В сборнике опубликованы материалы III региональной научно-практической конференции «Экономика региона: реальность, перспективы» (г. Вологда, 04 февраля 2011 г.). Сборник включает доклады преподавателей и студентов филиала СПбГИЭУ г. Вологде, ВГПУ, ВГТУ, ВГМХА, НОУ ВПО «Вологодский институт бизнеса», Филиала МГЮА им. Кутафина О. Е. в г. Вологде, аспирантов ИСЭРТ РАН по социально-экономическим проблемам региона. Тексты работ представлены в авторской редакции.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика региона: реальность и перспективы. Выпуск 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Секция 1. Национальная экономика в посткризисный период
Инвестиционная политика сберегателей на банковском рынке
В кризис или же нет, инвестиционные возможности имеются всегда, главное — грамотно распределить накопления в различные инструменты. Так, часть накоплений обычно размещается в относительно консервативных, т. е. малорискованных инструментах, чтобы накопить на какие-то близкие по срокам финансовые цели. Эти инструменты спасают инвесторов от рисов потерь своих сбережений из-за колебаний на финансовых рынках.
Учитывая причины и последствия финансового кризиса 2008 года, при выборе консервативного инвестиционного инструмента для краткосрочных вложений возможно выбрать банковский депозит в России и за рубежом в пределах суммы страхового возмещения. Как ни странно, но банковские вклады на сегодня чуть ли не самый универсальный инструмент, хотя в него верят далеко не все.
В настоящее время в банковской системе и России, и зарубежных стран произошли существенные изменения — появилась система страхования вкладов физических лиц. Поэтому, даже, несмотря на кризис ликвидности, во многих банках вкладчики застрахованы от отзыва лицензии банка или его банкротства благодаря системе страхования вкладов.
Итак, преимущества для инвестора банковских вкладов:
— банковские вклады — универсальный инвестиционный инструмент (практически любое лицо может выступить инвестором на банковском рынке);
— действует система страхования вкладов, поэтому банковские вклады — вариант консервативного вложения свободных средств на короткий срок 1–2 лет (из 1148 зарегистрированных кредитных организаций 911 относятся к системе страхования вкладов) [3];
— банковский вклад принесет гарантированный доход, даже если ниже инфляции, это все равно лучше, чем отсутствие дохода и гарантированная потеря ваших накоплений в результате инфляции;
— помимо прочего, банковский депозит еще существует во многих вариантах: он может быть открыт на разный срок, в разной валюте, с разными условиями по пополнению и расходованию средств с депозита, разными вариантами начисления процентов по вкладу. Таким образом, этот инструмент достаточно гибкий, ликвидный и подойдет абсолютно любому человеку.
В чем его гибкость?..
Во-первых, в вариантах сроков по депозиту. Так, вы можете оформить депозит, как на определенный срок, так и на неограниченное время.
Во-вторых, депозиты не требуют существенных накоплений, поэтому открыть вклад — доступно практически каждому. Как правило, чем больше размещаемая сумма на депозите, тем выше ставка по нему.
В-третьих, депозиты могут предусматривать возможность пополнения счета. Также депозиты могут предусматривать возможность частичного снятия средств из вклада, причем без потери процентов по нему. Если депозит предполагает частичное снятие, то это означает, что банк разрешит вам расходовать средства с него, при условии, что у вас во вкладе всегда будет оставаться минимально необходимая сумма средств, так называемый неснижаемый остаток. Депозит с возможностью пополнения и частичного снятия более гибкий, чем обычный депозит без этих опций, но он и менее доходен, чем простой депозит.
В-четвертых, депозит можно открыть не только в рублях, но и в валюте. Чаще всего банки предлагают вклады в долларах и евро. Это дает вам возможность диверсифицировать ваш портфель с точки зрения валютных рисков. При этом важно помнить, что наиболее доходны на сегодня вклады в рублях, далее по доходности следуют вклады в долларах, а замыкают троицу — вклады в евро.
