Связанные понятия
Аутбэк (англ. Outback — «задворки», «глушь», «необжитая территория») — обширные практически ненаселённые засушливые внутренние районы Австралии. По сравнению с бушем аутбэк воспринимается как более далёкий и пустынный. Общая площадь аутбэка — около 5,36 миллиона квадратных километров, что составляет около 70 % площади всего континента.
Городское сельское хозяйство (также городское фермерство или городское садоводство, англ. urban agriculture) — практика выращивания, переработки и распределения продуктов питания в городской местности или вокруг неё. Городское сельское хозяйство может также включать животноводство, аквакультуру, агролесоводство, городское пчеловодство и растениеводство. Эти виды сельского хозяйства могут также происходить в пригородных районах, а сельское хозяйство в этих районах более разнообразно.
Социальное жильё (англ. social housing) — способ обеспечения граждан жильём, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету.
Да́ча — загородный дом для городских жителей, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания.
При́город — общее название населённой территории или населённого пункта, находящегося за административной границей города, неподалёку от неё. Большинство современных пригородов являются «спальными районами» со множеством жилых домов. У многих пригородов есть некоторая степень политической автономии и в них более низкая плотность населения, чем во внутренних районах города, в основном за счёт индивидуального жилья. Механический транспорт, включая автомобили и высокоскоростные поезда, в XX веке позволил...
Упоминания в литературе
Для развития края требовался прогноз о перспективных населённых пунктах. Приамурский генерал-губернатор Сергей Михайлович Духовской шлёт запрос военному губернатору Приморской области Павлу Фёдоровичу Унтербергеру. 31 января 1896 года приходит ответ: «На предложение Вашего Высокопревосходительства от 3 октября 1895 года относительно выяснения вопроса о том, в каких пунктах вдоль Уссурийской железной дороги возможно ожидать возникновения городов или значительных поселений, имею честь сообщить. В настоящее время вблизи станции (Надеждинская – Прим, ред.) нет никаких селений, но
здесь находятся удобные места для их образования… Поселения, если не земледельческие, то промышленные, и они будут тяготеть к Надеждинской станции. Кроме этого, от станции самый удобный путь для прокладки ж/д на Сучан[15], где богатые залежи угля. Все эти данные заставляют предполагать, что у самой станции Надеждинской впоследствии может образоваться если не городок, то, во всяком случае, значительное торгово-промышленное поселение. У Раздольного, Городечни и Тереховки нет данных для образования каких-нибудь центров».
Русская колония Ташкента в начале XX в. претерпела качественное и количественное изменение. Большое влияние оказала миграция в Туркестан русского населения из внутренних областей России, чему во многом способствовало улучшение путей сообщений, особенно ввод в действие Среднеазиатской железной дороги. Развитие хлопкового рынка вызвало приток квалифицированных русских рабочих на хлопкоочистительные заводы. Среднеазиатская железная дорога также способствовала росту числа рабочих, занятых на ее обслуживании и строительстве новых станций, железнодорожных мостов, складов и пр.[8] Постепенно в Ташкенте, как и во всем Туркестане, стал формироваться ранее невиданный здесь класс – пролетариат. Рост числа доходных предприятий – хлопкоочистительных, торговых, по производству спирта и водки, и появление банковских и страховых контор привело к быстрому росту массы
состоятельных людей. Расширение административного аппарата, увеличение количества учебных и медицинских заведений также способствовало приезду в Ташкент значительного числа интеллигенции. Русская часть населения города продолжала также традиционно пополняться отставными офицерами и уволенными со службы солдатами, проходившими службу в туркестанских войсках.
Несмотря на отсталость российской экономики, на основных дорогах существовала развитая система перевозки пассажиров. Самым быстрым видом транспорта являлся государственный дилижанс – почтовая карета, обычно запряженная четверкой лошадей, где четверо пассажиров ехали внутри и еще трое – снаружи, вместе с кондуктором и кучером (что стоило дешевле). Кроме того, существовали общественные дилижансы, более медленные и дешевые, которые перевозили до десяти пассажиров, тогда как у более зажиточных семей имелись
собственные экипажи. Функционирование дорог находилось в ведении государства, которое строго контролировало передвижения граждан. Лошадей следовало менять на находящихся в ведении все того же государства почтовых станциях, располагавшихся примерно через каждые 15–30 км, где всем распоряжался станционный смотритель, который «был обязан отдавать предпочтение пассажирам, находящимся на государственной службе. Обычный путешественник мог часами или даже днями ждать лошадей, но процесс можно было ускорить с помощью взятки»[8].
