Связанные понятия
Оперативный флот — в структуре ВМС США и ряде других стран высшее оперативное объединение военно-морских сил, включающее оперативные соединения различных родов боеготовых сил. Назначением оперативного флота является решение задач оперативного и стратегического масштаба как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами вооружённых сил в пределах зоны своей ответственности.
Война на море или Морская война заключается в вооруженной борьбе на морях и океанах, сюда же относятся военные (боевые) действия на реках, озёрах и искусственных водоёмах.
Морской десант — специально назначенная группировка сил морской пехоты и/или сухопутных войск, которая высаживается на защищаемый противником участок побережья и предпринимает наступательные действия с моря на сушу.
Охрана водного района (ОВР) — организация в составе военно-морской базы, предназначенная для обеспечения основных сил флота в районах его базирования от действий противника со стороны моря.
Авианосная ударная группа ВМС США (англ. Carrier strike group, CSG) является оперативным формированием ВМС США. Она состоит из около 7,500 человек персонала, авианосца, по крайней мере одного крейсера, эскадры эсминцев в составе как минимум двух эсминцев и/или фрегатов, и авиакрыла от 65 до 70 самолётов. Авианосные ударные группы также иногда включают в себя подводные лодки и корабли снабжения. Командующий авианосной ударной группы подчиняется командиру номерного флота, который оперативно отвечает...
Упоминания в литературе
Морские операции у Дании и Норвегии были поддержаны предусмотренными для этого соединениями руководителя вооруженных сил морской авиации «Запад» и X авиационным корпусом. Авиаразведку Северного моря и пролива Скагеррак принял на себя руководитель вооруженных сил морской авиации «Запад», а охоту за подводными лодками в проливе Каттегат – руководитель вооруженных сил морской авиации «Восток». Военной авиации было приказано воздерживаться от нападений на подводные лодки со дня икс – 4 (5 апреля) в районе Каттегат – Скагеррак – северная часть Северного моря до отмены этого приказа. Со дня икс (9 апреля) из-за возможного изменения сигналов узнавания и, вероятно, необходимой маскировки не должны были производиться нападения на отдельно движущиеся пароходы восточнее 2° и севернее 55°, чтобы не создавать угрозу транспортным кораблям. 8 апреля в 18 часов 24 боевых самолета X авиационного корпуса совершили налет на Скапа и атаковали два линкора и один крейсер, понеся две потери. С самого начала военно-морское руководство не надеялось на ослабление британской боевой мощи в море без боевого воздействия. X авиационный корпус совершил это нападение незначительными силами, так как мероприятия, запланированные на 9 апреля, должны были полностью востребовать все соединения. С рассветом первые эшелоны передислоцировались на подготовленные аэродромы Северной Германии: I группа 76-й эскадры тяжелых бомбардировщиков в Ольборг и II группа 77-й истребительной авиационной эскадры – в Эсбьерг. Другие боевые эскадры были предоставлены для использования против вражеских военно-морских сил, для обороны от вражеского десанта, для поддержки своих высадившихся войск и для показательных полетов над Осло и Копенгагеном. Разведывательные эшелоны и группы пикирующих бомбардировщиков стояли в готовности, чтобы в случае необходимости поддержать высадки в Дании или быть использованными против вражеских военно-морских сил в Скагерраке.
В 1940 г. вышло Временное наставление по ведению
морских операций (НМО-40), являвшееся основным оперативным документом ВМФ СССР накануне войны. В нем наряду с общими вопросами подготовки и ведения операции давались основные положения по типовым операциям. Специальная глава была посвящена морским десантным операциям. Советская военная наука рассматривала их как одну из важнейших форм содействия приморским флангам сухопутного фронта. Высадка десанта считалась наиболее активным видом совместных действий армии и флота. В зависимости от масштабов и значения десантной операции наставление классифицировало десанты на стратегические, оперативные, тактические и диверсионные. Цели и состав этих десантов соответствовали в основном положениям, изложенным в труде И.С. Исакова «Десантная операция». НМО-40 правильно определяло трудности осуществления морской десантной операции, ориентируя командный состав армии, авиации и флота на сложность операции и поиск путей преодоления трудностей в ее осуществлении.
