Связанные понятия
Морилка для дерева (также бейц) — это специальный материал, как правило, в виде жидкости. В процессе морения наносится на обработанную древесину для придания ей определенного цвета, как правило — цвета иной породы дерева. При этом состав не образует поверхностную плёнку, а проникает на некоторую глубину, окрашивая саму древесину, за счёт чего текстура дерева остается видимой в отличие от краски и эмали. Водные морилки, как и морилки на основе растворителей и спиртовые, не обладают деревозащитными...
Лáки — растворы смол (натуральных или синтетических) в различных растворителях (углеводороды, ацетон, вода, этанол, олифы или эфирные масла) до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку (как правило прозрачную, в отличие от краски), хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям. Отвердение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет реакции окислительной полимеризации...
Подробнее: Лак
Отделочные материалы — класс строительных материалов для декоративного оформления зданий и сооружений, защиты их от вредного воздействия окружающей среды, улучшения гигиенических и эксплуатационных свойств.
Шелла́к (от нидерл. schellak) — природная смола, экскретируемая самками ряда родов (Metatachardia, Kerria, Laccifer, Tachardiella, Austrotachardiella, Afrotachardina, Tachardina) насекомых-червецов семейства Kerriidae, паразитирующими на некоторых тропических и субтропических деревьях в Индии и странах Юго-Восточной Азии (Croton lechleri и других).
Сургу́ч (тюрк.) — окрашенная плавкая смесь, состоящая из твёрдых смол и наполнителей, которую применяют для герметизации различных ёмкостей (главным образом бочек и бутылок в винной промышленности) и нанесения рельефных печатей на почтовые отправления (письма, пакеты, бандероли, посылки и др.).
Упоминания в литературе
Следующий
слой – цветной. Обычно применяется морилка или различные масляные пропитки. При правильном выполнении этой процедуры цветом можно как замаскировать текстуру древесины, так и подчеркнуть ее. Последнее особенно рекомендуется для качественного материала с красивой текстурой. Когда требуется скрыть дефекты поверхности или придать ей особый внешний вид, применяется окрашивание, позволяющее защитить древесину от механических повреждений (царапин и пр.). Для этой цели используется, например, восковая паста, которая наносится в один или два слоя и затем тщательно полируется.
В продаже имеются естественные красители: бейцы и морилки. Бейц – порошок, а
морилка – готовый к применению водный или спиртовой раствор красителя необходимой концентрации. Красящими веществами здесь выступают гуминовые кислоты, окрашивающие поверхность древесины на глубину 1-2 мм. Бейцы и морилки относятся к поверхностным красителям. В промышленности для окраски дерева применяются разнообразные синтетические красители, но их трудно достать, поэтому здесь мы ограничимся описанием природных красителей.
Если используются фанерные плиты больших стандартных размеров, не стоит раскраивать их по форме принятого рисунка. Рисунок можно создать за счет тональности в окрашивании пола или за счет нарезки рисок. Нанесение рисок будущего рисунка производят после укладки плит, шпатлевки и шлифовки швов между ними. Для нанесения рисунка можно использовать различные инструменты (например, углошлифовальные машинки-«болгарки» со специальными дисками). Красота фанерного пола определяется цветом и текстурой самого дерева, подчеркнутого и
усиленного действием различных тонов морилки.
Пригодятся и пни, стволы поваленных деревьев и другой материал, который можно обрабатывать прямо на месте. Опоры стандартных скамей антисептируют горячим битумом, а сиденье и спинки – антисептиками. Кроме того, их обжигают паяльной лампой,
а иногда покрывают слоем «морилки», которая придает древесине темный естественный цвет мореного дерева.
В продаже имеются естественные красители: бейцы и морилки. Бейц – порошок, а
морилка – готовый к применению водный или спиртовой раствор красителя необходимой концентрации. Красящими веществами здесь выступают гуминовые кислоты, окрашивающие поверхность древесины на глубину 1—2 мм. Бейцы и морилки относятся к поверхностным красителям. В промышленности для окраски дерева применяются разнообразные синтетические красители.