Благодаря построенному в 1872 году отрезку железной дороги от Ростова-на-Дону до Ставрополя (далее до Владикавказа) транспортное сообщение между центром и Кавказскими Минеральными Водами было полностью налажено, в результате чего начался новый этап в истории развития этого региона, связанный с большим притоком желающих здесь поселиться и пройти лечение в бальнеологических станциях. В создавшейся благоприятной экономической ситуации возможного большого притока больных из центральных регионов Российской империи в регионе КМВ назрел вопрос о проведении серьезной разработки и отделки минеральных источников в соответствии с требованиями гидротехники. В результате по инициативе С. А. Смирнова в начале 1874 года был приглашен знаменитый французский инженер-гидрогеолог Жюль Франсуа, который принимал до этого
участие в благоустройстве многих известных европейских бальнеологических курортов, например Виши, Баларюк-ле-Бен, Прешак-ле-Бен и Баньер-де-Люшон. Жюль Франсуа кроме инженерных гидрогеологических изысканий писал и научно-популярные книги, например Thermes de Bagnères de Luchon département de la Haute-Garonne («Термальные воды Люшона в департаменте Верхние Пиренеи»), которые принесли ему не меньшую известность, чем разведка термальных и минеральных источников. Гидрогеолог прибыл в Пятигорск в конце марта 1874 года, и уже первое знакомство с источниками дало ему право писать: «В целой Европе не существует такого счастливого сочетания столь разнообразных ключей на сравнительно небольшом пространстве. Без сомнения, с выполнением предполагаемых технических работ кавказские воды должны стать в ряду лучших европейских вод».
Олмстед и его партнер Калверт Вокс привлекали людей в Центральный парк, создав там катки, пруды с лодочными станциями и концертные площадки. Ван Валькенберг и его команда продолжили эти традиции активного и пассивного отдыха, только вместо викторианских беседок и эстрад для оркестров здесь появятся баскетбольные площадки и гигантские кинотеатры под открытым небом. Сочетание частной застройки и общественных функций некоторые критики сочли отклонением от нормы, однако и этому есть подтверждение у Олмстеда: он утверждал, что финансовая выгода от строительства парков состоит именно в том, что они повышают стоимость прилегающей недвижимости и доходы города. В других зонах парка нынешние ландшафтные архитекторы пошли дальше своих предшественников. Проекты Центрального парка, Проспект-парка и других отчасти основывались на воссоздании идеализированных природных ландшафтов – британских и американских. Так, в Центральном парке появились Овечья поляна и «дикая» роща, а в Проспект-парке – живописное искусственное озеро и ущелье, напоминающее горы Адирондак. Ландшафты, которые ван Валькенберг и его команда создадут в Бруклине, связаны с местоположением парка. Здесь будут прибрежные кустарники, низины с ручейками, заповедники в заболоченных зонах и на отмелях. «Мы попытались отразить своеобразие местности, использовать эти природные зоны в качестве трамплина для создания функционирующей среды, которая в
дальнейшем заживет собственной жизнью при минимальном вмешательстве человека», – поясняет ван Валькенберг. Если во времена Олмстеда ландшафтные архитекторы рассматривали свои творения как антитезу окружающему промышленному городу, ван Валькенберг считает парк у Бруклинского моста неотъемлемой частью его городского окружения.
Связанные понятия (продолжение)
Акихаба́ра (яп. 秋葉原) — квартал в Тиёде, специальном районе Токио. Он находится менее чем в пяти минутах езды от железнодорожной станции Токио.
Детские железные дороги (ДЖД) — учреждения дополнительного образования детей, в формате которых выстроена уникальная система профориентации школьников на профессии железнодорожного транспорта с помощью игры, учебы и "работы" в формате "как взрослый". На сегодняшний день это крупнейшие центры профориентации в России. В процессе обучения на ДЖД юные железнодорожники (учащиеся детских железных дорог) знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта: машинист локомотива, проводник пассажирских вагонов...
Го́род — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики. Является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность постоянного и временного населения города.
Плавучий дом или хаусбо́т (англ. houseboat; рус. дом-корабль) — судно, которое спроектировано для использования в качестве жилого дома. Некоторые хаусботы не имеют мотора, так как обычно пришвартованы, закреплены в определённом месте или подведены к берегу для подключения судна к электросети и водопроводу, вместе с тем многие другие оснащены современными лодочными моторами, автономной системой энергоснабжения и способны совершать продолжительные круизы.
Рублёвка — неофициальное название территории к западу от Москвы вдоль Рублёво-Успенского, Подушкинского, 1-го и 2-го Успенских шоссе, включающей часть территории Одинцовского района Московской области, застроенной дачами бывшей советской элиты, фешенебельными коттеджными посёлками и резиденциями высших должностных лиц государства.
Озёрный край (англ. Lake District) — горный регион в Северо-Западной Англии, в графстве Камбрия. Территория историко-культурной области практически совпадает с Камберлендскими горами.
