Связанные понятия
Железнодорожная платформа, или перрон, — благоустроенная площадка на станциях или пассажирских остановочных пунктах железных дорог между железнодорожными путями для удобного и безопасного прохода, накопления, а также посадки пассажиров в вагоны и их высадки. Различают железнодорожные пассажирские платформы, служащие для посадки и высадки пассажиров, для погрузки и выгрузки багажа, почты и т. п., а также грузовые для погрузки, выгрузки, хранения и сортировки грузов.
Зал ожидания — место на вокзале, оборудованное для длительного пребывания пассажиров. Одно из важнейших помещений в структуре здания. Является неотъемлемой частью автостанции, аэропорта, вокзала, порта.Может проектироваться как отдельное помещение либо в составе общего пассажирского зала. В последнем случае зал ожидания...
Вокзал — здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров.
Полуавтомати́ческая блокиро́вка (ПАБ) — система регулирования движения поездов, применяемая на малодеятельных участках железных дорог. При ПАБ неделимым является весь перегон между соседними станциями и/или блок-постами (межстанционный или межпостовой перегон). На станциях, ограничивающих перегон, установлены блок-аппараты и релейные приборы, связанные электрически двухпроводной линейной цепью. Разрешением на занятие перегона, на котором может находиться только один поезд, служит зелёный огонь выходного...
Горловина станции — крайняя часть железнодорожной станции, где происходит развитие пути (путей) перегона в пути станции, то есть увеличение числа путей. Своё название получила за сходство в плане с горловиной бутылки. Горловина, через которую на станцию прибывают чётные поезда (следующие на север и восток), называется чётной, через которую прибывают нечётные — нечётной. При ручных стрелках в каждой горловине, как правило, находится стрелочный пост, работник которого (дежурный стрелочного поста) по...
Упоминания в литературе
Скоро так стали называться и другие увеселительные заведения с садами; слово стало именем нарицательным. В конце XIX века «воксхолл», или «воксал», стало значить уже «концертный зал на железнодорожной станции». Славился, например, Павловский
вокзал , в Павловске под Петербургом. Наконец, превратившись в «вокзал», слово это у нас в русском языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта: «автовокзал», «аэровокзал».
Этимология. История происхождения этого слова – яркий пример того, как фамилии людей переходят на предметы и понятия. Лет триста назад в Лондоне некая предприимчивая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место для гуляний. Она построила павильон и назвала его «Вокс-холл» – «Зал госпожи Во». Вскоре так стали называть другие заведения с садами. В конце XIX в. слово вокс- холл, или воксал, стало означать уже «концертный зал на железнодорожной станции». А вскоре произошло и звуковое переоформление: последняя часть слова изменилась под воздействием слова «зал». Превратившись в
вокзал , слово это в русском языке стало названием станционного здания для пассажиров любого вида транспорта.
Вторым из рассматриваемых нами, но первым по значимости является Московский
вокзал станции Санкт-Петербург – Главный. Прибывая из Москвы, вы попадаете на него. До 1924 года этот пассажирский терминал носил название Николаевского в честь императора Николая I, способствовавшего строительству железных дорог в нашей стране. Московский вокзал находится (пл. Восстания, 2) на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Массивное, развернутое к площади, вытянутое здание с высокой башней построено в 1847–1851 годах известным архитектором К. А. Тоном при участии Р. А. Желязевича. В 1868 году вокзал реконструировали, а в 1898 году со стороны Лиговки построили здание из красного кирпича для отделения Николаевской железной дороги.
Первая публичная железная дорога в России соединяла Петербург с Царским Селом (сегодня г. Пушкин). Очень быстро ее продлили до Павловска. В этой связи читателю может быть интересна история возникновения популярного в России слова «
вокзал ». Недалеко от тупика путей в Павловске было построено здание в подражание английскому воксхоллу, что использовался для концертов, ублажения культурных запросов светской публики. От этого здания и ведет происхождение русское слово «вокзал».
Суровое испытание пало на долю
вокзала в период Великой Отечественной войны, когда он стал головным пунктом «Дороги жизни». На вокзале создали эвакопункт, который занимался вывозом населения из блокированного города через Ладогу. Вокзал сильно пострадал от артобстрелов и бомбежек, но продолжал работать. Здесь даже был свой «фирменный» поезд, сформированный из пригородных вагонов. Ежедневно, ровно в 19 часов 05 минут, он отправлялся на Ладогу. 7 февраля 1943 г., после прорыва блокады города, к перрону вокзала прибыл первый поезд с «Большой земли». О годах блокады Ленинграда напоминает первый из 36 мемориальных столбов, поставленных в 1973 г. вдоль железнодорожной ветки легендарной Дороги Жизни. Летом 1944 г. с пустыря между Невой и Финляндским вокзалом была увезена последняя зенитная батарея[14]. Тогда же начались работы по коренной реконструкции площади Ленина, в ходе которой, как уже было отмечено, памятник В. И. Ленину, вначале установленный возле здания вокзала, передвинули ближе к Неве на 180 м. При этом изменились масштабные соотношения памятника с окружающей средой, он органичнее связался с просторами Невы, приобрел не локальный, а общегородской характер. Фигура вождя пронизана динамикой, подчеркнутой жестом правой руки, поворотом головы, широко распахнутым пальто. Перенос монумента усилил его пластическую выразительность.
