Связанные понятия
Лимес (лат. Limes — «дорога», «граничная тропа», позже просто «граница») — укреплённый рубеж (вал, стена) со сторожевыми башнями, возведённый на границе Римской империи. Лимес служил Римской империи как защитное сооружение и как средство таможенного контроля. На проходных пунктах велась торговля с «внешним миром». Провинции рядом с лимесом назывались лимитрофами и охранялись лимитанами. Самые известные участки лимеса — это Верхнегерманско-ретийский лимес протяжённостью в 550 км и Вал Адриана в Великобритании...
Фо́рум (лат. forum) — типология общественного пространства в древнеримском градостроительстве; центральная городская площадь, сформированная несколькими общественными зданиями, где протекала общественная жизнь города, уличная жизнь под открытым небом, заключались сделки, велись переговоры.
Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных ниже их источников.
Преторий или Преториум (лат. praetorium) — палатка полководца и место под неё в лагере римской армии, позже, в Римской империи, этим термином называли штаб императорской гвардии, административное здание, присутственное место, центральную площадь.
Ри́мская коло́ния (лат. colonia, мн. ч.: coloniae) — городское поселение римских граждан в захваченных Римом землях. Статус колонии обычно предоставлялся крупному или стратегически значимому городскому поселению, которое было основано по постановлению Римского сената или же волей римского народа. Постановление о наделении города статусом колонии выдавали специально назначенные триумвиры или, реже, квинквевиры (triumviri или quinqueviri coloniae deducendae). Римская колонизация опиралась на сеть колоний...
Упоминания в литературе
Другие улицы утратили первоначальные названия, но сохранили прежнее направление. На углу Айронмонгер-лейн и Прудент-пассидж были обнаружены следы идущей с востока на запад
римской дороги и строений вдоль нее – по крайней мере семи зданий, стоявших в ряд и, очевидно, имевших одно и то же промышленное назначение. После уничтожившего их очередного пожара и последовавшего за ним промежутка лет в пятьсот, то есть уже в начале IX века, на их месте у старой римской дороги возвели новые здания. В XII веке, когда в исторических записках впервые появляется название «Айронмонгер-лейн», дома по-прежнему стояли на северной обочине улицы, проложенной более тысячи лет тому назад. Этими же домами пользовались вплоть до XVII века – возможно, город не знал более долговечных построек.
Там, где возможно, дороги строят шириной около четырех метров, чтобы могли разъехаться две повозки. По обочинам тянутся тротуары шириной три метра, для пешеходов. На многих картинах или в фильмах ошибочно показывают людей, шагающих посередине дороги, – гораздо удобнее идти по плоскому и приподнятому тротуару, чем по «выпуклой» дороге. Если вы попросите «современного» легионера (члена одной из групп исторической реконструкции, занимающихся важным делом экспериментальной археологии, воссоздавая костюм и образ жизни народов прошлого) пройти по
римской дороге , покрытой плитами, такой, как мы видим в Риме, Остии или Помпеях, ему придется нелегко. Почему? Его военные caligae с металлическими клепками будут скользить, словно он движется по льду…
Основной движущей силой при передвижении на суше была сила мускулов людей и животных, и, учитывая, что дороги имели огромное стратегическое значение, строители стремились сделать продольный профиль дороги как можно ближе к горизонтальному и оставить его прямым. Это было необходимо для тактической оценки местности и сохранения походного строя легиона. Иногда трасса следовала по водоразделу или по долине реки короткими прямыми отрезками, круто меняющими направление при изменении уклона или общей конфигурации местности. Примечательно, что
римские дороги почти всегда делали повороты в самой высокой точке, с которой легко вести наблюдение (рис. 8).
Огромное влияние на развитие торговли имели дороги, проложенные римлянами. Сейчас мало кто знает, что на месте оживленной Оксфорд-стрит проходила
римская дорога , поворачивавшая затем на северо-запад в том самом месте, где сейчас находится Марбл-арч (Мраморная арка).