Мёртвый торговый центр (англ. dead mall) — термин для обозначения торгового центра с высоким процентом свободных торговых площадей, либо низким уровнем потока потребителей, или каким-либо образом устаревающего, либо конструктивно загнивающего.
Данная статья посвящена экогородам. По теме экопоселений имеется отдельная статья.
Подробнее: Стабильный город
Фабричный поселок, заводской поселок («индустриальная колония») — это центр поселения, основанного вокруг предприятия, которое является собственником всего городского комплекса. Этот комплекс включает собственные постройки индустриального предназначения (фабрика, склады), жилые здания рабочих предприятия и, обычно, такие сооружений как школы, лавки, церковь и т. д. Этот тип поселений возникает с целью гарантировать наличие рабочей силы для определенной экономической деятельности.
Транспорт в Новой Зеландии — система средств для перевозки пассажиров и грузов на территории Новой Зеландии. В настоящее время основные перевозки производятся на автомобильном транспорте и авиацией. Исторически до европейской колонизации племена маори использовали реки для перемещения, в XIX веке началось активное строительство железных дорог.
Отходничество — временная, чаще всего сезонная работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в Российской империи один из значительных источников дохода крестьянского населения. Будучи тесно связанным с внутренней миграцией, oтходничество возродилось и в постсоветской России, где оно часто известно как вахтовый метод трудоустройства.
Голливу́д (англ. Hollywood : holly — падуб, wood — лес) — район Лос-Анджелеса, расположенный к северо-западу от центра города, в штате Калифорния. Традиционно Голливуд ассоциируется с американской киноиндустрией, поскольку в этом районе находится много киностудий и живут многие известные киноактёры.
Плановый город (также новый город) — город или посёлок (в России и странах СНГ также посёлок городского типа), быстро, но при этом планомерно созданный на ранее неосвоенной человеком местности.
Грабовзее (нем. Grabowsee) — заброшенный архитектурный комплекс бывшего санатория для больных легочными заболеваниями.
Модель Манна (англ. Mann's model) — модель городского развития, сочетающая в себе секторную модель и модель концентрических зон. Город состоит из четырёх основных зон (центрального делового района, переходного района, района таунхаусов и пригорода), в которых проживают средний класс, низший средний класс, рабочий класс и низкоквалифицированный рабочий класс. Модель городской социологии объясняет структуру социальных групп в городе, и впервые предложена профессором социологии Питером Генри Манном...
Переносные дома — сборные дома, построенные на заводе, а не на месте, а затем доставленные в месторасположение. Так же называют дома-прицепы, которые могут быть перевезены по обычным дорогам с использованием тягача; они сейчас используются преимущественно как дома отдыха или временные дома.Бывают совершенно разных типов.
Вокза́л — комплекс зданий и сооружений или одиночное здание, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения (железнодорожных, водных, воздушных) (например, на станции, в порту, аэропорту), предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа. В зависимости от рода пути сообщения различают вокзалы железнодорожные, морские, речные, аэровокзалы, автобусные и комплексные, совмещающие несколько видов вокзалов. В силу наибольшей доступности железнодорожного транспорта и популярности...
«Кармели́т » (ивр. כרמלית) — средство подземного общественного транспорта в израильском городе Хайфе. Название происходит от горы Кармель, в которой проложен тоннель.
Дачный посёлок — тип населённого пункта, состоящее из группы домов индивидуальной постройки (дач), как правило, не предназначенными для постоянного (круглогодичного) проживания, расположенных на отдельных (индивидуальных) участках. В отличие от садоводческих товариществ в дачных посёлках выделяемые участки предназначены в первую очередь для жилищного строительства, а не для сельского хозяйства. В России населённый пункт, называемый дачным посёлком, обладает статусом посёлка городского типа, а его...
Жили́ще — традиционное, постройка или природное укрытие, приспособленное для обитания человека. Помимо практической функции, жилище выполняет символическую роль - воплощает идею структурированного человеческого культурного пространства, защищённого от внешнего хаоса, осуществляет связь с предшествующими поколениями семьи или рода. В этом смысле под жилищем подразумевается не только собственно жилая постройка, но и дом в широком...
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Технологическая и индустриальная история США описывает формирование наиболее мощной и технологически развитой страны мира. Быстрая индустриализация США в XIX веке стала возможной благодаря доступности земли и рабочей силы, климатическому разнообразию, наличию сети рек, каналов и морских побережий, удобных для транспортировки грузов, обилию природных ресурсов, облегчающих доступ к дешевой энергии, развитию транспорта и наличию капитала. В этом столетии на базе примитивной аграрной экономики развилась...
Канадский ранг (фр.-кан. la côte canadienne, фр. le rang canadien) — система разделения помещичьих земель Новой Франции под руководством короля Людовика XIII, давшая своё название многим местам нынешней канадской провинции Квебек.