В-пятых, депозиты могут быть автоматически пролонгируемыми и без пролонгации.
В-шестых, депозиты разнятся по схеме начисления процентов. Проценты могут начисляться в конце срока вклада, либо в течение срока вклада (раз в месяц, раз в квартал и т. д.).
Но и банк стоит выбирать надежный. Почему? Вроде бы, средства в большинстве банков подлежат страхованию? Обратимся к банальным числам: на сегодня в фонде страхования вкладов 124,4 миллиарда рублей (данные на конец 3 квартала 2011 года). На сегодня на депозитах в российских банках находится сумма в 9080,7 миллиардов рублей [3]. То есть, если все банки (условно) обанкротятся, гарантированно выплачены будут только 1,37 % всех вкладов. Именно поэтому в условиях кризиса рекомендуется отдавать предпочтения банкам со следующими характеристиками:
• срок работы на рынке — от 5 лет;
• наличие государственного участия (например, Сбербанк, банк ВТБ-24, Газпромбанк, Россельхозбанк и т. п.);
• вхождение банка в ТОП-10 российских банков.
Данные критерии позволят вам подобрать надежный банк для размещения средств на депозит.
К тому же, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) не исключает, что Банк России в 2011 году отзовет лицензии у ряда банков, из которых 30 случаев будут страховыми, сообщил журналистам на брифинге в РИА Новости глава АСВ А. Турбанов: «…но, скорее всего, это не будет касаться крупных банков». Турбанов напомнил, что с начала текущего года по настоящий момент было 13 страховых случаев, в то время как в 2009 году — 31 случай. [2]
Важно учесть, что Банк России считает необходимым продление еще на полгода — до 1 июля 2011 года — моратория (от лат. moratorium — замедляющий, отсрочивающий) на введение запрета банкам-участникам системы страхования вкладов привлекать средства во вклады и направил соответствующие предложения в Госдуму и Минфин. Об этом сообщил РИА Новости директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России М. Сухов.
Изначально мораторий был введен с октября 2008 года и был рассчитан до 1 января 2011 года. Инициатором выступил ЦБ РФ. До введения моратория, если банк-участник ССВ получал убытки три месяца подряд, ЦБ РФ был обязан ввести ему запрет на привлечение средств населения на депозиты.
С другой стороны, уровень инфляции в большинстве периодов превышает депозитную ставку, что видно на рис. 1, где представлены ставка по депозитам в кредитных организациях России, не включая ставку по депозитам до востребования [3], и ежемесячный уровень инфляции [2], пересчитанный на год.
Рис. 1. Годовая депозитная ставка (кроме депозитов до востребования) и уровень инфляции (в пересчете на год) в 2008–2010 гг., в процентах
Какие возможности имеет российский гражданин по размещению своих сбережений в иностранные государства?
Россия инвестировала за рубеж в январе — марте 2009 г. $19,7 млрд. — на две трети больше, чем получила, и в 2,7 раза больше, чем за такой же период 2008 г. [4].
Напуганные банковским кризисом граждане задумались о «тихой гавани» для своих сбережений. Такой, где деньги не обесценятся, не сгорят в огне какого-нибудь финансового кризиса, не погибнут под руинами казавшегося вполне устойчивым банка. Для многих это вклад в иностранном банке.
Официально право открывать счета в иностранных банках и хранить на них свои сбережения россияне получили еще в 1992 г., когда был принят первый закон «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ». Но делать это могли лишь те, кто временно проживал за рубежом. Кроме того, перед возвращением на родину счет нужно было закрыть, а все средства перевести в Россию. Остальным же гражданам для открытия счета за рубежом требовалось получить разрешение Центрального банка. Говорят, что до 2001 г. количество выданных гражданам разрешений едва превысило десяток, хотя все, кто хотел иметь счет за границей, его открывали, невзирая на запреты.
