Связанные понятия
Кахети́нцы (груз. კახები) — этнографическая группа грузин. Говорят на кахетинском диалекте грузинского языка. Самоназвание «кахи».Одними из древнейших предков грузин Кахетии являются кавказские албаны.
Крест свято́й Ни́ны (груз. ჯვარი ვაზისა — крест виноградной лозы) — христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.
Гури́йцы (груз. გურულები) — этнографическая группа грузинского народа. В основном проживают на территории Гурийского края Грузии (Озургетский, Ланчхутский и Чохатаурский муниципалитеты). Разговаривают на гурийском говоре грузинского языка. Гурийцы исповедуют православие и являются паствой грузинской православной церкви. На сегодня в Грузии живут 300 000 гурийцев.
Ганза́к (с перс. — «Ганжа»; греч. Газака; лат. Газа, Ганзака; араб. Джанза, Джазнак, Гандзак, Гандзак-шахастан) — древний город на северо-западе Ирана, к юго-востоку от оз. Урмия (современный северо-запад Ирана). Возник в I тыс. до н. э.
Мохевцы (груз. მოხევეები — мохевееби) — субэтнос грузин, жители исторической горной области Хеви (груз. ხევი — «ущелье»). Говорят на мохевском диалекте грузинского языка. Православные, ещё в XIX веке наряду с христианством сохранялись элементы язычества. Общая численность около 17,000 человек.
Упоминания в литературе
В Киликийском царстве произошло сближение армян с Западной Европой. На самой заре
его существования киликийские армяне вступили в сношения с крестоносцами, путь которых лежал через Киликию. Впоследствии эти сношения с Европой не прерывались, но развивались шире. Рубениды, получившие королевский титул в 1198 г. от папы и германо-римского императора, и их преемники связали себя с владетельными домами Запада длинным рядом брачных союзов. До нас дошла разнообразнейшая переписка королей Киликии с европейскими государями и папами (на латинском языке). Обширная торговля Киликии привела в нее выходцев со всех концов мира, и все большие города Европы имели в киликийских центрах свои колонии и фактории. Один документ, относящийся к царствованию Левона V (середина XIV в.), перечисляет в киливийской гавани суда из Генуи, Венеции, Нима, Монпелье, Севильи, Брюгге, Лондона, Мессины, с Майорки, с Крита… Государственный строй Киликии совпадал с формами западного феодализма. Ученые Сиса (столицы Киликии) именовали себя «докторами». Один из киликийских писателей, Нерсес Ламбронский (XII в.), жаловался, что «населенно заимствует у франков любовь к благам временным, так же как и много прекрасных вещей» и т. под.
В эту самую пору неоднократные попытки христианизации германцев предпринимаются главным образом миссионерами из Англии и Ирландии. На этих островах, защищенных морем от вражеских нашествий, сохранилось множество книг, а потому наука и вера развивались в чистом виде. В Германии великим апостолом веры
стал английский миссионер Винфрид, более известный под именем святого Бонифация и часто именуемый «апостолом Германии». Народами, подлежавшими христианизации, были фризы, гессы, тюринги, восточные франки и саксы. На эту работу, обширную и многотрудную, его благословил в 719 году папа Григорий II.
Славяне населяли территории, примыкавшие к городам полуострова Истрия. Здесь они вступили в контакт с византийцами, затем должны были подчиниться власти франков, а затем Священной Римской империи германской нации. Приморские города вскоре попали под власть Венеции и оставались в таком состоянии до 1797 г. Во внутренней части полуострова Истрия, на его северо-востоке, как отдельная земля сформировалось графство Истрия. После аквилейских патриархов здесь обосновалась истрийская ветвь графов Горицких. От них власть перешла к Габсбургам. Истрия была для словенцев важна не только из-за своего приморского географического положения, но также потому, что в одном из ее малых городов – Пичане – находилась епископская кафедра, которая вплоть до создания в 1461
г. люблянского епископства играла важную роль в церковной организации на территории к югу от Дравы. Габсбурги же до 1420 г., когда прекратила свое существование светская власть аквилейских патриархов, да и позднее, вплоть до упразднения в 1750 г. Аквилейского патриархата стремились ограничить его власть, рассматривая аквилейских патриархов как враждебных конкурентов.