Гости́ница , оте́ль (от фр. hôtel) — средство размещения, состоящее из определённого количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум — заправка постелей, уборка номера и санузла). Гостиницы подразделяются на различные классы в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров. Историческое название недорогой гостиницы в России — постоялый двор.
Железнодорожный транспорт Великобритании — старейший в мире, первая общественная железная дорога на локомотивной тяге открылась в 1825 году. Практически все железнодорожные пути находятся в управлении Network Rail, которая на 2010 год владела 15 754 километров путей европейской колеи, из которых 5 429 км были электрификацированы. Среди них есть однопутные, двухпутные и четырёхпутные пути. Помимо этой сети в некоторых городах развит железнодорожный общественный транспорт (включая обширную сеть Лондонского...
Трек вокруг Аннапурны (англ. Annapurna Circuit Trek, также известен как «Кольцо Аннапурны») — многодневный пеший туристский маршрут в Непале. Маршрут проходит в Гималаях по тропам, соединяющим населённые пункты в окрестностях горного массива Аннапурна. Протяжённость пути, в зависимости от выбора начальной и конечной точек, составляет от 140 до 220 км, продолжительность похода — от 10 до 20 дней, наибольшая достигаемая высота — 5416 метров над уровнем моря (перевал Торонг-Ла).
Экономика (хозяйство) Империи инков — структура и принципы построения хозяйства государства Инков, древнего государства доколумбовой Южной Америки, существовавшего в период с XV по XVI века́ н. э. на территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, Аргентины и Чили.
Канатный парк или Тайпарк (от англ. tie — узел, связь, веревка) — комплекс аттракционов, расположенных на высоте более двух метров. Каждый, вошедший в тайпарк, имеет возможность почувствовать себя альпинистом, скалолазом или просто ловким человеком. Аттракционы связаны в единую логическую цепь с общими условиями прохождения и делятся на три группы...
Предприятие общественного питания — общее название организации, которая оказывает услуги общественного питания посредством: производства кулинарной продукции, её реализации и организации питания различных групп населения.
Римские дороги (лат. viae — дороги; ед. ч. via) — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров.
Короле́вство Хорва́тия и Славо́ния (хорв. Kraljevina Hrvatska i Slavonija, венг. Horvát-Szlavón Királyság, нем. Königreich Kroatien und Slawonien) — соединённое королевство, входившее в состав Австро-Венгерской империи и принадлежавшее к её Транслейтанской части; состояло из Королевства Хорватия, Королевства Славония и лежащей между ними так называемой бывшей хорватско-славонской Военной границы. Граничило на севере и востоке с Венгрией, от которой отделялось реками Дравой и Дунаем, на юго-востоке...
Сюда перенаправляются запросы сакбе и сакбеоб. Статья описывает коммуникации майя, расположенные на земле. О морских и речных коммуникациях этой цивилизации можно узнать в статье Водные коммуникации майя...
Подробнее: Наземные коммуникации майя
«О́ки » (англ. Okie) — название, используемое уже в 1907 году в США в основном для обозначения жителей штата Оклахома. Является производным от названия штата.
Малый город (городок) — это поселение, которое больше, чем сельский населённый пункт, но меньше, чем крупный город. Размер и определение того, что представляет собой малый город, существенно варьирует в разных частях мира.
Система открытых полей (англ. open field system) — одна из систем землепользования в средневековой Европе, наиболее характерная для Англии. При системе открытых полей пахотные земли сельского поселения делились на наделы крестьян, которые не огораживались. В пределах одного поля каждый крестьянин имел одну или несколько полос пахоты, которые чередовались с полосами других крестьян и феодала, при этом, однако, сохранялось единство пахотного пространства, а поле обрабатывалось совместными усилиями...
Макиладо́ра (исп. maquiladora «такса за помол муки») — промышленное предприятие сборочно-конвейерного характера с явными признаками международного разделения труда. Как правило, учредителями и главными управляющими макиладоры являются главы крупных иностранных корпораций — в первую очередь США, которые переносят сборку товаров в развивающиеся страны с дешёвой рабочей силой. Наиболее часто термин используется для описания американских сборочных предприятий в Мексике, расположенных, как правило, в...
Арколо́гия (слово-гибрид из двух слов: архитектура и экология) — архитектурная концепция, учитывающая экологические факторы при проектировании сред обитания человека. Основные принципы аркологии развиты итало-американским архитектором Паоло Солери. В более узком смысле под аркологией понимают идею о том, что путём воздвижения больших, самодостаточных, хорошо спланированных, многоуровневых конструкций (гиперструктур), вмещающих в себя население целого города, можно уменьшить негативное воздействие...
О́хта — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы, в Красногвардейском районе.
