Связанные понятия
Пья́нство — регулярное употребление алкогольных напитков в значительных количествах; это состояние не классифицируется как алкоголизм, но предшествует ему. В словаре Д. Н. Ушакова: «Постоянное и невоздержанное потребление спиртных напитков».
Воздержание (или абстиненция, от лат. abstinere — воздерживаться) — добровольный волевой отказ от чего-либо, подавление в себе каких-либо влечений в течение определённого промежутка времени или на протяжении всей жизни. В религиозной практике данное богу обещание воздерживаться от чего-либо называется обетом. О воздержании (ἐγκράτεια) как синониме добродетели говорит Аристотель в Никомаховой этике.
Здоровый образ жизни , ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Пивно́й алкоголи́зм или гамбрини́зм (лат. gambrinismus) — термин, обозначающий болезненное пристрастие к пиву.
Упоминания в литературе
Тебя, Человек, нельзя обвинять в алкоголизме! Ты – продукт общества, в котором насаждалась и продолжает насаждаться алкогольная пропаганда. Нельзя вменять тебе в вину алкоголизм. В чём твоя особенность в сравнении с «умеренно» или «культурно» пьющими людьми? И ты, и они – алкоголезапрограммированы. Обладаете привычкой к употреблению и употребляете алкоголь. И ты, и они вредите себе, семьям, обществу, вносите свой «посильный» вклад в наши беды (хулиганство, воровство, убийства и т. д.). Твое «превосходство», Человек, состоит в том, что у тебя уже имеется потребность в алкоголе, а у других эта потребность пока только вырабатывается. Ещё недавно ты был тем, кем сейчас являются «умеренно» и «культурно» пьющие. Многие из них станут тем, кем сейчас являешься ты. Поэтому ни «случайно» пьющие, ни «культурно» и «умеренно» пьющие люди не имеют никакого права бичевать тебя. Алкоголь – великий обманщик и великий эксплуататор. Ты не имел выбора между
трезвостью и употреблением алкоголя, поскольку с детства подвергался психологическому, проалкогольному программированию. Пример? Да пожалуйста! Ребёнком ты видел домашние застолья с алкоголем, музыкой, смехом, тостами «за здоровье, любовь» и т. д. и уже знал: алкоголь – это хорошо. Другое: ты видел бесконечно пьяных родных и таких же посещающих их «друзей» и делал вывод: «Что же, так живут все». Ничтожно малое количество людей говорило: «Я так жить не буду никогда». Честь им и хвала. Но перед тобой как личностью стоял один путь: алкоголизм. Страшный и позорный путь. Ты его прошёл. Целиком. И… продолжаешь шествовать, несмотря на неоднократные кодирования, развод с женой, потерю близких и родных людей.
г) Пьянство. С осуждением воспринимает Павел и христианина, вина которого заключается в том, что он — пьяница. С таких людей надо взыскивать наравне с теми, кто упорствует в блуде, в безудержной алчности или в оскорбительном пренебрежении к авторитету. Несерьезное отношение к греху пьянства может легко проникнуть и в церковное братство. Такой подход (во многом отражающий решительную перемену во взглядах в сравнении с установкой на
трезвость , широко распространенной сразу после войны) заставляет всерьез задуматься, ибо потребление алкоголя в британских семьях резко возросло в последние годы.
Борьба с пьянством стала главной темой его застольной речи 1 января 1836 года. Он изумил близких, произнеся: «Я согласен воздерживаться от горячительных напитков и бороться с пристрастием к алкоголю». В конце того же года его единогласно избрали секретарем только что созданного в Харборафе Общества трезвенников. Начала процветать и мастерская Кука, так что жизнь его семьи становилась все более благополучной. Но главное для Кука было в том, что теперь он мог нанять помощников и учеников. А значит, еще шире развернуть борьбу за здоровый образ жизни. Проповедуя
трезвость в Харборафе и окрестностях, Кук обратил в свою веру множество людей, и все же ему казалось, что он делает недостаточно. И тогда Кук принялся за издание «Ежемесячного вестника трезвости», в котором наряду с лекциями и научными статьями о вреде алкоголя стал печатать стихи членов ассоциации. Через год Кук основал первый в Англии детский трезвеннический журнал. И все равно чувствовал, что может сделать для страждущих душ что-то большее.
