Связанные понятия
Господство на море — решающее превосходство одной из сторон на морском театре военных действий (ТВД).
Война на море или Морская война заключается в вооруженной борьбе на морях и океанах, сюда же относятся военные (боевые) действия на реках, озёрах и искусственных водоёмах.
Эска́дра (от фр. escadre через итал. squadra от лат. exquadra — четырёхугольный боевой строй) — оперативное объединение в военно-морском флоте, предназначенное для решения оперативных боевых задач на морских и океанских театрах военных действий.
Дивизия, Дивизия кораблей, Дивизия морская (от лат. divisio — разделение) — основное тактическое формирование (соединение, дивизия) флота вооружённых сил (ВС) государств мира.
Западные подходы (англ. Western Approaches) — район Атлантического океана, омывающий с запада Британские острова. Ограничен с запада меридианом 30° W, с севера широтой острова Уэстрей, и с юга широтой мыса Лизард, соответственно.
Упоминания в литературе
Как и в случае с некоторыми другими сражениями на море, историки не дали описанному выше морскому бою определенного имени. Иногда его называют сражением при Каликуте, иногда – победой португальцев 1502 года. Оба названия неудачны, поскольку, используя первое,
морское сражение можно перепутать с обстрелами города Каликута, а второе ничего не говорит о месте, где оно произошло. Представляется наиболее удобным именовать его битвой при Малабаре – по названию ближайшего морского побережья, по аналогии с Ютландским или Уэссанским морскими сражениями (Ютландское сражение в Северном море у полуострова Ютландия 31 мая – 1 июня 1916 г. между основными силами британского флота («Грандфлит») и германского «флота Открытого моря». Несмотря на большое превосходство в силах (1 млн 144 тысячи тонн водоизмещения против 650 тысяч тонн у немцев, вес бортового залпа также в 2,5 раза больше), англичане не смогли разбить немцев и потеряли больше: 6097 человек убитых и 177 пленных против 2551 убитого. Потери в кораблях:
Моммзен пишет, что в начале войны Рим господствовал на море. По какой-то причине или ряду причин это государство, в основном не морское, добилось превосходства над своим морским соперником во время Первой Пунической войны, превосходство, которое имело продолжение. В ходе Второй Пунической войны не было ни одного крупного
морского сражения – обстоятельство, которое само по себе и еще более в связи с другими хорошо известными фактами указывает на превосходство, подобное тому, которое в другие исторические эпохи характеризовалось теми же чертами.
Но в первый период войны равновесие морских сил могло повлиять на исход борьбы в значительно меньшей степени, чем равновесие сухопутных сил. Это происходило от того, что флот страдал от присущего ему ограничения: он был привязан к морю и потому не мог наносить удары непосредственно враждебной нации. Основными задачами его явилась защита необходимых своей стране морских сообщений и действия на сообщения противника. Хотя необходимой предпосылкой для таких действий и может считаться победа в
морском сражении , однако и блокада в этом случае необходима. А так как результаты блокады сказываются не сразу, то и влияние ее могло бы оказаться решающим лишь в том случае, если бы армия не смогла обеспечить (хотя на это все рассчитывали) быструю победу на суше.
Решающее
морское сражение Пелопоннесской войны состоялось осенью 405 года у берегов Фракии. Под командованием Лисандра находилось 170 кораблей. Его противник Канон имел под своим командованием 180 триер. Стороны имели примерно равные силы, и поэтому исход битвы во многом зависел от искусства древнегреческих флотоводцев.
Неспособность разбить британский надводный флот в
морских сражениях привела к бурному строительству подводного флота и развертыванию крупномасштабной подводной войны. Командиры и экипажи подводных лодок демонстрировали отвагу и умение, несмотря на закрепившуюся за ними – в большинстве случаев незаслуженно – репутацию морских дьяволов из-за торпедирования невооруженных торговых судов. (Оценка этой формы военных действий в значительной степени зависела от того, «чьего быка забодали».) Во Второй мировой войне уничтожение вражеских грузовых судов считалось вполне оправданной мерой, и многие британские и американские подводные лодки заслужили известность благодаря большому количеству потопленного ими коммерческого тоннажа. Из-за неправомерных действий немногих своих подлодок германский подводный флот получил резкое осуждение в прессе и в мировом общественном мнении, а сила духа многих моряков-подводников, сжившихся с постоянной угрозой страшной смерти, не получила должной оценки, особенно после потопления «Лузитании» – сомнительной ценности в качестве цели для торпед, но бесценной пищи для союзнической пропаганды.