Геделон (фр. Guédelon, Guédelon Castle) — современный проект постройки средневекового замка. Цель проекта — построить замок, используя исключительно методы и материалы, которые использовались в средневековье. Ориентировочное окончание проекта — в 2020-х годах. Проект должен стать настоящим восстановлением средневекового замка XIII века. Расположен близ города Трейньи, департамент Йонна (Бургундия), Франция.
Лаогай (кит. трад. 勞改, упр. 劳改, пиньинь: láogǎi), аббревиатура от Láodòng Gǎizào (кит. трад. 勞動改造, упр. 劳动改造, палл.: Лаодун Гайцзао), с кит. — «исправление посредством труда», — лозунг системы уголовного правосудия Китая, применяемый для обозначения исправительно-трудовых и тюремных ферм в Китайской Народной Республике (КНР). Лаогай отличается от лаоцзяо, что означает «перевоспитание с помощью работы», который был системой административного задержания для людей, которые не были преступниками, но...
Упоминания в литературе (продолжение)
Те же соображения касаются и государственной почтовой службы: поскольку ее становление шло на протяжении достаточно продолжительного отрезка времени, установить точные годы основания станций (станков) в районе современных населенных пунктов не представляется возможным. Например, по картам разных лет видно, что как минимум одна почтовая станция – Тигровая – находилась между Надеждинским и Раздольным, ближе к первому селению. А из приведенной в приложении газетной статьи понятно, что,
например, в 1883 году почтовая станция Раздольное находилась в 5 верстах от одноименной пароходной пристани… Так что к настоящему времени годом рождения селения Раздольного, подтвержденным документами, является 1866-й.
Аллауи ввел циклы спорта противостояния (французский бокс) для школьников на каникулах. Программа «Спорт и гражданство» направлена на то, чтобы показать, как принципы спорта (правила, судейство, ограничения и т. д.) применяются в жизни, что создает возможность диалога между молодежью и социальными службами (вопреки известному росту недоверия к последним со стороны молодежи). В результате emergence стал катализатором укрепления социального мира в регионе, способствуя восстановлению диалога молодежи и служб города. Уже первый год работы этого комбинированного подхода в Гавре дал заметные результаты. Через 5 лет в районе, где 12 000 жителей, мелкая уличная преступность и вандализм сократились на 30 %, атаки на полицию, поджоги грузовиков и машин «Скорой помощи» – на 35 %, а местная станция пожарной охраны стала нанимать
персонал из числа жителей района.
Пригородная зона обеспечивает город необходимыми для его жизнедеятельности природными ресурсами, прежде всего водными, и служит местом производства малотранспортабельной и скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Она часто становится поставщиком для строек города строительных материалов из добываемых здесь же глины, песка, гравия, известняка, если такое производство не вступает в резкое противоречие с требованиями охраны ОС. Пригородная зона служит и зоной отдыха. В пределах пригородной зоны размещаются многие объекты жилищно-коммунального комплекса (водопроводные станции, полигоны для захоронения отходов, мусороперерабатывающие заводы, тепловые электростанции).
Здесь же обычно располагаются наиболее сложные и емкие по территории транспортные устройства и системы (аэропорты, сортировочные и грузовые станции, грузовые речные порты). Радиус пригородной зоны больших городов составляет: для города числом жителей от 0,1 до 0,5 миллионов – от 20 до 25 км; от 0,5 до 1миллионов – от 25 до 30 км; свыше 1 миллиона – 35 км.
Председатель ЦИК и глава СНК Абхазии Нестор Лакоба начал активно участвовать в обустройстве и облагораживании будущего дома отдыха ЦИК «Мюссера» буквально с первого дня его строительства. Его помощь заключалась в создании замкнутого ограждением дендропарка, проведении ландшафтного дизайна и высаживании разного вида цитрусовых деревьев, эвкалиптов, чайных кустов и винограда. Необходимую практическую помощь на условиях полной секретности (по жесткому требованию И.В. Сталина) в агротехнических
работах на территории строящегося дома отдыха, оказывали Сухумский филиал ВНИИ чая и субтропических культур (располагался на улице Чавчавадзе, д. 20, был создан в 1926 г. по инициативе Н.И.Вавилова и при активной поддержке Н. Лакобы) и Сухумская опытная станция субтропических культур, располагавшаяся п. Гульрипш, особенно агроном-цитрусовод Н.В. Рындин. Так, например, сохранившиеся до наших дней дневники и черновики проектов и смет НА Лакобы свидетельствуют обо всех агротехнических мероприятиях, которые вел руководитель Абхазии на объекте «Мюссера» в период с 1931 по 1936 год по личным указаниям И.В. Сталина. Финансовую часть расходов на обустройство территории правительственной резиденции «Мюссера» курировал председатель ВСНХ Абхазской ССР Б.Т. Зантария. Известен факт устного распоряжения Сталина, переданного для Лакобы наркомом юстиции Грузинской ССР Г.Ф. Стуруа:«…Посадить 50 шт. мандариновых деревьев в саду при даче и чтобы сделали это без шума…». Лакоба с Нилом Рындиным посадили сто саженцев мандаринов сорта «Уншиу» (группа Сатсума) и еще сто апельсиновых деревьев палестинского сорта Шамаути или Яффо (в СССР его часто называли «Яффа»).