В свое время Хлодвиг с дружиной, а за ним
и все франки приняли христианство, что не только повысило авторитет короля у христианского населения Галлии, но и обеспечило ему и его преемникам союз с церковью. Принятие христианства сопровождалось введением латинской письменности. Почти в каждой деревне был возведен храм, где священник вел богослужение.
Действительно, ингвеоны – это в первую очередь англы и саксы. Именно они дали начало «англо-саксонской цивилизации», процветающей и по сей день на территории Англии. Значительная часть франков (исторически иствеонов) обосновалась на территории позднейших Франции и Бельгии, где слилась с галло-римлянами, и вошла в состав формирующейся французской
народности. Наконец, основная часть франков вместе с эрминонами (прежде всего швабо-алеманнами и баварами) составила немецкую народность, ставшую с ходом времени немецкой нацией. Вот об этих-то немцах и идет речь в знаменитом перечне народов, открывающем Повесть временных лет.
Связанные понятия (продолжение)
Термин ира́нцы (ед. число ира́нец или ира́нка; на персидском языке звучит как и́рони), может означать следующее...
Подробнее: Иранцы
Френккардаши или черкесы-франки, черкесы-католики — не существующая сегодня этноконфессиональная группа черкесского народа, проживавшая в средние века в Зихии (Черкесии), а также в генуэских колониях в Северном Причерноморье.
Тринадцать ассирийских отцов(ასურელი მამები) — святые православной церкви, подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в середине VI века из Сирии в Грузию. По благочестивому преданию были учениками Симеона Столпника. Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников пришли в Картли в середине VI века и поселились на горе Зедазени. Впоследствии они разошлись по разным частям региона и стали духовниками и основателями первых монастырей страны. Двое из отцов — Або Некресский и Исе Цилканский...
Баланджары (беленджер, беренджер, баранджар) — средневековый кочевой народ неизвестного происхождения, возможно, родственный булгарам, а также одноимённый город, страна и река на Кавказе к северу от Дербента. Множественность этнонимов, которыми средневековые авторы обозначали население этой части Предкавказья, не всегда позволяет с уверенностью отделить его от других этнополитических объединений и судить о его численности.
Католицизм в Абхазии или Римско-Католическая Церковь в Абхазии — христианская деноминация на территории Республики Абхазия, являющаяся частью Римско-Католической Церкви.
Цалкинские греки — особая группа понтийских греков Грузии, которые проживают преимущественно в Цалкинском районе. Самоназвание — урумы.
Андо-цезские народы или андо-дидойские народы — группа народностей нахско-дагестанской языковой семьи в России, в основном на юго-западе Дагестана. Входят в аваро-андо-цезскую группу и подразделяются на две подгруппы: цезскую и аваро-андийскую, в том числе собственно аварцы и андийская большая подгруппа.
Андийские народы — группа народов, проживающие в Российской Федерации (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндинцы // тиндалы и чамалинцы // чамалалы) и Азербайджане (ахвахцы). Общая численность по переписи 2002 года вместе с цезскими народностями составляет в России 57 498 чел., в том числе в Дагестане — 56 671 чел. Собственно андийские народы составляют соответственно 34 387 и 33 707 чел.
Перси́дская импе́рия — термин, которым в современной историографии называют различные государства, созданные персами...
Армя́нская апо́стольская це́рковь (арм. Հայ Առաքելական Եկեղեցի); традиционное, историческое название — Апостольская церковь Армении (арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма.
Казахский султанат — государственное образование, существовавшее в 1747—1801 годах в Закавказье.
