Связанные понятия
Напресто́льный крест — в Православной церкви алтарный крест, распятие, хранящиеся на престоле в алтаре храма. Напрестольный крест вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью алтаря.
Ри́за — в православном храме покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь или казула). Ризы хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах.
Епитрахи́ль (греч. επιτραχήλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.
Плащани́ца (греч. επιτάφιος от ἐπί- «на, сверх-» + τάφος «могила») — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
Покровцы ́, покрова́ — матерчатые платы, которыми покрываются дискос и потир во время литургии византийского обряда.
Упоминания в литературе
Наибольшую популярность образ Святого Георгия приобрел в эпоху крестовых походов. В западноевропейских алтарных картинах и статуях Святой Георгий изображался рыцарем-крестоносцем в латах со щитом, на котором начертан красный крест, либо с вымпелом,
аналогичным Хоругви Воскресения (символ победы над смертью) – белым с красным крестом полотнищем, раздвоенным на конце.[72]
В 1891–1892 гг. безымянную башню (бывшую темницу) отремонтировали, соединили с храмом и перенесли в нее из трапезной придел святителя Иоанна Милостивого, который был задуман на новом месте как своеобразный памятник чудесному спасению от покушений на императоров Александра III и Николая II. Стены расписал по древним образцам Успенского собора во Владимире художник Л.И. Парилов. В куполе над алтарем была изображена коленопреклоненно молящаяся Божия Матерь с омофором в руках, на западной стене – Великого Совета Ангел с многочисленным сонмом святых, соименных жертвователям по устройству придела. На южной стене – изведение ангелом из темницы апостола Петра, и рядом был помещен рассказ о чудесном явлении воеводе Богоматери. В изящном иконостасе итальянского мрамора с Царскими вратами, обложенными по кипарису вызолоченной медью (архитектор Н.А. Вознесенский), поместили образы святых, тезоименных семье императора Александра III, и святых, чья память празднуется 17 октября (день чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе 1888 г.). В специальный киот возле иконостаса поместили образ святителя Николая (художник Чистяков), в память о спасении, как гласила надпись, наследника престола Николая Александровича от покушения 19 апреля 1891 г. в Японии. Мемориальный характер носили и установленные около
солеи две изящные хоругви, сделанные в мастерской И.П. Хлебникова. Освящение новоустроенного придела состоялось в ноябре 1892 г., а спустя два года обновили весь храм.
Несмотря на все запреты, которые с середины 1950-х гг. появляются все чаще, продолжались обходы священниками домов со святой водой и молебнами, а также службы под открытым небом. Например, 19 января 1960 г. настоятель Терентьевской церкви Уваровичского района после службы в церкви,
со множеством верующих, с хоругвями и иконами прошел вдоль деревни и возле колодца отслужил молебен [7].
Золотой иерусалимский крест был дарован гохмейстерам ордена королем Иерусалимским Гвидо(ном) Лузиньяном вместе с рядом привилегий за заслуги тевтонских рыцарей в борьбе против сарацин в Святой земле. Золотые же лилии на концах креста в гербе верховного магистра Тевтонский орден за аналогичные заслуги получил от французского короля-крестоносца Людовика IX Святого. К середине XIV в., в эпоху расцвета Тевтонского ордена в Пруссии, этот уже далекий от первоначальной монашеской простоты, пышный герб украшал белое облачение, доспехи, щит, конскую попону,
Большую и Малую хоругвь верховного магистра (а с середины XV в. и по сей день – богато украшенный шейный крест на черной ленте и металлический крест, который гохмейстеры носят слева на груди в качестве своеобразного эквивалента орденской звезды).
Золотой иерусалимский крест был дарован гохмейстерам ордена королем Иерусалимским Гвидо(ном) Лузиньяном вместе с рядом привилегий за заслуги тевтонских рыцарей в борьбе против сарацин в Святой земле. Золотые же лилии на концах креста в гербе верховного магистра Тевтонский орден за аналогичные заслуги получил от французского короля-крестоносца Людовика IX Святого. К середине XIV в., в эпоху расцвета Тевтонского ордена в Пруссии, этот уже далекий от первоначальной монашеской простоты, пышный герб украшал белое облачение, доспехи, щит, конскую попону,
Большую и Малую хоругвь верховного магистра (а с середины XV в. и по сей день – богато украшенный шейный крест на черной ленте и металлический крест, который гохмейстеры носят слева на груди в качестве своеобразного эквивалента орденской звезды).
Связанные понятия (продолжение)
Го́рнее место (греч. ἡ ἄνω καθέδρα — верхняя (горняя) кафедра) — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Мафо́рий (др.-греч. μαφόριον) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) — одна из важнейших реликвий, связанных с Её памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным.
