Шведская Вест-Индская компания
Шведская Вест-Индская компания (швед. Svenska Västindiska kompaniet) — торговая компания, образованная в Швеции в 1786 году для торговли с Вест-Индией.
В течение XVIII века шведское правительство время от времени задумывалось над вопросом открытия прямой торговли с Вест-Индией, но поскольку колониальные державы не позволяли заходить иностранным судам в порты своих колоний, то эти планы оставались лишь на бумаге.
В декабре 1745 года торговый дом «Абрахам и Якоб Арведсон и компания» добился привилегии на право осуществления подобной торговли, однако испанский посланник в Стокгольме заявил столь резкий протест, что фирма была вынуждена отказаться от неё. Коммерц-коллегия намеревалась передать привилегию другим торговцам, но те не выказали к этому никакого желания.
Во время войны американских штатов за независимость было разрешено торговать в четырёх вест-индских портах, и король даровал всем шведским кораблям, приходящим оттуда с товарами некоторые таможенные послабления.
После того, как Швеция приобрела в 1784 году у Франции остров Сен-Бартельми, зародилась надежда на оживление вест-индской торговли. 30 августа 1784 года статс-секретарь Лильенкранц предложил риксроду создать компанию для ведения торговли с новой колонией, и 31 октября 1786 года новообразованная Вест-Индская компания получила привилегию на 15 лет, начиная с 1 января 1787 года. Оной компании разрешалось вести торговлю с Сен-Бартельми, а также с другими островами Вест-Индии и Северной Америкой.
Согласно привилегии директора компании назначались королём. Необходимый капитал должен был быть собран путём подписки на акции. Компания получила право фрахтовать то количество судов, которое ей было необходимо. Отплывающие корабли должны были выходить либо из Гётеборга, либо из Стокгольма, где располагалась главная контора компании. Там же с них разгружался привезённый груз.
Директора получили право издавать указания относительно торговли, а также назначать и увольнять высших и низших служащих. Товары, перевозимые внутри государства для отправки за границу, освобождались от всех сухопутных пошлин, те же, что с той же целью ввозились из-за границы — от морских. Привезённые из Вест-Индии товары должны были продаваться на публичных аукционах.
Компания получила право собирать на острове Сен-Бартельми налоги, а также таможенные, портовые и прочие пошлины. Одновременно на компанию была возложена обязанность по улучшению порта и выплате жалования чиновникам и служащим. Однако содержание губернатора и гарнизона государство оставило за собой, в связи с чем изымало четверть доходов компании, полученных оной из упомянутых источников.
Король воспользовался своим правом назначать директоров компании лишь частично и 25 января 1787 года назначил одним из них статс-секретаря Кута. Остальные же члены дирекции были избраны пайщиками, в число которых входил и кронпринц .
Акционерный капитал компании достиг 80 420 риксдалеров специе. Однако её торговля шла не столь успешно, как ожидалось. Успеху первой экспедиции помешала начавшаяся в 1788 году русско-шведская война. В дальнейшем предприятию мешал запрет на ввоз в страну некоторых видов товаров, в том числе кофе. Кроме того, часть обещанных привилегий, например, право сборов налогов с соляных промыслов, так и не были предоставлены компании.
Всё это в совокупности привело к тому, что за семь лет (1794) чистая прибыль компании составила лишь 6527 риксдалеров специе. Это привело компанию к необходимости обратиться к государству за помощью. Созданный в связи с этим комитет предложил понизить для неё таможенные пошлины, однако это не привело к желаемому результату. Так называемый совет острова Сен-Бартельми в 1801 году сообщил, что компания за этот год получила с острова прибыль в 180 915 пиастров.
Во время Французской революции воды Карибского бассейна стали весьма небезопасны, и несколько кораблей компании сделались добычей каперов. В 1801 году англичане захватили Сен-Бартельми, однако в 1802 году вновь вернули его шведам.
В 1801 году, когда истёк срок действия привилегии, компания всё же добилась её продления, но через несколько лет она была аннулирована, о чём было объявлено 22 мая 1805 года.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Шведская Ост-Индская компания (швед. Svenska Ostindiska Companiet) — компания, созданная в Швеции в XVIII веке для ведения морской торговли со странами Востока.
Шведская Африканская компания (швед. Svenska Afrikanska Kompaniet) или Гвинейская компания (швед. Guineakompaniet) — шведская торговая компания, основанная в 1649 году для торговли с Африкой.