Авторы этой весьма интересной книги указывают на ее начальных страницах, что германские морские офицеры в предвоенные дни не отдавали себе отчета в том влиянии, которое подводные лодки могли оказать на ведение морской войны, и что способность нового рода оружия предпринимать
морские операции в большом удалении от своих баз без сопровождения надводных кораблей не была вполне оценена. Подобно этому британский флот смотрел на подводные лодки, как на корабли, опасные для надводных сил, но обладающие ограниченным районом действия.
Гейе пришлось обратиться к Верховному командованию вооруженных сил, чтобы заручиться поддержкой своего мнения о том, что все
морские операции должны проводиться исключительно силами военно-морского флота. Он отстоял свою позицию, и поэтому теперь, неожиданно для себя, его люди в заливе Любек испытывали нежданно обретенные катера «линзе». Первые испытания финансировались абвером на его собственной экспериментальной базе в Ларгенаргене на озере Констанс; затем в апреле 1944 года эти катера, все еще подведомственные военной разведке, совершили безрезультатное нападение на плацдарм в Анцио – Неттуно. Постигшая их неудача была едва ли удивительна, поскольку действия в открытом море сильно отличаются от тренировок на озере. В заливе Любек испытатели из отряда «К» обнаружили, что легкая, изящная конструкция не годится для работы на море; однако необходимость в решительных действиях была так велика, что первую флотилию «линзе» из десяти командных и двадцати штурмовых катеров решили отправить в Гавр, где командование над ними принял лейтенант Колбе. К 29 июня, после оснащения более вместительными топливными баками, катера были готовы к действиям против множества кораблей союзников. И все же, поскольку среднее расстояние до мест высадки противника составляло 25 миль, решили, что «линзе» пойдут туда на буксире у минных тральщиков.
К осени 1943 года обстановка на южном фланге советско-германского фронта на некоторое время стабилизировалась. Содействуя приморскому флангу Северо-Кавказского фронта, Черноморский флот готовился к проведению Новороссийской десантной операции. Помимо этого ставка ВГК и командование ВМФ требовали от флота активизации и чисто
морских операций на Черном море. Требование это было вполне резонным. Черноморский флот на тот момент имел полное превосходство в корабельном составе над военно-морскими силами противника. При этом, если раньше немцы имели подавляющее превосходство в воздухе, то теперь ситуация с авиацией начала выравниваться. В самом разгаре была знаменитая воздушная битва за Кубань, которая, как известно, положила конец господству люфтваффе в небе.
Связанные понятия (продолжение)
Артиллери́йский ка́тер (АКА) — надводный корабль малого водоизмещения, основным вооружением которого является ствольная или реактивная артиллерия (как правило, одна-две 37-мм — 88-мм универсальные артиллерийские установки и 12,7-мм — 14,5-мм пулемёты).
Противолодочная авиация — один из родов морской авиации (в вооружённых силах некоторых государств — является родом ВВС), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника на море.
Авиано́сная уда́рная гру́ппа (группиро́вка) (АУГ) — оперативное соединение кораблей уровня бригады-дивизии, боевым ядром которого является многоцелевой авианосец (АВМ). Авианосцы никогда не действуют в одиночку, а всегда в составе так называемых авианосных групп: ударной (АУГ), многоцелевой (АМГ) или противолодочной (АПУГ). При этом ударный авианосец является ядром соединения. Более крупное оперативное объединение из нескольких авианосцев и обеспечивающих их корабельных группировок называется авианосным...
Командование морских перевозок , сокращенно КМП (англ. Military Sealift Command, MSC) — межведомственное командование; составная часть Транспортного командования США (англ. United States Transportation Command, USTRANSCOM), отвечающее за организацию морских грузоперевозок в интересах всех видов вооружённых сил США, а также некоторых других государственных ведомств.
