Связанные понятия
Исключи́тельная экономи́ческая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий.
Откры́тое мо́ре (междунаро́дные во́ды) — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Для определения открытого моря важны оба его признака...
Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву — подписана в ямайском городе Монтего-Бэй в декабре 1982 года. Вступила в действие 16 ноября 1994 года. Конвенция содержит 320 статей и 9 приложений. По состоянию на июнь 2016 г. конвенцию подписали и ратифицировали 168 стран и Европейский союз. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 года.
Аквато́рия (от лат. aqua — вода, territorium — территория) — участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами.
Воздушное пространство — это часть земной атмосферы, пригодная для полётов самолётов, в отличие от безвоздушного (космического) пространства. Международные договорённости признают государственный суверенитет воздушного пространства, но не распространяют его на космос. Суверенное воздушное пространство обычно находится над принадлежащими государству частями суши, территориальными, внутренними и приграничными водными пространствами.
Упоминания в литературе
На этом основании индонезийцы исчисляли ширину своего территориального моря (12-мильную, разумеется) от прямых основных линий, соединяющих крайние точки островов, составляющих республику Индонезия, т. е. не каждого острова, а всего архипелага в целом. В противном случае, полагала индонезийская сторона, территория страны будет разбита на ряд изолированных частей, между которыми находятся обширные пространства открытого моря, в которых любое иностранное государство будет обладать полной свободой действий, а это наносит ущерб безопасности Индонезии. Кроме того, такое положение просто затрудняло бы управление страной. Индонезийцы провозгласили такой порядок проведения границ своих
территориальных вод в специальной декларации еще в декабре 1957 г. (до этого действовал установленный еще нидерландскими колониальными властями трехмильный лимит, отсчитывавшийся от крайних точек каждого из островов в отдельности) и просили содействия дружественных государств, в том числе СССР, в отстаивании этой своей позиции на международной арене[110]. Некоторые латиноамериканские государства, как упоминалось в начале статьи, хотели распространить режим территориальных вод и на 200 миль.
В этих условиях Норвегия расширяет свои
территориальные воды : вначале – с 4 до 6 миль, а затем – и до 12 миль. Более того, она вводит в одностороннем порядке так называемые бестраловые зоны, которые значительно распространяются за пределы 12 миль. По существу, в открытую часть моря. Справедливости ради, следует отметить, что норвежцы заранее оповестили нас об этом и даже пошли на некоторое уменьшение участков бестраловых зон. Однако на полную их отмену не согласились. Таким образом, был создан опасный прецедент, когда прибрежное государство в одностороннем порядке вводит меры регулирования рыболовства в открытых районах Баренцева моря. Хотя и при молчаливом согласии своего основного партнера-соседа – Советского Союза.
Именно эти первые, весьма ответственные послевоенные командировки, полагаю, были своего рода первым серьезным шагом, если хотите, крещением А. А. Ишкова в понимании, пусть пока интуитивном, роли международных и внешнеэкономических связей в области морского рыболовства и рыбного хозяйства в целом. В последующем, с выходом флота в отдаленные от своих берегов районы поиска и лова, эти международные отношения все более выдвигаются на передний план в деятельности министра и отрасли. Уже в 1948 году вышли сельдяные экспедиции мурманчан и калининградцев к берегам Исландии. Стремительно развивался в 1950-х годах промысел сельди и у берегов Норвегии. Здесь же интенсивно ведется и траловый промысел донных рыб. Все это обуславливало установление деловых связей с этими государствами. К тому же часто катализатором к этому были периодически возникающие конфликты, происходившие непосредственно в море, где рыбаки разных стран вели промысел, как говорится, «борт в борт». Так, в Баренцевом море с развитием отечественного тралового флота стали часто возникать конфликты с рыбаками Норвегии, пользующимися пассивными орудиями лова: ярусами, плавными сетями. Позднее именно это вызвало заключение специального, одного из первых, послевоенного межправительственного соглашения Советского Союза и Норвегии по урегулированию претензий, связанных с повреждением орудий лова. На эти же годы приходится и беспрецедентное задержание норвежскими властями у Лофотенских островов плавбазы «Тамбов» и около десятка судов дрифтерного лова, обвиненных в ведении якобы промысла в
территориальных водах Норвегии. Для урегулирования этого конфликта потребовались серьезные шаги на уровне не только ведомственных рыболовных министерств двух стран, но уже и министерств иностранных дел.
