Связанные понятия
Бла́говест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частый), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого поста.
Пушечный двор (Москва) — центр пушечно-литейного и колокольного производства в России в XVI—XVII веках.
Би́ло (звонило, сторожевая доска или плита) — деревянная или металлическая доска (брус), по которой ударяли молотком (палкой). В древности это был бытовой и сигнальный музыкальный инструмент; в дальнейшем им пользовались, главным образом, вместо церковного колокола.
Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол...
Куранты (фр. courant — бегущий, текущий, сродни традиционному танцу в сюите) — старинное название башенных или больших комнатных часов с набором настроенных колоколов, издающих бой в определённой мелодической последовательности. Обычно куранты исполняют небольшую музыкальную фразу каждый час, полчаса, четверть часа, иногда в первую четверть часа фраза исполняется один раз, во вторую — два, в третью — три.
Упоминания в литературе
Первый из набатных колоколов висел в Москве, в Кремле, подле Спасских ворот, в настенном шатре или полубашенке;[3] он назывался также царским, сторожевым и всполошным; в него звонили во время нашествия врагов, мятежа и пожара; такой звон назывался «всполохом» и
набатом .[4] На этой полубашенке висел прежде, как полагали, вечевой колокол, привезенный в Москву из Великого Новгорода, после покорения его Иоанном III. Существует предположение, что Новгородский вечевой колокол был перелит в Московский набатный, или всполошный в 1673 году. По указу царя Федора Алексеевича, он сослан был 1681 года в Корельский Николаевский монастырь (где погребены дети Новгородской посадницы Марфы Борецкой) за то, что звоном своим в полночь испугал царя. На нем вылита следующая надпись: «лета 7182 июля в 25 день, вылит сей набатный колокол Кремля города Спасских ворот, весу в нем 150 пудов». К этой надписи прибавлена другая, вырезная «7189 года, марта в 1-й день по именному великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя России самодержцу указу дан сей колокол к морю, в Николаевский-Корельский монастырь за государское многолетнее здравие и по его государским родителях в вечное поминовение неотъемлемо при игумене Арсение».[5]
Практически не используется в настоящее время такой вид звона, как
набат . В его беспокойной неупорядоченности, торопливости православными людьми слышался призыв. Возвещая о внезапной беде, надвигающейся опасности, будь то начавшийся пожар или вражеское нашествие, набат требовал от всех людей немедленно спешить на помощь.
На рассвете стало видно казакам, что турки выступают из лагерей. Загорелись на солнце золотые полумесяцы над знаменами. Там краснели, точно маков цвет, алые фески турок, там – как снег или стадо гусей – белела янычарская пехота. Наездники на дорогих конях в богатых уборах джигитовали впереди, выхваляясь своею удалью. На далеком пространстве видны были только войска. От треска и грохота больших барабанов, называвшихся
набатами , от резкого завывания труб и гомона сотен тысяч людей шум был такой, какого казаки еще никогда не слыхали.
6) Известие о смерти согражданина передавалось трезвоном колоколов. Ещё в 18 веке у донских казаков была такая же традиция, прекратили этот обычай указом войскового начальства из-за частых опустошительных пожаров, о которых также оповещали церковным
набатом .
За спиной великого князя стояли бояре, князья, дьяки, о чем-то вели речь, но колокольный
набат глушил их слова. Государь словно забыл о свите. Болел душой и сердцем Иван Васильевич за Москву, как и тогда, двадцать три года назад, выгоревшую полностью. А спустя три года болел и негодовал: бесчинством татар была погублена Москва. Воины Большой Орды, хитростью проникнув в стольный град с караваном торговых людей, учинили поджоги. Лишь однажды разгневанная стихия расправилась со стольным градом. Это случилось пятнадцать лет назад. После долгого суховея гроза запалила дома на Варварке и Пречистенке, оттуда разгулялась по всей Москве.
Связанные понятия (продолжение)
Первое известное упоминание о колоколах Юрьева монастыря, находящегося в окрестностях Великого Новгорода, относится к 1611 году — времени Шведской интервенции. Тогда шведами были захвачены все колокола. Во второй половине XVII века колокольный набор был восстановлен. Он состоял из девяти основных и четырёх «перечастных», то есть часовых колоколов. Отливкой самых больших из них занимался мастер Корт Клейман из Любека.
Подробнее: Колокола Юрьева монастыря
Царь-пу́шка — артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени. Шедевр тяжёлой крепостной артиллерии своего времени, наиболее значительное произведение русских оружейников, одна из самых больших пушек в мире.
Те́рем — жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, над воротами и т. д., соединялся с ним сенями — крытым переходом. До XVIII века также употреблялись названия чердак или вышка.
«Никола Можайский » — деревянный образ святителя Николая Чудотворца «Можайского». Долгое время находился на территории Можайского кремля в городе Можайске. В данный момент находится в Третьяковской галерее, Москва.
Хоромы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»). Каменные строения назывались палатами.
Царское место — в широком значении трон, престол русского царя (см.), в более специфическом — почётное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла.
