Окситанцы
Прованса́льцы (оксита́нцы, фр. Occitans) — этническая группа французов. Сегодня такой национальности нет, но в IX-XII веках в Южной Франции существовала такая народность, имевшая собственный язык, отличный от французского , и своя самобытная культура. Новопровансальский язык сохранился теперь только в немногих районах в бытовой речи. Регион расселения провансальцев занимал чуть ли не треть современной Франции. Сюда, кроме Прованса, входили такие исторические провинции, как Руссильон, Фуа, Овернь, Гасконь, Беарн, Лимузен , Наварра, Аквитания и Гиень, а также Лангедок. Иногда название Лангедок относили ко всем этим землям.
Ланг д’ок значит «язык ок», в отличие от северофранцузского, который называли ланг д’ойль (язык ойль). Ок и ойль — это частица «да» на том и другом языках. Провансальский называют ещё окситанским, а народ — окситанцами. Он имел диалекты: собственно провансальский, руэргский, гасконский, лимузенский. На гасконском диалекте говорил известный по французским романам король Наварры, а позже и Франции, Генрих IV.
В средние века в Провансе процветала богатая литература , главным образом поэзия . Местные рыцари, участники крестовых походов, писавшие стихи, назывались трубадурами. Их язык являлся тогда международным языком Средиземноморья. В Провансе сложился культ «Прекрасной Дамы» и служения ей. Вероятно, этот культ «Прекрасной Дамы» был пережитком местных дохристианских верований, в частности, обычая поклонения Богине-Матери, или лунной богине, носившей у кельтов имя Кори, положенном, в частности, в основу учения неоязыческой религии Викка.
В период крестовых походов из Болгарии сюда проникли идеи секты богумилов. Здесь они получили название катаризма. Катар по-гречески — чистый. Они называли себя совершенными, отрицали догматы католической церкви , осуждали саму эту церковь, называя её «синагогой Сатаны». Это учение представляет собой гностицизм , сходный с восточными учениями, в основе которого — стремление к совершенству. Катары
презрительно относились к сексу, и даже к браку. Как пишет Жерар де Сед, "Прекрасная Дама "- это иносказательно церковь катаров. Они имели свою церковь, своих епископов и священников. А служба рыцаря даме — это служба самой церкви и религии катаров.
Против катаров центральная королевская власть организовывала военные походы, катаров секли, казнили.
В 13 веке в городе Альби появилось новое течение — альбигойцы , принявшие катаризм. Крестовый поход, известный, как Альбигойские войны, разрушил культуру Прованса. Она сохранилась к югу от Пиренеев, в Каталонии, так как каталонцы сильнее всего связаны с Провансом родственными узами.
В XVI веке во Франции прошли жестокие религиозные войны. Король уничтожал протестантов (гугенотов или кальвинистов , как их здесь называли). Они также не признавали Римской церкви, требовали, чтобы проповеди читались на родном, французском языке, а не на латыни, которую простой народ не понимал. Они осуждали роскошь, носили скромную одежду, жили экономно, и тоже были подавлены, в чём в какой-то степени повторили судьбу катаров.
В XIX веке были попытки возродить провансальский язык, но безуспешные (писатель Фредерик Мистраль и др.)
Знаменитые трубадуры : Гильом Аквитанский, граф Пуатье (1071—1126), Бертран де Борн, Джираут де Борнель(1165—1200), Гильем де Кабестань, Раймбаут де Вакейрас (1155—1205), Бертран де Вентадорн.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Прованса́льский диале́кт (провансальское наречие; фр. Provençal, окс. Prouvençau в мистральской орфографии или Provençau в классической орфографии) — одно из наречий окситанского языка распространён прежде всего в Провансе и в восточной части департамента Гар. Количество носителей — более 100 000 человек (1999).
Оксита́нский язы́к , провансальский язык (окс. occitan, óucitan, произносится , также окс. Lenga d'òc, ; фр. occitan, langue d’oc) — язык коренного населения Окситании, юга Франции, ряда сопредельных районов Испании и Италии, а также частично Монако. Варианты названий: провансальский (provençal, proençal), лимузенский (lemozì), язык ок (lenga d'oc, фр. langue d'oc), романский (roman), язык трубадуров. Российские романисты относят окситанский язык к галло-романской подгруппе романской группы индоевропейской...
Галлизация (также францизация, офранцуживание; фр. Francisation) — один из видов этноязыковой и этнокультурной ассимиляции, под которым понимается интеграция нефранцузов во франкоязычные сообщества мира (Франция, Бельгия, Квебек и проч.) и, в первую очередь усвоение ими французского языка и постепенным изменением этнического самосознания для сближения с франкоязычным большинством. Поскольку французский язык является романским, галлизация является одной из разновидностей вторичной романизации. Галлизацию...
