Речевое поведение

Прикладное речевое поведение (англ. — applied verbal behavior) — метод анализа поведения, ставящий целью научить ребёнка владению речью, который часто используется в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

Метод основан на работах психолога-бихевиориста Б. Ф. Скиннера, который определял речь как вербальные действия, имеющие различные функции, вызываемые различными стимулами, и усиливаемые различными факторами. К речевому поведению также относят невербальные формы коммуникации, такие как жесты, письмо, изолированные звуки и выражение мыслей с помощью картинок или символов.

Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов (множеств речевых действий, определяющихся их последствиями):

  • МАНД (mand; command + demand) — вербальное действие, вызываемое мотивационными стимулами, и усиливаемое получением этих стимулов, то есть просьба.

ТАКТ (tact) — вербальное действие, вызываемое невербальным стимулом, и усиливаемое социальным стимулом, то есть комментирование, поименование.Вербальные действия, вызываемые другим вербальным стимулом, и усиливаемое социальным стимулом:

  • Дублирование (duplic) — вербальное действие точно повторяет вербальный стимул, то есть повторение, имитация.
  • Кодирование (codic) — преобразование вербального стимула из произнесенного в написанный, или из написанного в произнесенный (например, чтение вслух).

Интра-вербализация (intra-verbal) — вербальное социальное взаимодействие, то есть разговор, или ответы на вопросы.В другом переводе:

  • повелительный (побудительный);
  • именительный;
  • эхотический;
  • текстуальный и транскриптивный;
  • интервербальный.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я