Вторая же и главная на перспективу ипостась Севморпути – это транзитный маршрут между Европой и Азией. Но для того, чтобы он заработал в круглогодичном режиме, этот путь надо создать, чтобы он постоянно существовал и готов был принять в любую минуту любой корабль, как Суэцкий или Панамский каналы. Проблема в том, что «папанинский» вариант Севморпути – длинный и мелководный, а экономически выгодный маршрут, существование которого заставит отправителя в Нагасаки или в Шанхае отправить свой груз в Европу через Берингов пролив, а не через Суэцкий канал, лежит на 300–400 км севернее российских берегов. А это – не только сплошные льды, но и, с юридической точки зрения, после того, как Россия подписала Международную конвенцию по морскому праву 1982 года, – уже не стопроцентно наши
территориальные воды . Вот в этих водах, а вернее – в этих льдах, чтобы заработал мировой Севморпуть, нам нужно не только прорубить ледоколами, но и постоянно поддерживать в рабочем состоянии Полярный канал шириной минимум 34 метра и более чем в 1000 км длиной. Это сложнейшая технологическая задача, решение которой потребует увеличения российского ледокольного флота примерно в 3 раза. В нынешних условиях глобального кризиса и сокращения мировой торговли рассчитывать на транзитные грузы нет смысла: проводка любого корабля, любого танкера по Севморпути оказывается в 1,5–2 раза дороже, чем через Суэцкий канал.
Под экономическими зонами понимают районы акватории Мирового океана за границами
территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство выполняет суверенные права на разработку и разведку минеральных ресурсов, осуществление научных исследований, лов рыбы, а иные страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова.
Связанные понятия (продолжение)
Вое́нно-морска́я база — район побережья и прилегающего участка моря, обеспечивающий дислокацию (обычно рассредоточенную) и широкий манёвр сил. Способна предоставлять базирующимся все виды обеспечения. Различают как комплекс сооружений и как формирование.
Береговая охрана — специализированные военизированные службы ряда государств, предназначенные для контроля за соблюдением правового режима территориальных и внутренних вод, морской экономической зоны и континентального шельфа, находящегося под юрисдикцией государства, обеспечения безопасности плавания в территориальных водах, оказания помощи судам и летательным аппаратам, терпящим бедствие, разведки погоды, охраны рыболовства, а также борьбы с контрабандой.
Морска́я ми́ля — единица измерения расстояния, используемая в мореплавании и авиации.
Подво́дная ба́нка (от нем. Bank или нидерл. bank) — мель в океане, глубина над которой значительно меньше окружающих глубин.
Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли...
Проли́в — водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.
Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) того или иного государства, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.
Исходная линия — в морском праве, линия, от которой отсчитываются территориальные воды, прилежащая зона, исключительная экономическая зона и границы шельфа. Различают нормальную исходную линию, прямую исходную линию и исходную линию для архипелагов. Основным источником права, регулирующим определение исходной линии является Конвенция ООН по морскому праву.
Морская операция — совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени морских сражений, боёв и ударов, проводимых группировками разнородных сил флота как самостоятельно, так и во взаимодействии с соединениями (частями) других видов вооружённых сил в соответствии с единым замыслом и планом в ограниченном районе (зоне) океанского театра военных действий для решения отдельных наиболее важных оперативных задач, как правило, в рамках операции флота.
Безъядерная зона — зона, регион (район), на территории которого в договорном порядке запрещено размещение ядерного оружия, средств его доставки к целям, проведение испытаний и производства ядерных боеприпасов. При этом ядерные государства принимают на себя определённые международно-правовые гарантии как в отношении других государств, так и собственных территорий, входящих в безъядерные зоны.
Сомалийские пираты — современные вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда (пиратство) у берегов Сомали. В качестве транспортных средств используют малотоннажные суда (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Вооружены, как правило, автоматическим оружием и гранатомётами. Сомалийские пираты зачастую неплохо организованы, но редко имеют качественную подготовку. Для обеспечения безопасности судоходства в зоне действия пиратов выполняется боевое патрулирование силами стран-членов...
Рыболо́вное су́дно (промысловое судно) — согласно определению Конвенции СОЛАС (п. i Правила 2 Главы I), означает судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей или иных живых ресурсов моря.
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.