Аджа́рцы (ачарлеби, груз. აჭარლები) — этнографическая группа грузин с небольшим преобладанием православного и частично исламского вероисповеданий. Большинство компактно проживают в Аджарии. Говорят на грузинском языке. По культуре аджарцам близки остальные субэтнические группы грузин. При этом в годы советской власти аджарцы формально придерживались атеизма, а до 1920-х годов они обозначались как грузины-мусульмане. Автономная республика Аджария была основана 16 июля 1921 года, на основе соглашения...
Миацу́м (арм. Միացում — «воссоединение») — идея, основанная на требовании армян Нагорного Карабаха присоединить армянонаселённую Нагорно-Карабахскую автономную область к Армении.
Абха́зский католикоса́т — церковно-каноническая и административно-территориальная структура на территории Абхазии, учреждённая Антиохийским Патриархатом в VIII веке на основе уже существовавшей с начала IV века Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата. Католикосат де факто являлся автокефальной церковью.
Христианство в
Центральной Азии имеет длительную историю. Первые упоминания о среднеазиатском христианстве относятся к III веку. В Раннее Средневековье христианство несторианского толка становится одной из ведущих религий региона наряду с зороастризмом и буддизмом. Закат христианства начинается с арабским завоеванием, после которого христианское население перешло в ислам. Ко времени Высокого Средневековья относится миссионерская деятельность католической церкви в регионе. Возрождение христианства...
Чешские братья (нем. Böhmische Brüder; чеш. Jednota bratrská, лат. Unitas Fratrum), Община богемских братьев, также моравские братья и гернгутеры — христианская евангелическая деноминация, основанная в Чехии (в Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов. Основой богословия чешских братьев стали идеи Яна Гуса и Петра Хельчицкого.
Моравская церковь — деноминация, образованная последователями гуситского движения. Официальное историческое название церкви — Unitas Fratrum (Братское единение), однако в результате своей обширной миссионерской деятельности стала более известна именно под именем Моравской церкви. Также известна под названием моравские или чешские братья. Тем не менее название Моравская церковь распространяется не на все общины чешских братьев, а лишь на те из них, возникновение которых связано с гернгутерами. В связи...
Реформаты-беженцы (фр. réfugiés) — протестанты, бежавшие из Франции после отмены Нантского эдикта в 1685 году.
Латинский язык в Африке появился в эпоху римских завоеваний и сохранялся остатками романоязычного населения до конца XII века. Основным очагом распространения латыни стала территория современного Туниса, где народная латынь со временем развилась в некий романский идиом, который не оставил после себя письменных памятников, так как для записи текстов продолжал использоваться классический латинский язык. Тем не менее, арабский историограф Аль-Идриси во время своего путешествия в оазис Гафса в XII веке...
Маронитская католическая церковь — древняя христианская церковь, одна из шести Восточных католических церквей, имеющих статус патриархата. Большинство исторических общин церкви находятся в Ливане, а также в Сирии и на Кипре. Постоянная эмиграция маронитов из Ливана привела в последние годы к появлению общин в диаспорах Аргентины, Бразилии, США, Мексики, Австралии и других стран.
Прованса́льцы (оксита́нцы, фр. Occitans) — этническая группа французов. Сегодня такой национальности нет, но в 9 в. в Южной Франции была такая народность, у неё был свой язык, отличный от французского, и своя самобытная культура. Новопровансальский язык сохранился теперь только в немногих районах в бытовой речи. Регион расселения провансальцев занимал чуть ли не половину современной Франции. Сюда, кроме Прованса входили такие исторические провинции, как Руссильон, Фуа, Овернь, Гасконь, Беарн, Лимузен...
Тёмные века — историографический термин, подразумевающий период европейской истории с VI по X века. Характерной чертой этого времени называют отставание западного региона от Византии, мусульманского мира и Китая.
Армянская католическая церковь (арм. Հայ Կաթողիկէ Եկեղեցի, Hay Kat'ołikē Ekełec'i) — одна из восточнокатолических церквей со статусом Sui iuris. Принимает руководство Папы Римского (папское первенство) и поэтому находится в полном общении с римско-католической церковью, включая как латинскую матерь-церковь, так и 22 другие восточнокатолические церкви. Церковь берет начало с Флорентийской унии 1439 года и использует в богослужении армянский обряд. Один из шести восточнокатолических патриархатов.