Вое́нно-морска́я база — район побережья и прилегающего участка моря, обеспечивающий дислокацию (обычно рассредоточенную) и широкий манёвр сил. Способна предоставлять базирующимся все виды обеспечения. Различают как комплекс сооружений и как формирование.
Дивизия, Дивизия кораблей, Дивизия морская (от лат. divisio — разделение) — основное тактическое формирование (соединение, дивизия) флота вооружённых сил (ВС) государств мира.
Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.
Боевая служба в военно-морском флоте — вид деятельности ВМФ ВС СССР и ВМФ ВС России (в том числе и в настоящее время), заключающийся в выполнении задач частью сил в мирное время в тех удаленных районах, где они должны были действовать в военное, то есть на театрах войны (театрах военных действий).
Боевая устойчивость — способность войсковой или флотской группировки сохранить боеспособность и использовать свои боевые возможности для гарантированного выполнения полученной боевой задачи при активном противодействии противника. Величина боевой устойчивости определяется составом имеющихся сил и средств, их боевой готовностью, степенью живучести основных систем и объектов, которые обеспечивают своевременное развёртывание и боевое применение войск.
Экспедицио́нная а́рмия — временное формирование (войск (сил)), часть вооружённых сил одной страны (государства) или коалиции государств, переброшенных на территорию другой страны для проведения операций или иных мероприятий.
Десантный корабль — класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.
Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже Российской Федерации) собственно боевых катеров нет. Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».
Оперативная разведка — комплекс мероприятий по добыванию и изучению сведений о действующем или вероятном противнике и районе предполагаемых военных действий в целях подготовки к успешному ведению операции войсками (силами) объединения.
Морской конвой (фр. convoi: сопровождение, сопутствие) — формирование, состоящее из группы передвигающихся по единому маршруту военных кораблей для защиты от неприятеля транспортов, перевозящих стратегические грузы. Создается на время перехода.
Универсальный десантный корабль (англ. Amphibious assault ship) — подкласс десантного корабля, объединяющего в себе большинство функций, необходимых для высадки морского десанта.
Противодесантная оборона (ПДО) побережья — комплекс мероприятий, направленных на оборону прибрежной полосы (побережье) береговыми войсками (береговыми ракетно-артиллерийскими войсками) или сухопутными войсками во взаимодействии с военно-морским флотом и авиацией (ВВС) с целью предотвратить высадку морских и воздушных десантов противника.
Господство на море — решающее превосходство одной из сторон на морском театре военных действий (ТВД).
Крыло палубной авиации /отдельный авиаполк ВМС (англ. carrier air wing) — отдельная воинская часть военно-морской авиации, приписанная к авианосцу и базирующаяся непосредственно на нем или на береговом аэродроме базирования ВМС. ОАП ВМС включают в себя авиаэскадрильи (АЭ) ВМС различного назначения (истребительные, штурмовые, ДРЛО, РЭБ, транспортные и т.д.), количество и соотношение которых в составе авиаполка зависит как от поставленных полку боевых и учебных задач на конкретном ТВД, так и от возможностей...
Большие десантные корабли (БДК) — класс десантных кораблей в советском ВМФ, в целом, примерно соответствовавший танкодесантным кораблям (LST) стран Запада.
Подробнее: Большой десантный корабль
Патрульный катер (patrol-type craft) — катер для патрулирования прибрежной зоны, судоходных рек и других водных путей.
Десантные катера (ДКА) — подкласс боевых катеров в Военно-морских Флотах и Военно-морских силах многих стран. По кодификации НАТО — Landing Craft Utility (LCU).
Подробнее: Десантный катер
Авианосное соединение — оперативное формирование (соединение) в составе двух и более авианосных групп (ударных (АУГ), многоцелевых (АМГ) или противолодочных (АПУГ)).
