всего этого стала развитая архитектура, которая сохраняет преемственность на протяжении всей истории. Некоторые ранние архитектурные произведения найдены у Индской цивилизации (2600—1900 годы до н. э.), которая характеризуется великолепной планировкой городов и домов. Религия и царская власть, по-видимому, не сыграли главную роль в планировании и расположении этих городов...
Чатри (от санскр. छतरी — «зонтик») — характерный декоративный элемент индийской архитектуры, особенно индуистской архитектуры Северо-Западной Индии и архитектуры Великих Моголов.
Сад камней (яп. 枯山水 карэсансуй, букв. «сухие горы и воды»), также «сэкитэй» (яп. 石庭, букв. «каменный сад») — культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336—1573).
Шестой буддийский собор (пали: Chaṭṭha Saṅgāyana IAST; бирм. ဆဌမသံဃာရတနာတင်ပွဲ) проводился в рамках школы Тхеравада в Янгоне (Мьянма) с 1954 по 1956 годы. Для проведения мероприятия был специально построен храмовый комплекс Каба Айе Пагода и пещера Махапассана-гуха. В соборе принимало участие 2500 монахов из восьми стран, в которых распространена тхеравада. Собор был приурочен к 2500-летию паринирваны Будды. Целью собора было принятие мер для сохранения буддийской традиции Тхеравада.
Дхармачакра (санскр. धर्मचक्र, dharmacakra IAST «колесо дхармы», «колесо закона», пали ) — символ дхармы, учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с восемью спицами.
Буддийская скульптура — один из важнейших видов изобразительного искусства дореволюционной Монголии (Халхи), активно возрождающийся с начала 1990-х годов.
Подробнее: Бурхан (скульптура)
Индуи́стский храм , или манди́р (санскр. मंदिर, mandira IAST, букв. «обиталище, жилище»), — место поклонения для последователей индуизма, понимаемое в качестве «дома Бога». Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности. Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя своим святилищем, башней, бассейном и высаженным деревом мировые пещеру, гору, океан и древо. Традиционные каноны по их строительству, проектировке и дизайну содержатся в особом классе индуистской...
Зандан Жуу (
Сандаловый Будда или Сандаловый Владыка) — скульптура Будды Шакьямуни высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны.
Комаину (яп. 狛犬) — пара статуй, напоминающая смесь льва и собаки. Представляют собой мистических стражей, и в основном расположены при входе в синтоистские храмы, однако могут встречаться и при буддийском храме тоже. Часто сделаны из камня, но также могут быть из бронзы, железа, дерева и даже керамики.
«
Сутра белого лотоса высшего учения» (санскр. सद्धर्मपुण्डरीकसूत्र Saddharma Puṇḍarīka Sūtra IAST; кит. трад. 妙法蓮華經, упр. 妙法莲华经, пиньинь: miàofǎ liánhuá jīng, палл.: Мяо фа ляньхуа цзин, яп. 妙法蓮華経 Мё: хо: рэнгэ кё:, тиб. དམ་ཆོས་པད་མ་དཀར་པོའི་མདོ, Вайли dam chos pad-ma dkar po'i mdo, — Саддхармапундарика-сутра), также «Лотосовая сутра», «Сутра лотоса» — одна из известнейших и особо почитаемых махаянских сутр в Восточной Азии. Она стала основным священным текстом в учении буддийских школ Тяньтай в...
Дуань-у или Дуаньу (кит. 端午), также называемый «двойной пятёркой», так как приходится на пятый день пятого месяца по лунному календарю, — китайский традиционный праздник календарного цикла, приходящийся на начало лета. Его название обычно переводится как праздник драконьих лодок, по наиболее распространённому в этот день обрядово-развлекательному действу — состязанию в гребле на лодках, изображающих драконов. В этот день принято употреблять в пищу цзунцзы.
Подробнее: Праздник драконьих лодок
Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Утаки (яп. 御嶽 отакэ, буквально «священная гора») — священные места в рюкюской религии, где происходит поклонение предкам и богам. Могут представлять собой рощи, леса, столбы, горные вершины. Некоторые утаки совмещены с синтоистскими дзиндзя. Два утаки включены в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Японский сад (яп. 日本庭園, にほんていえん, нихон тэйэн или яп. 和風庭園, わふうていえん, вафу тэйэн) — разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII—XVIII веках.