Джавахи , Джавахетинцы, Джавахцы (груз. ჯავახები /Джавахеби/) — этнографическая группа грузинского народа. Коренное население исторической области Джавахети, современные Ахалкалакский, Ниноцминдский и Аспиндзский муниципалитеты. Разговаривают на джавахском диалекте грузинского языка.
Кири́лл (в миру Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Моравия) — братья из города Солуни (ныне Салоники), создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, христианские проповедники.
Подробнее: Кирилл и Мефодий
Альгамбрский эдикт , иначе Гранадский эдикт (исп. Edicto de Granada) — указ королевских величеств Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской, изданный в 1492 году, об изгнании со всех территорий их королевств тех евреев, которые до 31 июля этого года откажутся принять христианство.
Христианство начало распространяться у готов в первой половине IV века. Среди германских племён готы первые приняли христианство. Особенности христианизации готов, пришедшейся на разгар арианского спора, исследователи связывают с различными внешними и внутренними факторами. В силу исторических обстоятельств, готы приняли христианство в его арианской форме. Библия, переведённая на готский язык группой переводчиков под руководством, и с вероятным участием, эпископа Вульфилы, использовалась и другими...
Три столпа китайского католицизма (кит. 中国天主教的三大柱石) — символическое и общеупотребительное среди китайских католиков название трёх китайских высокопоставленных деятелей: Сюй Гуанци (徐光启, 1562—1633), Ли Чжицзао (李之藻, 1565—1630) и Ян Тинъюня (杨廷筠, 1557—1628), принявших католицизм и сыгравших значительную роль в становлении Римско-Католической церкви в Китае. Научная и общественная деятельность этих высокопоставленных китайцев была непосредственно связана с итальянским католическим миссионером Маттео...
Правосла́вная це́рковь всеросси́йского патриа́ршества — неканоническая украинская православная церковь в Северной Америке, основанная в Виннипеге. Не принадлежала ни к одной из европейских религиозных конфессий и была центром Серафимской церкви (англ. Seraphimite Church) — бывшего широкого религиозного союза церквей восточного обряда в Северной Америке.
Украинская лютеранская церковь (укр. Українська Лютеранська Церква — УЛЦ) — национальная лютеранская церковь Украины. Является членом Конфессиональной лютеранской конференции. Самые большие приходы (100—170 человек) находятся в Киеве, Тернополе и Кременце. С 2000 года УЛЦ возглавляет епископ Вячеслав Горпинчук.
Гргур Нинский (хорв. Grgur Ninski; род. около 850 — дата смерти неизвестна) — епископ города Нин в 900—929 годах. Прославился борьбой против латинизации славянского богослужения в Хорватских землях. Деятельность епископа Гргура способствовала развитию хорватского языка и распространению христианства в Хорватии.
Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века, идеалом движения было возвращение к раннему христианству. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм...
Подробнее: История протестантизма
Кочинские евреи (малабарские евреи) — старейшая группа евреев Индии, исторически проживавших на Малабарском берегу в штате Керала на юге Индии. Разговорный язык — жудео-малаялам. В настоящее время подавляющее большинство кочинских евреев иммигрировало в Израиль, в Керала осталось лишь несколько десятков человек, так что общине в Керала грозит исчезновение.
Франки (лат. Franci, фр. Francs, нем. Franken) — союз древнегерманских племён, впервые упоминающийся в хрониках в 242 г. н. э.
Реформация в Речи Посполитой — общественное и религиозное движение на территории Речи Посполитой, включавшей территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и части Украины. Сторонники реформации требовали изменений в польской церкви. Реформация существовала с 1520-х годов до второй половины XVII века, когда её окончательно победила контрреформация.
Унитарианство (Унитарианская церковь) — антитринитарное движение в протестантизме. Отвергает догмат о Троице, некоторые теологи не принимают также учение о грехопадении. В широком смысле термин «унитарии» исторически использовался как синоним термина «антитринитарии».