Фело́нь , фело́ний (греч. φαιλόνιο или греч. φαινόλης, φαινόλου, φαινώλης, φαινώλου от греч. φαίνω — светить, светиться), или Ри́за — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов, в древности исключительно белого цвета.
Са́ккос (греч. σάκκος — «мешок» от ивр. שַׂק — мешок, одежда из мешковины, надеваемая в знак скорби) — верхнее архиерейское богослужебное облачение, аналогичное иерейской фелони и имеющее то же символическое значение. По покрою представляет собой длинную просторную одежду, до пят (обычно не сшитую по бокам) из богатой ткани с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В богослужебную практику саккос стал входить в XI—XII веков.
По́ручи , нарука́вники (греч. ἐπιμανίκια) — в православной церкви часть богослужебного облачения духовенства, предназначенное для стягивания рукавов подризника у священников и епископов. Также поручи входят в облачение диакона.
Десни́ца (от ст.-слав. деснъ «правый») — правая рука. В русском языке слово является архаизмом, используется как стилистически маркированное слово (номинально, в высоком стиле), а также в некоторых устойчивых словосочетаниях или контекстах. Одесну́ю — по правую руку, справа.
Аналóй, или Анало́гий (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для икон и книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными (разножки).
Подробнее: Аналой
Дарохрани́тельница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения. Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В католической практике называется иногда «табернакль» (лат. tabernaculum). Одной из ранних форм, близких дарохранительницам, был «евхаристический голубь».
Поти́р (от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок»; в латинском обряде — калеж, от лат. calix) — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия.
Дароно́сица (лат. Ciborium, ср. киворий) — переносная дарохранительница для хранения Святых Даров. Используется для осуществления таинства причастия вне храма. При помощи принесённых священником преждеосвящённых Даров к таинству приступают больные, заключённые и другие верующие, которые не могут посещать храм. В Католической церкви дароносица специального типа используется также для выставления Святых Даров для их почитания (адорации).
Кади́ло , кади́льница, кади́льник (ивр. מַחְתָּה, מִקְטֶרֶת; др.-греч. πυρεῖον, θυμιατήριον, λιβανωτὸν; ст.‑слав. кади́ло, кади́льница, кади́льник, кадѣ́ло, кадѣ́льница, кадѣ́льник) — изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена, — жертва праведного Авеля. Сам Господь Сущий в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для...
Ди́скос (греч. δίσκος — «круглое блюдо») — в Православной церкви и в Католических церквях византийского обряда один из литургических сосудов. Представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — младенца Иисуса Христа. Аналогичный сосуд в латинском обряде именуется патена. Главное отличие восточного дискоса от западной патены — наличие у дискоса массивного основания.
Катапéтасма, катапета́сма (греч. καταπέτασμα — «занавес»), церковная заве́са в православных храмах — занавес за иконостасом, отделяющий царские врата и престол.
Подробнее: Катапетасма
Цвета богослужебных облачений в Православной церкви — цветовая гамма облачений священно- и церковнослужителей, а также одежд престола, жертвенника, завесы, аналоев, воздýха, покровцов и закладки в напрестольном Евангелии. Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.
Сень (старослав. сѣнь) — элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.
Ца́рские врата ́ — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
Именосло́вное перстосложе́ние — особое сложение перстов, которое употребляется только архиереем или священником для благословения. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа — IC ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец приподнят и похож на литеру C. IC XC — Иисус Христос). Надпись имени Иисуса Христа на...
Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) — общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь — во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова — например, лжица (т.е. ложка).
Парама́н (также параманд, параманда, парамант, плетцы от греч. παραμάντιον или παραμάνδυον), «добавление к мантии») — принадлежность облачения монаха малой схимы, небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии, орудий страстей Христовых и Адамовой головы.
Омофо́р (др.-рус. амафоръ, амфоръ, амафорий, омофоръ, омфоръ, амθоръ, др.-греч. ὠμοφόριον от ὦμος — плечо и φόρος — несущий), нара́менник, нара́мник (от ст.-слав. рамо, двойственное число рамена — плечо, плечи) — принадлежность богослужебного облачения епископа.
Стиха́рь (греч. στιχος — стих, строка, прямая линия) — одежда, богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами.
Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Русский (православный) крест (православный крест, византийский крест, русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви.
Же́ртвенник — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва для совершения евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды».
Ора́рь , тж. устар. орарий (греч. ὀράριον, от лат. orare — молиться, или лат. os — уста; также от греч. ωρα — время) — в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона — длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани. В Православных Церквях орарь носят диаконы, включая протодиаконов (и соответствующие им в чёрном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы), а также иподиаконы (только крест-накрест).