Противолодочный корабль — военный корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками, как правило, одновременно способен бороться и с воздушными целями.
Корабельная ударная группа (сокращённо КУГ) — временное формирование сил ВМС, тактическая группа надводных боевых кораблей, создаваемая на период операции (боя) для действий против надводных сил флота противника, его конвоев, морских десантов и наземных объектов на морском побережье. Является одним из элементов боевого порядка группировки сил (авианосной, амфибийной и т. д.).
Корабли поддержки десанта — корабли и катера специальной постройки или (чаще) представляющие собой целевую модификацию десантных плавсредств (десантных кораблей, катеров, самоходных барж), предназначенные для непосредственной огневой поддержки морского десанта оружием, характерным для сухопутных войск и морской пехоты (крупнокалиберные пулемёты, модифицированные полевые и танковые орудия, миномёты, реактивные системы залпового огня) или ПВО амфибийно-десантных соединений на переходе и в районе высадки...
«Бастион » (индекс ГРАУ 3К55, по кодификации НАТО: SSC-5 «Stooge» (рус. «марионетка») — береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой «Яхонт» / «Оникс».
Боевое траление — метод уничтожения мин путём их подрыва, как правило, глубинными бомбами.
Нейтральный патруль (англ. Neutrality Patrol) — организованное американскими республиками (в том числе и Соединёнными Штатами) постоянное патрулирование кораблями ВМС США нейтральной зоны вокруг американского континента.
Надводный корабль — обобщающее название для многих типов военных кораблей, имеющих собственное оружие и ведущих боевые действия на поверхности воды. Данный термин используется для обозначения любого современного типа судов, которые не являются подводными лодками. Сам термин появился в начале 20 века в связи с созданием подводных лодок. К надводным кораблям таким образом относится множество типов от катеров до авианосцев. К надводным кораблям относят крейсеры, эсминцы, фрегаты, корветы, а также устаревшие...
Радиолокационный дозор (сокращенно РЛДоз) — корабль (судно, катер) или самолёт (вертолет, беспилотный летательный аппарат) или машина с мощной радиолокационной станцией (РЛС, радар), использующие увеличенную дальность обнаружения целей радиолокационными станциями по сравнению с оптическими и другими средствами для раннего обнаружения противника на направлении (в секторе) вероятных действий воздушного (надводного, наземного) противника, обеспечения действий своей авиации, по маршруту движения конвоя...
Оперативная эскадра (сокращённо — ОПЭСК) — оперативно-тактическое объединение в некоторых военно-морских флотах (военно-морских силах), целью которого является выполнение оперативно-тактических задач в отдалённых районах океанского театра военных действий путём проведения самостоятельных и совместных операций.
Ми́нное загражде́ние — искусственные инженерные препятствия, создаваемые заблаговременно или в ходе военных действий для нанесения максимальных потерь (ущерба) противнику, в том числе противодействия продвижению и маневру его сил и средств — войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде и посадке самолётов (вертолётов) на суше. В зависимости от места применения минные заграждения делятся: на «наземные», «морские» (озёрные, речные) и «воздушные».
Корабль — судно, входящее в состав военно морского флота, имеющее возможность выполнения боевых либо специальных задач. Корабль обладает вооружением и другой военной техникой, имеет экипаж, находящийся на военной службе и несёт военно-морской флаг, определяющий его государственную принадлежность. Для военно-морского флота корабли представляют собой его корабельный состав, их вооружение является основой боевых средств ВМФ. Подводные корабли (подводные лодки) и надводные относятся к разным родам сил...
Дивизио́н корабле́й — постоянное формирование на флоте, первичное тактическое соединение однородных кораблей 2-го, 3-го и 4-го рангов.
Береговая охрана — специализированные военизированные службы ряда государств, предназначенные для контроля за соблюдением правового режима территориальных и внутренних вод, морской экономической зоны и континентального шельфа, находящегося под юрисдикцией государства, обеспечения безопасности плавания в территориальных водах, оказания помощи судам и летательным аппаратам, терпящим бедствие, разведки погоды, охраны рыболовства, а также борьбы с контрабандой.