Южная компания , Компания южных морей (швед. Söderkompaniet, Söderhavskompaniet, Södersjökompaniet) — шведская торговая компания, ведшая свою деятельность в XVII веке и являвшаяся первой попыткой шведов принять участие в трансокеанской торговле.
Зундская пошлина (дат. sundtolden) — пошлина, взимавшаяся Данией в XV—XIX вв. за проход иностранных судов через пролив Эресунн (Зунд).
Регулирующий акт 1773 года (англ. Regulating Act of 1773) — акт парламента Великобритании, нацеленный на пересмотр системы действий Британской Ост-Индской компании в Индии. Полное название: «Акт об установлении определённого регулирования для лучшего управления делами Ост-Индской компании как в Индии, так и в Европе» (англ. An Act for establishing certain Regulations for the better Management of the Affairs of the East India Company, as well in India as in Europe).
Навигационный акт (англ. Navigation Act) — закон, изданный Кромвелем 9 (19) октября 1651 года; прекратил своё действие в 1849 году. Предоставлял английским кораблям исключительное право ввозить в Англию товары неевропейских стран и производить каботажное плавание; в 1660 году акт был распространён на вывоз из Англии в колонии; окончательно отменён в 1854 году. Способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали...
Алькабала (араб. ألقبالة - "контракт, договор") — важнейший налог, существовавший в Кастилии, Испании и испанских колониях. Этим налогом облагались все торговые сделки. Налог приносил наибольший доход королевской казне Кастилии. Десятина приносила больше дохода, но взималась в пользу католической церкви, а не короля.
Серебряный или золотой флот (исп. Flota de Indias; буквально «флот Индий») — военно-транспортная флотилия Испанской колониальной империи, предназначавшаяся для вывоза из американских колоний в Европу разнообразных ценностей — преимущественно серебра с рудников Потоси, а также золота, бриллиантов, пряностей, табака и шёлка.
Асьенто (исп. reale asiento букв. «королевское согласие») — предоставлявшееся испанской монархией частным лицам и компаниям с 1543 по 1834 гг. монопольное право на ввоз в испанские колонии рабов-негров из Африки.
Каперское свидетельство (каперский патент, англ. Letter of Marque and Reprisal, фр. lettre de course) — во времена парусного флота правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе, а также обязывающий предоставлять их адмиралтейскому суду для признания призом и продажи. Охота за неприятельскими судами при наличии каперского свидетельства — каперство — считалось уважаемым занятием, сочетающим патриотический порыв и прибыль, в...
Берли́нский декре́т (нем. Berliner Dekret) — декрет, изданный Наполеоном I в Берлине 21 ноября 1806 года, в соответствии с которым вводилась континентальная блокада, направленная против Британской империи.
Соляно́й нало́г — существовавший во многих странах в разное время налог на соль; имел важное преимущество с точки зрения финансовой системы, а именно удобство взимания, вследствие чего и удерживался во многих налоговых системах.
Адмиралтейский суд — специальный британский судебный орган, входящий в состав Отделения королевской скамьи Высокого суда Англии и Уэльса и рассматривающий дела, связанные с морским правом.
Колониальная экспансия Габсбургской монархии — Австрийской (с 1867 года Австро-Венгерской) империи — совокупность нескольких попыток этой мировой державы наладить свою прибыльную заморскую колониальную торговлю и обзавестись собственными колониями.
Транспортный комитет (англ. Transport Board, реже Board of Transport, Transport Service, или Transport Office) — отдел Британского Адмиралтейства, отвечавший за перевозки войск и грузов в интересах флота и армии. Существовал до 1756 года и с 1794 по 1817 годы.
Континентальная блокада (система твёрдой земли, континентальная система) — система экономических и политических мероприятий, проводившаяся в 1806—1814 гг. французским императором Наполеоном I по отношению к своему основному противнику — Великобритании.
Почтовая регалия (нем. Postregal, Post-Regal) — исключительное право правительства содержать в пределах государственной территории почтовые учреждения. Относится к государственной привилегии в области почтового дела, когда государство в политических или общественных интересах брало в свои руки почту или ограничивало частную конкуренцию. Относится к так называемым юридическим регалиям.
Компания Южных морей (англ. The South Sea Company) — английская торговая компания, финансовая пирамида. Предприятие было основано в 1711 году британским казначеем Робертом Харли. Акционерам было обещано асьенто — исключительное право на торговлю с испанской частью Южной Америки. В обмен на привилегии компания обещала выкупить государственный долг, существенно увеличившийся в ходе войн герцога Мальборо. При этом эти права основывались на успешном завершении Англией Войны за испанское наследство, которая...