Связанные понятия (продолжение)
Однопу́тная систе́ма движе́ния — железнодорожная система движения, где один путь используется для движения составов в обоих направлениях. Так строят участки, где железная дорога нужна, но интенсивность движения предполагается невысокой.
Пассажирский поезд — поезд, состоящий из пассажирских вагонов и служащий для перевозки людей и багажа. Несмотря на название, пассажирские поезда также могут перевозить и грузы. Так, согласно ПТЭ советских и российских железных дорог, пассажирский поезд может перевозить и почту. Наибольшее распространение пассажирские поезда получили во внутригородских (трамвай, метрополитен) и пригородных перевозках. В ряде стран поезда занимают значительный объём в междугородних пассажирских перевозках.
Пассажирская железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, осуществляющий обслуживание пассажиров, подготовку подвижного состава к перевозкам и организацию движения пассажирских поездов. Такие станции сооружают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах.
Подъездной путь — типологическая разновидность железнодорожного пути необщего пользования, противопоставляемая железным дорогам общего пользования. В статистике железных дорог длина обоих типов магистралей показывается раздельно.
Штабной вагон (вагон-штаб) — так называют специальный вагон, предназначенный для начальника поезда, один из типов пассажирских вагонов. Он похож на купейный вагон, но при этом несколько отличается от последнего. Главное отличие — в порядке расположения купе. В штабном вагоне часть купе не предназначены для пассажиров. В штабном вагоне есть купе начальника поезда, купе для сотрудников МВД, сопровождающих поезд, а также радиоточка и купе для хранения постельного белья. В современных штабных вагонах...
Пост электрической централизации (пост ЭЦ) — помещение на железнодорожной станции (здание, транспортабельный модуль), в котором располагается комплекс технических средств для управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках, обеспечивающих функционирование сигналов (светофоров), стрелок, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов, контроль проследования поездов по маршрутам, размыкание маршрутов.
Электропо́езд (разг. электричка) — разновидность неавтономного моторвагонного подвижного состава, получающего энергию, как правило, от внешней контактной сети с помощью токоприёмников.
Разъе́зд — раздельный пункт на железнодорожных линиях, предназначенный для скрещения и обгона поездов, а также имеющий путевое развитие.
Пригородный поезд — железнодорожный состав для выполнения пригородных перевозок по железной дороге. Как правило, пригородный поезд останавливается на всех остановочных пунктах на маршруте, имеющих пассажирскую платформу. Длина маршрута пригородного поезда, как правило, не превышает 200 км в одном направлении (в РФ — 150 км). Посредством согласований пригородные поезда выполняют роль «сетеобразующего» транспорта, позволяющего с гарантированными пересадками переехать от пункта А в пункт Б.
Железнодорожный переезд — место одноуровневого пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги либо велосипедной или пешеходной дорожки. Железнодорожный переезд — объект повышенной опасности, поэтому для предупреждения несчастных случаев переезды оборудуются светофорами, шлагбаумами и звуковыми сигналами, а также УЗП (устройство заграждения переезда) — металлическими плитами, которые поднимаются, заграждая проезд (за исключением переездов на малоактивных участках железных дорог, которые...
Путевой пост — раздельный пункт на железнодорожной линии (не оборудованной автоблокировкой) в месте примыкания или схождения двух или более магистральных линий или главного направления со второстепенным, либо при подходе к железнодорожному узлу со спецификой разграничения движения поездов в различных направлениях (например, пассажирские поезда в пассажирский парк или на пассажирскую станцию, грузовые — в парки приема, отправления или транзитные сортировочной станции или грузовой станции, либо в обход...
Поезда дальнего следования (ПДС) — в системе российских железных дорог (РЖД), категория пассажирских поездов (наравне с пригородными поездами, «электричками»). Категория определяется в зависимости от расстояния перевозки. В РФ «дальними» являются поезда, идущие на расстояние свыше 150 километров, до 2004 года под данное определение попадали поезда с длиной маршрута свыше 700 километров, поезда на расстояние от 150 до 700 километров считались местными.
Дежурный по железнодорожной станции — сменный помощник начальника железнодорожной станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог. Дежурный по железнодорожной станции - это высшее должностное лицо на определённой станции, обладающее большими правами в области руководства движением поездов.