До настоящего времени большинство врачей и специалистов по аддиктивной зависимости не знали, что для того, чтобы вылечить алкоголизм, следует не просто принимать налтрексон, а продолжать пить. «Это же аморально, – говорят они. – Позволить алкоголику продолжать пить? Даже если приём алкоголя находится под контролем и сопровождается принятием лекарства – разве таким образом можно излечиться?» Это не может не вызвать решительного осуждения в США, где существует сильная традиция
трезвости , ставшая когда-то причиной Сухого закона. В соответствии с этой культурной традицией, единственный способ борьбы с алкогольной зависимостью – это ломка, реабилитация и полная, пожизненная абстиненция.
Вместе с введением винной монополии правительство создало попечительства о народной
трезвости , задачей которых было «ограждение населения от злоупотребления крепкими напитками» и борьба с тайною продажею вина – корчемством. На начавшие функционировать с 1895 года попечительства возлагались масштабные задачи. Во-первых, они могли ходатайствовать перед правительственными органами о мероприятиях, способствующих уменьшению пьянства, и оказывать содействие учреждениям и частным обществам, деятельность которых направлена на народное отрезвление. Во-вторых, попечительствам дозволялось самостоятельно и совместно с полицейскими органами осуществлять надзор за правилами торговли крепкими напитками как в заведениях, содержавшихся частными лицами, так и в казенных винных лавках. В-третьих, на них возлагалась обязанность распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного потребления крепких напитков, а также организовывать для населения мероприятия, дающие возможность проводить свободное время вне питейных заведений – в чайных, столовых, читальнях при чайных, в библиотеках. В-четвертых, попечительства должны были принимать меры по лечению страдающих запоем: организовывать собственные специальные больницы, амбулатории, издавать брошюры и листки для распространения в народе убеждения о вреде пьянства и необходимости обращаться к врачам и в больницы, а также выяснять значение некоторых народных средств для лечения от пьянства[72]. Но, с другой стороны, казенный интерес заставлял попечительства о народной трезвости пропагандировать не полное воздержание от употребления алкогольных изделий, а лишь «умеренное питие».
Связанные понятия (продолжение)
Вегетариа́нство — питание растительной и молочной пищей с отказом от мясной пищи животного происхождения (включая мясо птицы, рыбу и морепродукты). Некоторые варианты вегетарианской диеты могут исключать молочные продукты.
Прогибициони́зм (англ. prohibitionism от лат. prohibitio «запрет»), «запрети́тельство» — правовая философия и политическая теория, которая гласит, что граждане будут воздерживаться от действий, если действия классифицируются как незаконные (то есть запрещённые) и запреты исполняются правоохранительными органами.
Трезвение (греч. νῆψις, непсис) — принятая в православии религиозная добродетель, смысл которой заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности (как от вина, так и от нечистых помыслов). Библейским основанием термина служит 1-е Послание Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8)
Подробнее: Трезвость в православии
Алкоголизм в России — масштабная социальная проблема, которая серьёзно подрывает социально-экономическую жизнедеятельность общества и угрожает России из-за высоких уровней заболеваемости, смертности, преступности, связанных с употреблением спиртных изделий, подрывает психическое здоровье и нормальную жизнедеятельность более благополучного населения.
Антиалкогольная кампания — в общем смысле, комплекс правительственных мер по снижению потребления алкоголя среди населения.
Пост — религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими практиками.
Антипрогибиционизм (лат. anti- + prohibition, «против» + «запрет») — отрицание целесообразности запретов, существующих в законодательстве, религии или общественной морали. Антипрогибиционистская риторика свойственна большинству леворадикальных движений (анархисты, хиппи), многим религиозным реформаторам и сектантам (христиане по отношению к иудейским заповедям, суфии по отношению к исламу, тантристы по отношению к индуизму), философам и писателям молодёжного направления.
Пост в Римско-католической церкви, заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т. п.
Различные религиозных конфессии и течения предписывают собственные правила питания, включающие ограничения на употребление тех или иных пищевых продуктов и напитков.