Судовой агент — лицо, нанимаемое судовладельцем через агентскую фирму (организацию). для представления интересов судовладельца в чужом (не в порту приписки судна) порту. Является прямым посредником при взаимодействии судна с портовыми службами и государственными органами, начиная с подхода судна и до его окончательного выхода за границы порта.
Гербовый акт (англ. The Stamp Act) — закон о налогообложении. Был принят английскими властями в 1765 году в отношении североамериканских колоний. Согласно данному документу, все торговые сделки, продажа газет, книг, брошюр, игральных карт и некоторых других товаров, а также оформление любых гражданских документов облагались штемпельным сбором в пользу короны. Ряд новых фискальных мер был призван обеспечить снижение госдолга Великобритании, увеличившегося в результате Семилетней войны, пополнить опустевшую...
Вторая французская империя оставалась официально нейтральной в ходе Гражданской войны в США и не признала Конфедеративные Штаты Америки. Соединённые Штаты Америки предупредили, что признание будет означать войну. Франция хотела выступить против Союза, не без британского сотрудничества, но Лондон отверг интервенцию.
Подробнее: Франция и Гражданская война в США
Складочное право , штапельное право (нем. Stapelrecht, фр. droit d'étape) — право, принадлежавшее избранным городам в средневековой Европе принуждать купцов, осуществлявших транзит своих товаров через окрестности города, торговать этими товарами в специально отведенном месте в пределах таких городов.
«Война супника » (нидерл. Keteloorlog или Marmietenoorlog) — военное противостояние между войсками нидерландской Республики Соединённых провинций и Священной Римской империей 8 октября 1784 года. Конфликт получил такое название, потому что единственный выстрел, сделанный на этой войне, уничтожил только супник с супом.
Ка́перы (нем. Kaper), корса́ры (фр. corsaire), привати́ры (англ. privateer) — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооруженное судно (также называемое капером, приватиром или корсаром) с целью захвата торговых кораблей неприятеля (а иногда и судов нейтральных держав). То же название применяется к членам их команд.
Черный кодекс (фр. Сode noir), — законодательный акт (королевский ордонанс), разработанный и принятый в марте 1685 года во Франции для регламентации правового положения рабов и связанных с этим вопросов во французских колониях. Аналогичные специальные кодексы существовали во всех крупных рабовладельческих районах Северной Америки.
Фрахт (нем. Fracht, англ. freight) — в праве: обусловленная договором или законом плата за перевозку груза.
Казначе́йство — организация казначеев, обслуживающих казну — государственное, учрежденческое или частное хранилище денег.
Судовладелец (англ. Shipowner), а также сравнительно редко арматор (от лат. вооружающий, снаряжающий) — юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени. Судовладелец не обязательно является владельцем судна, им может быть лицо, эксплуатирующее судно на основании договора с собственником.
О́ткуп — система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам (откупщикам).
Треугольной торговлей называют характерный для конца XVI — начала XIX веков трансатлантический торговый обмен между тремя частями света — Африкой, Америкой и Европой. Европейские суда при этом курсировали между всеми тремя вершинами «золотого треугольника»...
Подробнее: Треугольная торговля
«Удобный флаг » («дешёвый флаг») — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых ходить под флагом страны, которая предоставляет эти условия.«Удобный флаг», как правило, обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой «удобный флаг», не имели конфликтов (в особенности...
Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства.
Призовое право — отрасль права, регулировавшая отношения по поводу имущества, при известных обстоятельствах захваченного воюющими на море или в пресных водах (корабль и его груз). Призом называлось как это имущество, так и сам акт («захват»).
Пиратский круг — мореходный маршрут, использовавшийся англо-американскими пиратами, преимущественно в конце XVII столетия и некоторое время в начале 1720-х годов. Корабли, следовавшие по Кругу, начинали путь из западной Атлантики, огибали южную оконечность Африки, делали остановку на Мадагаскаре, а затем брали курс к побережью Йемена или в Индию. Пиратский круг имел множество точек пересечения с маршрутами торговых судов, в частности, принадлежавших Британской Ост-Индской компании.
Акт о Квебе́ке 1774 года (англ. Quebec Act) — закон Парламента Великобритании (14 Geo. III глава 83), устанавливающий процедуры управления в провинции Квебек. Один из т. н. Невыносимых законов.