Техническая железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, выполняющий технические операции с грузовыми и пассажирскими поездами, связанные с пропуском обгоняющих поездов, обслуживанием поезда в пути следования (в том числе - заправка пассажирских вагонов водой, удаление мусора из вагонов, снабжение топливом, откачку туалетов, осмотр колёсных пар), переприцепку вагонов от одного поезда к другому, смену локомотива или локомотивной бригады. Как правило, на технических станциях, кроме...
Грузовая железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, выполняющий грузовые и коммерческие операции с грузами и грузовыми вагонами, связанные с приёмом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов, переработкой контейнеров, оформлением перевозочных документов, формированием передаточных грузовых поездов и отправительских маршрутов, производством маневровой работы по подаче вагонов на грузовые фронты и их уборке, а также с другими техническими...
Локомоти́вное депо ́ (Тя́говая часть, ТЧ) — депо, в котором производится техническое обслуживание или ремонт локомотивов.
Железнодоро́жное депо ́ — депо, в котором производится техническое обслуживание или ремонт железнодорожного подвижного состава. Железнодорожные депо разделяются по виду обслуживаемого подвижного состава: локомотивное депо, мотор-вагонное депо, вагонное депо. Также существуют депо смешанного типа, которое одновременно обслуживает разные виды подвижного состава, например, электровозы и электропоезда.
Электрифика́ция желе́зных доро́г — комплекс мероприятий, выполняемых на участке железной дороги для возможности использовать на нём электроподвижной состав: электровозы (для тяги дальних пассажирских и грузовых поездов), электросекции или электропоезда (для тяги пригородных пассажирских поездов).
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Турнике́т (фр. tourniquet) — устройство, предназначенное для ограничения прохода людей в случае, когда необходима проверка права входа и выхода для каждого проходящего. Основная задача турникета — создать физическую преграду перед человеком, до его авторизации, которая может осуществляться с помощью механизмов или электронных устройств, или до принятия решения сотрудником, отвечающим за пропуск на территорию. Турникет относится к классу систем контроля и управления доступом (СКУД).
Остано́вочный пункт (часто используется сокращение о.п.) — участок железнодорожного пути, предназначенный для остановки поездов с целью высадки и посадки пассажиров.
Большой железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.
Сортиро́вочная ста́нция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.
Железнодоро́жный у́зел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий (минимум трёх), ряд связанных соединительными ходами станций, работающих по единой технологии (во взаимодействии).
Промежуточная станция — раздельный пункт сети железных дорог, имеющий путевое развитие для обгона, скрещения и пропуска поездов, а также погрузки и выгрузки грузов.
Станция метрополитена — остановочный пункт, предназначенный для посадки/высадки пассажиров метрополитена (метро).
Метрополите́н (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. underground, амер. англ. subway) — подземная (внеуличная) городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения.
Автоста́нция (автобусная станция), в соответствии с действующими в России Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.Автостанция...
Пакга́уз (нем. Packhaus, от нем. Рack — тюк и нем. Haus — дом, дословно — склад) — закрытое складское помещение особого типа при железнодорожных станциях, портах, аэропортах или таможнях, предназначенное для кратковременного хранения коммерческих товаров. Пакгауз оборудуется таким образом, чтобы обеспечивалось быстрое и удобное производство операций по погрузке и разгрузке товаров. Зачастую использовались для хранения ценных и подвергающихся порче под влиянием атмосферных изменений грузов. Товары...
Раздельный пункт — пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.
Поворо́тный круг — устройство, с помощью которого можно развернуть на 180° или поставить на нужный путь в веерном депо единицу подвижного состава, обычно локомотив, реже вагон или автомотрису.
Автовокза́л (автобусный вокзал) — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещённый на специально отведённой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки. Подобный объект, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки, определяется как автостанция.
Грузовой поезд — группа грузовых вагонов во главе с локомотивом. Поезд предназначен для перевозки грузов. Устаревшее название — товарный поезд, в просторечии товарняк.
Семафо́р (фр. Sémaphore, от греч. σήμα — знак, сигнал и φορός — «несущий») — механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой и централизацией стрелок и сигналов.
Диста́нция пути — структурное подразделение железных дорог, основной задачей которого является содержание объектов путевого хозяйства в надлежащем состоянии.
Электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ) — Станционная система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.
По́езд в современном понятии — сформированный и сцепленный состав, состоящий из группы вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, приводящими его в движение, и имеющий установленные сигналы (звуковые и видимые), которые обозначают его голову и хвост. Помимо этого, на многих (в том числе и российских) железных дорогах каждый поезд получает определённый номер, позволяющий отличать его от остальных поездов. К поездам также относят локомотивы без вагонов, моторные...
Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.
Поворо́тный треуго́льник — соединение железнодорожных или трамвайных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° единицу подвижного состава.
Парк путей — группа станционных путей одного назначения, специализированных в зависимости от характера и объема работы станции.
Служебная соединительная ветвь (соединительная ветвь, ССВ; другие названия — межлинейник, передаточный тоннель) — соединительный участок линий метрополитена, использующийся для перевода составов с одной линии на другую. В различных транспортных системах может использоваться или не использоваться для пассажирского движения. Так, в Московском метрополитене пассажирское движение по ССВ осуществляется только между Арбатско-Покровской линией и Солнцевским радиусом Калининско-Солнцевской линии, между Большой...
Узкоколе́йная желе́зная доро́га (у́зкоколе́йка) — железная дорога с шириной колеи менее стандартной; подвижной состав таких дорог несовместим по ряду параметров с дорогами нормальной колеи (то есть технические проблемы не исчерпываются перестановкой тележек). Обычно узкоколейками принято называть железные дороги с шириной колеи 600—1200 мм; дороги с меньшей шириной колеи называются микроколейками, а также декавильками, что не всегда правильно. Декавилевская колея — это путь с шириной 500 мм.
Упоминания в литературе (продолжение)
Стоя у
вокзала , вспомним, что железная дорога пришла в Воронеж в 1868 году, когда вступила в строй железнодорожная ветка от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа. А до Козлова уже действовало железнодорожное сообщение из Москвы. Три года спустя была принята в эксплуатацию железная дорога Воронеж – Ростов. Так было положено начало Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД). Первое вокзальное здание было небольшим, построенным по стандартному проекту. А когда из Воронежа провели железные дороги до Ростова и Киева, понадобился более вместительный вокзал. Его построили в 1895 году. Он стоял на том же месте, что и сегодня. Как он выглядел, видно на старой открытке. В 1943 году отступавшие из Воронежа немецкие оккупанты взорвали его, и пока строился новый, вокзальные службы разместились в соседнем старинном здании, где в дореволюционные годы располагалось управление ЮВЖД. В 1954 году сдали в эксплуатацию новое здание вокзала, возведённое по проекту, разработанному в мастерской известного московского архитектора К. С. Алабяна (1897–1959). Оно стоит и сейчас. С привокзальной площади вы можете видеть на карнизе здания скульптурную группу, созданную для строящегося вокзала воронежским ваятелем В. Ф. Буримовым (1892–1979). Тогда она была выполнена в бетоне и со временем стала ветшать. В 1996 году руководство ЮВЖД поручило скульптору И. П. Дикунову перевести её в бронзу.
С
вокзала вы можете уехать в различные населенные пункты России и ближайшего зарубежья: Выборг, Смоленск, Брянск, Курск, Ярославль, Гдов, Валдай, Чебоксары, Петрозаводск, Пярну, Таллин и др. Например, туристы, самостоятельно направляющиеся в старинные русские города Псков и Великий Новгород, частенько пользуются услугами автовокзала. Время в пути до Великого Новгорода – около 3,5 часов. Стоимость билета (осенью 2010 г.) составляет 350 руб.
Кроме продления первой линии метро, к этому масштабному событию предполагается коренная модернизация транспортной инфраструктуры города, включая сооружение более десяти развязок и нескольких десятков пешеходных переходов, запуск аэроэкспресса, радикальное обновление аэропорта «Казань», строительство транзитного железнодорожно-автобусного
вокзала , дальнейшее обновление подвижного состава наземного общественного транспорта. Хотя уже и сейчас городское общедоступное сообщение неплохо развито. Бросается в глаза обилие на улицах красных автобусов, подходящих регулярно – движение их отслеживается с помощью автоматизированной системы, основанной на спутниковой навигации. Только потом узнаешь, что это местная фишка и Казань обрела определение как «город красных автобусов» и завоевала национальную транспортную премию «Золотая колесница».
До последнего времени сохранялось деревянное здание
вокзала на станции «Гвардейское», до 1939 г. называвшейся «Карисалми», расположенной рядом с Большим и Малым Лесными озерами. Стоит отметить, что дорогу Выборг – Йоэнсуу прокладывали по территории многочисленных озер, речек и болот. Станция «Гвардейское» и ее вокзал вошли в историю отечественного кинематографа. Здесь режиссер И. Масленников снимал фильм «XX век начинается» из серии картин о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. В фильме станция носила название «Айфорд», а по ее платформе прогуливались знаменитый сыщик и его компаньон.