Голбе́ц — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати и спуска в подклет. У русских также называется казёнка, каржина, голбешник, запечник, у белорусов — подпечник. Может быть оформлен в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Иногда чулан называется верхним, а подполье — нижним голбцом. Располагается у входа на жилой этаж (житьё) или за перегородкой в стряпной (на кухне), при этом находится напротив красного угла.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Подробнее: Типы русских деревянных храмов
Пища́ль — общее русское название ранних образцов средне- и длинноствольного огнестрельного оружия.
Сень (старослав. сѣнь) — элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.
Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.
Тайник — фортификационный элемент древнерусских крепостных сооружений в виде хорошо скрытой подземной галереи, ведущей от линии укреплений к источнику воды: скрытому колодцу, реке, оврагу или в крепостной ров. Основной целью возведения тайников являлось водоснабжение гарнизона. Если тайник имел выход за пределами крепостных стен, он также предоставлял силам гарнизона возможность скрытного выхода из укрепления для контратаки с неожиданного направления.
Сожже́ние в сру́бе — вид казни, возникший в Русском царстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке. Эта форма казни описана в первой из Двенадцати статей царевны Софьи.
Рога́тка — лёгкое оборонительное заграждение, конструкция из перекрещенных и скреплённых (связанных) между собою деревянных бруса и кольев (обычно заострённых); современная рогатка может быть дополнительно оплетена колючей проволокой. Согласно словарю Даля, рогатка — «продольный брус со вдолблёнными накрест палисадинами, для преграды пути».
Гаковница (нем. Hakenbüchse) — европейское крепостное дульнозарядное ружьё XV—XVI веков с крюком («гаком») под стволом, которым зацеплялись за крепостную стену с целью уменьшения отдачи при выстреле.
Мали́новый звон — мягкий по тембру звон колоколов, иногда также бубенчиков, шпор. Существует несколько версий происхождения этого термина.
Бирю́ч (бирчий, бирич) — в Древней Руси глашатай, помощник князя по судебным и дипломатическим делам, который объявляет по улицам и площадям постановления князя, воеводы или царя. Упоминается в русских письменных памятниках с X века, с конца XVII столетия слово выходит из употребления.
Торама (мокш. торама, эрз. дорамо от мокш. торамс «греметь») — музыкальный инструмент, труба в традиционной культуре народов эрзя и мокша, символ надежды. Зов торамы — призыв к объединению перед лицом врага и в этом качестве торама фигурирует в преданиях о мордовских вождях — тюштях.
Тулумбас (туркм. tulumbaz) — туркменский, турецкий, иранский, русский, украинский ударный музыкальный инструмент из семейства мембранофонов. Разновидность литавр. Применялся с XVII века как воинский сигнальный инструмент.
Барабан Дрейка – малый (или военный) барабан, в своё время принадлежавший знаменитому английскому мореплавателю и корсару сэру Френсису Дрейку.
Башкирская стрела — артефакт, стрела на шпиле кирхи церкви Святого Лауренция в коммуне Шварца на земле Тюрингия.
Автомато́н ; по-русски также часто называется просто: автома́т — заводной механизм (автомат), внешне напоминающий человека или животное. Некоторые из них могли выполнять вполне комплексные движения, например: писать, играть на музыкальных инструментах.
Рябиновая (воробьи́ная) ночь ― у восточных славян название ночи с сильной грозой или зарницами. Считалась временем разгула нечистой силы.
Печатный шаг (также прусский шаг, или прусский церемониальный шаг, именуемый в странах НАТО гусиный шаг) — форма парадного церемониального шага военнослужащих, при движении во время военных парадов, в вооружённых силах некоторых стран мира, преимущественно России и странах бывшего Советского Союза, а также Китайской Народной Республике, Германской Демократической Республике и Италии (во время правления Муссолини).
Медвежья потеха — одна из древнейших форм развлечения на Руси. «Медвежья потеха» считалась царской забавой.
Карроччо (итал. Carroccio) — четырёхколёсная повозка-алтарь, на которой закреплялся большой прямоугольный флаг (штандарт), буксируемая волами. Использовалась в средневековой Италии. Это была прямоугольная платформа, на которой крепился штандарт города и был установлен алтарь. Священники вели службу на алтаре во время битвы, и трубачи на повозке рядом с ними воодушевляли солдат к бою.
Горн (от нем. Horn — рог) — сигнальный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов.
Военный оркестр — специальное штатное воинское подразделение, предназначенное для исполнения военной музыки, то есть музыкальных произведений при строевом обучении войск, во время отправления воинских ритуалов, торжественных церемоний, а также для концертной деятельности.
Опри́чник — телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска (отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной русским царём Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.
Быкобой — традиционный обряд братчины у коми-пермяков села Большая Коча Кочёвского района Пермского края. Обряд проводился в день святых Флора и Лавра (коми-перм. Проллавер) и включал в себя жертвоприношение быка.
