Связанные понятия
Гофмейстер (нем. Hofmeister) — как правило, управляющий монаршим двором (с теми или иными отличиями в разных странах).
Действительный тайный сове́тник — гражданский чин 2-го класса в Табели о рангах, учреждённый указом Петра I от 24 января 1722 года. Соответствовал чинам генерала рода войск («полного» генерала), адмирала и высшим придворным чинам. Лица, имевшие этот чин, занимали высшие государственные должности. Не каждый министр, особенно в начале своего пребывания в должности, имел этот чин. Большинство действительных тайных советников служило в Санкт-Петербурге в главных государственных учреждениях — Государственном...
Тайный советник — чин в Русском царстве и Российской империи, с 24 января (4 февраля) 1722 года — гражданский чин 4-го класса в Табели о рангах (в 1724 году был перемещён в 3-й класс табели).
Камер-юнкер (от нем. Kammerjunker — дословно: комнатный молодой дворянин) — должность, чин и звание, существовавшие в ряде европейских государств.
Това́рищ мини́стра (или общее това́рищ председа́теля) — государственная должность в Российской империи, равная по полномочиям заместителю министра или председателя. Товарищ министра (председателя) заведовал наиболее важными структурными частями министерства или другого учреждения, выполнял отдельные ответственные поручения.
Упоминания в литературе
Отделение 2 (ст. 35–44) посвящено правовому статусу Государственного Совета (далее – Госсовет), образованному ещё в 1809 г. по проекту М. М. Сперанского. В Госсовет по Уставной Грамоте входили помимо Императора как председателя все министры,
статс-секретари и лица по назначению Императора (ст. 35). Госсовет разделялся на две части: Правительный (правительственный) Совет (или Комитет министров) и Общее собрание. Комитет министров состоял из Императора (председателя), министров, начальников управлений и иных лиц по назначению монарха (ст. 37). Функции Комитета министров были следующими:
Статс-секретарь в современных зарубежных государствах – глава общегосударственного органа, центрального ведомства или министерства, член Правительства, заместитель или ближайший помощник министра.
ЗАБАРЧУК Евгений Леонидович (род. 12.2.1957, Житомирская область),
статс-секретарь – заместитель министра юстиции РФ, государственный советник юстиции 1-го класса, заслуженный юрист РФ. С 1973 начал трудовую деятельность. Образование получил в Высшей школе КГБ СССР (1982). С 1982 работал в органах государственной безопасности. В 1996 назначен начальником Правового управления Федеральной службы налоговой полиции РФ (ФСНП). В 1999 перешел в Министерство юстиции РФ в качестве помощника министра. С 1999 руководитель аппарата министра юстиции РФ, с 10.8.2000 заместитель министра юстиции РФ. В 2004 потерял пост замминистра и возглавил Департамент государственной политики в сфере федеральной юстиции Минюста. 28.11.2005 назначен статс-секретарем – заместителем министра юстиции РФ. После назначения Ю.Я. Чайки Генеральным прокурором, З. 12.7.2006 был назначен его заместителем. Курирует кадровые вопросы в органах прокуратуры. Член Координационного совета Российского союза юристов. Женат; имеет двоих детей.
Назначение на гражданские должности определялось старшинством чинов, а при их равенстве преимущество имел тот, кто раньше в него произведен. В нач. 19 в. были повышены требования к получению гражданского чина. Начиная с 8-го класса нужно было иметь высшее образование или сдать особый экзамен. В гражданской службе существовало несколько званий:
статс-секретарь , член Государственного совета, сенатор, почетный опекун. Они не соответствовали определенному чину и происходили от также называвшихся должностей. Во 2-й пол. 18 в. статс-секретарь – доверенное лицо, выполнявшее личные поручения императрицы, с сер. 19 в. – почетное звание, которое лично император жаловал крупным сановникам гражданского ведомства и не связанное с какими-либо обязанностями. Их привилегией считалось право личного доклада императору и объявления его повелений. Член Государственного совета – и должность, и звание. В последнем случае человек находился на другой, основной должности. С кон. 18 в. существовала и должность сенатора, т. е. члена Сената, приравненная к 3-му классу (до того момента сенатор – только звание). Звание сенатора считалось ниже, чем члена Государственного совета. К нему приравнивалось звание опекуна (почетного опекуна), возникшее в 1798 г. для награждения членов опекунских советов – органов управления благотворительными учреждениями. Его давали также за крупные пожертвования.