Конку, каунасскую достопримечательность с 1887 года, в конце тридцатых годов сменил автобус. Более сорока лет лошади тянули трамвай с пассажирами от Ратуши по Вильнюсской улице, Лайсвес аллее, по улицам Гядиминаса, Грюнвальдо, Витаутаса до железнодорожного
вокзала . В середине 19 века в небольшой город с девятью тысячами жителей обходился почтовыми каретами, дилижансами, частным транспортом – «каламашками», «дрончками», простыми телегами. Когда в 1863 году была открыта железнодорожная линия Варшава – Санкт-Петербург, город стал быстро развиваться. Появились первые фабрики, пивоварни, другое производство. Конку как главный городской транспорт дополнили первые легковые автомобили, автобусы. Увы, позже конка стала объектом насмешек. Гужевой транспорт медленно тянулся по центральным улицам, оставляя за собой «биологические» следы. 15 апреля 1929 года конку горожане торжественно проводили на покой. По этому случаю на «лошадином» трамвае проехались почетные жители города. Ее место заняли автобусы. Теперь Лайсвес аллея выглядела не только уютным бульваром, но и деловым центром небольшого европейского города.
Первоначально памятник Ленину стоял ближе к
вокзалу , примерно на том месте, где действительно происходило выступление. Впоследствии, при реконструкции территории, начатой еще летом 1944-го, после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, памятник передвинули на 180 метров ближе к Неве, в центр новой площади, открывающейся с реки. Этот проект разрабатывался Натальей Агеевой и Георгием Ивановым под руководством главного архитектора Ленинграда Николая Баранова, тот впоследствии станет автором нового здания Финляндского вокзала.
В 1851 г. на Лиговке наступили крупные перемены – 1 ноября состоялся пуск Николаевской железной дороги (Санкт-Петербург—Москва), крупнейшей магистрали в Европе. На Знаменской площади построили
вокзал , железнодорожные службы, а также гостиницы. 18 января 1860 г. вышло узаконение о разрешении продажи домов в «бывшей Московской Ямской слободе лицам всех сословий», что вызвало в этой части города (первоначально на нечетной стороне канала) своеобразный строительный бум.
Фрактальные связи «город – мир» наиболее широко реализуются в столичных мегаполисах. Аналогично тому, как в административном и семиотическом пространстве столицы фиксируются фрактальные связи с региональными культурами в границах своей страны, территории посольств и консульств иностранных государств, расположенных в каждой столице мира, преобразуют столицу во фрактальный паттерн мировой политической географии. Совокупность вербальных и визуальных текстов города также складывается в топографическую фрактальную модель мира: вывески, названия улиц (в Москве, например, ул. Иерусалимская, проезд Нансена, ул. Гарибальди и др.), ресторанов («London Pub», «Венеция», «Токио» и т. п.), станций метро («Пражская», «Римская»),
вокзалов (Белорусский в Москве, Финляндский в Санкт-Петербурге и др.), витрины магазинов, изображения на рекламных щитах, памятники (Шарлю де Голлю в Москве, Петру I в голландском городе Саардам, Пушкину в Риме и Мадриде, Шекспиру в немецком Ваймаре и т. д.), музеи (музей Востока), этнические кварталы (вроде Чайна-тауна или маленькой Италии в Нью-Йорке)…
Газета «Северная пчела» в № 193 за 1863 год сообщала петербуржцам: «Товарищество железно-конной дороги открыло, наконец, свои действия. В воскресенье 1 сентября после молебствия, в 3 часа, двинулся от церкви Благовещения (у Николаевского моста) первый пассажирский поезд, состоящий из двух вагонов. Вслед за ним началось уже правильное движение через каждые полчаса от
вокзала Николаевской железной дороги к Дворцовому мосту и обратно. Вагоны очень хороши и просторны; езда спокойна, цены умеренны – 5 коп. внутренние места и 3 коп. – наружные. Прислуга и кучер одеты чисто и опрятно. Лошади сильны и здоровы. Проезд в один конец совершается в четверть часа со всеми остановками, назначенными для приема пассажиров, – раз восемь».
Особенно показательна <… > судьба Мясницкой улицы, где находился почтамт и по которой шло главное движение от центра к Николаевскому, Ярославскому и Рязанскому
вокзалам . Не случайно она в числе первых оснащалась самыми современными тогда видами благоустройства: в 1870-х годах получила газовое, в 1890-х годах – электрическое освещение, а в начале ХХ в. была вымощена брусчаткой. В 1870-х годах на Мясницкой была проложена одна из первых линий конножелезной дороги. То же повторилось в начале нашего столетия с трамваем.
Газета «Владивосток» радует своих читателей чрезвычайной важности заметкой: с 14 ноября 1896 года на участке Владивосток – Никольская начались приём и передача грузов и обслуживание пассажиров на станциях: Владивосток, Надеждинская, Раздольная и Никольская. Другими словами, станция была сдана во временную эксплуатацию. Тут же были опубликованы тарифы для гражданского населения и воинских чинов, перевозки багажа и расписание движения пассажирских поездов. На станцию Надеждинская поезд, в частности, прибывал в 10.19, стоянка – 1 час 52 минуты, отправление – в 12.11. Обратно, со станции Никольская, стоянка поезда была 25 минут. Выручка по кассе за первые пять недель работы, с ноября по декабрь 1893 года, составила 430 рублей 50 копеек. В фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) сохранилось расписание движения поездов по Южно-Уссурийской железной дороге с 20 июня 1896 года, где чётко указан пункт назначения: станция Надеждинская. Всё!