Обжить магистраль – значит, иметь людей, поселившихся здесь навсегда. Опыт показывает, что никакие коэффициенты и северные надбавки не помогут, если нет хорошего жилья, высокоразвитой сферы бытовых услуг и предприятий культуры. Вот почему мы придаем этому вопросу повышенное значение. В прошлом году были перевыполнены планы ввода объектов жилья в эксплуатацию, но на всех
практически станциях и не начато строительство внешних водопроводных сетей и канализации. Пришло время обратить особое внимание на концентрацию сил и средств.
В 1926 г. из 23 канализованных городов пять (Одесса, Тифлис, Самара, Петергоф и Гатчина) имели общесплавную систему канализации, остальные – раздельную. Общее протяжение всей уличной сети (без Гатчины) составляло 1516 верст. Сплавляли загрязненные воды без всякой очистки в море Севастополь, Петергоф и Ялта, в большие реки – Ростов-на-Дону, Пермь и Нижегородская ярмарка. При этом очистка вод ограничивалась задержанием грубых нерастворимых частиц на решетках (в Оренбурге и Самаре), «осадочники» имелись лишь в Нижнем Новгороде и Саратове. Поля орошения и поля фильтрации имели только московская, одесская, киевская и сталинградская канализации. В Харькове, Симферополе, Детском Селе и Екатеринославле сточные воды поступали на станции биологической очистки. Но даже там, где имелись очистительные сооружения, очистке подвергалась не вся сточная жидкость: в Киеве только 14 %, в Екатеринославле – 25 %. Симферопольская канализация была открыта в 1925 г. и еще не успела выйти на полную мощность, а в Полтаве строительство канализации не завершилось. При этом в Иркутске в отсутствие канализации губисполком продал убыточный коммунальный обоз частному товариществу «Извозопромышленник» за 40,5 тыс. руб., что коммунальная печать охарактеризовала как «совершенно недопустимое» явление[240]. Если брать РСФСР, то в 1926 г. канализация
имелась в 18 городах с общим количеством населения до 4 млн человек. Но во многих давно канализованных городах (Перми, Сталинграде, Самаре, Саратове, Оренбурге и др.) число присоединений было ничтожным – от 1,6 до 5,8 % общего числа домовладений[241].
Bilbao Ria 2000 первоначально столкнулась с недоверием частных инвесторов, однако компании удалось склонить администрации порта и железной дороги уступить права на несколько городских участков, в обмен на строительство нового порта в устье реки и прокладку железнодорожной ветки в обход
центра. Переход ранее производственных территорий под контроль Bilbao Ria 2000 позволил компании успешно реализовать первый проект – перепродажу участков прежней железнодорожной товарной станции под жилищное строительство. Полученные доходы сразу же были инвестированы в последующие проекты. Сильным стимулом к развитию рынка недвижимости стало строительство музея Гуггенхайма, порученное архитектору Фрэнку Гери, что обеспечило международный интерес к проекту. Ежегодно музей (не только и не столько коллекция, сколько само здание с его необычными формами) привлекает до 800 тысяч туристов. Значительный финансовый вклад в реализацию крупномасштабных проектов внес Европейский Союз, что создало гарантию надёжности Bilbao Ria 2000, обеспечив приток частных средств в сферу строительства. Вторым крупным участником процесса модернизации Большого Бильбао стала корпорация Metropoli 30, учреждённая в 1991 году властями автономии и объединившая муниципалитеты провинции Бискайя и около сотни частных компаний.