Реформа́ция во Франции (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение во Франции XVI века, направленное на реформирование Католической церкви в соответствии с её первоначальными традициями.
Баскские земли (баск. Euskal Herria, исп. País Vasco, фр. Pays Basque) — территории традиционного расселения басков на стыке Франции и Испании, в западных Пиренеях и на побережье Бискайского залива. Родина баскской нации и баскского языка. Баскские земли включают в себя...
Романские народы (от лат. названия г. Рим — Roma) — группа народов различного этногенетического происхождения, объединённая использованием романских языков. Включает такие географически и этнически удалённые народности, как португальцы, румыны, французы, молдаване, пуэрториканцы и кажуны. В современном мире к романской культурно-языковой общности можно причислить до 1 миллиарда человек, в том числе порядка 2/3 из них (свыше 600 миллионов) к латиноамериканской подгруппе — то есть испаноязычные (около...
Альбиго́йцы (лат. Albigenses, фр. Albigeois), термин, которым во французской историографии XVII—XIX столетий обозначали религиозное христианское движение, которое современные историки называют «катаризмом».
Бергонья (окс. vergonha — стыд) — понятие, употребляемое защитниками самобытности Окситании для определения французской языковой политики в отношении окситанского языка и культуры.
Ката́ры (греч. καθαρός — чистый) — еретическая христианская секта, достигшая расцвета в западной Европе в XII и XIII веках. Катары исповедовали нео-манихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, до́бром и злом, причём материальный мир рассматривался как зло. Схожие взгляды исповедовали на Балканах и Ближнем Востоке средневековые религиозные секты павликиан и богумилов; катары были тесно с ними связаны.
Кастильянизация (исп. castellanizacion, кат. castellanitzacio) — процесс усвоения кастильского (испанского) языка, кастильской культуры, обычаев и т. п. другими областями Испании. В некоторых случаях кастильянизацию отличают от испанизации — подчинения испанскому господству и культуре вне-иберийских стран и народов (например, населения Канарии, Латинской Америки или Филиппин), хотя на практике разница может быть несущественна, поскольку Кастилия явилась ядром Испании и государствообразующей её частью...
Кале ́ (цыг. Kale, букв. перевод смуглые, чёрные, единственное число кало) — самоназвание одной из «больших» групп цыган. Территория проживания: Испания, Португалия, Латинская Америка, юг Франции, встречаются также в странах Северной Америки и Северной Африки. Делятся на испаноязычных (известных также как кало́с и хита́нос) и португалоязычных (кало́нс). Говорят на диалектах, образованных от испанского и португальского языков при помощи вкраплений цыганской лексики и элементов цыганской грамматики...
Эльзасский диалект — один из нижне-алеманнских диалектов немецкого языка, который распространён практически по всей территории Эльзаса. Наиболее близок швабскому и швейцарскому диалектам немецкого языка.
Религиозные войны — ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками.
Средневековая Франция — Франция в период средневековья. Период в истории Франции начало которого датируют 476 годом, а конец обычно относят к 1643 году — установлению абсолютной монархии во Франции.
Под бретонской литературой понимается литература на бретонском языке, развивавшаяся преимущественно в Бретани. По числу и разнообразию памятников бретонская литература значительно уступает как ирландской, так и валлийской.
Подробнее: Бретонская литература
Легисты (от лат. lex — закон) — юристы, законоведы, занимавшие должности королевских советников. Разрабатывали и внедряли римское право, которое они противопоставляли праву обычному. Особое значение приобрели во Франции в XIII в. Легисты — выходцы из городских сословий, занимали административные и судебные должности в государственном аппарате; сыграли большую роль в процессе централизации Франции.
Каготы (фр. Cagots) — пренебрежительный термин, относящийся к группе жителей стран Западной Европы (Франция, Испания), которые пострадали от отвращения и презрения к ним их сограждан, особенно в Гаскони и в предгорьях Пиренеев. Плохая репутация каготов связана с суеверием, приписывавшим им проказу, зловоние и т. п.
Катала́нские стра́ны или катало́нские зе́мли, также стра́ны катала́нского языка́ (кат. Països Catalans) — территории распространения каталанского языка, прилегающие к западному побережью Средиземного моря.
Подробнее: Каталонские земли
Фраксинет (лат. Fraxinetum, араб. جبل القِلال) (888—972 годы) — небольшая, но стратегически важная база мусульманских пиратов «Варварского берега» и Мусульманской Испании в средневековом Провансе. Джаляль-аль-Хиляль, или Фраксинет (по названию его крупнейшей крепости) занимал прибрежную полосу и ряд внутренних районов на так называемом Маврском плато между оставшимися под контролем христиан более крупными городами Марсель и Ницца.