После завершения учебы в 1812 г. Н. И. Тургенев поступает на службу в уже известную нам Комиссию составления законов. С 1813 по 1816 г. в качестве русского комиссара Центрального административного департамента союзных правительств он сопровождал российские войска в зарубежном походе и работал в оккупационной администрации, где сотрудничал с прусским государственным деятелем и ученым Л. Штейном. После возвращения в Россию в 1816 г. Тургенев назначается исполняющим дела
статс-секретаря Госсовета, а с 1819 г. – еще и управляющим III Отделения канцелярии Министерства финансов. В основу своей научной и политической позиции он положил идею свободы, источником которой является наука, образование и просвещение.
Связанные понятия (продолжение)
Государственный совет (также иногда сокращённо Госсовет) — высшее законосовещательное учреждение при российском императоре в 1810—1906, позднее, в 1906—1917 — законодательный государственный орган, фактически — верхняя палата парламента Российской империи, существовавшая наряду с нижней палатой — Государственной думой.
Камерге́р (нем. Kammerherr — дворянин комнаты), или камерарий (лат. camerarius) — придворный чин и придворное звание высокого ранга. Изначально, на заре Средневековья, означал ключника монаршего дворца. Впоследствии камергерский ключ символизировал привилегированный доступ его обладателя в личные покои монарха. При дворе королевы аналогом служила камеристка. В ряде государств, включая Российскую империю, высший распорядитель двора именовался обер-камергером.
Шталмейстер (лат. Agaso, нем. Stallmeister — буквально «начальник конюшни») — главный конюший, придворный конюшенный в чине 3-го класса; собственно для лиц, состоящих при придворной конюшне.
Госуда́рственный контро́ль Российской империи (Государственный контроль Россійской имперіи) — орган Комитета министров Российской империи, осуществлявший контрольно-счётные и наблюдательные функции в области прихода, расхода и хранения капиталов государственного бюджета, а также бюджетов всех министерств и ведомств по отдельности.
Обер-гофмейстер (от нем. Oberhofmeister или Obersthofmeister) — придворный чин в некоторых странах, включая Российскую империю.
Генера́л-прокуро́р — одна из высших государственных должностей в Российской империи, глава Правительствующего сената, наблюдавший за законностью деятельности правительственных учреждений.
Министе́рство импера́торского двора ́ — государственный орган Российской империи, занимавшийся обеспечением деятельности императорского двора и выполнявший ряд других функций. Учреждён 22 августа (3 сентября) 1826 года под названием «Министерство императорского двора и уделов». Со свержением монархии министерство потеряло основной смысл существования, однако процесс его ликвидации затянулся до начала 1918 года.
Почётный опекун — гражданское почётное звание в Российской империи, установленное в 1798 году для награждения им членов опекунских советов (органов, ведавших благотворительными учреждениями). Часто звание почётного опекуна давалось за крупные пожертвования на благотворительные цели. Оно являлось своего рода частным титулом и наградой, не относясь формально к каким-либо классам Табели о рангах.
Го́фмаршал (от нем. Hofmarschall) — придворный чин Российской империи, введенный в 1722 году при учреждении «Табели о рангах». До 1742 года состоял в 6-м классе, с 1742 года — в 3-м.
Не путать с Кабинетом министров Российской империиКомитет министров — высший совещательный и распрядительный орган Российской империи, действовавший при российском императоре в 1802—1906 годах. Во время революции 1905-07 гг. на смену ему пришёл Совет министров Российской империи.
Подробнее: Комитет министров
Министерство внутренних дел Российской империи — орган государственной исполнительной власти Кабинета Министров Российской империи, осуществлявший административно-распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.
Министерство полиции — центральное государственное учреждение Российской империи, существовавший в 1810—1819 годах.
О́бер-прокуро́р — должность в Российской империи. Существовали должности синодального и сенатского обер-прокурора.
Обер-гофмаршал (от нем. Oberhofmarschall) — придворный чин II класса в Табели о рангах, введенный в 1726 году. Обер-гофмаршал принадлежал к первым чинам Двора. Ему подчинялись Гоф-Интендантская контора, в которой было сосредоточено заведование дворцами и садами, и Камер-Цалмейстерская контора, которой вверены были убранство и меблировка дворцов. Также обер-гофмаршал занимался устройством приёмов и организацией путешествий.Обер-гофмаршал был ключевой фигурой при Дворе, в его распоряжении находились...