Подробнее: Пища в религии
Еговисты-ильинцы (Иеговисты-ильинцы, субботники, Десное братство) — религиозная организация хилиастического и дуалистического характера, основанная в России в 1840-х годах капитаном артиллерии Николаем Сазонтовичем Ильиным (1809—1890), и имевшая своих последователей на Урале, в Средней Азии, на Кавказе и Украине. Возникнув в целом в русле иудео-христианской традиции, отрицают всякую связь с современным иудаизмом и христианством.
Ураза ́, ас-са́ум (араб. الصوم) — мусульманский пост. Может совершаться в любой день, кроме праздничных (Ураза-байрам, Курбан-байрам). В месяц Рамадан по исламскому календарю мусульмане обязаны соблюдать 30-дневный пост.
«Скромное предложение , имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества» (англ. A Modest Proposal: For Preventing the Children of Poor People in Ireland from Being a Burden to Their Parents or Country, and for Making Them Beneficial to the Public) — изданный в 1729 году сатирический памфлет Джонатана Свифта с предложением продавать детей ирландских бедняков для употребления в пищу представителями...
Ессе́и или осси́ны (греч. Εσσηνοι, Εσσαίοι, Ὀσσαιοι, Ὀσσηνοί, или кумраниты) — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.
Пост в христиа́нстве — аскетический подвиг и система воздержания от жизненных удовольствий и благ, которые берёт на себя христианин на определенное время. Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества — Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла («запретный плод»).
«Дети бога » (также известны как «Семья любви», «Семья», «Христианская миссия „Семья“», «Дети Божии», «Дети», «Служители христианской семьи», «Международная миссионерская служба», «Небесная магия», «Всемирное служение», «Киди-Види», «Поющие стрелы», «Союз независимых христианских миссионерских общин», «Министерство любви», а с некоторых пор и как «Семья интернациональная») — новое религиозное движение (секта), появившееся в 1968 году в местечке Хантингтон-Бич (штат Калифорния, США) и определяемое...
Табу ́ — строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания.
«Сухо́й зако́н » — собирательный термин, включающий в себя полный или частичный запрет оборота этанолосодержащих веществ (за исключением медицинских, научных и промышленных целей, а также веществ с незначительным содержанием этанола).
Малёванцы — группа духовных христиан, течение в баптизме, возникшее в Российской империи в конце 80-х годов XIX века и распространённое, в основном, в Киевской, Херсонской и Минской губерниях. Течение вышло из штундо-баптизма, однако, несмотря на свой рационалистический характер, приобрело чёткие мистические черты, и в этом отношении приближается к хлыстам. Получило своё название по имени основателя и главы Кондратия Алексеевича Малёванного.
Алкоголизм на Украине — социально-культурная проблема Украины. Более 100 тысяч украинцев состоят на учёте у наркологов с алкогольной зависимостью. По статистике ВОЗ за 2012 г., Украина занимает пятое место в мире по потреблению алкоголя (в 2011-м — было шестое) и второе — по уровню смертности (см. смертность на Украине) от этого социального недуга в Европе. Украинцы потребляют 15,6 л на душу в год.
Права́ животных (англ. animal rights), также «освобождение животных» (англ. animal liberation) — идея о равноценности главных потребностей людей и животных: например, потребности избегать боли, сохранить свою жизнь. Сторонники придерживаются разных философских точек зрения, однако все в целом едины в том, что животных нельзя рассматривать как частную собственность и использовать для получения пищи, одежды, в индустрии развлечений и научных экспериментах, а некоторые права, например, право на жизнь...
Нечистые животные — библейский (ветхозаветный) термин, обозначающий животных, которых не использовали при жертвоприношениях и не употребляли в пищу.
Скакуны (фин. hyppyseuralaiset) — секта, распространённая среди финнов в конце XIX века в Эстляндии и Петербургской губернии Российской империи. Впервые зародилась на острове Вормси в 1872 году. Своё название секта получила по одному из своих обрядов, необходимым элементом которого является пляска. Скакунов-лютеран не следует путать с прыгунами.
Каннибали́зм (от фр. cannibale, исп. canibal) — поедание людьми человеческой плоти (также используется термин антропофагия). В более широком смысле — поедание животными особей своего вида (см. Каннибализм (зоология)).
Ма́ну-смри́ти (санскр. मनुस्मृति, manusmṛti IAST), также известна как Ману-самхи́та, Манава-дхармашастра (санскр. मानवधर्मशास्त्र) и Законы Ману — памятник древнеиндийского права, древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.