Связанные понятия (продолжение)
Кильватерная колонна (строй кильватера) — строй кораблей, при котором они следуют на установленном между ними расстоянии (дистанции) в кильватерной струе, один за другим, иначе говоря, в кильватер друг другу. Иногда по отношению к такой формации использовалось название анфилада.
Угольщик , иногда углевоз (англ. Collier) — тип судна специальной конструкции, предназначенный для перевозки угля насыпью.
Аборда́ж (фр. abordage, от bord — борт судна; boarding) — способ ведения морского боя во времена гребного и парусного флотов, а также способ сцепления кораблей для передачи (приёма) грузов или людей.
Блокада или обложение — военные действия, направленные на изоляцию неприятельского (вражеского) объекта путём пресечения его внешних связей.
Боевое траление — метод уничтожения мин путём их подрыва, как правило, глубинными бомбами.
Морская блокада — система мер, предпринимаемых во время вооружённого конфликта с целью прекращения доступа к морскому побережью противника, чтобы вынудить его отказаться от использования собственных или оккупированных им портов, военно-морских баз, побережья и примыкающих к ним морских вод для торговых и иных связей морем с другими государствами.
Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.
Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже Российской Федерации) собственно боевых катеров нет. Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».
Флагманский корабль — флагман, корабль, на котором находятся командующий или командир соединения, штаб и флагманский командный пункт (ФКП), оборудованный средствами управления. На ФКП развёртываются штабные посты, находятся офицеры связи взаимодействующих соединений и частей флота (флотилии), сухопутных войск и авиации. Флагманский корабль носит флаг, присвоенный командиру данного соединения. В ночное время флагманский корабль носит флагманский огонь. Флагманским кораблём обычно называют также лучшие...
Морской десант — специально назначенная группировка сил морской пехоты и/или сухопутных войск, которая высаживается на защищаемый противником участок побережья и предпринимает наступательные действия с моря на сушу.
Ави́зо (исп. aviso, итал. avviso «уведомление»), посыльное судно или авизное судно — небольшой военный, сравнительно быстроходный корабль, который использовался для разведки и посыльной службы в XVII—XIX вв. В русском флоте специально авизо не строились, а в этих целях обычно использовались устаревшие суда (корабли).
Шпринг (нидерл. spring) — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь-цепь, другим концом проведенный на корму, для удержания корабля (судна) в заданном положении. В парусном флоте заводился для наиболее эффективного использования бортовой артиллерии на якоре.
Морская операция — совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени морских сражений, боёв и ударов, проводимых группировками разнородных сил флота как самостоятельно, так и во взаимодействии с соединениями (частями) других видов вооружённых сил в соответствии с единым замыслом и планом в ограниченном районе (зоне) океанского театра военных действий для решения отдельных наиболее важных оперативных задач, как правило, в рамках операции флота.
Корабль — судно, входящее в состав военно морского флота, имеющее возможность выполнения боевых либо специальных задач. Корабль обладает вооружением и другой военной техникой, имеет экипаж, находящийся на военной службе и несёт военно-морской флаг, определяющий его государственную принадлежность. Для военно-морского флота корабли представляют собой его корабельный состав, их вооружение является основой боевых средств ВМФ. Подводные корабли (подводные лодки) и надводные относятся к разным родам сил...
Морской конвой (фр. convoi: сопровождение, сопутствие) — формирование, состоящее из группы передвигающихся по единому маршруту военных кораблей для защиты от неприятеля транспортов, перевозящих стратегические грузы. Создается на время перехода.
Треба́ка , трамбак, трембакул, трабакколо, требакула (от итал. trabaccolo) — парусное двухмачтовое грузовое, торговое или рыболовецкое судно, распространённое на Средиземноморье в начале XVII века.
Ре́йдеры (англ. raider) — название крупных надводных военных кораблей, вспомогательных крейсеров, или переоборудованных специальным образом коммерческих судов, которые в одиночку или с малым сопровождением (не эскадрой) во время войны занимаются нарушением вражеских коммуникаций, топя транспорт и торговые суда.
Королевские военно-морские силы Дании (дат. Kongelige Danske Marine) — один из видов вооружённых сил Дании. В основном включают в себя военно-морской флот, военно-морскую авиацию, части и подразделения специального назначения.