Меннони́тство — одна из протестантских деноминаций, называемая по имени основателя, Менно Симонса (1496—1561), голландца по происхождению. Меннонитство возникло в 1530-е годы в ходе реформационного движения в Нидерландах, в котором принимали участие радикальные и умеренные анабаптисты. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества: меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие. Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие...
Го́тская епа́рхия — древняя православная епархия Константинопольского патриархата в Крыму с центром в городе Мангупе (Дорос). Существовала с середины VIII века, была ликвидирована в 80-х годах XVIII века в результате переселения христиан из Крыма в Северное Приазовье по решению правительства Екатерины II, принятого в 1778 году. Своё название епархия получила по имени готов — народа, вторгшегося во второй половине III века в Крым и впоследствии принявшего христианство.
Алжи́рские евре́и — еврейская диаспора, исторически существовавшая на территории современного Алжира с древних времён до 1960-х годов.
В истории зафиксировано несколько случаев, когда народы, не являвшиеся евреями по происхождению, принимали иудаизм. Во многих таких обществах инициатива обращения исходила от правящих кругов, и иудаизм становился государственной религией.
Подробнее: Иудейские государства
Доминиканцы в Белоруссии ― монахи нищенствующего католического ордена братьев-проповедников, обосновавшиеся на территории Белоруссии с XIII века.
Эфиопская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся эфиопского обряда, восходящего к Александрийской литургической традиции. Возникла в результате заключения унии с Римом части Эфиопской православной церкви. Приверженцы проживают, главным образом в Эфиопии.
Египетские греки — греческая община в Египте, которая официально насчитывает около 1000 человек (по состоянию на 2012 год).
Упоминания в литературе (продолжение)
Интересно, что у истоков создания и строительства Воскресенского храма в Рабате стояла
местная арабская семья. Не имея никаких средств для приобретения земли, иером. Варсонофий неожиданно получил помощь от одного исцеленного знатного араба, Шерифа Хусейна Джебли. Русский священник помолился над больным марокканцем, и тому стало лучше. Это сочли за чудо, и араб фактически подарил необходимый для строительства участок земли в районе Babe Temara[31]. «Таким образом, в августе 1932 г. на земле, чудесно приобретенной за 1 франк, воздвигнут был храм стоимостью в 60 000 франков. При храме выстроена колокольня за 25 000 франков и возник домик за 25 000 франков»[32]. Этот пример воодушевил русских эмигрантов на создание православных приходов в других местах.
А что народный язык древних словен в Македонии и во Фракии (по сознанию самого Добровского, величайшего из славянских лингвистов-историков) впервые положен на письмо двумя братьями-апостолами, это можно принять за достоверный факт на основании как самой
истории, так и множества дошедших до нас болгарских рукописей. Начавшаяся в Болгарии (т. е. в верхней и средней Македонии, верхней Фракии и Мизии), словенская церковная литература продолжалась в Паннонии. Конечно, в IX веке, быть может, уже существовало незначительное различие наречий между словенским в Болгарии, словенцким в Паннонии и словакским в Венгрии; это следует из отдаленного положения племен и их смешения с дальними родственными и чужими народностями, болгар – с остатками трибаллов, иллирийцев и фракиян; словенцев – с древними паннонцами и франками; словаков – с чехами, ляхами, аварами и т.д., и подтверждается письменными свидетельствами; между тем, первобытное тождество трех наречий проявляется несомненным образом и в позднейшие времена (напр., в словакском переводе кириллицею Евангелия Богианского монастыря), и теперь еще может быть грамматически и лексикографически доказано в отдельных частностях, несмотря на беспримерное, почти метадиалектизирование словакского и болгарского языков».
«Рос, называемые также и Дромиты. Имя это, которое они носят, распространилось от какого-то сильного отклика ?ω?ς
‘рос’, изданного теми, которые приняли прорицание согласно некоему совету или по божественному воодушевлению и которые стали распорядителями этого народа. Название Дромиты было им дано потому, что они бегают быстро. А происходят они из рода франков» [13, с. 112–118]. Надо сказать, что здесь не этнографическое замечание Псевдо-Симеона, а общее определение – византийцы относили всех жителей северо-западной Европы к франкам.
