Туризм как фактор развития человеческого потенциала

Сборник статей, 2010

В книге публикуются некоторые материалы научно-практической конференции «Туризм как фактор устойчивого социально-экономического развития и роста человеческого потенциала», состоявшейся 16–18 апреля 2009 г. в г. Вологде. Конференция была посвящена обсуждению современного состояния и перспектив развития туристской индустрии в России. Особое внимание было уделено региональному аспекту проблемы. В публикуемых выступлениях затрагиваются социально-экономические аспекты развития туризма; опыт реализации туристских проектов на региональном и муниципальном уровнях и современные методы управления развитием туризма. Тексты выступлений приводятся в авторской редакции.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Туризм как фактор развития человеческого потенциала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пленарное заседание

С.А. Боголюбова[1]

Устойчивое развитие туризма и оценка его эффективности

В условиях формирования рыночной экономики, развития глобализационных процессов и стремления России интегрироваться в мировое экономическое пространство развитие туризма как наиболее доходной отрасли мировой экономики на государственном уровне было объявлено приоритетным направлением. Этому, в первую очередь, способствовало наличие природных востребованных туристских ресурсов, которые используются не более чем на 10–15 %. Уникальный природно-ресурсный потенциал и богатое культурное наследие должно обеспечить устойчивый рост занятости и доходов населения и бюджетов регионов, стимулирование развития сопряженных с туризмом отраслей, послужив толчком для формирования устойчивого притока инвестиций. В связи с чем сегодня ведутся активные дискуссии по вопросам устойчивого развития туризма и роли инвестиций в этом развитии. Однако общий подход и принципиальная оценка ситуации в этой сфере, которая удовлетворяла бы всех заинтересованных лиц, отсутствует. Причины, по нашему мнению, заключаются в том, что, во-первых, разные исследователи по-разному понимают устойчивое развитие туризма; во-вторых, роль инвестиций сводится к строительству наиболее капиталоемких объектов, обслуживающих туристов, — гостиниц; в-третьих, сфера туризма зачастую представляется как простая совокупность объектов, непосредственно обслуживающих туристов. Если по третьей позиции у ученых и практиков нет существенных расхождений во взглядах, то первая и вторая позиции нуждаются в более глубоком рассмотрении и осмыслении. Более подробная классификация основных проблем устойчивого развития туризма отражена на рисунке 1.

Заметим, что без решения проблем теоретико-методологического характера объективно невозможно решать проблемы на уровне управления устойчивым развитием туризма.

Рисунок 1. Систематизация проблем устойчивого развития туризма

Принимая во внимание различные толкования понятия устойчивости, подчеркивающие сложность анализируемого феномена, дадим свое понимание. С нашей точки зрения, под устойчивым развитием туризма следует понимать процесс, протекающий в территориальной среде, направленный на достижение динамически изменяющихся целей туризма, которые определяют сами туристы, в условиях рационального использования ограниченных ресурсов.

В настоящее время модель устойчивого развития существует пока только на концептуально-теоретическом уровне и представляет собой мировоззрение и политические декларации. Формирование стратегии устойчивого развития как на глобальном, так и на национальном или местном уровне — процесс сложный, поскольку стратегические цели изменения курса на ограничение использования природных ресурсов, на приоритет и императив экологических требований в жизни общества вступают в противоречия с политикой, тактикой и конкретным поведением властных структур, которые в ряде случаев текущие интересы или выгоды ставят выше стратегических.

Например, обращает на себя внимание тот факт, что регионы с высоким уровнем социально-экономического развития могут иметь как большие, так и небольшие туристские потоки (таблица). Основной причиной является различие целей региона (повышение жизненного уровня населения за счет развития экономики) и туризма (восстановление и развитие духовных и физических сил человека).

Из представленных в таблице данных видно, что максимальные доходы от развития туризма в расчете на 1 жителя приходятся на Владимирскую, Тверскую и Ленинградскую области (853,02 руб., 679,81 руб. и 660,07 руб. соответственно), минимальные — на Ярославскую (51,54 руб.) и Ивановскую области (0,55 руб.). Причем более эффективно туризм развивается во Владимирской и Тверской областях: здесь на 1 рубль вложенных бюджетных средств приходится 4066 и 1000 руб. доходов соответственно. Наиболее низкий уровень развития туризма среди рассматриваемых регионов отмечается в Ивановской области, где на 1 рубль вложенных бюджетных средств приходится 0,43 руб. дохода. При этом высокий показатель валового регионального продукта в регионе не означает, что в нем наличествуют большие туристские потоки (см., например, данные по Владимирской и Ярославской областям).