В истории человечества
история алкогольных напитков занимает особое место. Производство алкогольных напитков и их употребление отражает культурные и религиозные особенности населения разных стран.
Бегуны ́, стра́нники (Бегу́нский толк, Стра́нническое, или Адамово, согласие) — одно из беспоповских направлений старообрядчества. В разных районах России именовались скрытниками, сопелковцами, подпольниками, голбешниками.
Христианский пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — богословское учение раннего христианства, протестантских деноминаций и отдельных католических и православных богословов, поставившее в центр внимания духовной жизни идею непротивления злу силой. Это учение основывается на провозглашении абсолютной ценности человеческой жизни, бескомпромиссно отрицается любое оправдание насильственного покушения на эту жизнь. Основанием этого учения служит буквальное прочтение...
Вероучение амишей основывается на определённом, достаточно буквальном и строгом, толковании Библии. Амиши ждут Второго Пришествия Иисуса Христа и Его тысячелетнего царствования («Хилиазм»). Основные положения вероучения амишей заключены в «Декларации главных положений нашей общей христианской веры» (1632). Членство в Церкви амишей начинается с крещения по вере (кредобаптизма), которое обычно совершается в возрасте от 16 до 25 лет. Осознанное крещение по вере у амишей — это также необходимое условие...
Христиане верят, что душа человека возникает в момент зачатия. Подавляющее большинство христианских конфессий считает аборт убийством ребёнка в чреве матери.
Подробнее: Аборт и христианство
Лю́бушкино согла́сие — старообрядческое согласие беспоповского толка, основанная во второй половине XIX века в городе Корчева Тверской губернии. Основной чертой, отличающей секту от традиционного христианства, являлось допущение сожительства «по любви» без церковного венчания. Именно данное обстоятельство и послужило основанием для названия секты «любушкиным согласием».
Шейкеры не отвергали научно-технический прогресс, на их мануфактурах и фермах применялись новейшие в то время технологии и оборудование. Они даже сделали несколько изобретений (циркулярная пила, плоский веник и другие) и множество технических усовершенствований, но по религиозным соображениям не стали патентовать их. В результате в период рассвета шейкеры полностью обеспечивали себя пищей за счёт своего сельского хозяйства, а также производили для собственных нужд и на продажу мебель, коробки, ткани...
«Се́кта бо́га Ку́зи » («кондраты») — незарегистрированная псевдоправославная религиозная группа деструктивной направленности, действующая в России (прежде всего в Москве) с конца 1990-х — начала 2000-х. Также определяется как псевдоправославная секта, псевдорелигиозная секта.
Кашру́т (ивр. כַּשְׁרוּת), в ашкеназском произношении — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи.
Сама ́ (араб. سماع — слышание), также Сема́ — суфийский ритуал, представляющий собой разновидность зикра. Включает в себя пение, игру на музыкальных инструментах, танец, декламацию стихов и молитв, ношение имеющих символическое значение облачений и др. Особенно популярен как форма богослужения в суфийском тарикате Чишти на Индийском субконтиненте.
Флагеллантство — движение «бичующихся» (лат. flagellare — «хлестать, сечь, бить, мучить», лат. flagellum — «бич, кнут»), возникшее в XIII веке. Флагелланты в качестве одного из средств умерщвления плоти использовали самобичевание, которое могло быть как публичным, так и келейным.
И публично, и в частных беседах вплоть до своей смерти Джозеф Смит-младший неоднократно заявлял о том, что Бог требует от него соблюдения принципа многобрачия. Так, Джозеф сообщил Мэри Роллинз Лайтнер, что он видел ангела, который «трижды являлся мне в период между 1834 и 1842 гг. и говорил, что я должен принять этот закон, иначе он обвинит меня перед Богом». Эта практика вызывала и вызывает по сей день множество споров. Никаких письменных сообщений о том, что лично думал Джозеф Смит по этому поводу...
Подробнее: Многожёнство мормонов
Вино в Библии — напиток, приготавливаемый преимущественно из винограда (реже из других ягод). Часто упоминается как один из лучших природных даров, данных Богом человеку (Быт. 14:18; Втор. 7:13, 33:28; Пс. 103:15; Ис. 55:1).