Куку́ль, или ку́коль (др.-греч. κουκόλλιον — «чепец, колпак» ← др.-греч. κυκλάς — «кругообразно расположенный», лат. cuculla, cucullus — «капюшон») — монашеский головной покров.
Подробнее: Куколь (облачение)
Лжи́ца — небольшая ложка с крестом на конце рукояти, употребляется в византийском обряде для преподания причастия из потира верующим. Так же как дискос, потир и звездица, лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси.
Кийский крест — мощевик, изготовленный по заказу патриарха Никона для Онежского (Кийского) Крестного монастыря.
А́льба (лат. alba — «белая») — длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских клириков, препоясанное верёвкой. Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Происходит от древнеримской длинной рубашки, носимой под туникой. Её аналогами в Православной церкви являются стихарь и, у священников, подризник.
Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва...
Клеймо — в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции.
Суббо́та Ака́фиста ; также Похвала́ Пресвято́й Богоро́дицы — название праздника и чинопоследования Православной церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста.
Лампа́да — светильник, используемый в христианском богослужении. Первые лампады христиане использовали для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма.
Кио́т , киво́т, кио́ть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег), божница — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Вход Госпо́день в Иерусали́м (церк.-слав. Вхо́дъ гдⷭ҇ень въ і҆ерⷭ҇ли́мъ) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («неделю»), предшествующее Пасхе, то есть в шестое воскресенье Великого поста.
Спас Вседержи́тель , или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.
Паникади́ло (также всесве́щник, поликанди́ло (от греч. πολυκάνδηλον — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад (в последнее время — электрических лампочек). Обычно термины «паникадило» и «всесвещник» употребляются по отношению к светильникам в центре храма, которые используют более 12 свечей.
Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.
Подробнее: Оклад иконы
«Досто́йно есть » (др.-греч. Ἄξιόν ἐστιν, греч. Άξιον εστίν) — православная молитва, широко употребительная в богослужении. Авторство текста церковная традиция приписывает Косме Маюмскому.
Большо́й са́ккос митрополи́та Фо́тия — саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение) митрополита Киевского и всея Руси Фотия, изготовленный в Византии в 1414—1417 годах в технике лицевого шитья.
Подсве́чник — подставка для установки свечи. Декоративные многорожковые подсвечники называются канделябрами.
Собор Двенадцати Апостолов (Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов) — праздник Православной Церкви, отмечаемый 13 июля (30 июня по юлианскому календарю), на следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания о данном празднике встречаются с IV века.Праздник посвящён двенадцати апостолам: Пётр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома, Левий Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Фаддей, Симон Кананит, а также апостол Матфий...
Ле́стовка (уменьшительное от др.-рус. лествица, то есть «лестница») — разновидность чёток в дораскольной Руси, после раскола была вытеснена вервицей, Больше всего используется у старообрядцев, но до сих пор используется многими православными, так как она очень удобна для молитвы. В отличие от чёток-вервицы, лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в древнерусской традиции лестницу духовного восхождения от земли на Небо.
Ри́за Богоро́дицы (греч. Ἐσθῆτος τῆς Θεοτόκου) — почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование — «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение), совершаемое 2 июля (по юлианскому календарю).
Антими́нс (др.-греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие») — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.
Упоминания в литературе (продолжение)
Потом несли
хоругви и образа. Это было золотое шествие: золотые хоругви, священство в золотых и цветных парчовых ризах. За священством в золотой парче, в алмазах и жемчугах шло пешим боярство.
Меньше внимания исследователей привлекали церемониалы похорон нецарствующих женщин из рода Романовых – жен, сестер, дочерей. Здесь также Петром I были приняты нововведения уже при погребении его тетки царевны Татьяны Михайловны, скончавшейся в Москве 24 августа 1709 г. Тело усопшей было выставлено на ложе, покрытом красным сукном, на гробе лежал золотистый атлас с разводами. Уже на следующий день состоялось погребальное шествие из Кремлевского дворца к месту упокоения в Вознесенский монастырь. Во главе процессии шли священники с
хоругвями, с каждой стороны гроба – дьяконы с кадилами, дворяне несли крышку гроба. В последний путь Татьяну Михайловну провожали члены царствующего дома – царевич Алексей Петрович, царицы Марфа Матвеевна и Прасковья Федоровна, царевны. Все были в траурной одежде{36}.
Средствами геральдической символики в большом Государственном гербе отражена триединая сущность русской идеи: «За веру, царя и отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой архистратиг Михаил и святой архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный
православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражена в атрибутах власти – государственных регалиях России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы – стремление к единению Руси вокруг Москвы – исторического центра земли русской.