Децентрализация Большой Москвы, считают градостроители, должна пойти по пути европейских столиц. «Большой Париж» связан с сердцем французской столицы не только автострадами, но и комфортабельными городскими электричками, составляющими единую транспортную сеть с метро. Метростроевцы появятся в Коммунарке к 2017 году, а еще раньше они освоят Сколково и Румянцево; ведутся разговоры о скоростном трамвае – тоже с успехом освоенного в Европе; на станциях Щербинка и Лесной Городок обещают выстроить новые вокзалы, а между ними проложить железнодорожную ветку через город Московский и Внуково. Но станут ли новые москвичи заядлыми и нервными автомобилистами, проводящими полдня в дороге, или предпочтут
более экологичный образ жизни преимущественно в таунхаусах, а не в безликих железобетонных коробках, покажет будущее. Как бы там ни было, у Москвы появился реальный шанс вырваться из многовекового кольца. Но хотелось бы, чтоб сохранялась тенденция: чем дальше от центра, тем ниже этажность; а то ведь сейчас уже преодолена боязнь 9-го этажа в Новой Москве, и высотные жилмассивы (как те же Новые Ватутинки, или, как их называют придорожные рекламные стенды, «Вау-Тутинки») шагнули в глубь присоединенных территорий…
Еще несколько лет назад книга могла бы начаться такой строкой: «На территории России электромобили не пользуются популярностью». Но ход времени не остановить, и сегодня, в 18-м году XXI века, ситуация уже стала другой. На автомобильном рынке новых автомобилей в России продаются до десяти моделей этих
перспективных транспортных средств. Наиболее активно они эксплуатируются в Москве, там же создана первая полноценная сеть зарядных станций. Первая, но не единственная. В Петербурге по состоянию на июнь 2017 года насчитывалось 15 зарядных станций. Да, это немного на огромный мегаполис. Но несколько лет назад не было даже этого. Таким образом, отрасль развивается существенно.
К 1741 г. строительство почтовых станций было завершено. Основная трасса от Ачинска до Канска была построена. Дальнейшие усилия касались ее улучшения и заселения. Трасса постепенно спрямлялась (так, от Канска до Красноярска дорога прошла южнее устья реки Кан, спрямив при этом 60 верст по отношению к старому пути) и благоустраивалась. Расстояние между почтовыми станциями западнее и восточнее Красноярска было доведено до 25–30 верст. Правительство шло навстречу переселенцам, которые намеревались жить вдоль тракта, их освобождали от налогов и повинностей на три года. Состояние Сибирского тракта от Ачинска до Нижнеудинска высоко оценивал в 1835 г. енисейский губернатор А. П. Степанов. Он писал: «Из Москвы в Кяхту, через всю Енисейскую губернию, от границы Томской до границы Иркутской лежит большая губернская дорога, проходящая через города Ачинск, Красноярск и Канск. В Ачинске – первая станция, в деревне Черемуховой – последняя. Включительно с ними всех станций 21, на 416 верстах… От Ачинска до Красноярска выстроены прекрасные почтовые дома». Города на Сибирском тракте быстро развивались как
торгово-промышленные центры. Не был исключением и Красноярск. С 1822 г. он стал центром Енисейской губернии. В 1897 г. через город прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. После строительства Транссиба значение Сибирского тракта стало падать, а роль магистральных, подъездных дорог, напротив, возросла. По ним везли к железнодорожным станциям товары и почту, двигались крестьяне-переселенцы.
Железнодорожная станция «Йоэнсуу» открыта в городке с тем же названием в 1894 г. Сам город основан в середине XIX столетия, при императоре Николае I, на берегу озера Пюхяселькя. С постройкой Сайменского канала появилась возможность торговать с Санкт-Петербургской губернией и даже экспортировать продукцию местных предприятий. А к началу XX столетия город вошел в число крупнейших речных портов Финляндии. Прокладка
железной дороги позволила еще более быстрыми темпами развивать местное производство – вывозить продукцию на экспорт через порт Выборг или доставлять ее в Петербург стало удобно и выгодно.
Хрущев в 1953 году сразу же, как только стал Первым секретарем ЦК КПСС, уволил из Госплана СССР Демидова и Дмитриева. Устранение Кагановича было более трудной задачей, и он ограничился символическим жестом. ЦК КПСС принял решение, запрещавшее присваивать имена живых и активно действующих лидеров партии различным городам и учреждениям (только после ареста Берии пришлось изменить множество названий, особенно в Грузии). Несколько поселков имени Кагановича в разных республиках получили свои прежние названия, а в Москве знаменитый метрополитен, с 1935 года называвшийся «Московский Метрополитен имени Л. М. Кагановича», стал называться метрополитеном «имени В. И. Ленина». Учитывая заслуги Кагановича в организации строительства метрополитена, Московский Совет, однако, пошел на компромисс, присвоив одной из станций метро, бывшему «Охотному ряду», имя Л. М. Кагановича. Но поскольку «Станция имени Кагановича» не давала представления о том, в каком районе города пассажир вый дет из метро в этом месте, то историческое название было вскоре восстановлено. Через несколько лет улица «Охотный ряд» была переименована в проспект Карла Маркса и вместе с этим станция метро также получила имя Маркса. Большой промышленный город на Урале Молотов вернул свое историческое название Пермь, а Ворошиловград на Украине снова, как и прежде, стал Луганском. Именем Хрущева или Маленкова не
назывались ранее какие-нибудь крупные города или предприятия, и поэтому репутация этих главных фигур руководства не могла быть снижена столь простым способом.