Зато в августе 2001 г. Центральный банк выдал такое разрешение всем россиянам сразу, приняв инструкцию «О счетах физических лиц — резидентов в банках за пределами РФ». Впрочем, и тут не обошлось без ограничений: частным лицам разрешили иметь вклады только в иностранных банках, которые расположены на территории стран — участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или финансовой Комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ).
В июне 2004 года в самый разгар «кризиса доверия» был сделан очередной шаг навстречу нуждам граждан: вступил в силу новый закон «О валютном регулировании». Теперь россияне могут свободно открывать счета в любых иностранных банках за рубежом.
Но о какой бы стране ни шла речь, по новому закону вкладчик обязан в течение месяца после открытия счета уведомить об этом местную налоговую инспекцию. Это не пустая формальность: только получив штамп налоговой службы на уведомлении, человек сможет переводить деньги на свой зарубежный счет через российские банки. Кроме того, ему придется дать мытарям письменное обязательство предоставлять выписки по счету по первому требованию.
Словом, теперь, выполнив некоторые формальные требования, любой человек может хранить деньги за рубежом. Если, конечно, этих денег достаточно для того, чтобы иностранный банк взялся за их обслуживание. Минимальная сумма на счете может составлять как $30 000-50 000, так и $200 000–500 000 [1].
Таким образом, сейчас открыть счет за рубежом — достаточно просто, но это не значит, что абсолютно все должны срочно открыть счета в банках Швейцарии, Кипра, Великобритании и т. д.
Везде следует соблюдать принцип разумности и рациональности. Неверным будет утверждение, что российским банкам верить нельзя, и счет в зарубежном банке решит все ваши проблемы с сохранностью накоплений в период кризиса.
1. Как выжить и сохранить свои сбережения во время кризиса? / Н. Смирнова. — М.: Эксмо, 2009. — 176 с. — (Советы опытных людей)
2. Интернет ресурсы. Режим доступа: www.banki.ru
3. Интернет ресурсы. Режим доступа: www.cbr.ru
4. Интернет ресурсы. Режим доступа: www.gorodfinansov.ru
К вопросу о модернизации сельского хозяйства
Уровень социально-экономического развития России, ее положение в мировой экономике в ближайшей перспективе во многом будут определяться эффективностью использования земельных, водных и агропродовольственных ресурсов. Это связано с тем, что их количество лимитировано, а население планеты ежегодно увеличивается на 90 млн. чел., продовольствие становится таким же дефицитным товаром, как нефть и газ. В этой ситуации при условии масштабной модернизации АПК России способен обеспечить не только самодостаточность отечественного рынка в продуктах питания и сельхозсырье, но и укрепить позиции страны в мире.
Однако в настоящее время «дивиденды», которые дает агросектор России, малы. Во многом это связано с низкой эффективностью использования аграрного потенциала. Так, Вологодская область по надою молока на 1 корову в 2009 г. уступала Швеции и Финляндии в 1,5 раза. Более половины высокопродуктивного поголовья коров региона было сконцентрировано в четверти сельхозорганизаций, где получали 62 % всего объема молока. Среднесуточный привес КРС на откорме составил чуть менее 0,5 кг, хотя в лучших хозяйствах России значения этого показателя были в 3 раза выше. Урожайность зерновых была в 2,5–3 раза ниже в сравнении со странами Скандинавии. По уровню производительности труда в агросекторе Вологодская область уступала США в 11 раз, Канаде — в 10 раз, Германии — в 7 раз.
Мероприятия по модернизации сельхозпроизводства в регионе идут медленно. По итогам 2009 г. на беспривязное содержание с доением в современных доильных залах было переведено лишь 12,7 % поголовья коров. Только в трех хозяйствах использовалась роботизированная техника по доению коров. Удельный вес племенного скота в общем поголовье составил всего 28,3 %. Ежегодно в сельхозорганизациях проводится реконструкция ферм, телятников, птичников и свинокомплексов, приобретается современная (в основном, импортная) техника по подготовке и раздаче кормов. Однако масштабы этих работ невелики.