И только когда он увидел инженеров, с которыми договорился встретиться на месте более раннего провала, его поразило значение новой карстовой воронки. Она появилась по крайней мере на километр ближе к центру Парижа, чем провал, появившийся в 1774 г. Это был не какой-то щебневый район, застроенный лачугами и ветряными мельницами, у таможенного шлагбаума; это был сам Париж с его памятниками и шпилями. Оттуда, где стоял, он мог увидеть купол церкви Валь-де-Грас, башни полудюжины церквей и дальше вниз по улице, на границе старой
Римской дороги – купол Сорбонны и башни собора Парижской Богоматери.
Связанные понятия (продолжение)
Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни.
Римская империя (лат. Imperium Romanum, др.-греч. Βασιλεία Ῥωμαίων) — постреспубликанская фаза в развитии древней римской государственности, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Единственное государство в истории, которому принадлежало всё побережье Средиземного моря. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени с правления первого императора Октавиана Августа до раздела империи...
Ри́мский фо́рум (лат. Forum Romanum) — форум в центре Древнего Рима, вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций, курию, и приобрел политические функции.
Большая Клоака , Великая Клоака, Клоака Ма́ксима (лат. Cloaca Maxima от лат. cluere — чистить) — часть античной системы канализации в Древнем Риме.
Померий (лат. Pomerium) — античная граница, обозначавшая священные пределы города Рима, его сакральная граница.
Ри́мская Га́ллия (лат. Gallia, фр. Gaule romaine) — название территорий в одноимённой исторической области, входивших в состав Римской республики и Римской империи в I в до н. э. — V в. н. э. Была создана римским государственным аппаратом после крупных завоеваний римского полководца Юлия Цезаря в ходе Галльской войны. На юге граничила с Испанией, на юго-востоке — с Италией, на востоке — с Германией. С севера от непокорённых римлянами кельтских племён Римскую Галлию защищала Британия. После ухода...
Записки о Галльской войне (лат. Commentarii de Bello Gallico) — сочинение Гая Юлия Цезаря, в восьми книгах которого он в присущей ему точной, сжатой и энергичной манере описал своё завоевание Галлии в 58-50 гг. до н. э., а также две переправы через Рейн и высадку в Британии.
Прови́нция (лат. provincia) в Древнем Риме — единица административно-территориального деления земель вне Апеннинского полуострова. До реформ Диоклетиана (ок. 296 года) была самой крупной административной единицей, впоследствии входила в состав диоцеза.
Умбры (лат. Umbri) — древний италийский народ, сформировавшийся в Северной Италии в конце бронзового века. Согласно другой версии, умбры, как и родственные им племена, входившие в оскско-умбрскую группу италийских племен, мигрировали на север Апеннинского полуострова из Центральной Европы не ранее 9 века до н. э., после чего основная часть этой группы италиков продвинулась южнее. Предположительно, в начале 7 века до н. э. под нажимом этрусков часть умбров (сабины) переселилась в центральную и южную...
Префе́кт анно́ны (лат. praefectus annonae) — римское должностное лицо, контролировавшее поставки пшеницы в Рим.
Вал Антони́на («Стена Антонина»; англ. Antonine Wall, лат. Vallum Antonini) — укрепление из камня и торфа, построенное Римской империей в 142—154 гг. при императоре Антонине Пие поперёк современной Шотландии (на широте Эдинбурга и Глазго) войсками под командованием Квинта Лоллия Урбика. Он расположен в 160 км к северу от ранее сооружённого Вала Адриана. Длина — 63 км, ширина — 5 м, высота — 3-4 м. На валу было 26 фортов.
Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
Большой цирк (лат. Circus Maximus) — в древнем Риме самый обширный ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.
Список римских императоров в хронологическом порядке, курсивом выделены узурпаторы. Не обозначены полководцы, поднявшие восстания против центральной власти, но формально не провозглашённые императорами (за исключением традиционно включаемых, например, Макриан Старший). В качестве соправителей указаны наследники власти (начиная с середины I века статус наследника почти всегда совпадал с титулом цезаря), официальные соправители, иногда — регенты при неактивности императора.
Династия Флавиев (лат. Flavii), иногда именуемая также Первой династией Флавиев — династия римских императоров, правившая в 69 — 96 гг. Основатель — Веспасиан (69—79) — пришёл к власти после Гражданской войны (68—69).
Сюда перенаправляются запросы сакбе и сакбеоб. Статья описывает коммуникации майя, расположенные на земле. О морских и речных коммуникациях этой цивилизации можно узнать в статье Водные коммуникации майя...
Подробнее: Наземные коммуникации майя
Великий колёсный путь (англ. Great Trunk Road (GTR), Shah Rah-e-Azam, урду شاہراہ اعظم, Sadak-e-Azam или Badshahi Sadak) — старинная дорога в Южной Азии длиной свыше 2500 км, которая проходит по северной части Индийского субконтинента от Бангладеш до Пешавара в Пакистане и Кабула (Афганистан). Вдоль дороги стоят города Калькутта, Бенарес, Дели и Лахор.
Дороги Шу (кит. 蜀道, пиньинь: shǔdào) были системой горных дорог, соединяющих китайские провинции Шэньси и Сычуань, построенные и поддерживаемые с 4-го века до нашей эры. Техническими особенностями были дороги галереи, состоящие из деревянных досок, возведенных на деревянные или каменные балки, прорезанные в отверстия, разрезанные по бокам скал.
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Мост Инков (исп. Puente del Inca) — мост естественного происхождения через реку Мендосу. Находится в 195 км к западу от аргентинского города Мендосы на высоте 2719 м над уровнем моря.
Па (маори pā) — термин в языке народа маори, используемый для обозначения деревень и посёлков, однако чаще всего употребляющийся применительно к укреплённым, окружённым частоколами холмам со специально устроенными для обороны террасами, а также — в целом — применительно к любым видам укреплений.
Ле́стница тро́ллей (норв. Trollstigen, в русских источниках также распространено название Дорога троллей) — одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).
Инуксу́к (англ. Inuksuk; мн.ч. инуксуит; также распространён вариант инукшук, англ. Inukshuk) — каменная фигура в культуре инуитов. В буквальном переводе с инуктитута слово «инуксук» означает «замещающий человека».
Ли́нии лей, чаще лей-ли́нии (англ. ley lines), также мировые линии (фр. lignes du monde) — на сегодняшний день остающееся псевдонаучным понятие, называющее линии, по которым расположены многие места, представляющие географический и исторический интерес, такие как древние памятники, мегалиты, курганы, священные места, природные хребты, вершины, водные переправы и другие заметные ориентиры. Из лей-линий складываются геометрические формы разных масштабов, которые все вместе образуют единую сеть — предположительно...
Подробнее: Лей-линии
Дромо́ним (от др.-греч. Δρόμος — бег, движение, путь, дорога, проход + ὄνομα — имя, название) — вид топонима. Собственное имя любого пути сообщения: наземного, водного, подземного, воздушного, как правило за пределами населенных пунктов. В отличие от улиц в населенных пунктах — употребление этих названий не является обязательным, как само их существование. Множество путей существуют, не имея имен. Название иногда может упоминаться в официальных документах, что тоже не является нормой, а скорее стремлением...
Торговля майя — направление экономики, игравшее фундаментальную роль в развитии цивилизации майя. Долгое время было распространено мнение, что майя не могли вести активную торговлю. Основывалось оно на географии — зону расселения майя окружали болота и горы. Позже, однако, выяснилось, что большую часть своих товаров майя переправляли морским путём. Сейчас известно, что майя вели оживлённую торговлю, как внешнюю, так и внутреннюю. Торговля осуществлялась, в целом, между тремя природными регионами...
Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.
Тропа клинка (нем. Klingenpfad) — круговой маркированный пешеходный маршрут вокруг города Золинген (Северный Рейн-Вестфалия, Германия).
Экономика (хозяйство) Империи инков — структура и принципы построения хозяйства государства Инков, древнего государства доколумбовой Южной Америки, существовавшего в период с XV по XVI века́ н. э. на территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, Аргентины и Чили.
Ца́рская доро́га — известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..
Серебряный путь (лат. Vía de la Plata) — древняя дорога в западной части Пиренейского полуострова, по которой торговые караваны и пилигримы на протяжении многих веков пересекали полуостров в меридиональном направлении. Конечными точками дороги были города Мерида на юге и Асторга на севере, но дорога имела продолжение на юг до Севильи и на север до Гигии (Хихон).