Вокзал открыт, поезда с пассажирами и грузами прибывают и отправляются, багаж грузится, телеграммы пересылаются, работают водопровод, складские помещения – все необходимые службы функционируют.
В камне удельнинский
вокзал перестроил в 1914 году известный финский архитектор, мастер «национального стиля» Бруно Гранхольм (Грангольм). Он был также автором вокзалов на станциях Шувалово, Озерки, Парголово, Ланская, Левашово, а также Терийоки (Зеленогорск) и Раяйоки (Белоостров). В Хельсинки, Тампере и Выборге сохранились жилые дома, построенные Гранхольмом. Так, в столице Финляндии в престижном районе Катаянокка можно увидеть два любопытных здания, возведенные по его проекту, – «Семафор» и «Клинтен».
Заканчивался 1913 год, с экономическими показателями которого потомки российских обывателей будут сравнивать свои скромные экономические успехи в будущем. Последним значимым событием уходящего года было прибытие 31 декабря к дебаркадеру Варшавского
вокзала в Петербурге поезда из Вержлобова (пограничной станции на рубеже Германии и России): на нем прибыл в столицу Российской империи «буревестник революции». Его радостно встретили несколько родственников и друзей, вместе с пролетарским писателем они отправились на Финляндский вокзал. Оттуда вся компания поехала в Финляндию на станцию Мустамяки (ныне – Горьковское), так как проживание в столице ему (угадайте имя) было запрещено за «шалости» во время первой русской революции.
Новый земельный участок площадью 900 квадратных саженей с «благословения» губернского правления был приобретен за 128 тысяч рублей у графа Колон-Чесновского на углу улиц Степановской и Жилянской в районе нынешнего железнодорожного
вокзала на берегу речки Лыбедь. Начиная с июня 1896 года «Южно-русский машиностроительный завод», которому после революции дали название «Ленинская кузница», ставшее широко известным далеко за пределами не только Киева, но и Украины, окончательно обосновался на новом месте. Весной 1897 года старые заводские здания на Зверинце продали на слом и прекратили аренду земли.[7]
Первый проект строительства московского метро предложил в 1902 г. инженер П.И. Балинский. По его замыслу, в городе частично под землей, а частично по эстакадам прокладывалась железная дорога. Основная диаметральная линия по проекту пролегала из Петровско-Разумовского в Замоскворечье через Красную площадь, где должен был появиться центральный
вокзал для пассажиров. Две кольцевые линии пролегли бы по бульварам и Садовому кольцу. Общая длина трасс составила бы 100 км.
В 1893 году камер-юнкер Р. К. фон Гартман предложил засыпать Екатерининский канал и проложить по его руслу скоростную дорогу на сводах, соединив ее с железнодорожными линиями Балтийского, Варшавского и Николаевского
вокзалов . Главную станцию автор проекта предлагал обустроить на месте Банковского моста. Городская дума не поддержала эту идею, требующую «разгрома центральной части города и уничтожения векового ценного сооружения…».
В 1893 году камер-юнкер Р.Ф. фон Гартман предложил засыпать Екатерининский канал и русло реки Мойки и проложить на засыпанной площади скоростную дорогу на сваях, соединив ее с железнодорожными линиями Балтийского, Варшавского и Николаевского
вокзалов . Главную станцию автор проекта предлагал обустроить на месте Банковского моста. Городская дума не поддержала эту идею, требующую «разгрома центральной части столицы и уничтожения ценных исторических сооружений».
В заключение надо отметить, что со второй половины XIX столетия градостроительство Петербурга утратило былой размах и ансамблевую направленность. Появились лишь немногие новые планировочные узлы: Благовещенская площадь у Невы (ныне – пл. Труда), Знаменская площадь перед Николаевским
вокзалом (ныне – пл. Восстания). Перефразируя Тынянова, скажем, что Петербург как бы «испугался пустоты». Развернулась борьба с «бесполезными» городскими пространствами. Простор старых площадей стал казаться чрезмерным, подавляющим человека. На них устраивались сады, парки, скверы. Зелень расчленила или частично поглотила пространства многих площадей (например, на месте Адмиралтейской площади в 1872–1874 годах разбили Александровский сад), изменила восприятие архитектурных ландшафтов Северной Пальмиры.