Боевая техника — совокупность всех технических средств, которые используется для нанесения ущерба противнику во время боя. Является частью военной техники, включает в себя оружие и его носители.
Вторже́ние — военная операция, заключающаяся в том, что вооружённые силы одной геополитической единицы входят на территорию, контролируемую другой геополитической единицей, в общем случае с целью либо завоевать территорию, либо сменить установившееся правительство, либо с комбинацией обеих целей.
Малые десантные корабли (МДК) — класс десантных кораблей в Военно-морском Флоте СССР и России. По кодификации НАТО — Tank Landing Craft (LCT) / Infantry Landing Craft (LCI).
Подробнее: Малый десантный корабль
Берегова́я оборо́на (БО) — совокупность сил и средств флота с фортификационными укреплениями и системой противодесантных и противовоздушных сооружений, предназначенные для защиты военно-морских баз, портов и важных прибрежных районов.
Боевая задача (Тактическая задача) — задача, поставленная вышестоящим командиром (командующим, начальником) формированию вооружённых сил, либо одному или нескольким военнослужащим для достижения определённой цели в бою (операции).
Война на море может быть логически поделена на три типа, в соответствии с их зоной действия: война на поверхности, воздушная война и подводная война. Последняя, в свою очередь, может быть разделена на войну подводных лодок и противолодочную оборону а также минное дело и противоминные действия. Каждая из этих зон использует свои собственные специализированные платформы и стратегии, призванные получить преимущество в действиях, и обнаружить уязвимости в действиях противника, что приводит к уникальным...
Противолодочный самолёт (ПЛС) — самолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), часть противолодочной авиации.
Морское сражение — военное столкновение (сражение) объединений кораблей, имеющее главной целью уничтожение неприятеля либо стремление помешать ему выполнить свою боевую задачу.
Упоминания в литературе (продолжение)
Эти особые операции прервались после трех месяцев боев, завершившихся падением Нанкина. В результате этой кампании было получено много уроков в плане новой тактики и ведения боевых действий. Во-первых, авиагруппы и боевые самолеты, прошедшие подготовку в море для морских боев, смогли без специальной подготовки столь успешно воевать над сушей. Во-вторых, японское командование убедилось, что ключ к успеху в любых сухопутных и
морских операциях находится в руках того, кто господствует в воздухе.
В Норвегии морские десанты должны были в первую очередь захватить порты Осло, Арендал, Кристиансанн, Эгерсунн, Хёугесунн, Берген, Тронхейм и Нарвик, а воздушный десант – порт Ставангер. Здесь штабной работой по подготовке
морских операций руководил генерал-адмирал Заальвехтер, командующий группой военно-морских сил «Запад».
Пока на Западном фронте царило затишье, немцы попытались вести
морские операции с целью помешать снабжению Англии, нарушить ее заморскую торговлю и вызвать тем затруднения в ее экономической жизни. В директиве Гитлера германскому военно-морскому флоту о ведении войны против Англии указывалось: «Военно-морской флот ведет борьбу с торговым флотом противника, главным образом с английским»[49]. На первых порах германский военно-морской флот достиг некоторых успехов. За четыре месяца войны в 1939 г. было потоплено 222 торговых судна, принадлежавших Англии, ее союзникам и нейтральным государствам общим водоизмещением в 755392 тонны. За первые три месяца 1940 г. – 181 судно общим водоизмещением в 548435 тонн[50].