В растениеводстве и кормопроизводстве региона переход на качественно новые ресурсосберегающие технологии идет также медленно. В 2009 г. минимальная обработка почвы была проведена на десятой части посевных площадей. За последние 3 года закуплено 37 посевных комплексов, позволяющих за один проход проводить подготовку почвы и посев сельскохозяйственных культур. Постепенно осваиваются технологии заготовки и хранения кормов в полиэтиленовых рукавах, плющения зерна. Вообще не применяется технология точного земледелия.
В структуре машинно-тракторного парка более 70 % тракторов рассчитаны на усредненную мощность мобильных энергосредств 70–75 л.с. Большинство сельхозмашин, по-прежнему, имеют низкие технико-эксплуатационные показатели, являются недостаточно надежными, малооперационными. Это приводит к несвоевременному и некачественному проведению сезонных полевых работ, несоблюдению технологий и, в конечном счете, низкой урожайности сельскохозяйственных культур. Кроме того, использование в сельхозпроизводстве физически и морально устаревшей техники значительно увеличивает себестоимость единицы продукции, снижает эффективность труда, привлекательность отрасли для молодых механизаторов (ввиду низких условий комфортности, необходимости частого ремонта).
Что сдерживает модернизацию сельского хозяйства? Какие меры были приняты за последние несколько лет для перевода отрасли на качественно новый уровень развития?
Основной проблемой низких темпов интенсификации сельхозпроизводства является отсутствие финансовых средств у сельхозорганизаций на осуществление мероприятий по модернизации. Согласно данным статистики, в структуре инвестиций в основной капитал агросектора собственные средства составляют более 70 % (табл. 1). Однако их объем ввиду диспаритета цен, недостаточного протекционизма и регулирования рынка сельхозпродукции остается небольшим для масштабных преобразований.
Таблица 1. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства
Условия получения банковского кредита для большинства сельхозор-ганизаций являются неприемлемыми, прежде всего, ввиду высокой ставки процента и отсутствия необходимой залоговой базы (табл. 2).
Таблица 2. Трудности, испытываемые руководителями сельхозорганизаций Вологодской области при получении банковского кредита, в % от числа респондентов
Объемы государственной поддержки агросектора региона были в 7,5 раз ниже, чем в Норвегии, в 3,5 раза меньше по сравнению со странами ЕС (рис. 1). Острой остается также проблема дефицита кадров, способных осваивать передовые достижения научно-технического прогресса, неразвитости инновационной инфраструктуры. Эффективная проводящая сеть от науки к производству по-прежнему не сформирована, поэтому научные исследования и освоение их результатов в производстве существуют как бы в «параллельных мирах».
Рис. 1. Уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей (в пересчете на 1 руб. произведенной продукции, копеек)
Тревожным сигналом является то, что на федеральном уровне необходимости модернизации агросектора до сих пор не придается должного значения. В статье «Россия, вперед!», а затем и в послании Федеральному Собранию от 30.11.2010 г. президент России Д. А. Медведев указал на перечень приоритетных отраслей, которые должны стать локомотивом отечественной экономики. По его мнению, к ним относятся энергетика, космос, медицина, информационные и телекоммуникационные технологии. Эти направления, безусловно, является перспективными. Но большая ошибка полагать, что только одни они способны обеспечить стране «счастливый билет» в будущее.
Государственная программа развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее Госпрограмма), которая определяет цели и основные направления развития отрасли на период до 2012 г., также имеет ряд недостатков. Проанализировав содержание раздела данного документа, посвященного мероприятиям по модернизации сельхозпроизводства, можно убедиться, что она заключается лишь в техническом и технологическом обновлении парка техники, т. е. в качественном преобразовании производительных сил. О необходимости модернизации производственных отношений (развитии кооперации, формировании интегрированных структур, совершенствовании механизмов государственного регулирования и поддержки АПК, создании инфраструктуры рынка) в Госпрограмме не сказано практически ни слова.