Усиление власти требовало и ее регулирования. Время от времени Папы создавали свои военные отряды. Папство неоднократно обращалось к франкам в поисках опоры для борьбы с крестьянскими волнениями. Это была двусторонняя связь. Если Франкское государство поддерживало папство, это означало и усиленное насаждение христианства
на языческих территориях. Вскоре христианскую веру приняли многие вожди франкских племен, а Папа даже устроил по этому поводу трехдневный всехристианский праздник.
Усиление власти требовало и ее регулирования. Время от времени римские папы создавали свои военные отряды. Папство неоднократно обращалось к франкам в поисках опоры для борьбы с крестьянскими волнениями. Это была двусторонняя связь. Если Франкское государство поддерживало папство, это означало и усиленное насаждение христианства на
языческих территориях. Со временем христианскую веру приняли многие вожди франкских племен, и папа даже устроил по этому поводу трехдневный всехристианский праздник.
«Почему Пипин взял на себя защиту папства, находящегося в далекой Италии? Скорее всего, руководствуясь реальными политическими интересами, а не из-за религиозного фанатизма. Папа же в 754 г. вновь помазал Пипина и его сыновей на королевство и, опираясь на авторитет церкви, освятил, узаконил власть семьи. Таким образом, остальные ветви Каролингов были лишены права наследования. Папа помог укрепить центральную королевскую власть, противостоящую франкской феодальной аристократии. Одновременно папа присвоил франкскому королю титул «патриций Рима» (который ранее давался лишь наместнику византийского императора в Равенне)… Пипин не только принял титул защитника римской церкви, но и действительно взял на себя обязанность ее защищать. В 754 и 756 гг. он предпринял успешный военный поход против лангобардов. Захваченные у них территории: Римское герцогство (в более узком смысле Патримониум), Романью (экзархат) с 22 городами и Пентаполь – он подарил папе. Пипин переписал в реестр все населенные пункты и города, переданные папе («Петру»), и ключи от них возложил на могилу Святого Петра. Благодаря «Пипинову дару» не только расширились владения папы, но и практически был положен конец византийскому влиянию… Так, с помощью франкского феодального государства в
756 г. уже фактически родилось Папское государство… Папа с помощью франков создал Папское государство, в то же время Пипин при содействии папы образовал первую в Европе наследственную феодальную христианскую монархию»[87].
В
начале IX века хорваты должны были защищать свою независимость от завоевательных стремлений франков Карла Великого. Отчаянные подвиги Людевита были однако напрасны, потому-что в среде самих хорватов нашлись пособники франков. Хотя на этот раз иго не было продолжительно; но оно было печальным предвестником многих бед и опасностей, которые с-тех-пор не переставали тяготеть над страной и разрушать все попытки политического объединения и независимого существования хорватов. С таким же недружелюбием относился к славянской народности и духовный представитель и глаза запада. Не удивительно, что семяна христианства, приносимые в Хорватию западными миссионерами, падали на почву не восприимчивую и не пускали корней в народном духе до тех пор, пока эти зародыши христианства не были освещены и согреты взошедшим из соседней Болгарии и Паннонии солнцем христианской проповеди на славянском языке.
Нечто подобное происходило и на других территориях. В 476 г. варвары потребовали
земли для поселения; отказ римлян привел к государственному перевороту: предводитель германских наемников Одоакр из племени скиров сместил последнего западноримского императора Ромула Августула и был провозглашен солдатами конунгом Италии. Заручившись поддержкой римского сената, Одоакр отослал знаки императорского достоинства в Константинополь с заверениями о послушании. Восточноримский василевс Зенон пожаловал ему титул патриция, тем самым узаконив его власть над итальянцами, так прекратила свое существование Западная Римская империя. Германцы сыграли очень важную роль в формировании политической карты средневековой Европы. В ходе экспансии в глубь империи образовались мощные союзы племен, которые к началу VI в. расселились по всей территории Западной Римской империи: в Северной Африке – вандалы; в Испании – вестготы, в Италии – остготы, в Галлии – франки, в Британии – англы и саксы. Они основали на захваченных землях свои государства, память о которых сохранилась в современных названиях (Франция, Англия, Саксония).