Впереди – Москва. Подъезжаем к стенам древнего Донского монастыря. В святых вратах многочисленные встречающие с
хоругвями, иконами, свечами. Проследовали сразу в Большой собор к раке с мощами святителя Тихона. Зажгли лампады, свечи. Вновь и вновь кратко рассказываю о нашем паломничестве. На следующий день после полудня выехали в Троице-Сергиеву Лавру. По пути посетили село Радонеж. В четыре часа дня была устроена торжественная встреча Благодатного Огня на площади перед Лаврой. После небольшого приветствия проходим сразу в Троицкий собор ко святым мощам преподобного Сергия. Служу молебен и возжигаю одну из лампад у раки преподобного.
Последние минуты в Троицкой обители провел я в прогулке по стенам двухэтажной ее ограды с А.В. Г-им. Окрестная природа рисует мирные ландшафты в амбразурах стен, память историческая предлагает грозные воспоминания, которых отголосок жив в каждом камне. Нижний этаж дал трещины во многих местах, оттого что толща ограды строена в два приема. Ограда, охранявшая обитель и Россию от врагов, теперь служит для мирных и торжественных шествий благополучной Церкви, которая по ней носит свои
хоругви и иконы, сопровождаемые клиром и толпами усердного народа. Да иногда молодые ученые духовной академии гуляют под массивной тенью этих сводов, как философы древности в своих портиках, укрытых от солнца.
15 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Кремля открылся Всероссийский Поместный Собор. Целый день над Москвой стоял непрестанный колокольный звон, по улицам первопрестольной с
хоругвями, в преднесении святых икон шествовали крестные ходы на Красную площадь. В Успенском соборе по совершении литургии митрополит Киевский Владимир огласил грамоту Святейшего Синода об открытии Собора. После пения Символа веры члены Собора поклонились покоящимся в храме мощам святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена и направились в Чудов монастырь приложиться к нетленным мощам святителя Алексия, а оттуда с кремлевскими святынями вышли на Красную площадь, куда уже стекались крестными ходами православные жители Москвы.
В боевом облачении епископ вместе с военачальниками крестоносцев объехал ряды выстроившихся на поле всадников. Ветер колыхал разноцветные флажки на копьях и хоругви саксонских рыцарей. На ваппенроках многих из рыцарей были нашиты большие кресты в знак участия в многотрудном крестовом походе. На щитах были видны гербы саксонских благородных родов. Молча застыли всадники в седлах, ожидая первой схватки с язычниками. Сквозь прорези глухих шлемов они смотрели в сторону собиравшихся на поле врагов. Наступил час решающей битвы.
Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются
хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря, вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.
Цимисхий был не первым и не последним смельчаком, захватившим окровавленный «трон Соломонов»: кто смел, тот и съел. И потому едва стража заметила с зубчатых стен вдали в туче пыли сверкание оружия и услышала резкие звуки труб, как в разубранном коврами, цветами и знамёнами городе – весть о победе над страшною Русью гонцы доставили уже в столицу – началась озабоченная суета. Из городских ворот навстречу победителю с
иконами, знамёнами, крестами и хоругвями вышли самые знаменитые граждане цареградские во главе с блистающим драгоценными ризами духовенством, которое всегда приветствовало во имя Господне всякого победителя. За ними, заливая все, как потоп, пёстрый и малоблагоуханный, бежали с исступлённо-восторженным рёвом толпы народа. И как только Цимисхий во главе блистающей свиты своей подъехал ближе, как загремел всенародный гимн:
У подножия горы встречает царя патриарх Никон, окруженный сонмом
духовенства, хоругвями и иконами, а впереди его несут Животворящий Крест.
Среди многих печалей и испытаний, выпавших на наше время, Всемилостивый Господь даровал нам великое утешение: 29 сентября сего [2001 – М. А.] года с особой торжественностью, с преднесением
храмовых святынь и хоругвей, при перезвоне колоколов и пении молитвословий, были перенесены честные мощи новопрославленного угодника Божия, святого праведного пре свитера Алексия Мечева из Новоспасского монастыря в храм святителя Николая Мирликийского в Кленниках, где во дни своей земной жизни он нес служение настоятеля.
С
крестами, хоругвями и всем клиром пошел святитель навстречу грозному послу с его воинством.
Знамя, созданное по велению Господа, стало поистине спасительным для войск Константина. В последующих войнах те войска, перед которыми
несли чудесную хоругвь, не знали поражений, а враги в страхе бежали от них. Если же знамя переносили в полк, который слабел и терял силы, то Божественная благодать незримым образом вливалась в бойцов, и они с новыми силами шли на врага. Сила войск Константина Великого стала так велика, что он смог одержать победы над Августом Ликинием, а также скифами и сарматами.