Нефритовый император (Юй-хуан шан-ди; 玉皇, Юй-хуан, или 玉帝, Юй-ди) — верховное божество даосского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками.
Подробнее: Юй-ди
Трипитака Кореана , Пхальман тэджангён — корейский сборник буддийских текстов (Трипитака) XIII века, нанесённых на 81 340 деревянных табличек. Является одним из древнейших и наиболее объёмных сводов буддийских канонов, записанных с помощью китайских иероглифов. Содержит 52 382 960 иероглифов и 6568 томов. Каждая деревянная табличка имеет 70 сантиметров в ширину и 24 сантиметра в длину, толщина варьируется от 2,6 до 4 сантиметров. Вес одной таблички — от трёх до четырёх килограммов.
Западный Рай (кит. 西天 Xītiān; также именуется Обителью блаженства (санскр. सुखावती — Сукхавати, тиб. བདེ་བ་ཅན་ — Девачен, кит. Jílè 極樂; Гокураку 極楽) или Умиротворённым блаженством (кит. Ānlè 安樂; яп. Анраку 安楽)) — Чистая Земля будды Амитабхи в буддизме Махаяны.
Подробнее: Сукхавати
Хоннонбо (Hòn Non Bộ, ??部) — вьетнамское искусство создания миниатюрных скульптурных групп, имитирующих острова, горы и окружающую их природу. По-вьетнамски название означает «острова и горы в горшке».
Дзиндзя (яп. 神社) — синтоистское святилище, вместе с территорией вокруг. Чаще под «дзиндзя» понимают только само святилище.
Паланки́н — средство передвижения, носилки, кресла или кузов, (обычно) на двух жердях.
Аватамсака-сутра (санскр. महावैपुल्यबुद्धावतंसकसूत्र Mahāvaipulya Buddhāvataṃsaka Sūtra IAST; кит. трад. 華嚴經, упр. 华严经, пиньинь: Huá yán jīng, палл.: Хуаянь-цзин; рус. «Цветочная гирлянда сутр» (Аватамсака — гирлянда, венок; полное название: «Буддха-аватамсака-сутра», или «Гирлянда сутр, украшающая Просветлённого») — большое собрание сутр, созданных в Индии в первые века н. э. и почитаемое в качестве такового (то есть в качестве собрания махаянских сутр) как в тибетском буддизме, так и буддийской...
На́ги (санскр. नाग; наг — «змей») — змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй.
Танец льва (кит. трад. 舞獅, упр. 舞狮, пиньинь: wǔshī, палл.: у ши) — один из традиционных танцев в китайской культуре. Представляет собой фигуру льва, которым управляют двое людей, находящихся внутри фигуры. Базовые движения танца могут быть найдены в большинстве китайских боевых искусств.
Упоминания в литературе (продолжение)
Торжественная закладка Английского сада состоялась в 1789 году, когда по предложению графа Румфорда курфюрст Карл-Теодор решился разбить на берегу реки «военный парк», рассчитанный, впрочем, на вкусы мирных обывателей. Вслед за деревьями и цветами обширный участок украсило первое сооружение – Китайская башня в форме
пагоды , совместившая в себе роль обзорной вышки и площадки для размещения оркестра. Собранная целиком из дерева, она сгорела в конце Второй мировой войны, но вскоре была восстановлена. Сегодня Китайскую башню окружает так называемый пивной садик, о назначении которого можно судить по названию. Любители прохлады отдыхают в пивной «Зеехаус» на берегу озера Кляйнхесселоэр или в ресторане «Аумайстер», скрывающемся в северной части парка. С ротонды Моноптерос, созданной Кленце в классическом стиле, открывается панорама старого Мюнхена.
«Исторические» дома – это «замки» и «крепости». Дома в стиле кантри – американские «бунгало», английские усадьбы, немецкие «пентхаусы», китайские «
пагоды », а также «мавританские», «финские» домики – отсылают нас, благодаря подбору формообразующих средств, к культуре того или иного народа, воспроизводят традиции строительства, сформировавшиеся в регионе земного шара, к которому неравнодушен хозяин дома.
Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тысячелетии до н. э. китайцы строили здания в 2–3 и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз –
пагоду . Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков.
Повторяем, эти постройки смешанного стиля представляют немалый интерес и для художника, и для любителя древностей, и для историка. Подобно следам циклопических построек, пирамидам Египта и гигантским индусским
пагодам , они дают почувствовать, насколько первобытно искусство зодчества, служа наглядным доказательством того, что крупнейшие памятники прошлого – это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; это скорее следствие творческих усилий народа, чем блистательная вспышка гения; это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией; наслоения, отложенные веками; гуща, оставшаяся в результате последовательного испарения человеческого общества; одним словом, это своего рода органическая формация. Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение – свой слой, и каждая личность добавляет свой камень. Так поступают бобры, так поступают пчелы, так поступают и люди. Величайший символ зодчества Вавилон представлял собою улей.
Гиппиус умело декорировал парадный фасад полуархитектурными-полускульптурными элементами и разнообразными украшениями всех архитектурных членений – карниза, междуоконных пространств и горизонтальных тяг. Над центральной частью фасада возвели увенчанную фигурным шпилем двухступенчатую
пагоду – традиционный элемент китайской архитектуры. Вывески фасада были стилизованы под восточные надписи. В китайском стиле был оформлен и интерьер дома Перлова. Магазин на первом этаже был украшен деревянными прилавками с фигурной позолоченной резьбой и громадными фарфоровыми китайскими вазами. Дубовый паркет устилал напольный китайский ковер ручной работы, а у дверей стояли две деревянные раскрашенные фигуры китайцев, как бы приглашавших зайти в магазин. Соавтором этого необычного проекта можно смело считать и самого Сергея Васильевича. Он много раз был в Китае, любил и прекрасно знал культуру и искусство Поднебесной, поэтому ни один витой дракончик, ни один китайский фонарик или зонтик не появился на фасаде дома без ведома хозяина и заказчика.
В некоторых боскетах посетителей сада поражали яркие соцветия необычных цветов, в других – устанавливались непривычные для глаза россиян заморские морские скульптуры. Неподалеку от главной центральной аллеи Летнего сада, в боскете больших размеров, по повелению царя вырыли огромный овальной формы пруд, в центре которого был небольшой островок с красивой беседкой в виде китайской
пагоды . Существует легенда, что остров мог посещать только император, когда он хотел в одиночестве поразмыслить над той или иной государственной проблемой. Перевозчиком императора служил один из придворных карликов, ловко управляющий предоставленным в его распоряжение небольшим челном.
А когда вы, уязвленные Красотой Ускользающего Момента, ощутите в себе способность если не к сочинению, то хотя бы к пониманию коротких японских стихотворений – хокку, выйдите за пределы волшебного Сада и направьтесь мимо жутковатых каменных свинок, притаившихся в рощах рододендронов, – к Китайскому саду. Там, среди ландшафтов, воссоздающих рельеф Поднебесной,
пагод , зарослей бамбука, изогнутых сосен, желтых лилий и алых кленов, вы поймете, почему так бурно были увлечены дальневосточной эстетикой французские живописцы Э. Дега, Э. Мане, К. Моне, А. Тулуз-Лотрек, В. Ван-Гог. Насладитесь ароматом чая, созерцанием глади воды, в которой привольно чувствуют себя лягушки и золотые рыбки. Отметьте изысканность сочетания золотых и синих иероглифов на серых валунах. А на выходе обязательно похлопайте на счастье одного из сторожевых крутолобых каменных львов.
Авеста, Аджанта, анимизм, антропология, археоботаника, археозоология, археология, археологическая периодизация, аюрведа, бальзамирование, буддизм, брахманизм, варны, ведизм, дакма, деспотия, джайнизм, дольмены, зиккурат, зороастризм, иероглифы, «Книга мертвых», клинопись, кромлехи, лингвистика, лунный календарь, магия, мастаба, мегалиты, менгиры мумия, нирвана, охра,
пагода , палеоантропологическая периодизация, периодизация, письменность, пирамида, рельеф, стамбха, ступа, сфинкс, террамара, торевтика, тотемизм, «Трипитака», фараон, фетишизм, фольклор, храм, этнография.