Берегова́я артилле́рия — вид морской артиллерии (наряду с корабельной артиллерией), предназначенный для защиты военно-морских баз, торговых портов, промышленных и административных центров, расположенных в прибрежном районе, а также наиболее важных участков побережья и островов от нападения противника с моря. Кроме того, на береговую артиллерию возлагается задача обороны проливов и узкостей, чтобы не пропускать через них корабли противника.
Береговые укрепления — система фортификационных сооружений, предназначенных для береговой обороны. Сооружались в основном перед войной для обороны военно-морских баз, портов, важных участков морского побережья, островов и проливов от нападения противника с моря.
Турума (швед. turuma) — тип судна в шведском флоте XVIII века, разработанный Фредериком Хенриком Чапманом, подкласс шхерных фрегатов (skärgårdsfregatter).
Минный транспорт — крупный корабль, основным/одним из основных назначений которого является доставка на борту в район операций группы минных или торпедных катеров (вооружённых шестовой миной либо буксируемой миной или торпедами соответственно). Впервые идея создания подобного класса корабля была предложена лейтенантом (впоследствии - вице-адмиралом) С. О. Макаровым в 1876 году и воплощена на следующий год переоборудованием в минный транспорт пассажирского парохода «Великий князь Константин».
Вое́нно-морска́я база — район побережья и прилегающего участка моря, обеспечивающий дислокацию (обычно рассредоточенную) и широкий манёвр сил. Способна предоставлять базирующимся все виды обеспечения. Различают как комплекс сооружений и как формирование.
Дивизио́н корабле́й — постоянное формирование на флоте, первичное тактическое соединение однородных кораблей 2-го, 3-го и 4-го рангов.
Пина́с (также тамила, реже пинасс, пинасса, нидерл. pinas, исп. pinaza) — в XVI веке парусно-гребное судно. Использовалось как посыльное, разведывательное, канонерская лодка, или как рабочий баркас корабля. Могло быть разборным. В XVII—XVIII веках — трёхмачтовое судно. Получил распространение в северной Европе.
Монито́р (англ. monitor — «наблюдатель, контролёр») — класс низкобортных броненосных кораблей с мощным артиллерийским вооружением, преимущественно прибрежного или речного действия, для подавления береговых батарей и разрушения береговых объектов противника.
Брандер (нем. Brander) — судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами (ВВ), используемое для поджога или подрыва вражеского корабля с целью его уничтожения. Могло управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота. В эпоху парового флота термин «брандер» стал применяться и к кораблям, предназначенным для затопления с целью блокирования судоходных фарватеров на внутренних рейдах и в проливах. Так, во...
Охрана водного района (ОВР) — организация в составе военно-морской базы, предназначенная для обеспечения основных сил флота в районах его базирования от действий противника со стороны моря.
Гидрографи́ческое су́дно — судно, предназначенное выполнять морские, речные и озёрные промерные и лоцмейстерские работы. Водоизмещение гидрографического судна составляет 1,5—2 тысячи тонн и зависит от цели и района работ. Если необходимо выполнять работы на мелководье, то используют катера, имеющиеся на судне.
Дюнкеркское каперство — сеть корсаров и приватиров, которые при поддержке испанского правительства препятствовали рыболовству и торговле Соединённых провинций в годы их борьбы за независимость. Базировались на западе Фландрии — в защищённых дюнами от нападения с тыла Дюнкерке, Ньивпорте и Остенде.
Подробнее: Дюнкеркские корсары
Берегова́я оборо́на (БО) — совокупность сил и средств флота с фортификационными укреплениями и системой противодесантных и противовоздушных сооружений, предназначенные для защиты военно-морских баз, портов и важных прибрежных районов.
Военные действия на
море во Вторую мировую войну в основном развертывались на двух театрах военных действий: в Атлантике (между Великобританией и Германией) и на Тихом океане (между США и Японией).
Артиллери́йский ка́тер (АКА) — надводный корабль малого водоизмещения, основным вооружением которого является ствольная или реактивная артиллерия (как правило, одна-две 37-мм — 88-мм универсальные артиллерийские установки и 12,7-мм — 14,5-мм пулемёты).
Ост-Индская станция (англ. East Indies Station) — заморское командование в составе Королевского флота, отвечавшее за Индийский океан, и некоторое время за Персидский залив и Дальний восток.