Посланник — глава дипломатической миссии одной державы в другой, миссии второго уровня, сразу после посольства. Исторический титул — «чрезвычайный посланник и полномочный министр» (фр. envoyé extraordinaire et ministre plénipotentiaire); титул, оформившийся в XX веке, — «Чрезвычайный и Полномочный Посланник».
Обер-камергер (от нем. Oberkammerherr) — высший из камергеров при дворах ряда европейских монархий. Примеры — великий камергер Франции и лорд великий камергер в Великобритании.
Актуа́риус (лат. actuarius, от слова «акт») — судебный писец, заносивший в регистр представляемые в суд акты, равно и пишущий сами акты; в России лицо, которому вверялось хранение актов присутственных мест, то есть дел, протоколов, журналов.
Коллегия иностранных дел или иностранная коллегия Российской империи — орган центрального управления для заведования сношениями России с иностранными государствами. Коллегия иностранных дел была образована в 1718 году из посольского приказа, в русле Петровских преобразований. В 1720 году получила особый регламент.
О́бер-егерме́йстер (нем. Oberjägermeister) — придворный чин II класса в Табели о рангах в России. Заведовал императорской охотой. В его распоряжении были заведующий хозяйственной частью, царский ловчий, государев стременной, государев руженосец.
Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия — чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале — августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным, и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению...
Мини́стр (лат. minister — служитель, помощник, слуга) — член правительства; обычно — глава какого-либо министерства в государстве мира.
Департамент полиции — департамент Министерства внутренних дел Российской империи, управлявший полицией, существовал в 1880—1917 годах.
Обер-шталмейстер — (нем. Oberstallmeister — буквально «старший начальник конюшни») должность (чин) в Русском царстве и Российской империи, с 24 января (4 февраля) 1722 года — придворный чин 3-го класса в Табели о рангах (в 1766 году был перемещён во 2-й класс табели).
Действи́тельный ста́тский сове́тник — гражданский чин 4-го класса Табеля о рангах (1724—1917, Российская империя), давал право на потомственное дворянство. Соответствовал чинам генерал-майора в армии и контр-адмирала во флоте, а также (по 1809 год) — придворному чину камергера. Титуловался «Ваше превосходительство».
Министр иностранных дел — должностное лицо, возглавляющее внешнеполитическое ведомство государства, в ранге министра. Является членом правительства (кабинета министров, совета министров и т. д.). Одна из важнейших должностей в правительстве. Иногда второе лицо в кабинете.
Совет министров Российской империи — высший исполнительный орган власти Российской империи, созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.
Министр без портфеля — член правительства, который не руководит министерством и/или иным центральным органом исполнительной власти, но имеет полномочное право голоса на заседаниях правительства, а также выполняет отдельные поручения премьер-министра.
Ка́нцлер (нем. Kanzler, от лат. cancellarius — секретарь у барьера, отделяющего суд от публики) — название ряда должностей, званий и чина в различных странах, которые имеют общее историческое происхождение.
Министр внутренних дел (англ. Secretary of State for the Home Department, точный перевод Государственный секретарь департамента внутренних дел), обычно упоминается как министр внутренних дел, является членом Правительства Её Величества, возглавляя министерство внутренних дел, является ответственным за внутренние дела Англии и Уэльса, а также за вопросы иммиграции и гражданства для всей Великобритании.
Канцлер казначейства Великобритании (англ. The Chancellor of the Exchequer) — официальное наименование министерской должности в Кабинете Великобритании, ответственной за экономические и финансовые вопросы, а также контроль за Казначейством Её Величества (Her Majesty's Treasury). Эта должность примерно соответствует должностям Министр финансов или Секретарь казначейства в других странах. В самой Великобритании, члена Кабинета Правительства, занимающего эту должность, зачастую называют просто «Канцлер...
Генерал-контролёр — начальник Контрольного департамента Государственного контроля Российской империи, ранее генерал заведывающий контрольною частию государства.
Совет государственной обороны (СГО) — верховная военно-руководящая инстанция в Российской империи в 1905—1909 годах, надведомственный и внеправительственный орган, призванный координировать деятельность военного и морского ведомств и согласовывать её с внешнеполитическим курсом государства. Был создан в самом конце русско-японской войны 1904—1905 годов, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии и флота...
Военный совет — высший законодательный и законосовещательный орган для решения вопросов, касающихся военно-организационных дел в Российской империи.
Конференц-министр при Высочайшем дворе — государственная должность Российской империи. В 1741-1755 годах конференц-министрами именовались участники нерегулярных совещаний («конференций») при императрице по важнейшим политическим вопросам. Должность конференц-министра учреждена именным указом от 12 декабря 1741 года. С 14 (25) марта 1756 года из «конференции по иностранным делам» Елизаветой Петровной было сформировано постоянно действующее учреждение — Конференция при Высочайшем дворе. Её члены именовались...
Министерская реформа — одна из реформ государственного управления Российской империи, проведённых в начале XIX века при императоре Александре I. Первый этап реформы пришёлся на 1802—1803 годы, второй этап был осуществлён в 1810—1811 годах. В результате реформы на смену архаичным коллегиям пришли министерства.
Государственный секретарь РСФСР — государственная должность в РСФСР и Российской Федерации, существовавшая с июня 1991 по ноябрь 1992 года (в мае-ноябре 1992 года называлась государственный секретарь при Президенте Российской Федерации). Все время её существования, эту должность занимал Г. Э. Бурбулис.
Совет министров Польши (польск. Rada Ministrów w Polsce) — орган исполнительной власти Республики Польша. В соответствии с Конституцией Польши от 2 апреля 1997 года Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Премьер-министр и заместитель председателя Совета министров (вице-премьер) также могут выполнять функции министра или председателя комитета (ст. 147). Организация и режим работы Совета министров регулируются законом «О Совете министров» от 8 августа 1996 года.
Посо́л — дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном государстве (в нескольких государствах по совместительству) и в международной организации; официальный представитель интересов и руководства своей страны.
Генерал-полицмейстер — руководитель столичной и российской полиции в Российской империи. Должность введена указом Петра I от 27 мая (7 июня) 1718 года.
Кабинет Гордона Брауна (англ. Gordon Brown ministry) — 93-е (с момента образования в 1707 году Королевства Великобритания) правительство Великобритании, действовало с 27 июня 2007 года по 11 мая 2010 года под председательством Гордона Брауна.
Совет министров РСФСР (Совмин РСФСР) — высший исполнительный и распорядительный орган государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) до мая 1991 года; орган исполнительной власти РСФСР с мая 1991 года. Действовал в период с 1946 по 1991/1992 годы, до переименования РСФСР в Российскую Федерацию.
Конференция при Высочайшем дворе (Конференция министров), высшее государственное учреждение Российской империи. Была создана в 1756 году по инициативе канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. Упразднена в 1762 году. Формально считалась совещательным органом, но в большинстве случаев действовала самостоятельно от имени императрицы. Конференция пользовалась законодательной властью, давала указания и распоряжения Сенату, Синоду, коллегиям и другим центральным учреждениям империи.
Упоминания в литературе (продолжение)
Пребывая в центральном аппарате МИД, В. Б. Лопухин 12 ноября 1898 г. за выслугу лет получил чин коллежского асессора, со старшинством с 10 июня этого года. Главным и, по сути дела, единственным служебным занятием В. Б. Лопухина стало составление «Сборника консульских донесений». Очередная кадровая метаморфоза настигла Лопухина менее чем через четыре года после его появления в МИД. Перспективы, открывавшиеся в дипломатическом ведомстве, показались ему узкими (действительно, в лучшем случае он мог рассчитывать стать консулом в какой-нибудь небольшой стране), а потому 27 февраля 1902 г. В. Б. Лопухин перевелся в Государственную канцелярию, причем это произошло по протекции ее руководителя, государственного секретаря В. К. Плеве. В Государственной канцелярии, обеспечивавшей делопроизводство Государственного совета и кодификацию, В. Б. Лопухин занял должность делопроизводителя 7 класса Отделения промышленности, наук и торговли. В 1903–1904 гг. этим отделением управлял
статс-секретарь Государственного совета Н. Н. Покровский, который именно тогда сблизился со своим подчиненным.
Правительство состоит из министров, а также государственных министров, министров без портфеля,
статс-секретарей , иногда младших министров и парламентских секретарей. Принято считать, что главная фигура в правительстве (кроме премьер-министра) – министр – основное составляющее правительства.
В 1802–1811 гг. М. М. Сперанский,
статс-секретарь Александрa I, преобразовал органы государственного управления – коллегии заменили министерствами. В 1810 г. был учрежден Государственный совет – законосовещательный орган при императоре. Александр I сам назначал его членов. На Госсовете обсуждались новые законы, но утверждал их только император.