Новые христиане (исп. Cristiano nuevo) — исторический термин, применявшийся в Испании и Португалии после Реконкисты для обозначения социальной группы, состоящей из обращённых в христианство мусульман и иудеев, а также для их потомков даже спустя несколько поколений после перехода в христианскую религию. Термин впервые стал употребляться по отношению к евреям, принуждаемым к переходу в христианство после антиеврейских погромов 1391 года.
Сирве́нта , сирвенте́с — один из важнейших жанров поэзии трубадуров XII—XIII вв. Формой напоминала любовную кансону, но отличалась поднимаемыми в ней темами. Главными в сирвенте являлись вопросы общественно-политические, религии, морали, личные выпады поэта против его врагов («персональные» сирвенты). Одним из представителей политической сирвенты является Бертран де Борн. Весьма популярная традиция обмена сирвентами (поэтического спора по различным вопросам) со временем создала специальный диалогический...
Трубаду́ры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-музыканты (инструменталисты и певцы), преимущественно из Окситании. Творчество трубадуров охватывает период с конца XI до XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века. Трубадуры слагали свои стихи на провансальском, разговорном языке части Франции, простирающейся на юг от реки Луары, а также примыкающих районов Италии и Испании. Они активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни общества того времени...
Патуа ́ (фр. patois) — диалект или язык, который считается нестандартным в рамках определенной лингвистической системы. Этот термин в лингвистике формально не определен. Наравне с ним используется термин «вернакуляр». Жаргоны и сленги этим словом не называют, поскольку те не составляют целостную языковую систему, используя только отдельные специальные слова.
Корсика́нский язы́к (самоназвания Corsu, Corso, Corse, Corsi) — диалект итальянского языка. Распространён на острове Корсика (Франция) и на севере Сардинии.
Кутю́мы (от фр. coutume — обычай) — правовые обычаи некоторых провинций, территорий, городов в средневековой Франции, или французское местное обычное право (также называемое публичным) эпохи феодализма.
Языки ок (также ланг д’ок фр. Langue d'oc от лат. hoc «так», «да») — общее название всех романских идиомов северо-западного Средиземноморья, в том числе и южной Франции, которые в качестве утвердительной частицы употребляли слово «ок» (oc) в противовес иберо-романским и итало-романским языкам «си» (si < лат. sic) и северофранц. «уи» oui (< лат. hoc+ille). Термин «ок» применялся в средние века в противовес всем северофранцузским идиомам, получившим название ланг д’ойль. Таким образом, название ланг...
Беги́нки (лат. beguine, beguinae) — религиозное движение, возникшее в средневековой Европе в XII веке и достигшее общеевропейского масштаба в XIII веке. В XV веке пережило спад, но просуществовало до Французской революции 1789 года. Членами данных религиозных общин были в основном женщины, которые вели образ жизни, близкий к монашеству. Бегинки проживали в бегинажах (общежитиях), но могли жить и в отдельных жилищах.
Моса́рабы (исп. mozárabes ; порт. moçárabes от араб. مستعرب , «арабизированный», букв. «сделанный арабом», «превратившийся в араба») — собирательное название для христиан, проживавших на территориях Пиренейского полуострова, находящихся под контролем мусульман (разных халифатов и султанатов, существовавших на полуострове с 711 по 1492 г.). Многие из них, несмотря на приверженность христианству, переняли восточную атрибутику, жизненный колорит, владели арабским языком, хотя родным для большинства...
Галлици́зм (от лат. Gallicus «галльский», фр. gallicisme) — слово или выражение, заимствованное или происходящее от французского языка.
Альбигойский крестовый поход или Катарский крестовый поход (1209—1229 годы) — серия военных кампаний, инициированных Римской католической церковью, по искоренению ереси катаров в области Лангедок.
Арманья́к (фр. Armagnac) — историческая область между реками Гаронна и Адур, которая, как часть Гаскони, входит в департамент Жер. С 960 по 1607 годы образовывала графство Арманьяк в составе герцогства Аквитания. В XV веке, на который приходится верх могущества графов и герцогов Арманьяков, они представляли собой одну из самых значительных политических сил на территории Франции. Столицей их был город Ош.
Муде́хары (исп. mudéjar, от араб.مدجّن — прирученный, домашний) — мусульманское население, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у мусульман в ходе Реконкисты.
Средненидерландский язык (нидерл. Middelnederlands) — историческая форма существования нидерландского языка, а также ступень его исторического развития в промежутке между 1150 и 1500 годами. Фактически является вариантом среднефранкского языка, не участвовавшим в процессе второго передвижения (ср. с совр. верхнефранкскими диалектами). Средненидерландский развился из древненидерландского языка.
Бельгийский французский (фр. Le français de Belgique) — региональный вариант французского языка в королевстве Бельгия; один из трёх официальных языков, употребляемых в стране, наряду с нидерландским и немецким. Характеризуется относительным единством письменной формы, максимально приближенной к парижской, при заметном разнообразии устных говоров, сохраняющих разнообразные лексемы и фонемы автохтонных романских языков.