Бу́хта (нем. Bucht) — небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши (выступами берегов, скалами и близлежащими островами) и защищённая ими от волн и ветра. Однако в немецком языке слово бухта (нем. Bucht) имеет расширенное значение и может обозначать как залив (например, Гудзонов залив — нем. Hudson-Bucht), так и море (например, Море Баффина — нем. Baffin-Bucht).Местные условия определяют гидрологический режим бухты, который несколько отличается от...
Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Делимита́ция границы (лат. delimitatio «разметка») — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.
Война на море или Морская война заключается в вооруженной борьбе на морях и океанах, сюда же относятся военные (боевые) действия на реках, озёрах и искусственных водоёмах.
Вну́треннeе мо́ре — море, находящееся под полным суверенитетом какого-либо государства и содержащее только его внутренние воды. Для России это Белое море, фактически являющееся историческим заливом Баренцева моря. Воды Белого моря целиком лежат в сторону берега от исходной линии, провёденной от мыса Святой Нос до мыса Канин Нос (82,5 морских мили), и являются внутренними морскими водами России.
Тресковые войны (англ. The Cod Wars, исл. Þorskastríðin) — дипломатический и военный конфликт между Великобританией и Исландией. Конфликт, начавшийся в 1952 году как дипломатический, в 1958—1976 годах неоднократно переходил в военную фазу. Причиной конфликта стало поэтапное расширение Исландией границ исключительной экономической зоны — с 4 до 200 морских миль вокруг острова в Северной Атлантике.
Демилитаризо́ванная зо́на или Демилитаризованная пограничная зона — территория, на которой по международному договору или иному (в том числе внутригосударственному) акту ликвидированы военные сооружения и другие объекты, запрещено содержание формирований вооружённых сил, возведение укреплений, выполнение манёвров и так далее.
Боевая служба в военно-морском флоте — вид деятельности ВМФ ВС СССР и ВМФ ВС России (в том числе и в настоящее время), заключающийся в выполнении задач частью сил в мирное время в тех удаленных районах, где они должны были действовать в военное, то есть на театрах войны (театрах военных действий).
Морско́е пра́во (международное морское частное право) — подотрасль международного частного права, которая регулирует имущественные отношения, осложнённые иностранным элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота и связанные с морепользованием.
Мо́ре — это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Отличается от Мирового океана также гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимами, что связано с их окраинным положением относительно океанов и замедлением водообмена из-за ограниченности связи с открытой частью. Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной (например, Эгейское море находится в Средиземном море). Для фауны морей характерно наличие эндемиков.
«Удобный флаг » («дешёвый флаг») — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых ходить под флагом страны, которая предоставляет эти условия.«Удобный флаг», как правило, обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой «удобный флаг», не имели конфликтов (в особенности...
Гидрографи́ческое су́дно — судно, предназначенное выполнять морские, речные и озёрные промерные и лоцмейстерские работы. Водоизмещение гидрографического судна составляет 1,5—2 тысячи тонн и зависит от цели и района работ. Если необходимо выполнять работы на мелководье, то используют катера, имеющиеся на судне.
Морской десант — специально назначенная группировка сил морской пехоты и/или сухопутных войск, которая высаживается на защищаемый противником участок побережья и предпринимает наступательные действия с моря на сушу.
Морской конвой (фр. convoi: сопровождение, сопутствие) — формирование, состоящее из группы передвигающихся по единому маршруту военных кораблей для защиты от неприятеля транспортов, перевозящих стратегические грузы. Создается на время перехода.
Зали́в — часть океана, моря, озера или другого водоёма, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоёма.
Спо́рная террито́рия — территория (область, регион, район, участок местности), чья государственная принадлежность является предметом территориального спора между двумя или несколькими государствами.
Корабль — судно, входящее в состав военно морского флота, имеющее возможность выполнения боевых либо специальных задач. Корабль обладает вооружением и другой военной техникой, имеет экипаж, находящийся на военной службе и несёт военно-морской флаг, определяющий его государственную принадлежность. Для военно-морского флота корабли представляют собой его корабельный состав, их вооружение является основой боевых средств ВМФ. Подводные корабли (подводные лодки) и надводные относятся к разным родам сил...
Порт (лат. portus — гавань, пристань) — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы, вспомогательный транспорт и т. д. В порту может быть несколько причалов, оборудованных для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки топливом и др. работ.