Четвертый признак группового плавания можно определить как технологическую однородность
морских операций , выполняемых судами при групповом плавании. Речь идет о том, что все участники группового плавания выполняют какую-то общую операцию: осуществляют буксировку, спасание, промысел, гидротехнические работы, научные исследования и т. п. Например, японский атомоход «Муцу», спущенный на воду в июне 1969 г., был выведен из эксплуатации, поскольку на нем было обнаружено радиоактивное излучение. Он стоял на приколе в разных портах Японии и к январю 1988 г. оказался в порту Оминате. Правительственной комиссией было решено провести осмотр судна в плавучем доке. Для этого был выбран плавучий док «Сагами». Длина дока 250 м, ширина – 52 м, рабочая осадка – 4 м, вместимость – 38 000 рег. т. В течение 5 суток группа из пяти буксиров, включая супербуксир «Осака» (мощность двигателя 14 тыс. л. с.), отбуксировали док к атомоходу на расстояние 560 миль. Затем группа из 7 буксиров, включая 5 буксиров, которые привели док к атомоходу, в течение 7 часов завели «Муцу» в док, где в июле 1989 г. был произведен его осмотр. По результатам осмотра «Муцу» был окончательно выведен из эксплуатации и стал музеем.[109] Технологическая однородность операций в данном случае проявилась в ряде последовательных буксировок с целью обеспечения осмотра атомохода «Муцу» в плавучем доке.[110]
«Флотоводцы эпохи Горшкова» считали учения о войне на море как иностранных, так и своих теоретиков военно-морского искусства буржуазным учением. Они критиковали научные труды П. Госта, А. Мехэна, Ф. Коломба, С. О. Макарова, Н. Л. Кладо, А. В. Немитца, Б. Б. Жерве по вопросам развития военно-морских сил и морской стратегии, не видели ничего поучительного для советского ВМФ в тех
морских операциях , которые проводили ВМС США, Великобритании, Германии, Японии во Второй мировой войне. Настольной книгой о войне на море для «мирных флотоводцев» стало произведение их непосредственного начальника С. Г. Горшкова «Морская мощь государства», где излагался один-единственный взгляд на проблему современной войны на море – советский океанский ракетно-ядерный флот по боевой мощи способен противостоять флотам США и НАТО на всех морях и океанах и может проводить стратегические наступательные и оборонительные операции на океанских театрах военных действий.
На СМП действуют: транспортный, спасательный, природоохранный флот; линейные, вспомогательные и портовые ледоколы; лоцмейстерские и гидрографические суда; морские порты и другие объекты берегового хозяйства; навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое и авиационное обеспечение, радиосвязь, аварийно-спасательная служба; базы снабжения и технического обслуживания флота; органы управления
морскими операциями (СМП, штабы морских операций, службы ледокольного флота Мурманского и Дальневосточного морских пароходств); операторы перевозок по СМП – Мурманское, Северное, Арктическое, Дальневосточное, Приморское морские пароходства и судоходная компания «Лукойл-Арктик-Танкер».
К началу войны подобные взгляды были конкретизированы и закреплены в руководящих оперативно-тактических документах «Боевой устав Морских сил РККА» 1937 г. и «Временные наставления по ведению
морских операций » 1940 г. Именно благодаря этим документам, и особенно последнему, Н. Г. Кузнецовым была осуществлена подготовка флотов к войне за несколько часов!
Для подготовки похода в Певеке и на острове Диксон были сформированы научно-оперативные группы при Штабах
морских операций , в состав которых включили сотрудников ААНИИ и Арктических территориальных управлений Госкомгидромета. Руководили этими группами кандидаты географических наук А. И. Арикайнен и В. Н. Купецкий, с которыми Г. Д. Бурков поддерживал тесные контакты.
Еще 28 июня, в канун немецкого наступления на Мурманском направлении, лорд Уильям Бивербрук, в то время один из лидеров консервативной партии и министр авиапромышленности Великобритании, в разговоре с послом СССР в Лондоне И. М. Майским признал, что «…Великобритании следует направить часть своего флота в район Мурманска и Петсама для
морских операций против немцев». Этот разговор был доведен до сведения правительства СССР. 29 июля министр иностранных дел СССР В. М. Молотов при встрече с британским послом в Москве Стефардом Крипсом заметил, используя полученную информацию: