Торговля льдом

Торговля льдом — отрасль мирового хозяйства, существовавшая в XIX веке, с центром на восточном побережье Соединённых Штатов и в Норвегии, включающая масштабный сбор, транспортировку и реализацию природного льда для внутреннего потребления и в коммерческих целях. Лёд собирался с поверхности прудов и ручьёв, после чего хранился в ледниках, а затем направлялся на кораблях, баржах или поездах до мест назначения по всему миру. Сети торговли, как правило, использовались для распространения продукта среди домохозяйств и небольших коммерческих организаций. Торговля льдом произвела революцию в американской мясной, овощной и фруктовой промышленностях, вызвав значительный рост рыбной промышленности, и способствовала появлению ряда новых напитков и продуктов питания.

Торговля льдом впервые была начата предпринимателем из Новой Англии Фредериком Тюдором в 1806 году. Тюдор начал поставлять лёд на принадлежавший Франции остров Мартиника в Карибском море, надеясь продавать его там богатым представителям европейской элиты, используя для хранения льда ледник, который он выстроил специально для этой цели. В ближайшие последующие годы товарооборот льда был расширен им до Кубы и южной части Соединённых Штатов, а к деятельности Тюдора в добыче и доставке льда из Новой Англии присоединились и другие торговцы. В течение 1830-х и 1840-х годов торговля льдом существенно расширилась — его стали поставлять в Англию, Индию, Южную Америку, Китай и Австралию. Тюдор разбогател благодаря торговлей льдом с Индией, в то время как некоторые марки, связанные с отраслью, такие как Wenham Ice, стали известны в Лондоне.

Торговля льдом, тем не менее, начала сосредотачиваться на поставках льда в растущие города на восточном побережье США и для нужд предприятий по всему Среднему Западу Америки. Граждане Нью-Йорка и Филадельфии становились крупнейшими потребителями льда во время долгих жарких летних периодов, и для удовлетворения их спроса дополнительное количество льда добывалось из реки Гудзон и в Мэне. Лёд начал использоваться в рефрижераторных вагонах на железных дорогах, что позволило мясопромышленникам районов Чикаго и Цинциннати производить убой крупного рогатого скота на месте, отправляя затем упакованное мясо на восток либо реализуя его на внутренних или зарубежных рынках. Применение рефрижераторных автомобилей и кораблей позволило создать национальную овощную и фруктовую промышленность, тогда как раньше данные продукты потреблялись только на месте. Американские и британские рыбаки начали сохранять с помощью льда свои уловы, что позволило увеличить продолжительность рейсов и объёмы самих уловов, а пивоваренная промышленность начала функционировать в течение всего года. После того как американский экспорт льда уменьшился после 1870 года, крупным игроком на международном рынке льда стала Норвегия, поставляя большое количество льда в Англию и Германию.

На своём пике в конце XIX века в торговле льдом в США были заняты, по некоторым оценкам, 90 000 человек, а капитализация отрасли достигала 28 миллионов долларов (660 миллионов долларов по курсу 2010 года), будучи способной с помощью ледников хранить до 250 000 тонн льда в каждом из них; Норвегия экспортировала миллион тонн льда в год, опираясь на сеть искусственных озёр. Однако постепенно у торговли льдом появилась конкуренция в виде фабрик, производивших искусственный лёд и способных осуществлять механическое охлаждение. Первоначально ненадёжные и дорогостоящие, фабрики по производству льда вскоре начали успешно конкурировать с натуральным льдом в Австралии и Индии в течение 1850-х и 1870-х годов соответственно, пока с началом Первой мировой войны в 1914 году в США на фабриках искусственного льда стало производиться больше льда, чем собиралось натурального. Несмотря на временное увеличение производства в США во время войны, в межвоенный период произошёл полный крах торговли льдом во всём мире. Сегодня натуральный лед иногда собирают для ледовых скульптур и ледовых фестивалей, но от промышленной сети ледников и специальных транспортных средств, существовавшей в XIX веке, практически ничего не осталось.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я