Килева́ние (от слова «киль») — наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части. Килевание производится до появления киля над водой. Разновидностью килевания является кренгование — наклон судна без выхода киля из воды, применяемый для чистки подводной части от обрастаний: ракушек и т. п., и для мелкого ремонта обшивки корпуса.
Китайская станция (англ. China Station) — самостоятельное командование в составе Королевского флота, существовавшее с 1865 по 1941 годы.
Шхе́рный флот (официальное название — Арме́йский флот; швед. Skärgårdsflottan, Arméns flotta; также галерный флот, гребной флот) — формирование шведских военно-морских сил, существовавшее в 1756—1823 годах: объединение боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были вёсла.
Линейная тактика — теория и практика подготовки и ведения боя в линейных боевых порядках при равномерном распределении войск (сил флота) по фронту, существовавшая в XVII—XIX веках.
Флот (фр. flotte, нидерл. vloot) — крупное объединение кораблей и членов их экипажа как правило под единым командованием. Мелкое объединение кораблей (речное или озёрное) обычно называют флотилией. Командующий флотом называется адмиралом. Главный корабль флота именуется флагманом. Иногда, по аналогии используют термин воздушный флот.
Самоходная баржа — баржа с энергетической установкой (двигателем), обеспечивающей её движение.
Противолодочный корабль — военный корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками, как правило, одновременно способен бороться и с воздушными целями.
Корабли поддержки десанта — корабли и катера специальной постройки или (чаще) представляющие собой целевую модификацию десантных плавсредств (десантных кораблей, катеров, самоходных барж), предназначенные для непосредственной огневой поддержки морского десанта оружием, характерным для сухопутных войск и морской пехоты (крупнокалиберные пулемёты, модифицированные полевые и танковые орудия, миномёты, реактивные системы залпового огня) или ПВО амфибийно-десантных соединений на переходе и в районе высадки...
Батаре́йная па́луба — одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения орудий среднего калибра и жилых отсеков.
Торпедная атака — сочетание манёвров корабля с применением торпедного оружия для поражения морской цели (противника) для её уничтожения или выведения из строя.
Десантный корабль — класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.
Упоминания в литературе (продолжение)
Этот маневр был повторением, но только с более точно рассчитанным замыслом, маневра во время
морского сражения у о-ва Саламин. Он по своей форме напоминает японскую борьбу «джиу-джитсу», основанную на применении неожиданных приемов.
Освоение Дикого Запада требовало больших денежных затрат и времени. Американцы европейского происхождения бросили все силы на истребление коренных жителей и на построение цивилизованного (т. е. обеспеченного с точки зрения материальных благ) общества.
Морские сражения не представляли для США в тот момент никакого интереса, а все внимание американцев было сосредоточено на завоевании новых территорий.
Более полувека тому назад в описательной историографии Русско-японской войны произошло то, что сейчас бы назвали «знаковым событием», – свет увидело первое объективное исследование знаменитого
морского сражения при Цусиме русского и японского флота, завершившееся победой последнего.
Несмотря на изменения характера вооружений, с XVII века до середины XX тактика линейного боя изменилась мало, как и роль флагманов. По-прежнему боевую линию делили на авангард, центр и арьергард, каждым из которых командовал адмирал соответствующего ранга. Крейсеры с механическими двигателями пришли на смену парусным фрегатам и корветам, а миноносцы заменили брандеры. Правда, возросла дистанция боя. Теперь уже адмиралы не могли наблюдать друг за другом, как то бывало в эпоху парусных кораблей, и тем более участвовать в абордажных схватках. В дальномеры на горизонте видели только силуэты кораблей и посылали в них снаряды, иногда даже не замечая попаданий. Мины, подводные лодки, авиация уже начинали играть свою роль в
морских сражениях . Но в полную силу они стали использоваться позднее.
Могучий Антоний, очевидно, любил тяжелые громоздкие предметы, и, будь у противника слабые нервы, тот бы наверняка обратился в бегство, увидев перед собой огромных «левиафанов», вроде корабля царицы Клеопатры, оснащенного непробиваемым для вражеских таранов броневым поясом. Но флотоводец Октавиана, Агриппа, имел железный характер, большой опыт
морских сражений и прекрасный флот, составленный из быстроходных либурн – еще одного ценного приобретения хозяйственных римлян.
ЦУСИМСКОЕ
МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ – сражение между русской эскадрой и японским флотом 14–15 мая 1905 г. в Цусимском проливе.