Основным инструментом стимулирования сельхозпроизводителей осваивать современную технику и технологии является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. В 2009 г. из федерального бюджета Вологодской области на эти цели было направлено 78 % от общего объема бюджетной поддержки. Подобная аграрная политика государства привела лишь к масштабному росту закредитованности сельхозорганизаций. За 2005–2009 гг. этот показатель увеличился с 48,3 до 70,2 % (рис. 2). В то же время лизинг — наиболее распространенный во всем мире способ обновления техники и технологий, имеющий ряд преимуществ перед кредитованием, использовался крайне недостаточно.
Рис. 2. Закредитованность сельхозорганизаций Вологодской области
Возможность получения «длинных денег» для модернизации имели лишь экономически сильные хозяйства, что привело к усугублению положения небольших сельхозорганизаций и малых форм хозяйствования, так как воспроизводство у них оставалось в большинстве случаев суженным.
Важно отметить, что Госпрограмма не была построена на основе стратегии устойчивого развития российского АПК. Следовательно, четкого представления о том, каким должен быть агросектор в долгосрочной перспективе, нет.
Согласно данным Петрикова А., зам. министра сельского хозяйства, в настоящее время наблюдается рассогласованность действий между Минсельхозом РФ и Россельхозакадемией на всех стадиях научно-технологического цикла: от планирования НИР, их осуществления до внедрения новшеств в производство. «Годовые планы НИР академических институтов разрабатываются, как правило, без участия министерства, нет единого плана научно-исследовательских работ».
Для ускорения модернизации сельского хозяйства требуется реализовать комплекс взаимосогласованных мер ценового, налогового, денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, они должны быть направлены на обеспечение условий для повышения рентабельности сельхозпроизводства, формирования эквивалентных товарообменных отношений между участниками АПК, их интеграции в кооперативные, холдинговые структуры.
Не менее важно проводить стимулирующую инвестиционную политику посредством компенсации за счет бюджетных средств до 30 % стоимости ресурсосберегающих машин и оборудования, предоставления налоговых преференций на период срока окупаемости инвестиционных затрат.
Нет необходимости доказывать, что следует активнее развивать инновационную инфраструктуру АПК региона, усиливая степень взаимодействия между ее элементами (вузами, НИИ, опытными станциями, страховыми и коммерческими организациями, сельхозпроизводством, органами власти).
Существует также острая потребность в создании эффективной службы информационно-консультационных услуг, способной непосредственно принимать участие в аудите, разработке и реализации конкретных проектов по модернизации деятельности сельхозорганизаций.
Очевидно, что существенной модернизации требует система подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства, специалистов консультационных служб.
Наряду с вышеперечисленными мерами для ускорения освоения достижений НТП в сельском хозяйстве необходимо осуществлять комплекс мер по активизации информационного сопровождения модернизации отрасли в СМИ, подготовке и распространению образовательной, рекламной и другой печатной продукции.
Только на основе такого подхода можно обеспечить модернизацию агропроизводства в регионе, повысить производительность труда в отрасли и конкурентоспособность продукции, а главное — поднять на этой основе жизненный уровень населения области.
Современное состояние промышленного комплекса Вологодской области
Промышленность является важнейшей составной частью хозяйственного комплекса России. На ее долю приходится 38 % валового внутреннего продукта. Ведущая роль промышленности в экономике страны определяется, прежде всего, тем, что, снабжая отрасли народного хозяйства орудиями труда и материалами, она служит активным субъектом научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом.
Без опоры на промышленный комплекс страны невозможно не только достижение устойчивого экономического развития и национальной безопасности в отдаленной перспективе, но и решение средне — и краткосрочных задач. Задача, поставленная Президентом Д. А. Медведевым о переходе к новой инновационной экономике, определяет необходимость и во внедрении новых подходов к управлению промышленной политикой.