Зороастри́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین» — behdin, «Благая вера») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (перс. زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»), полученном им от бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространён преимущественно...
Пурда или Парда (перс. پرده «штора» или «занавес») — морально-этический кодекс, широко распространённый среди женского населения Афганистана, Пакистана, мусульманского населения Северной Индии, а также среди некоторых высших каст среди индусов, в частности раджпутов. Суть пурды заключается в полной практике затворничества женщины, дабы та могла сохранять свою духовную чистоту и целомудрие. Пурда основана на исламских законах о положении женщины в обществе и семье, а также традициях, существовавших...
Джайни́зм (санскр. जैन, jaina IAST от санскр. जिन, jina IAST, «победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного...
Пищевые запреты в исламе — пища, запрещённая к употреблению мусульманам. Коран указывает на запрет употребления крови, мяса животных, которые умерли своей смертью, были забиты не с именем Бога и нечистых животных: свинины, хищников, всеядных животных и т. д.
Симпатический порошок — распространённое в XVII веке средство на основе симпатической магии, разновидность «оружейной мази» (лат. unguentum armarium). Этот вид лечения ран состоял в том, что средство наносилось на оружие, которым эти раны были нанесены.
Педера́стия (др.-греч. παιδεραστία;παῖς, gen.sing. παιδός «дитя; мальчик» + ἐραστής «любящий», буквально «любовь к мальчикам») — в культурно-историческом контексте: институционализированная форма любовных или сексуальных отношений между взрослым мужчиной и мальчиком, при которой кроме сексуального аспекта определённую роль играл также педагогический и социальный аспект.
Обре́зание или обреза́ние — традиционная практика или хирургическая операция («циркумци́зия», лат. circumcisio), удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти с различными целями...
На протяжении истории
христианства , церковь и христиане критикуются как со стороны представителей других религий, так и атеистами и агностиками. Часть критики непосредственно касается христианской веры, учения и толкования Священного Писания. Ответ со стороны христиан на такую критику называется христианской апологетикой. Несколько областей критики включают некоторые претензии к самому Писанию, этике библейских толкований, которые исторически были использованы для оправдания определённых отношений...
Упоминания в литературе (продолжение)
Когда в 1645 году на престол вступил молодой Алексей Михайлович, казалось, что он воплотит в жизнь реформистскую программу ревнителей благочестия; один из представителей этой группы, Стефан Вонифатьев, был его духовником. Накануне Великого поста 1647 года царь побудил патриарха Иосифа огласить окружное послание, призывающее духовенство молиться благочестиво и жить в чистоте и
трезвости . Затем сам царь издал указ, повелевающий его подданным посещать церковь по воскресеньям и требующий закрытия по воскресеньям кабаков и лавок. За этим последовали другие дисциплинирующие меры. Первые шаги по пути к нравственному возрождению, сделанные царем, в точности соответствовали тем, с которых начинали свою реформистскую деятельность Иоанн Неронов и Аввакум [Pascal 1938; Зеньковский 1970][16]; различие состояло в том, что теперь эти меры получали государственный характер, программа религиозной реформы была апроприирована государством. Однако даже государство не располагало в этот период средствами, способными навязать обществу религиозную дисциплину подобного типа.
Огромный урон наносят
трезвости средства массовой информации не только прямой рекламой алкоголя и табака, не только пропагандой «культурного» и «красивого» пития и насаждением образов пьющих положительных героев, но и устраивая, вероятно для «галочки», а точнее – зная механизмы воздействия на психику алкогольно-зависимых людей, антирекламу алкоголя. Все эти идеи весьма сомнительны и опасны, ведь даже малые дозы спиртного легко превращают людей в алкоголиков, которые становятся остро нуждающимися в этом «культурном» пьянстве.
Тип 4. Зависимый . Наряду с семьями, где алкоголизм и его тяжелые формы являются заболеванием одного из членов, есть семьи, где больны все. Муж и жена, мать и дочь, отец и сын, страдающие алкоголизмом, составляют непробиваемый тандем. Ничто из внешних событий не может отвлечь их от единственного стремления – наладить стабильное появление алкоголя на столе. В ход идет все: и распродажа семейного имущества, и редкие приработки «за бутылку», и склонность к криминальной добыче средств – воровству, ограблениям. Именно в таких семьях очень тяжело приходится детям, особенно тем,которые появились уже после возникновения пагубного пристрастия родителей. Такие семьи можно назвать самыми социально незащищенными, самыми низшими на социальной лестнице. И они требуют к себе тщательного внимания как возможные источники агрессии, неприятностей, проблем для мирных обывателей. В состоянии относительной
трезвости члены зависимой семьи подвержены дисфории. Отсюда появляются злоба, агрессивность по отношению к окружающим, раздражительность на любые внешние проявления эмоций других людей.