Языковая граница — условная линия, проходящая между постоянными населёнными пунктами, расположенными по краям ареала распространения двух языков (например, нефиксированная и постепенно исчезающая Мозельская языковая граница и бретонская языковая граница во Франции, а также довольно чёткая, особенно после 1963 г., Бельгийская языковая граница между романским и германским ареалами в Бельгии, и т. д.).
В XIV—XVI веках во
Франции совершился переход от политического феодализма к абсолютизму через сословную монархию, в которой короли, став единственными государями страны, должны были делиться властью с представителями сословий, собиравшимися (с большими перерывами) в течение трёх веков (1302—1614).
Лимузе́н (фр. Limousin) — прежнее графство и историческая область во Франции, между Маршем на севере, Овернью на востоке, Гиенью на юге и западе; соответствует департаментам Верхней Виенны и Коррез; главный город — Лимож.
Рыцарская поэзия — одним из самых ярких выражений миросозерцания, выработанного рыцарством и сменившего собой более суровый и грубый дух собственно феодального периода, является поэзия провансальских трубадуров (см. Провансальская литература), перешедшая затем в соседние страны.
Тёмные века — историографический термин, подразумевающий период европейской истории с VI по X века. Характерной чертой этого времени называют отставание западного региона от Византии, мусульманского мира и Китая.
Французский Ренессанс (фр. Renaissance française) — термин, используемый историками, культурологами и искусствоведами для описания достижений в культуре и искусстве Франции с конца XV до начала XVII века. Французский Ренессанс связан с панъевропейским Ренессансом, зародившемся в Италии в XIV веке. Начало французского Возрождения относится к середине XV века, к началу французского вторжения в Италию в 1494 году во время правления Карла VIII до смерти Генриха IV в 1610 году.
История христианства в Римской империи охватывает период от зарождения христианства в первой половине I века до распада Западной Римской империи. В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов.
Франкская мифология — это духовное мировоззрение и религиозные практики древнего германского народа франков. Включает в себя национальную мифологию и компоненты греко-римских верований Раннего Средневековья. Мифология процветала среди франков вплоть до обращения короля Меровингов Хлодвига I в ортодоксально-никейскую веру (около 500 год н.э), хотя до этого было много франкских христиан. Постепенно язычество сменилось христианством, однако, до конца VII века в Токсандрии сохранялось язычество.
«Церко́вная исто́рия наро́да а́нглов » (лат. Historia ecclesiastica gentis Anglorum) — главный труд англосаксонского историка и богослова Беды Достопочтенного, посвящённый истории христианской церкви в древней Англии, конфликту между римским и кельтским христианством. Хронологически изложение охватывает период от римского вторжения в Британию 55 года до н. э. до 731 года (в некоторых поздних рукописях события доведены до 766 года); наиболее подробное связное изложение касается событий 596—705 годов...
Бон (тиб. བོན་, Вайли bon, произношение (лхасский диалект): , кит. 苯教/本教/钵教) — национальная религия тибетцев, которые отличают её от тибетского буддизма, хотя и используют многие общие с ним термины и учения. Религия Бон в её нынешнем виде возникла в X-XI столетиях . Хотя в бонских текстах содержатся мифы о существовании данной религии до проникновения буддизма в Тибет, а приверженцы современной религии Бон утверждают, что их религия тождественна добуддистской тибетской религии, западные учёные считают...
В истории зафиксировано несколько случаев, когда народы, не являвшиеся евреями по происхождению, принимали иудаизм. Во многих таких обществах инициатива обращения исходила от правящих кругов, и иудаизм становился государственной религией.
Подробнее: Иудейские государства
Альгамбрский эдикт , иначе Гранадский эдикт (исп. Edicto de Granada) — указ королевских величеств Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской, изданный в 1492 году, об изгнании со всех территорий их королевств тех евреев, которые до 31 июля этого года откажутся принять христианство.
Латинский язык в Африке появился в эпоху римских завоеваний и сохранялся остатками романоязычного населения до конца XII века. Основным очагом распространения латыни стала территория современного Туниса, где народная латынь со временем развилась в некий романский идиом, который не оставил после себя письменных памятников, так как для записи текстов продолжал использоваться классический латинский язык. Тем не менее, арабский историограф Аль-Идриси во время своего путешествия в оазис Гафса в XII веке...
«Оттоновское Возрождение » — краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии — Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещённые люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Среди учителей этих школ особенно выделялся учёный монах Герберт (950—1003) — человек...
Франки (арм. ֆրանկեր) или франги, френги — название группы армян, приверженцев Армянской католической церкви. Проживают бо́льшей частью на севере Армении и в Самцхе-Джавахети, Грузия.