Опыт экономических реформ в развитых и развивающихся зарубежных странах однозначно указывает на активную промышленную политику государства как главную институциональную и хозяйственную основу успешных системных преобразований. В настоящее время основой государственной политики в области экономических преобразований в целом и реформирования промышленного комплекса в частности является Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Однако сформулированные задачи диверсификации экономики в данной программе слабо подкреплены соответствующими механизмами их реализации.
Институтом социально-экономического развития территорий РАН в рамках договоров с Правительством Вологодской области подготовлен проект Концепции промышленной политики Вологодской области до 2020 года (далее Концепция), а также проект Программы промышленной деятельности и формирования кластерных систем в Вологодской области на период 2011–2015 гг., которая является первым этапом реализации Концепции.
Данные документы разработаны с учетом основных положений, изложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 г. № 1662–р, а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года от 28.06.2010 г. № 739, и направлены на решение основных проблем развития области, которые заключаются в следующем.
Блок 1. Проблемы производственного характера:
моральное и физическое старение основных производственных фондов. На объемы и эффективность производства напрямую влияет состояние материально-технической базы промышленности. В регионе по-прежнему прогрессируют процессы морального и физического старения производственных фондов предприятий региона. Основной преградой, препятствующей динамичному развитию производственной базы предприятий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, является старение производственных фондов. В 2009 г. средний уровень износа ОПФ составил 44,2 %.
Преобладание низкоукладных производств (развитие промышленности пятого уклада идет низкими темпами — ее доля в структуре Вологодской области занимает лишь 1 %, диаграмма на рисунке 1 [1]).
Рис. 1. Структура промышленного производства Вологодской области в 2009 году
— слабая инвестиционная и инновационная активность предприятий (объем инвестиций в основной капитал в регионе снизился в 2009 г. на треть).
Рис. 2. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал в Вологодской области и России, (в % к предыдущему году)
Уровень инновационной активности предприятий в регионе в 2009 г. составил всего 7,6 % (в среднем по Российской Федерации — 9,3 %, в США, Японии, Германии, Франции — порядка 60–70 %).
Таблица 1. Количество инновационно-активных организаций по видам экономической деятельности в Вологодской области, единиц [3]
— моноструктурность промышленности (50 % ВРП приходится на долю предприятий металлургического комплекса).
Рис. 3. Структура промышленного сектора региона
— высокая энергоемкость (по данным опроса, в 2009 году 73,4 % руководителей отметили, что развитие производства в первую очередь сдерживали высокие цены на топливо и энергию[2]);
Рис. 4. Основные факторы, сдерживающие развитие производства на промышленных предприятиях Вологодской области (по данным опроса руководителей, в %)
Блок 3. Проблемы финансового характера:
— низкая рентабельность (за период с 2003 г. по 2009 г. рентабельность продукции промышленных предприятий имеет хроническую тенденцию снижения. Так, рентабельность продукции добывающих предприятий снизилась на 2,8 % и составила 1,1 % (в среднем по РФ она увеличилась на 10,5 % до 29,7 %); продукции предприятий обрабатывающих производств снизилась на 31,8 % и составила 14,1 % (в среднем по РФ она увеличилась на 0,1 % до 12,5 %); продукции предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды снизилась на 5 % и составила 5,3 % (в среднем по РФ она увеличилась на 1,2 % до 7,6 %)).
— дефицит финансовых ресурсов (по данным опроса в 2009 году 28,1 % руководителей предприятий отмечают крайне неудовлетворительное и неудовлетворительное финансовое состояние [2]).