Теория «умеренного пития» является не чем иным, как способом спаивания народа, ибо меру каждый понимает по-своему. Кроме этого, именно умеренно пьющие, а не алкоголики зомбируют подрастающее поколение на позитивное отношение к алкоголю. Потребление алкоголя в небольших количествах опасно тем, что человек и его окружение не фиксируют происходящих с ним изменений на уровне обыденной человеческой психики. Но при этом поражаются ее наиболее ценные тонкие структуры, что создает предпосылки для перехода к следующей стадии алкоголизма. Немалая часть населения несет в себе генетическую неизбежность нарушения биохимических процессов в организме под воздействием систематического употребления алкоголя. Вследствие этого такие люди просто не способны к умеренному «культурному питию» и стоят перед выбором: либо абсолютная
трезвость – норма жизни, либо медленное самоубийство в алкоголизме.
Впечатляет, не правда ли? Мы просто поменяли слова: «алкоголь» – на «еду», «алкоголизм» – на «обжорство», а «
трезвость » – на «стройность». И получили просто потрясающую статью про то, насколько страшно происходящее с нами. Вплоть до этой фразы: «Оно (обжорное убеждение) как бы принуждает человека ПЕРЕЕДАТЬ, угощать ЕДОЙ других и добровольно заниматься проОБЖОРНОЙ пропагандой и агитацией». Сколько из вас сталкивалось с такой агитацией со стороны друзей, знакомых и родственников? А сколько раз вы агитировали себя сами?
По этой причине все охмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум
трезвости и тем победы в мысленной брани. Побежденный ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретенное многими и долговременными трудами теряется в несколько часов, в несколько минут. Монах отнюдь не должен употреблять вина, сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие.
Привычка и потребность к алкоголю зачастую быстро и легко угасает без специальных воздействий, достаточно немного перетерпеть, некоторое время совершенно не пить, настроиться на
трезвость (но в случае отказа алкоголика от спиртного он становится не трезвенником, а воздержанником – не пьет, но алкогольная программа осталась).
Пусть Господь сохранит всех нас в
трезвости , воздержании и целомудрии и поможет нам преодолеть все искушения, связанные с этим грехом, чтобы нам быть не плотскими, а духовными людьми. Аминь.
«Изъян и слабость древнерусского духовного развития состоит отчасти в недостаточности аскетического закала (и совсем уже не в чрезмерности аскетизма), в недостаточной «одухотворенности» души, чрезмерной «душевности» или «поэтичности», в духовной неоформленности душевной стихии… Речь идет не о недостаточности «научного» рационализма, – разложение «душевности» рассудком или рассудочным сомнением есть снова болезнь, и не меньшая, чем самая мечтательность. Речь идет о духовной сублимации и преображении душевного в духовное через «умную» аскезу, через восхождение к умному видению и созерцанию. Христианский путь идет не от «наивности» к «сознательности», и не от «веры» к «знанию», и не от доверчивости к недоверию и критике. Но есть путь от стихийной безвольности к волевой ответственности, от кружения помыслов и страстей к аскезе и собранности духа, от воображения к цельности духовной жизни, опыта и видения, от «психического» к «пневматическому». И этот путь трудный и долгий, путь умного и внутреннего подвига, путь незримого исторического делания… Крещение было пробуждением русского духа, призывом от «поэтической» мечтательности к духовной
трезвости и раздумью».
Намаз (с. 40) Пять столпов веры (с. 43) • Джихад (с. 46) • Аллах (с. 48) • Мухаммад (с. 50) • Коран (с. 53) • Шариат (с. 61) • Сунниты и шииты (с. 63) • Исламизм (с. 65) • Прогрессивные и умеренные мусульмане (с. 67) • Суфизм в
трезвости и во хмелю (с. 70)