При Михаиле Романове находящийся в километре от Брасова поселок возымел новое значение. Чтобы попасть в него с основного тракта, надо было сделать поворот в сторону. Этот локоть дороги и дал название поселку. Оценив положение Локтя, Михаил Романов построил там двухэтажный деревянный дворец, перед которым разбил великолепный парк, на обустройство которого не жалел денег. Этот дворец и стал новой резиденцией великого князя, а в бывшем апраксинском дворце в Брасове по распоряжению Михаила Романова открылась почтово-телеграфная контора с центральной станцией телефонной связи с выходом на Орел, Москву, Санкт-Петербург. Здание дворца Апраксиных сохранилось до наших дней, теперь в нем размещается Брасовская школа-интернат. Помимо дворца телефонизированы были главная контора имения, многие хуторские хозяйства, лесничества, заводы и некоторые другие хозяйственные объекты. Таким образом, Михаил Романов
имел возможность постоянно быть в курсе происходивших в Брасове и Локте событий, поддерживая телефонную связь с имением[38].
В 2013 г. Московскому метрополитену исполнилось 78 лет. Каждый день им пользуются около 7 миллионов пассажиров. Общая длина линий столичной подземки составляет почти 313 км, что практически равно расстоянию от Москвы до Орла и Смоленска. При этом самой длиной является Арбатско-Покровская линия (45,5 км), а самой короткой – Каховская (3,3 км). Самой
глубокой станцией считается «Парк Победы» – 84 м под землей, что практически равно высоте 30-этажного дома. Кроме того, 84 м – это высота подвесного Живописного моста. А ближе всех к поверхности расположена станция «Печатники». Самый длинный эскалатор – 126 м – также находится на «Парке Победы».
Площадь земель иного специального назначения, отнесенных к данной категории, составила 731,4 тыс. га (4,3 %). Эти земли
представлены участками, выделенными мелким организациям, автозаправочным станциям и т. п. Сюда относятся участки под выкупленными в собственность цехами промышленных предприятий, под зверохозяйствами, а также под объектами соцкультбыта, расположенными за границами населенных пунктов, такими как школы, больницы, ветеринарные пункты, индивидуальные жилые дома, свалки, кладбища, монастыри и пр.
Из всех строек, площадок и трасс инженерных изысканий, где удалось поучаствовать за 20 лет работы в институте «Гидропроект» имени С. Я. Жука (три атомные станции, три гидростанции, каналы Волга-Дон-2, Ока-Дон, Дон-Оскол, ряд других интересных объектов – вот и вся жизнь), Смоленская АЭС заняла особое место. Правда, и на инженерно-экологических изысканиях с 1991 по 2009 годы везло на интересные и сложные объекты. Но наиболее часто вспоминается Смоленская АЭС, именно первые два года, когда жили в ПДУ (передвижной, деревянный, утепленный) в поселке Екимовичи, семь километров от АЭС и тридцать от районного центра, города Рославль. Там, в Екимовичах, находилась база комплексной изыскательской партии № 8 Центральной экспедиции института «Гидропроект», генерального проектировщика Смоленской атомной станции с реакторами РБМК-1000. Сама производственная база состояла из двух зданий панельного железобетона: гараж на 10 единиц буровых и автотранспорта, мастерские, грунтовая лаборатория и отдельное двухэтажное кирпичное здание для администрации, бухгалтерии, камеральных групп геологии, гидрологии и геодезии. Такая хорошая изыскательская
база была построена в 1980–1982 году благодаря содействию и внимательному отношению к качеству проектно-изыскательских работ заместителя Директора Смоленской АЭС по строительству Новикова Юрия Михайловича и Главного инженера проекта Бревнова Геннадия Васильевича.
Пять разноцветных линий – красная, синяя, зеленая, оранжевая и фиолетовая – связывают все районы Петербурга друг с другом. Раскраска линий по цветам делает удобным поиск их на схеме. Для удобства пассажиров в вестибюлях и на станциях, а также в вагонах вывешены схемы метрополитена, на платформах установлены информационные центры, на стенах станций и переходов на русском и английском языках обозначены названия станций и направления входов и выходов. Петербургский метрополитен начинает свою работу
в 5.30 (на многих станциях – позже) и заканчивает около часа ночи. Стоимость проезда (на 1 июня 2012 г.) составляет 27 рублей. Дети до 8 лет пользуются метро в Санкт-Петербурге бесплатно.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в
пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей.
Прежде всего, это касается Китайской Народной Республики. С 2003 года в посёлке Нью-Олесунн на острове Шпицберген
(Норвегия) работает китайская научно-исследовательская станция Huаnghе Zhаn («Хуанхэ», «Жёлтая река»). Там же, на Шпицбергене, КНР участвует в международном проекте EISCAT – радара для исследования верхних слоёв атмосферы. Китайская компания Huawei обеспечивает интернет-связь Шпицбергена.