Верховное управление. Проект графа Н.И. Панина об ограничении власти монарха в государственном управлении. Совет при Высочайшем дворе. Его статус и функции по указу 1768 г. Развитие аппарата Сената. Реформа Сената 15 декабря 1763 г. Изменение положения Сената в государственном аппарате Российской империи. Проекты реорганизации Сената конца XVIII в. Преобразования аппарата Сената конца XVIII в. Разделение сфер государственного управления в высших государственных учреждениях конца 80-х – начала 90-х гг. XVIII в. Личные учреждения императора в государственном управлении второй половины XVIII в.
Статс-секретари императрицы Екатерины II. Возникновение Собственной его императорского величества канцелярии. Ее роль в государственном управлении. Подготовка проекта Свода государственных установлений. Попытки определения полномочий императора. Учреждение об императорской фамилии (1797 г.). Превращение императорской семьи в один из государственных институтов.
35. Государственный совет под председательством государя, состоит из министерств, членов государственного совета, государственных докладчиков или
статс-секретарей и из особ, которых угодно будет его императорскому величеству в него призвать.
Обсуждение проектов реформы финансового управления стало поводом для обращения к опыту организации этой сферы государственного управления в Царстве Польском. Само польское финансовое ведомство отрицательно отнеслось к идее применения в Польше разработанных Татариновым принципов. Глава Комиссии финансов и казначейства «не нашел в труде Татаринова ничего такого, чем могло бы воспользоваться ведомство финансов»87. О том же писал Татаринову и министр
статс-секретарь Царства Польского В.П. Платонов в марте 1860 года. Единство кассы, которое впервые предполагалось ввести в России, уже существовало в Польше, так как все кассовые учреждения находились в ведении правительственной Комиссии финансов, а не отдельных ведомств. Единая ревизионная инстанция была представлена Высшей счетной палатой. Принципы составления смет соответствовали началу единства государственной росписи. В целом, по мнению министра статс-секретаря, финансовое управление в Царстве нуждалось не в пересмотре, а лишь в кодификации норм отчетности, то есть объединении существующих правил в рамках единого счетного устава88.
Давно сказавшаяся потребность в улучшении местного управления, требовавшего после освобождения крестьян (29 февраля 1861 г.) и создания земских учреждений (1864) более стройного и закономерного сочетания местных властей, вызвала в самом начале царствования (при министре внутренних дел графе Н. П. Игнатьеве) создание особой комиссии под председательством
статс-секретаря Коханова. Обширные труды, предпринятые комиссией, представившие громадный материал как относительно исторических справок, так и анализа потребностей местного управления не были приведены, однако, к окончанию. Высочайше повелено было министру внутренних дел, покойному графу Д. А. Толстому, провести поправку местного управления на основании тех указаний, которые государю благоугодно было дать еще во время коронации, отправленной с подобающей торжественностью в Москве 15 мая 1883 г. Составленный в Министерстве внутренних дел на указаниях императора проект реформ местного управления, после рассмотрения его в законодательном порядке, был высочайше утвержден 22 июля 1889 г. в виде Положения о земских участковых начальниках, причем в именном указе Правительствующему Сенату высказаны следующие мотивы: «В постоянном попечении о благе Нашего Отечества Мы обратили внимание на затруднения, представляющиеся правильному развитию благосостояния в среде сельских жителей Империи.
Александр I сразу же отправил в отставку наиболее одиозных павловских вельмож: генерал-прокурора П. Х. Обольянинова, обер-шталмейстера графа И. П. Кутайсова и московского обер-полицмейстера генерала Эртеля. Уже 12 марта новый государь назначил Дмитрия Прокофьевича Трощинского состоять при своей особе «у исправления дел». Трощинский являлся
статс-секретарем при Екатерине II, а при Павле I был не у дел. Именно он считается автором цитированного нами выше манифеста от 12 марта. Любопытно, что при Трощинском определено было состоять М. М. Сперанскому в звании статс-секретаря. Известно, что Сперанский отличался особым умением сочинять тексты государственных бумаг. 13 марта к Д. П. Трощинскому перешло управление Почтовым департаментом. Граф П. А. Пален отказался от этой должности, которую он исправлял при Павле I.
Перестройка высшего административно-судебного места Российской империи вызвала необходимость переустройства местных присутствий по публично-правовым спорам. В 1908 г.