Патрульный катер (patrol-type craft) — катер для патрулирования прибрежной зоны, судоходных рек и других водных путей.
Международный район морского дна — часть морского дна за пределами юрисдикции государств, т.е. за пределами национальных шельфов, имеющая особый правовой режим.
Морское сражение — военное столкновение (сражение) объединений кораблей, имеющее главной целью уничтожение неприятеля либо стремление помешать ему выполнить свою боевую задачу.
Кабота́ж (фр. cabotage) — термин, использующийся для обозначения «плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства». Название термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс».
Война на море может быть логически поделена на три типа, в соответствии с их зоной действия: война на поверхности, воздушная война и подводная война. Последняя, в свою очередь, может быть разделена на войну подводных лодок и противолодочную оборону а также минное дело и противоминные действия. Каждая из этих зон использует свои собственные специализированные платформы и стратегии, призванные получить преимущество в действиях, и обнаружить уязвимости в действиях противника, что приводит к уникальным...
Су́дно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Суда могут быть как самоходными, так и несамоходными.
Морская блокада — система мер, предпринимаемых во время вооружённого конфликта с целью прекращения доступа к морскому побережью противника, чтобы вынудить его отказаться от использования собственных или оккупированных им портов, военно-морских баз, побережья и примыкающих к ним морских вод для торговых и иных связей морем с другими государствами.
Архипела́г (греч. Αρχιπέλαγος) — группа островов, расположенных близко друг к другу. Как правило острова в архипелаге имеют одно и то же происхождение (материковое, вулканическое, коралловое) и сходное геологическое строение.
Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.
Военная база , База — специально оборудованная территория (база, лагерь (камп), форт), важная в стратегическом или тактическом отношении, предназначенная для дислокации формирований вооружённых сил какого-либо государства, на своей или оккупированной (арендованной) территории.
Побережье или Приберег — полоса земли вдоль реки, озера, моря, океана или пограничная полоса между сушей и морем, океаном, озером, рекой и другим водным объектом характеризующаяся их непосредственным взаимным влиянием, расположенная по обе стороны береговой линии.
Неограни́ченная подво́дная война ́ (нем. Uneingeschränkter U-Boot-Krieg) — тип военных действий на морском театре военных действий, при котором подводные лодки топят гражданские торговые суда без соблюдения Правил ведения морской войны, установленных Гаагскими конвенциями и Женевской конвенцией (II).
Блокада или обложение — военные действия, направленные на изоляцию неприятельского (вражеского) объекта путём пресечения его внешних связей.
Та́нкер — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов.
Упоминания в литературе (продолжение)
Против строительства Северо-Европейского газопровода выступили и все три балтийские республики бывшего Советского Союза – Литва, Латвия и Эстония. Представители прибалтийских республик приписывали проекту Северо-Европейского газопровода политические аспекты. Депутат Европарламента от Литвы указал, что строительство преследует цель изменения политической карты Европы. Но уже в июне 2008 года на саммите стран Балтийского моря представители Литвы, Латвии и Эстонии заявили о том, что у них нет возражений против проекта. Некоторые противники газопровода высказали мнение, что при помощи «Северного потока» Россия будет осуществлять шпионаж за странами Балтийского моря. Утверждали, что построенная на острове Готланд компрессорная станция может использоваться в том числе для наблюдения за территорией Швеции. Шведские специалисты выражали опасения, что благодаря спецсенсорам, которыми оснащается газопровод на всем его протяжении, Россия сможет следить за всеми подводными лодками в Балтийском море. Подобные опасения высказали поляки. До конца 2009 года вопросы к «Северному потоку» были и у Министерства обороны Германии. В середине 2009 года специалисты Германии высказали опасения, что при прокладке газопровода Россия может установить специальные устройства, позволяющие подслушивать секретные внутриевропейские сообщения, а также затребовать права патрулирования
территориальных вод других стран военными кораблями, самолетами и вертолетами. Доходило до того, что западные чиновники прибегали к прямому давлению, высказывая предположения о том, что Россия не исключает возможность проводить военные учения, сценарий которых будет содержать ту или иную угрозу газопроводу. Более того, очередной президент РФ сможет воспользоваться правом направлять за пределы России специальные подразделения по борьбе с терроризмом и даже высадить бригаду ФСБ на территории Швеции.