В книге Д. А. Засосова и В. И. Пызина «Из жизни Петербурга 1890-1910-х гг.» читаем: «С Финляндского
вокзала шла лишь одна линия – на Выборг. Здесь было много дачных населенных мест: Ланская, «Удельная», «Озерки», Лесное…Семья одного из авторов два года жила на даче в Лесном, недалеко от парка Лесного института. Сюда можно было приехать на паровичке. «Удельная», «Озерки», Шувалово были веселые дачные места, с театрами, танцами, катанием на лодках по озерам. Лесное было более тихим дачным местом, хотя театр там тоже имелся» (на пересечении 2-го Муринского проспекта с Болотной улицей; он просуществовал до конца 1920-х годов, а затем был разобран. – Авт.).
Велосипед для датчан – не спортивный снаряд, а повседневное средство передвижения, вернейший союзник здорового образа жизни. Условия для пользования велосипедом благоприятные. Страна небольшая, ухоженная. Климат мягкий. На велосипеде можно ездить круглый год. Около всех жилых домов, учреждений, магазинов,
вокзалов и железнодорожных станций оборудованы специальные навесы для велосипедов. С каждым годом их количество растет. Особенно большой скачок произошел в конце 70-х и в начале 80-х гг., в период энергетического кризиса, потрясшего весь мир, когда цены на нефть и бензин росли буквально не по дням, а по часам. Редкую солидарность с властями гоорода продемонстрировали тогда датчане, дружно откликнувшись на призыв экономить мазут для отопления и бензин для автомашин. Датчане ставили машины «на прикол» и садились на велосипеды, увеличивая и без того значительную армию постоянных велосипедистов.
На углу с улицей Ильинкой высится импозантное светло-серое здание с башенкой, на которой установлены часы с боем. Оно было построено в 1910–1911 годах для Северного страхового общества, сдававшего помещения в аренду разного рода конторам и фирмам. Автор проекта – И. И. Рерберг, более известный такими своими произведениями, как Киевский
вокзал и Центральный телеграф.
В-третьих, не так давно рядом с международным аэропортом Хитроу открылась новая железнодорожная станция – Хитроу Экспресс (Heathrow Express), откуда каждые четверть часа поезда отправляются на
вокзал Пэддингтон (Paddington), что в центре Лондона. Время в пути всего 15 минут, а цена билета в один конец – 10 GBP.
Нынешний охотничий замок Грюневальд (нем. Grunewald) – дворцовый комплекс и этнографическо-зоологический музей – удивляет своей пустынностью. Сказочной красоты местность, старый, но прекрасно сохранившийся дом почему-то не привлекают внимания туристов, что не слишком печалит служителей уникального музея. Осмотр местных достопримечательностей можно начать уже из вагона поезда: две первые платформы, подземный переход и само здание
вокзала отнесены к памятникам старинной архитектуры. В замке хранится коллекция немецкой и голландской живописи XV–XIХ веков, которой могли бы позавидовать многие музеи, в частности посетители могут увидеть полотна Лукаса Кранаха Старшего. В отдельном павильоне помещено собрание охотничьего снаряжения и трофеев.
А в 1988 году было принято решение закрыть железнодорожный
вокзал , из-за удаленности станции от основных магистралей и больших расходов на здание.
Аэропорт имеет две железнодорожных станции – это Aeroport Charles de Gaulle 1 и Aeroport Charles de Gaulle 2-TGV. Пригородные поезда системы RER (линия B) следуют из аэропорта в центр города и на Северный
вокзал (Gare du Nord). Поезда ходят каждые 5–15 минут, время в пути около 30 минут. Рекомендуем постараться попасть на поезд-экспресс, он быстрее, комфортабельней и безопасней. Поезда ходят с 5 утра до полуночи. Линия В (RER) имеет множество станций пересечения с другими линиями системы RER и линиями метро, так что вы можете попасть в нужную точку центра Парижа, потратив совсем немного времени и денег. Стоимость поездки в любой пункт центра Парижа – 7,85 евро, независимо от числа пересадок. В аэропорту поезда RER отходят от обеих станций. Со станции Aeroport Charles de Gaulle 1 вы можете пешком перейти в терминал 3, а также на автобусе-шаттле № 2 или на монорельсовом поезде попасть в терминал 1.
Препятствиями в работе зодчих служили не только недоразумения субъективного характера. Их задачи осложнялись рядом вполне объективных и весомых факторов, первым из которых являлась принципиальная установка Генерального плана – необходимость сохранения сложившейся радиально-кольцевой планировочной структуры Москвы и минимизация сносов ценных (как в историко-архитектурном, так и в материальном отношении) сооружений. Наряду с выдающимися памятниками старины – такими как Кремль, Покровский собор, Большой театр, Донской, Новодевичий монастыри и многие другие – в эту категорию попадали и капитальные сооружения конца XIX и начала XX века – многоэтажные доходные дома, общественные и торговые здания,
вокзалы , производственные здания.
В частности, из Москвы и Санкт-Петербурга ходят особые поезда, расписание которых меняется каждый год, поэтому надо уточнять день и время отправления через Интернет или телефонную справочную службу железнодорожных
вокзалов в вашем городе. Также вы можете добраться до Иркутска на поезде из Екатеринбурга, Адлера, Анапы, Могилева, Симферополя, Минска, Гродно, Бреста, Ростова-на-Дону, Пензы и других городов России и ближнего зарубежья.