Коммерческая революция — период экономической экспансии Европы, колониализма и меркантилизма, который длился примерно с конца XIII до начала XVIII века, на смену которому пришла промышленная революция. С началом Крестовых походов европейцы заново открыли для себя пряности, шёлк и другие товары, ставшие редкими в Европе в Средние века. Это открытие привело к расширению торговли и обострению торговой конкуренции со странами Востока. Формирующиеся европейские государства на протяжении эпохи Великих...
Тамо́женная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза или вывоза товара и обеспечивается мерами государственного принуждения..
Подробнее: Таможенные пошлины
Левантийская компания (англ. Levant Company) или Турецкая компания (англ. Turkey Company) — английская торговая компания, созданная в 1592 году объединением Турецкой компании (1581) и Венецианской компании (1583), и получившая привилегии для торговых операций в Османской империи.
Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией.
Луизианская покупка (англ. Louisiana Purchase) — сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке в 1803 году. Размер приобретённой территории, по приблизительным оценкам, равен 530 миллионам акров (828 000 миль² или 2 100 000 км²). Цена сделки составила 15 миллионов американских долларов или 80 миллионов французских франков (окончательная сумма сделки для США, включая проценты по кредиту, составила 23 213 568 американских долларов). Исходя из этого, цена одного...
Ба́рди (Bardi) — старинный род флорентийских банкиров. Барди возглавляли одну из крупнейших в Европе банковско-торговых компаний (с середины XIII в. до середины XIV в.). Они выступали кредиторами пап и королей. На деньги Барди велась Столетняя война. С конца XIII в. Барди принимали участие в политической жизни Флоренции.
Иностранные концессии в СССР — коммерческие предприятия с иностранными инвестициями (полными или частичными), которые существовали на территории Советского Союза с 1920 года по середину 1930-х гг.
Северо-Западная компания (англ. North West Company) — торговая компания, занимавшаяся преимущественно торговлей мехом. Располагалась в Монреале с 1779 по 1821 год. Была главным конкурентом Компании Гудзонова залива на территории, позднее ставшей Западной Канадой. Конкуренция между компаниями дошла до вооружённого противостояния, и в конце концов они были принуждены к слиянию.
В 1492 году о существовании Америки стало известно в средневековой Европе после того, как Христофор Колумб побывал на островах Вест-Индии и во время своего второго путешествия в 1493 году лично высаживался на острове Пуэрто-Рико, ныне государстве, ассоциированном с США . В 1498 году морское путешествие к берегам современной Новой Англии совершил на английской службе Джон Кабот, а в 1513 году испанский мореплаватель Хуан Понсе де Леон достиг берегов Флориды. С прибытием европейцев началась колониальная...
Подробнее: История США
Торговля льдом — отрасль мирового хозяйства, существовавшая в XIX веке, с центром на восточном побережье Соединённых Штатов и в Норвегии, включающая масштабный сбор, транспортировку и реализацию природного льда для внутреннего потребления и в коммерческих целях. Лёд собирался с поверхности прудов и ручьёв, после чего хранился в ледниках, а затем направлялся на кораблях, баржах или поездах до мест назначения по всему миру. Сети торговли, как правило, использовались для распространения продукта среди...
История США 1918—1945 гг. покрывает периоды ревущих двадцатых, Великой депрессии и Второй мировой войны.
Колонизация Америки — это колонизация Южной и Северной Америки европейскими государствами, начавшиеся с открытия Америки Колумбом в 1492 году. Главными европейскими метрополиями участвующие в колонизации Америки были Испанская империя, Португалия, Британская империя и Франция. В колонизации также участвовали и другие метрополии которые, однако быстро потеряли свои колониальные владения. Примерами таких метрополий являются Россия, Швеция и Нидерланды.
Берг-регламент — законодательный акт, изданный в 1739 году и устанавливающий несколько иную, по сравнению с прежней, систему управления горной частью (Берг-привилегия). Отменен в 1742 году вместе с упразднением берг-директориума.
Байло (итал. bailo или итал. baylo) — венецианская должность. Байло был постоянным представителем Венецианской Республики. В зависимости от места службы байло исполняли функции губернатора и/или дипломата. Наиболее известны байло, служившие в Константинополе. С 1265 года байло представляли интересы Венеции при Византийском, а после 1453 года и при Османском дворе. В Константинополе они занимались разрешением любых недоразумений между османами и венецианцами. Для этого им приходилось устанавливать...