Похожие предложения германского главного морского штаба были направлены Швеции. Тем не менее шведское правительство 9 августа 1914 года ответило, что закрытие международного фарватера Эресунна неосуществимо по международно-правовым и техническим причинам. Этот отказ был прежде всего в интересах поддержания шведского судоходства. При предстоящем заходе военных кораблей в пролив все маяки там гасились бы и морские знаки удалялись бы, и тем не менее не предусматривалось противостоять силой оружия входу в пролив чужих военных кораблей. Германский главный морской штаб отказался давить на Швецию дольше. «Германия будет строго уважать нейтралитет Швеции так долго, пока он не будет нарушен одним из наших противников. Однако если противник проникнет в пролив насильственно, то Германия оставляет за собой право самостоятельно использовать все необходимые мероприятия для своей безопасности. Но даже тогда она будет стремиться насколько возможно уважать шведские
территориальные воды », – звучал ответ, который дало германское министерство иностранных дел по проекту главного морского штаба 9 августа 1914 года на шведское заявление от того же числа. По оценке германского главного морского штаба, в шведском отказе «без сомнения сыграло роль влияние, которое оказывал, как считалось, непобедимый английский флот как средство политического давления. <…> Так же как шведскую торговлю и вместе с тем экономические круги страны, так и Англию и Россию объединил самый большой интерес к тому, чтобы не мешали торговле стран Балтийского моря через пролив, который был и оставался исключительно для торговли Антанты».
Различие между внутренними и
территориальными водами заключается в различных режимах плавания иностранных судов. На поверхность и недра дна территориального моря распространяется территориальное верховенство соответствующего государства. Недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, входят в состав его территории без каких-либо ограничений по глубине[215].
Но американские юристы настаивали, чтобы спуск американского флага и подъем Андреевского производился вне
территориальных вод США, то есть на расстоянии трех морских миль от американского берега. «Всякий корабль пользуется правом экстерриториальности. Приобрести его он может только у своих берегов или в пределах вод, никому не принадлежащих».
Морская граница России на Каспийском море пока точно не определена. Прикаспийские государства не решили, будет ли это море поделено на секторы или за пределами
территориальных вод будет иметь международный статус.
В настоящее время вследствие глобальных изменений мировой политики Арктика, играющая роль буфера между основными мировыми центрами – США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем, становится полигоном большой военно-стратегической игры. В водах Баренцева моря растет число надводных кораблей и подводных лодок стран блока НАТО, участились факты нарушения ими
территориальных вод России, в этом регионе в полтора раза возросла интенсивность иностранной разведывательной деятельности [161, 117].
В начале войны из-за ограничений, наложенных на действия наших субмарин, а также из-за их малочисленности я не считал, что наши шансы достичь успеха в войне против торгового судоходства высоки. Тем не менее я стремился, насколько это представлялось возможным, нанести ущерб противнику в его собственных
территориальных водах , то есть в пределах трехмильной зоны, а также вблизи портов и пунктов зарождения грузопотоков. Для этой цели подходили два типа донных мин: ТМВ, содержащие 800–1000 фунтов взрывчатых веществ и используемые на глубине 12–15 саженей, а с начала 1940 года и ТМС, содержащие 2000 фунтов взрывчатки и устанавливаемые на глубине до 20 саженей. Эти мины детонировали при воздействии магнитного поля судна, проходящего над ним. Они были высокоэффективны и являлись выдающимся достижением штата инспекторов по минам и обороне гаваней под руководством вице-адмирала Ротера.
Следует отметить, что военное сотрудничество Советского Союза с зарубежными странами развивалось не только по идеологическим мотивам (это мнение по сей день превалирует в публицистике и во многих научных работах). Часто оно базировалось на экономических (непосредственно от продажи оружия и вооружения, добычи на основе заключенных договоров в
территориальных водах этих стран рыбы и морепродуктов и т. д.) и военно-стратегических интересах СССР. При этом объемы поставляемого в ту или иную страну вооружения были напрямую связаны с важностью для Советского Союза того или иного стратегического района с точки зрения сохранения системы общегосударственной безопасности.
Начиная с 1870-х гг., вновь, после почти 40-летнего перерыва, стали предприниматься экспедиционные исследования в русских северных водах, в том числе и в районе Новой Земли. В 1870 г.