Основные экономические и туристские показатели развития некоторых регионов России

Вместе с тем на эти регионы сегодня приходится и большой поток туристов (наибольший — на Владимирскую и Ленинградскую области), причем если в среднем по миру на 1 жителя приходится 0,1 прибытия, то во всех анализируемых регионах значение этого показателя колеблется от 0,49 (Костромская область) до 1,22 (Владимирская область), что говорит о колоссальных нагрузках на жителей регионов. Однако эти данные не коррелируют с показателями количества прибытий на 1 место в средствах размещения (максимальные показатели во Владимирской и Ивановской областях), что свидетельствует о различной степени интенсивности использования средств размещения. Поэтому достаточно тяжело говорить об устойчивом развитии туризма, предполагающем не только умеренные нагрузки на территорию и объекты туризма, но и заботу о местном населении.

Формирование региональных программ устойчивого развития туристских регионов в значительной степени отличается от традиционных подходов к планированию, так как конечным продуктом туристской деятельности является туристский продукт, который производится предприятиями различных отраслей и имеет комплексный характер. Фактически это «многоотраслевой продукт», и качество его зависит от системы взаимодействия предприятий отдельных отраслей, имеющих различное ведомственное подчинение, особенности управления, специфики применяемых технологий и прочее.

Туристский продукт образуется на стыке различных отраслей, следовательно, при формировании региональных программ устойчивого развития экономики туристско-ориентированных регионов основной акцент следует сделать на региональном аспекте, то есть рассматривать конкретный регион как самостоятельный территориальный хозяйственный комплекс, а в нем отдельно туризм, соблюдая необходимые социально-экономические пропорции и учитывая специфику региона. Так, например, нельзя разработать единый подход к формированию программы развития всех туристских дестинаций Черноморского побережья Краснодарского края санаторно-курортной направленности, хотя все они имеют некоторые общие черты и особенности. Однако курорты Сочи и группа Анапских и Геленджикских курортов имеют существенные различия, прежде всего в рекреационной мощности, курортной специализации, качестве и количестве туристско-рекреационных ресурсов, в сложившейся системе управления рекреационно-курортным хозяйством и др. Все это предполагает разработку специальных программ развития на единой методологической и концептуальной основе, обеспечивающей системное единство трех составляющих: экологической, экономической и социокультурной (рис. 2).

Достижение устойчивого развития туризма способствует обеспечению системы выгод и преимуществ как для потребителей туристских услуг, так и для местного населения. Эти выгоды заключаются в следующем:

• улучшение качества жизни местного населения, которое определяется совокупностью таких показателей, как повышение уровня благосостояния, улучшение социальных условий жизни в данной местности;

• усиление интеллектуальной значимости культурно-исторического наследия, что делает его более привлекательным для туристов;

Рисунок 2. Триединство целей устойчивого развития туризма

• забота о сохранении удовлетворительного качества окружающей среды;

• формирование справедливого экономического механизма распределения доходов и затрат среди всех секторов экономики, участвующих в обслуживании туристов;

• пополнение местного бюджета, так как развитие туризма способствует созданию новых рабочих мест и предприятий как внутри самой отрасли, так и в смежных отраслях;

• обеспечение притока инвестиций в экономику региона, в том числе в строительство, сельское хозяйство и др.;

• развитие местного самоуправления и привлечение местного населения к участию в разработке и принятии управленческих решений в области развития туризма;

• развитие местного спроса на туристские услуги и открытие доступа к объектам рекреации для местного населения, особенно в период низкого сезона;

• поддержка и развитие сети особо охраняемых природных территорий, охрана редких видов и экосистем;

• создание новых объектов туристской привлекательности и другое.

Безусловным достоинством модели устойчивого развития туризма является возможность создания эффективной системы управления, которая позволит осуществлять контроль над процессом развития туризма в регионе и анализировать его показатели, разрабатывать надежные методы мониторинга состояния окружающей среды и устранения любых негативных последствий. В формировании стратегии устойчивого развития туристских регионов должны быть задействованы ученые и специалисты, властные структуры, потребители туристских услуг, местное население. Весь процесс формирования стратегии развития туристских регионов в обобщенном виде можно представить, на наш взгляд, следующими этапами:

• диагностика, исследование экономических, экологических и социальных факторов, влияющих на устойчивость развития туризма;

• моделирование вариантов возможных событий, создание сценариев;

• широкая общественная дискуссия, а также обсуждение возможных вариантов на различных уровнях власти с привлечением квалифицированных экспертов;

• выбор сценария, по которому будет формироваться стратегия устойчивого развития туристского региона (стратегический план, программа развития);

• организация процесса реализации стратегии, мониторинг и контроль.

Такой подход даст возможность согласовать интересы всех вовлеченных в процесс разработки стратегии заинтересованных групп, что обеспечит выработку наиболее взвешенных и эффективных решений.

Очевидно, что для устойчивого развития туризма необходимы деньги, инвестиции. Так как туризм относится к категории наиболее рыночно продвинутых отраслей, то и источниками инвестиций являются туристы, их средства. Банковские кредиты, займы и другие заимствования позволяют оперативно реагировать на требования структурных перестроек в сфере туризма и только в дальнейшем погашать долги за счет туристов (не государства, региональных и местных бюджетов!). И чем более полно будут учтены в проектах потребности туристов в отдыхе и обслуживании, тем больше будут туристские потоки, тем быстрее окупятся вложенные средства. При этом роль государственных и местных органов власти сводится в первую очередь к совершенствованию законотворчества в этой сфере, созданию равных условий бизнеса для всех заинтересованных сторон. В ряде случаев возможны определенные льготы и преференции для туристской деятельности в регионах. Отметим особо важную роль органов власти — это координация деятельности всех заинтересованных лиц по развитию туризма, что обусловит появление мультипликативного эффекта. Вопрос о величине инвестиций нельзя сводить к формуле: «чем больше, тем лучше». При расчете требуемых инвестиций необходимо учитывать следующие соображения. Во-первых, в условиях ограниченных финансовых ресурсов инвестиции должны направляться в объекты, которые пользуются повышенным спросом у туристов, быстро окупаются. Во-вторых, инвестиции должны быть направлены в инновации, в противном случае произойдет потеря их стоимости. В-третьих, инвестиции должны обеспечить расширенное воспроизводство основных фондов туризма в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, строить дополнительные гостиницы (места размещения туристов) экономически не целесообразно, если ожидается спад туристских потоков в регион в связи с лучшими условиями туристского отдыха у конкурентов. Системный подход здесь заключается в том, что частичное улучшение работы только одного туристского объекта не приведет к увеличению туристских потоков, если работа других объектов не будет улучшаться и, возможно, будет ухудшаться. При этом под расширенным воспроизводством понимается улучшение количественных и качественных характеристик объектов туризма. Воспроизводиться должен и турист путем развития своего культурного, интеллектуального уровня, развития потребностей в более широком и глубоком познании мира.

Подводя итог вышесказанного, можно констатировать, что устойчивое развитие туризма, по сути, представляет собой инвестиционный процесс расширенного воспроизводства всей инфраструктуры туризма, и в первую очередь аттракторов (объекты привлекательности туристов и цели их поездок), направленный на удовлетворение возрастающих и динамично изменяющихся потребностей туристов, что в конечном итоге позволит получать более высокие доходы от туризма на основе рационального использования ресурсов и запустить в действие механизм возврата инвестиций.

Устойчивое развитие туризма, как показал анализ, станет возможным, если будут устранены ошибки в программных документах путем реализации ряда первоочередных мероприятий:

1. В программах маркетинговая деятельность в основном сводится к рекламно-выставочной деятельности, рассчитанной на усредненного туриста. Поэтому необходимо усилить маркетинговую составляющую, а именно: следует проводить более полный анализ потребностей туристов по всем сегментам (возраст, пол, уровень образования, социальная принадлежность, национальность, финансовые возможности и т. п.), что усилит целенаправленность рекламы и, следовательно, ее действенность.

2. Прописать более четко механизм стимулирования инвестиционной деятельности. Проще говоря, необходимо определить и отразить в программе, кто, кого, за что и каким образом будет стимулировать.

3. Наряду с важнейшими показателями развития туризма (число туристов, посетивших регион, поступление налоговых платежей, количество туристских фирм, количество реально работающих объектов размещения, количество рабочих мест в туристских фирмах и объектах размещения) необходимо использовать другие количественные и качественные показатели развития отрасли (например, степень удовлетворенности потребностей туристов, пропускная способность территории и объектов туризма, степень использования инфраструктуры туризма, эффективность использования бюджетных средств и другие), что позволит оценить эффективность управленческих решений по устойчивому развитию туризма.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Туризм как фактор развития человеческого потенциала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Боголюбова С.А. — профессор Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета, д.э.н.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я