Бартель Гвидо Габриэлевич (Гаврилович) (1885, Одесса — 1943, Карагандинская область, Казахстан) — инженер, активный пропагандист кремации в России, при его активном участии был открыт первый московский крематорий (Донской крематорий). Немец (по отцу). Мать Софья Львовна. Сестры Мальвина Гавриловна Бартель, Ирма Гавриловна Рабинович (урожд. Бартель), Клара Гавриловна Манн (урожд. Бартель), Луиза Гавриловна Шарбо (урожд.Бартель), брат Мартин Гаврилович Бартель.
В истории России Великим Лукам выпала особая роль — роль города-воина, города-щита, опорного пункта в Западном порубежье, которую он выполнял на протяжении более чем восьми веков.
Подробнее: История Великих Лук
Стено́шный бой или бои стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою участвуют лица мужского пола от 16 до 60 лет. Количество участников варьируется от 10—15 до нескольких сотен человек. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленицу.
Бараба́нщик — музыкант, играющий на ударных музыкальных инструментах и, в частности, на барабане или военно-учётная специальность (чин, должность) в вооружённых силах.
Разбо́йничьи пе́сни — находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при взятии Минска, 1119). О разбойниках часто упоминают жития русских святых — Феодосия Печёрского, Кирилла Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.
Пища́льники — пехота Русского государства конца XV — первой половины XVI веков, вооружённая огнестрельным оружием — пищалями.
«Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии » — опера Николая Римского-Корсакова в 4 действиях, 6 картинах, на собственное либретто созданное совместно с Владимиром Бельским, по мотивам легенды конца XVIII века о граде Китеже. 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы.
Боевая коса — это древковое оружие пехоты, которое представляло собой древко или шест, с насаженной на него хозяйственной косой, шинковочным ножом или специально изготовленным двулезвийным клинком, чаще дугообразной формы. Оружие это употреблялось польскими мятежниками (см. Косиньер), а также встречалось в вооружении китайцев.
Поместное войско — обобщающее название дворянской поместной конницы, составлявшей ядро Вооружённых сил Русского государства в конце XV — первой половине XVII веков.
Вели́кий ко́локол Дхаммазе́ди (бирм. ဓမ္မစေတီခေါင်းလောင်းကြီး ) — вероятно, самый крупный колокол, когда-либо созданный руками человека. Он был отлит в 1484 году по приказу Дхаммазеди, короля Хантавади (Пегу) в качестве подарка для пагоды Шведагон в Дагоуне (ныне часть Янгона, столицы Мьянмы).
Бараба́нка , также пасту́ший бараба́н, пасту́шеский бараба́н, пастуха́лка, пастуха́ль, пастуха́льница, пасту́шка, пасту́шня, брекоталка — древнерусский народный сигнальный и ударный самозвучащий музыкальный инструмент.
Упоминания в литературе (продолжение)
Въезд panie Kochanku Радзивилла в Вильно свершился при
набате колоколов, за каретой катились пушки, шагали солдаты, а полковник Василий Кар не давал воеводе напиться до потери сознания. В разгар прений Варшавского сейма появился князь Репнин:
Новоявленный государь процарствовал всего 11 месяцев: «17 мая русские привели в исполнение свой дьявольский план. В 6-м часу утра, когда царь и польские вельможи были еще в постелях и отсыпались с похмелья, их грубо разбудили. Разом во всех церквях ударили в
набат , и тогда из всех углов побежали толпами сотни и тысячи человек с ружьями, с копьями или с тем, что попалось под руку. Все они бежали к Кремлю…» Лжедмитрия I поймали и убили, а затем долго таскали по Москве привязанным к телеге.
Крепость была действительно неприступная; кроме пушек ее защищали днепровские пучины и неприступные скалы, отвесно спускавшиеся в воду, не было надобности в многочисленном гарнизоне. Поэтому в замке было не более 600 человек, вооруженных мушкетами и самопалами, но зато отборных солдат. Днепр, сжатый в этом месте берегами, был так узок, что стрела, пущенная с одного берега, перелетала далеко на другой. Крепостные пушки господствовали над обоими берегами и над всей окрестной местностью. Кроме того, верстах в трех от замка стояла высокая башня, с которой открывался вид на восемь миль вокруг. В ней помещались сто солдат, к которым пан Гродзицкий каждый день заглядывал. Они, заметив в окрестности появление каких-нибудь людей, тотчас давали знать в замок. Били
набат , и весь гарнизон стоял под ружьем.
В это время в Белом городе русские ударили в
набат , забаррикадировали улицы всем, что попадало под руку – столами, скамьями, бревнами – и, укрывшись, стали стрелять в немцев и поляков. Из окон домов также стреляли, бросали камни и бревна.
Народ и войска внемлют каждому слову. Голос владыки звучит над площадью подобно
набату :
– Скажи, отче, а отчего вы, раз ополчение собираете, в
набат не бьете?
– Уже и в Червленной и Стародубовской и других деревнях ходят шайки скопом и заговором, с дрекольем и палашами, у церкви бьют в
набат и собирают мирские повальные сходы.
Он не слышал ни
набата , ни криков, ни выстрелов, и не видел, как заговорщики убили Дмитрия, а потом выволокли его нагое тело на площадь и оставили на поругание толпы.