статс-секретарь П. А. Столыпин в проекте преобразования учреждений губернского управления предложил выделить в них особые судебно-административные коллегии под председательством губернатора, в которые включить представителей общественности и профессиональных чиновников. П. А. Столыпин разработал понятие административного иска и процессуальные правила его рассмотрения. В марте 1909 г. проект был отклонен Советом по делам местного хозяйства[128].
С 1763 года была введена должность
статс-секретарей , основная обязанность которых заключалась в «приеме прошений на высочайшее имя». На эту должность назначались на основе рекомендательных писем и высокого покровительства. По «Табелю о рангах» статс-секретари относились к четвертому разряду с обращением «Ваше превосходительство», имели высокое жалование, единовременные выплаты, именные пенсии, награждались орденами, медалями, знаками. Канцелярия каждого статс-секретаря была автономна. В штате было еще два-три секретаря. Это были образованные люди, знали языки, были умны и умели схватывать суть вопроса. Были также молодые люди из знатных фамилий для «курьерских посылок в чужие края». В России их функции заключались в проверке фактов, изложенных в прошениях. Сословный состав подателей прошений – дворянство, иностранные послы, торговые люди. Крестьяне за жалобы на своих помещиков ссылались в Сибирь.
Несмотря на Высочайшее повеление о соответствии с известными чинами придворных званий, многие начальства продолжали входить с ходатайствами о пожаловании этими званиями лиц с несоответствующими чинами. Однако, правило, Высочайше утвержденное, строго соблюдалось. Это можно видеть из таких примеров: министр народного просвещения 10 октября 1838 года сообщал министру Императорского Двора, что по его докладу почетный попечитель Митавской гимназии камер-юнкер Мирбах, не имеющий, подобно своим соотчичам, находящимся на службе, никакого гражданского чина, всемилостивейшее пожалован 9 октября за отлично усердную службу и полезные труды в звание камергера. На это министр Императорского Двора ответил министру народного просвещения, что по всеподданнейшему докладу Государю императору его отношения от 10 октября Высочайшего соизволения на пожалование в звание камергера камер-юнкера фон Мирбаха не последовало, «поелику он не имеет чина статского советника», ниже которого не может быть пожалован в сие звание на основании Высочайшего повеления 1836 года. Но Государь император предоставляет министру народного просвещения войти наперед с представлением в Комитет министров об утверждении Мирбаха в чине V класса по занимаемому им месту почетного попечителя гимназии 94. В другом случае было Высочайше отказано великому князю Михаилу Павловичу в его ходатайстве о назначении надворного советника, камер-юнкера Желтухина, в звание камергера. Отказ последовал потому, что Желтухин чином ниже статского советника95. В третьем случае
статс-секретарь Лонгинов 1 сентября 1839 года сообщал министру Императорского Двора, что Государь император всемилостивейшее пожаловал подполковника Масюкова в камергеры, но по докладу министра Императорского Двора пожалование состоялось лишь в звание камер-юнкера, в соответствии с чином.
В начале двадцатого столетия Россия переживала серьезный экономический кризис. Неспокойно было и в политической атмосфере общества. С одной стороны, наблюдалось определенное «шатание» в верхах, выражавшееся в нерешительности и беспомощности властей, в бесконечных и бесплодных совещаниях, в активизации либеральной оппозиции. С другой – ухудшившееся в связи с экономическим кризисом положение народных масс и, главное, их моральное разложение под воздействием либеральной пропаганды. В России назревала революционная ситуация, вновь поднялась волна терроризма. В то же время правительство проводило активную внешнюю политику, нацеленную на дальнейшее расширение границ империи. В конце XIX в. Россия получила «в аренду» Порт-Артур и Ляодунский полуостров. В 1900 г., после подавления «боксерского восстания» русские войска оккупировали Маньчжурию. Планировались широкая колонизация Маньчжурии и ее вхождение в состав России под названием «Желтороссия». В перспективе предполагалось двигаться и дальше: после Маньчжурии – захватить Корею, Тибет и т. д. К этому императора настойчиво подталкивал ряд приближенных, так называемая «безобразовская группа», получившая свое наименование от фамилии ее главы –
статс-секретаря А. М. Безобразова. Тесно связанный с ней министр внутренних дал В. К. фон Плеве говорил военному министру А. Н. Куропаткину, сетовавшему на недостаточную готовность армии к войне: «Алексей Николаевич, Вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам необходима маленькая победоносная война»[11].