Таблица 2. Оценка финансового состояния предприятий промышленности Вологодской области (по данным опроса руководителей и экспертов, в %)
Таким образом, все проблемы развития промышленного сектора экономики Вологодской области можно объединить в несколько блоков: 1) проблемы производственного характера; 2) кадровые проблемы; 3) проблемы финансового характера. Под воздействием указанных факторов промышленность Вологодской области является низкоукладной и не ориентирована на выпуск наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Рис. 5. Проблемы промышленного сектора экономики Вологодской области в разрезе основных факторов производства
На наш взгляд, цель промышленной политики Вологодской области заключается в формировании на базе системной модернизации имеющихся ресурсного, трудового, производственного и научно-технического потенциалов современного высокотехнологичного промышленного комплекса, способного обеспечить к 2020 году удвоение валового регионального продукта, удовлетворение потребностей области в основных видах конкурентоспособной продукции, значительное увеличение поступлений денежных средств в областной бюджет, существенное повышение качества жизни населения.
Концепция рассчитана на период 2010–2020 гг. и разбита на два взаимосвязанных этапа.
Первый этап (2010–2015 гг.) на данном этапе планируется стабилизацией ситуации в промышленности региона и постепенным ростом эффективности промышленного производства.
Целью первого этапа является развитие промышленности Вологодской области путем повышения эффективности работы предприятий, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции для обеспечения устойчивого роста экономики региона.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации Программы необходимо решение следующих задач:
Создание условий для развития наукоемких производств на промышленных предприятиях региона.
Стимулирование развития производственной базы промышленных предприятий путем привлечения инвестиций в экономику.
Формирование условий необходимых для развития кадровых ресурсов промышленности региона.
Развитие инфраструктуры промышленной деятельности.
Второй этап (2015–2020 гг.) характеризуется устойчивым развитием промышленности региона и дальнейшим ростом эффективности промышленного производства.
Результатом реализации Концепции станет повышение эффективности деятельности промышленных предприятий региона, а также конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и, как следствие, устойчивый рост экономики Вологодской области в целом.
1. Федерализм. — 2009.—№ 4. — с. 204.
2. По данным опроса 2010 года проведенного на базе ИСЭРТ РАН в рамках работы «Функционирование и прогноз развития промышленности Вологодской области в условиях глобализации», проводимого среди руководителей предприятий и организаций Вологодской области. В опросе участвовало 64 руководителя.
3. Добывающие, обрабатывающие производства и организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды: Стат. сб. — Вологда: Облстат, 2009. с — 99.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 17.11.2008 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myco nnect/economylib/mert/we lco me/pressservice/eventschronicle/doc12179496481
Формирование целевых показателей в финансовом управлении
Целеполагание в финансовом управлении по причине цикличности экономического развития и изменения этапов жизненного цикла продукции и предприятия имеет склонность к адаптации финансовой деятельности к этим условиям. Так, в начале существования (процесс создания и первичного закрепления на рынке) новая организация главным ориентиром обычно имеет создание величины активов, адекватной имеющемуся в наличии объему собственного капитала и ресурсов его возможного увеличения. Можно выделить два принципиальных подхода: производственный и маркетинговый. При первом состав и структура активов соответствует имеющимся в наличии производственным мощностям, во втором — активы формируются для обеспечения возможности производства конкретного объема, качества и ассортимента продукции (работ, услуг).
Далее на первый план выходит цель окупаемости затрат или получения хоть какого-нибудь минимального положительного значения показателя чистой прибыли. Если затраты превышают выручку, может быть поставлена следующая цель финансового менеджмента в зависимости от выявленных причин:
♦ цель оптимизации затрат и оценка маржинальной прибыли в случае, когда объем производимой продукции недостаточен или избыточен;
♦ цель унификации ассортимента продукции по ширине и глубине, если отдельный виды продукции имеют низкий спрос или требуют повышенных затрат;
♦ цель совершенствования ценовой политики (или ее формирование) в случае достаточного уровня спроса и невысоких затрат.
