Четвёртый путь

Четвёртый путь — подход к саморазвитию, описанный Георгием Гурджиевым, который он разработал за годы своих путешествий на Восток (ок. 1890—1912). Подход объединяет то, что Гурджиев рассматривал как три устоявшихся традиционных «пути» или «школы» саморазвития: путь ума, путь эмоций и путь тела. Гурджиев также называл эти пути путём йога, путём монаха и путём факира соответственно. Ученики Гурджиева в своих записях часто называют Четвёртый путь «работой» или «система». Точные истоки учений Гурджиева неизвестны, но на этот счёт есть некоторые предположения.Термин «Чётвертый путь» в дальнейшем использовался учеником Гурджиева П. Д. Успенским в его лекциях и трудах. После смерти Успенского его ученики опубликовали книгу «Четвёртый путь», основанную на его лекциях.

Согласно учению Гурджиева, три традиционные школы или пути это "вечные формы, которые основаны на религии и сохранились на протяжении всей истории в основном неизменными. Там, где существуют школы йогова, монахов или факиров, их едва можно отличить от религиозных школ. Четвёртый путь отличается тем, что это не постоянный путь. У него нет особых форм или институтов, и он приходит, развивается и уходит по своим собственным законам.Когда "работа" закончена, то есть, когда поставленная цель достигнута, четвёртый путь исчезает, то есть исчезает из данного места, исчезает в его данной форме, продолжаясь, возможно, в другом месте в другой форме. Школы четвёртого пути существуют для нужд работы над собой, выполняемой в связи с необходимостью достижения определённых целей. Они никогда не существуют сами по себе как школы для целей образования и обучения.Четвёртый путь затрагивает вопрос о месте человечества во Вселенной и возможностях внутреннего развития. Он подчёркивает, что люди обычно живут в состоянии полугипнотического «сна во время бодрствования», в то время как возможны более высокие уровни сознания, добродетели, воли.

Четвёртый путь учит, как различными способами увеличивать и концентрировать внимание и энергию, а также минимизировать "сон во время бодрствования" и рассеянность. Это внутреннее развитие является началом возможного дальнейшего процесса изменений, цель которого — превратить человека в «того, кем он должен был быть».

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я