Шейкеры

Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Христа (англ. United Society of Believers in Christ's Second Appearing — USBCSA), более известное как «шейкеры» (англ. Shakers, букв. «трясущиеся») — милленаристская реставрационистская христианская религиозная организация, основанная в XVIII веке в Северо-Западной Англии как Wardley Society, а затем переместившаяся в колониальную Северную Америку. Первоначально эта организация отделилась от протестантского религиозного движения квакеров, и в Англии её членов часто называли «трясущимися квакерами» (Shaking Quakers), поскольку они открыто практиковали экстатические танцы во время богослужений, а затем в Америке стали называть просто «трясущимися» — шейкерами.

Основательница USBCSA Анна Ли считала «похотливые удовольствия» корнем всякого зла и призывала верующих к полному воздержанию. Другим корнем зла в шейкеризме считается алчность, потому в 1793 году было принято решение об установлении религиозного коммунизма и обобществлении собственности полных членов сообщества. Также шейкеры должны соблюдать довольно строгое отделение от окружающего мирского общества. Для этих целей они успешно создали более 20 трудовых коммун-поселений в нескольких североамериканских штатах. Среди основных нравственных ценностей шейкеризма также стоит отметить признание равенства всех людей перед Богом и неприятие дискриминации, простоту жизни, честность, недопустимость клятвы или присяги, пацифизм, трудолюбие, духовную и физическую чистоту. Из-за них шейкеры во времена войны за независимость и гражданской войны в США сохраняли нейтралитет и не брали оружие, но помогали раненым солдатам и дезертирам обеих сторон. Уникальным среди христианских религиозных организаций того времени было признание равенства полов и назначение женщин на главные руководящие должности. Уже с 1747 года Wardley Society и USBCSA возглавляли женщины — Матушки: вначале Джейн Уордли и Анна Ли, позднее Люси Райт.

Расцвет движения и творчества шейкеров пришёлся на 1837—1850-е годы, когда количество полных членов сообщества доходило до примерно шести тысяч человек, а всех жителей шейкерских поселений — до двухсот тысяч. Тогда же появились основные религиозные рисунки, танцы и песни шейкеров. Из-за строгого целибата у шейкеров не могли родиться дети, но они охотно принимали на воспитание сирот и подкидышей, пока усыновление детей религиозными группами не было запрещено в США в середине XX века.

Шейкеры не отвергали научно-технический прогресс, на их мануфактурах и фермах применялись новейшие в то время технологии и оборудование. Они даже сделали несколько изобретений (циркулярная пила, плоский веник и другие) и множество технических усовершенствований, но по религиозным соображениям не стали патентовать их. В результате в период рассвета шейкеры полностью обеспечивали себя пищей за счёт своего сельского хозяйства, а также производили для собственных нужд и на продажу мебель, коробки, ткани, одежду и другие товары.

Но и при таком техническом оснащении шейкерские мануфактуры не смогли конкурировать с крупными высокотехнологичными промышленными предприятиями, появившимися в США во второй половине XIX — начале XX века. Это экономически ослабило шейкеров, их дела пошли на спад, и в 1920 году осталось только 12 действующих коммун шейкеров, а с 1992 года по настоящее время действует только одна: Саббатдей Лейк в штате Мэн. В 2017 году в ней осталось только двое последних в мире шейкеров, но они ещё надеются привлечь новообращённых.

Многие другие коммуны шейкеров стали музеями и историческими местами США.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я