территориальные воды архипелага посетила русская военная эскадра под флагом вице-адмирала К. Н. Посьета. Несмотря на то, что главной целью экспедиции была демонстрация силы, её офицерами во время стоянки были проведены описные работы в проливе Костин Шар.
Права и обязанности нейтральных государств, а также воюющих сторон в отношении нейтральных стран в случае вооруженного конфликта регламентируются Гаагской конвенцией 1907 г. «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны». Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. Нейтралитет в морской войне регламентируется XIII Гаагской конвенцией «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае морской войны», а также Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г., и распространяется на
территориальные воды нейтрального государства. Специальных международно-правовых актов, определяющих нейтралитет в воздушной войне, нет. Однако воздушное пространство над территорией нейтрального государства считается неприкосновенным и на него распространяются общие правила нейтралитета[547].
Государственной территорией РФ признается территория суши, расположенной в пределах Государственной границы РФ и воздушное пространство, расположенное надданной сушей, внутренние воды и недра. Кроме этого, к территории РФ относятся
территориальные воды , континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ.
6 января 1940 года министр иностранных дел предупредил норвежского посла в Лондоне о намерениях союзников положить конец использованию норвежских
территориальных вод немецкими военными кораблями и торговыми судами, создав минные поля на некоторых участках вдоль побережья. Вряд ли стоит удивляться, что реакция норвежского и шведского правительств была крайне неблагоприятной. Было ясно, что новость об этом демарше очень скоро дойдет до немцев, которые непременно предпримут ответные меры. Поэтому было важно, чтобы слова не расходились с делом.
Еще 2 августа 1941 года Народный комиссар Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов подписал приказ о переформировании Беломорской военно-морской базы в Беломорскую военную флотилию с главной базой в Архангельске. На первых порах флотилия более чем на 90 % состояла из вооруженных бывших морских рыболовных траулеров. С годами флотилия пополнилась новыми кораблями, построенными на заводах США и Англии с использованием последних технических достижений, и превратилась в крупное воинское соединение; подразделениями флотилии являлись Новоземельская, Йоканьгская и Карская военно-морские базы. Корабли Беломорской военной флотилии несли охрану транспортных судов в Белом, Баренцевом и Карском морях, а также обеспечивали проводку караванов союзников в наших
территориальных водах . Осенью 1941 года обстановка на всех фронтах приняла угрожающее положение. Немцы рвались к Москве, Ленинград оказался в блокаде. 8 сентября немцы начали второе генеральное наступление на мурманском направлении. Для обороны наших позиций по всему Карельскому фронту требовался регулярный подвоз боеприпасов, вооружения и живой силы, эвакуация раненых. Кировская железная дорога, соединяющая Мурманск с центром страны, была перерезана наступающими немецко-финскими войсками. Нерегулярный подвоз всего необходимого для воинских частей удавалось осуществлять лишь по вновь строящейся железнодорожной ветке Обозерская – Сорока.
С точки зрения борьбы на море Запад – это Северное море, пролив Ла-Манш,
территориальные воды Великобритании.
Далеко на запад выдвинута Калининградская область. В результате образования независимых государств – Эстонии, Латвии и Литвы – она оказалась отделенной от основной территории России. Калининградская область граничит с Польшей и Литвой. Южная граница следует вначале от Керченского пролива по Черному морю вдоль 12-мильной зоны
территориальных вод , а затем у Адлера поднимается в горы и по Водораздельному хребту Большого Кавказа отделяет Россию от Грузии и Азербайджана. От дельты Волги и до Алтайских гор она дугой огибает Казахстан. Затем Россия граничит с Монголией, Китаем и Кореей, выходя на побережье Японского моря.
Южная граница следует вначале от Керченского пролива по Черному морю вдоль 12-мильной зоны
территориальных вод , а затем у Адлера поднимается в горы и по Водораздельному хребту Большого Кавказа отделяет Россию от Грузии и Азербайджана. От дельты Волги и до Алтайских гор она дугой огибает Казахстан. Затем Россия граничит с Монголией, Китаем и Кореей, выходя на побережье Японского моря. Восточная граница нашей страны идет по побережью морей Тихого океана, где ближайшими нашими соседями оказываются Япония и США. От японского острова Хоккайдо российские острова Сахалин и Курильские отделены проливами Лаперуза и Кунаширским. В Беринговом проливе граница между Россией и США проходит по узкому проливу (5 км) между Российским островом Ратманова и принадлежащим США островом Крузенштерна.