Развитие торгово-промышленной зоны Калашниковской набережной и проведение работ по сооружению Петербурго-Московской железной дороги активизировали гражданское и жилищное строительство в Рождественской части с начала 1840-х гг. Строительство пассажирского
вокзала на Знаменской площади вызвало интерес потенциальных застройщиков к Пескам. Так в 1840–1850-х гг. академик архитектуры А.П. Гемилиан вел строительство гостиницы графа Эссен-Стенбок-Фермора (Знаменской гостиницы) на участке Невский пр., 118 – Лиговский кан., 12 – 1-я Рождественская ул., 1, и доходного дома Эссен-Стенбок-Фермора (Фредерикса) на 1-й Рождественской, 1 / Орловском пер., 2, кроме того, Эссен-Стенбок-Фермор в 1848 г. получил разрешение на строительство торговых бань на своем участке на 2-й Рождественской ул., 17/5. Академик архитектуры П.И. Очаков перестроил доходный дом № 16 по Калашниковскому пр. (1840, 1850 гг.) и в 1845 г. построил дом № 16 по Большой Болотной. В последующие десятилетия здесь перестроены и возведены вновь многочисленные доходные дома, общественные здания и ряд особняков. Епархиальный архитектор И.И. Буланов построил дом № 32 по 3-й Рождественской / № 5 по Дегтярной ул. (1866 г.), дом № 6 по 4-й Рождественской и дом № 15 по Большой Болотной (1872 г.), дом № 158 по Невскому / № 2 по Перекупному пер., дом № 1 по Мытнинской ул / № 19 по 3-й Рождественской (1874 г.) дом№ 4 по Консисторской ул. (1876–1877 гг.), участвовал в перестройке дома № 15–17 по Калашниковскому пр. (1876–1877 гг.), построил особняки Е.Т. Осипова (1879 г.; 4-я Рождественская, 39) и А.Н. Русанова (1885–1886 гг.; 5-я Рождественская, 29), дом Борисоглебского благотворительного общества (1883 г.; Старорусская ул., 14), построил несколько домов на Херсонской улице, в том числе здание товарищества табачной фабрики «Братья Шабшаль» (1878–1879 гг.), участвовал в строительстве Старо-Александровского рынка (1883–1884 гг.; Невский, 148, 150 / Полтавская, 2).
К началу 1852 г. каждый фешенебельный отель имел своего шеф-повара. Фред Харвей открыл свой первый ресторан в 1876 г. Он находился на втором этаже
вокзала г. Топика и был известен вкусной пищей, чистотой скатертей и вежливым обслуживанием. Бизнес Харвея успешно развивался. В том же году он открыл свою первую гостиницу.
Грубо натуралистический портрет Берлина создавался целой системой приемов. Среди них – реальные берлинские адреса: Курфюрстендам, Цоо (знаменитый Зоологический сад), аптека на углу Потсдамер и Приватштрассе с механической рекламой мыла и бритья, лекционный зал в Кройцберге, где был убит отец Набокова, адрес дантиста, причинившего в детстве «неприличную» боль – Ин ден Цельтен, 18 А, Грюневальд, Фербеллинерплатц (где были высажены анютины глазки, напоминавшие Набокову и его маленькому сыну своей «кляксой» «толпу беснующихся на ветру маленьких гитлеров»), Винтергартен, Шарлоттенбург, Павлиний остров, Ангальтский
вокзал , вокзал на Фридрихштрассе, Тауенциештрассе, Шварцвальд. Реалии быта: Полицейское управление, Финансовое управление, эмигрантские газеты («Руль»), литературные вечера, экскурсии за город, русские рестораны («Pir goroj»), пансионы, магазины, балы, монархические собрания, русский кинематограф.
В заключение заметки о Щербинке отметим, что связь с Большой Москвой неплохая. Есть железнодорожная станция, по которой электрички доходят до Курского
вокзала , имеется автобусное сообщение и до метро не очень далеко – «Бунинские аллеи» или «Царицыно».
Большинство автобусных остановок расположено около торговых центров, аэропортов, отелей,
вокзалов . Один из самых крупных автобусных вокзалов в городе находится на площади Place Guynemer. Средняя цена билета на автобус равна одному евро. Автобусы оборудованы кондиционерами и удобны, так что в любую точку страны можно доехать весьма комфортно. На конечных станциях автовокзалов можно получить расписание автобусов.
Список состоял из пяти участков: на Ново-Сивковской улице, сквер перед Балтийским
вокзалом , комендантский склад на Варшавском вокзале, один из дворов на заводе имени Степана Разина и северо-западная часть парка имени 1 Мая.