После получения и закрепления положительного финансового результата всегда появляется желание его увеличить (или стабилизировать при сезонных продажах). В этом случае желаемым целевым показателем принимается рентабельность (деятельности, продаж, собственного капитала). Понятно, что максимальный размер рентабельности обусловлен множеством фактором, наиболее значимым из которых является отраслевая и страновая принадлежность. Имеются примеры привязки целевой прибыли к отдельным финансовым показателям, таким как, размер выплат по привилегированным акциям, облигационному займу предприятия, долгосрочному кредиту и т. д. В этом случае целевой показатель рентабельности обычно определятся как отношение необходимой к получению чистой прибыли к величине совокупных затрат или размеру активов.
В отраслях и сферах экономики, где в рамках государственного регулирования, ограничивается или жестко фиксируется размер прибыли, многие организации вынуждены лишь контролировать соответствие доходов расходов. Однако, продвинутые финансовые службы этим не ограничиваются, акцентируя свое внимание на показателях деловой активности (оборачиваемости активов, запасов, капитала), что позволяет не только профинансировать необходимые затраты, но и максимально использовать временной фактор поступления денежных средств. В этом случае в качестве целевых показателей используются средний срок возврата дебиторской и кредиторской задолженности (в целом и в разрезе видов задолженности, например товарная, финансовая и т. д.), коэффициенты оборачиваемости.
Таким образом, успешное финансовое управление невозможно без формирования актуальной для данного этапа развития предприятия финансовой цели и разработки стратегии и тактики ее достижения. Причем привычный индикатор максимизации рентабельности собственного капитала, всегда остается итоговым индикатором эффективности финансовой работы.
Социальные инвестиции в бизнес России
Социальные инвестиции бизнеса — это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в переложении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект.
В области социальных инвестиций в России наблюдаются проблемы, связанные с институциональным несовершенством: государство формирует недостаточно эффективные правовые и социальные институты, а бизнес — структуры вынуждены нейтрализовывать «ошибки» государства, осуществляя значительные социальные инвестиции, и тем самым отчасти «замещать» государство в социальной сфере. При наличии неокрепшего отечественного бизнеса, не успевшего еще занять свою нишу на зарубежных рынках, подобная линия развития ухудшает конкурентоспособность страны на внешних рынках. Это институциональное несовершенство проявляется и с другой стороны: бизнес, в свою очередь, не всегда строго выполняет установленные законом социальные и налоговые обязательства.
Исходным пунктом анализа социальных инвестиций компаний является понятие «корпоративная социальная ответственность». Обобщая множество имеющихся на сегодняшний день трактовок и подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности, следует отметить, что корпоративная социальная ответственность представляет собой концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры:
— производство качественной продукции и услуг для потребителей;
— добросовестное следование налоговому, трудовому и экологическому законодательствам;
— вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества;
— учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в деловой практике.
В результате многовековых традиций в западном обществе сформировалась сложная система регламентации взаимоотношений и ролей частного, правительственного и неправительственного секторов. Эта сбалансированная система функционирует как саморегулируемый механизм, в котором за каждой из сторон закреплены свои собственные права и обязанности, делающие их, с одной стороны, самостоятельными, а с другой стороны, взаимозависимыми.
В таких условиях схема взаимоотношения бизнеса и общества становится если не понятной и прозрачной, то, по крайней мере, прямо или косвенно регламентированной. Участие бизнеса в жизни общества либо жестко регулируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового и экологического законодательств, либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально созданных стимулов и льгот. В первом случае государство устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества, в котором государственные механизмы наравне с гражданскими структурами создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества. Во втором случае государство под давлением гражданских инициатив создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие. Российская концепция корпоративной социальной ответственности характеризуется добровольным инициированием бизнеса и желанием предприятий получить от государства четкие законодательные рамки корпоративной социальной ответственности. Социальные инвестиции являются практической формой реализации корпоративной социальной ответственности, развитие которой в России проходило в три этапа:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика региона: реальность и перспективы. Выпуск 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других