Если с именем Владимира прежде всего связано начало крещения Руси и начало чеканки монеты (впрочем, последнее было лишь символическим актом, подчеркивающим независимость киевского государства – реальным средством обмена оставались на Руси серебреные арабские и византийские монеты, а нехватка драгоценных металлов на многие века стала острейшей проблемой), то с именем его сына Ярослава связывают издание первого писаного закона – «Русской правды». Её часто справедливо сравнивают с аналогичными законами других «варварских
королевств» VI–VIII веков в Европе, например, с «Салической правдой» франков, также отразившей ранний этап формирования государственности и сочетавшей обычные нормы права с новыми, писанными и исходящими сверху, от правителя.
Какие же еще книги из репертуара издательства «Жизнь с Богом» и других католических издательств пользовались спросом у советских туристов на Брюссельской выставке 1958 года? «Интересом пользовалась брошюра С.Л. Франка «Религия и наука» и, особенно, ротаторное издание проф. Дондейна «Современный материализм и вера в Бога», в которой автор отвечает на аргументы антирелигиозной пропаганды, появившиеся в печати в 1957 году… Большой интерес вызвал также прекрасный иллюстрированный альбом «Свет и жизнь», изданный французскими траппистами; почти все охотно брали описание лурдских чудес, путеводитель по павильону и брошюру М.Н. Гаврилова «Ватикан, война и мир». Жития святых – Льва Великого, Пия X, Св. Терезии Лизийской, Св. Николая Чудотворца вызвали интерес целого ряда посетителей. Другие же брали молитвенники, «Подражание Христу», номер «Жизни с Богом» о смысле страданий, апостольское послание Пия XII народам России… Были также желающие получить брошюры отца С. Тышкевича «Католичество», «Советское безбожие и папство», «О нерасторжимости брака»; брошюры Беломорского «Правы ли отрицатели церкви?» и «Что значит быть православным?». Других больше привлекала брошюра «Смерти нет», «Духовные основы русской культуры» М.Н. Гаврилова, а
наиболее образованных – книга Данзас «Католическое богопознание и марксистское безбожие»[73].
Германия была обращена в христианство во времена франков. Крестителем Германии
считается святой Бонифаций, бывший епископом Майнца.
В 410 году германские отряды вестготов-ариан под предводительством Алариха I взяли Рим. Гибель Вечного города потрясла современников: Западная империя оказалась в окружении враждебных государств германцев-варваров (готов, англов, саксов, франков, бургундов и т. п.). В
результате к середине V века император Запада по сути правил одной лишь Италией.
В межвоенный период в Югославии
было зарегистрировано более тысячи русских организаций. В вузах страны преподавали около 120 российских профессоров. В научных учреждениях страны трудились 97 российских ученых, причем 15 из них были действительными членами Сербской Академии наук и искусств. В 1922 г. в Белграде был основан Русский народный университет, а в 1928 г. – Русский научный институт, в котором читали лекции известные религиозные философы И. А. Ильин, В. В. Зеньковский, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, протоиерей Георгий Флоровский и др. Кроме того, в Белграде появились: Русский военно-научный институт, Институт изучения России, Русское археологическое общество, а в 1939 г. в столицу Югославии переехал из Праги Институт имени академика Н. П. Кондакова (знаменитого византолога)[70].
1135 год. Анналист Саксон сообщает о прибытии к императору Лотарю королей «венгров,
русов, датчан и франков». Фактически Поморье и Русия-Ругия еще не признавали власти ни польского князя, ни германского императора.
В середине VI века венецианцы изгоняют остготов с Апеннинского полуострова. Однако франки, лангобарды и другие племена постепенно вытесняют византийцев из Северной и Центральной Италии.