В I—II веках н. э. Ханьская и Римская империи являлись гегемонами противоположных концов Евразийского материка, однако в силу значительной удалённости сведения друг о друге у них были довольно скудные. Хотя римляне расширяли свои владения на восток (в Передней Азии), а китайцы — на запад (в Центральной Азии), две империи разделяли географические препятствия и такие сильные государства, как Парфия и Кушанское царство.
Подробнее: Древние контакты между Китаем и Средиземноморьем
Трусо — прусский торгово-ремесленный центр (эмпорий). С него в IX—X веках начинался Янтарный путь на юг. Торговый центр Трусо соперничал за главенство в регионе с городом Кауп.
Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части...
Пайтити (Paititi, Paitití, Paytiti, Paipite, Paykikin, Pareti, Pareties, Parechis, Parechies, Paresis) — затерянный или мифический золотой город инков в Андах в тропической сельве на юго-востоке Перу (Pantiaqulla, Kamanti, Qallanqa и Apuqañaqway), севере Боливии или юго-западе Бразилии (микрорегион Паресис). До сих пор считается не найденным и не отождествленным с какими-либо руинами городов в Южной Америке. Является равнозначным значению «Эльдорадо» из-за того, что этот город был наполнен золотом...
Тройные ворота (лат. Porta Trigemina) — одни из важнейших ворот Сервиевой стены Рима, построенные в 4 веке до нашей эры; сквозь ворота проходила Остийская дорога, ведущая к Остии, крупнейшему римскому порту. До наших дней ворота не сохранились, однако они часто упоминаются античными авторами. Согласно их заметкам, они стояли между северным склоном холма Авентин и рекой Тибр, с юго-восточной стороны Бычьего форума. Название ворот позволяет предположить, что они имели три прохода, из которых центральный...
Русский Самарканд — широко распространённое в архитектуре и истории название западной части города Самарканд, который находится в Узбекистане. В некоторых источниках также именуется «Европейским» или «Новым» Самаркандом, а также «Южным Петербургом». Начал формироваться в 1870 году.
Луизиана (хорв. Lujzijana) — историческая дорога в Хорватии. Она была сооружена во времена Австро-Венгерской монархии, чтобы заменить старую и очень извилистую дорогу Каролина. Дорога Луизиана соединяет внутреннюю часть Хорватии с побережьем. Она была проложена через гористую местность между городом Карловац (Карлштадт) и основным адриатическим портом Риека (Фиуме). Строительством дороги руководил Йосип Филипп Вукасович.
Исторических подземелий в Минске не так много, в основном в историческом центре — в районе площади Свободы. Город Минск стоит на песчаной почве, из-за чего длинные подземные ходы строить в старые времена было затруднительно. Раньше в «Верхнем городе» (исторический район Минска, окружающий площадь Свободы) располагалось несколько монастырей. По предположениям, в тех подземельях хранились церковные драгоценности. Во время строительства новых зданий на месте снесённых в 1950—1970 годах строители иногда...
Подробнее: Подземные ходы Минска
Дорога на столбах или Эльмановская дорожка на столбах — первый монорельс в мире. Появился в России в 1820 году (по другим сведениям — в 1836 году).
Молёбская аномальная зона (известна также под названиями М-ский треугольник, Молёбкинский треугольник, Пермский треугольник, М-зона) — территория, расположенная по левому берегу реки Сылва между деревнями Молёбка и Каменка на границе Свердловской области и Пермского края, в 37 км от железнодорожной станции Шумково. По утверждениям уфологов, в зоне происходят паранормальные явления. Площадь оценивается примерно в 70 кв. км, общая площадь района наблюдения НЛО и аномальных явлений более 1000 кв. км...
Спира́льная да́мба , реже Спиральный мол или Спиральный причал (англ. Spiral Jetty) — ленд-арт-инсталляция, одна из главных работ американского художника Роберта Смитсона, «икона ленд-арта», «наиболее существенный героический жест пейзажа». Создана в апреле 1970 года у нефтяного месторождения Розел-Пойнт на северном берегу Большого Солёного озера в штате Юта, США.
Американские горки (в англоязычных странах используется название Roller-coaster, в некоторых странах Европы Русские горки — исп. Montaña rusa, фр. Montagnes russes, итал. Montagne russe) — русское название одного из самых популярных аттракционов в парках развлечений.