Деревянные стойки пропитывают олифой
или естественными красителями типа «морилка», сохраняющими естественную фактуру дерева, что хорошо сочетается с металлическими стойками из труб диаметром 60 мм, окрашенных в черный цвет.
Далее нужно выявить на скорлупе кракелюры (методика описана выше), выполнить полировку мозаики. Потом все деревянные
части изделия нужно окрасить морилкой в темный цвет. В завершение все готовое изделие следует натереть восковой мастикой и тщательно отполировать или же покрыть его лаком.
Из красителей естественного происхождения широко применяется коричневый
краситель под названием ореховой морилки или орехового бейца. Красящими веществами в красителе являются гуминовые кислоты, содержащиеся в некоторых почвах, торфе. Гуминовый краситель хорошо растворяется в воде, окрашивает древесину в ровный коричневый цвет различных оттенков, обладает высокой светостойкостью, превышающей большинство синтетических красителей. Он хорошо смешивается с синтетическими красителями прямой и кислотных групп.
Связанные понятия (продолжение)
Шпаклёвка (шпатлёвка; от нем. Spachtel — лопатка) — пастообразный или порошковый материал, применяемый для выравнивания поверхностей перед нанесением на них материалов для отделки помещений. Шпаклёвками называют составы, применяемые для выравнивания поверхностей, которые подлежат окраске. Шпаклёвки бывают разных видов. Для их приготовления применяется хозяйственное мыло, мел, мучной клей, столярный, животный, лаки, просеянный гипс, олифы.
БФ (Бутираль (поливинилбутираль) фенольный (фенолформальдегидный)) — термореактивный однокомпонентный полимеризующийся клей с возможностью применения как простого высыхающего клея. После горячей полимеризации создаёт малоэластичный шов с термостойкостью до 180 °C. Существуют разные виды клея БФ, применяемые для склейки как цветных металлов, нержавеющей стали, неметаллов с металлами (менее эластичные и более прочные), так и для ремонта тканевых изделий, в медицине для закрытия ран (более эластичные...
Бума́га (предположительно от итал. bombagia < лат. bombacium ‘хлопок’, первоисточником же считается иранский) — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
Фиксатив (фр. fixatif, закрепитель) — в рисовании жидкость, служащая для укрепления исполненного карандашом или углем на бумаге так, чтобы оно не стиралось.
Масляная живопись — одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества.
Жидкие обои (шёлковая штукатурка ТУ 5462-001-96321814-2009) — в странах СНГ обиходное название декоративного финишного покрытия для стен и потолков. Жидкие обои совмещают в себе свойства обычных рулонных обоев, декоративной штукатурки и лакокрасочных покрытий. Приятны на ощупь. В сухом виде напоминают детский поделочный материал.
Акриловые краски — водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутилакрилатов), а также их сополимеров в качестве плёнкообразователей.
Про́бка , или фелле́ма (лат. phellema) — вторичная покровная ткань осевых органов растения, составляющая перидермы. Феллема образуется в результате периклинальных (параллельных поверхности) делений клеток феллогена, причём клетки феллемы откладываются феллогеном наружу.
Каболка (канат смоляной) представляет собой льняную или из другого волокнистого материала (натурального или искусственного) прядь, пропитанную при необходимости антисептиком (антисептическим веществом), сплетенную специальным образом, что придает ей повышенную биостойкость, хорошее сопротивление к гниению, что существенно увеличивает срок эксплуатации.
Фоамиран (сокр. фоам, фом, от англ. Foam — пена) — это декоративный пенистый материал, применяемый в различных видах рукоделия. Имеет другие названия: пластичная замша, вспененная резина, ревелюр, фом ЭВА. В состав фоамирана входит полимер этиленвинилацетат. Фоамиран изготавливается в виде мягких тонких листов (средняя толщина — 1 мм) в палитре от 20 до 24 цветов (в зависимости от производителя). Бывает китайского, корейского и иранского производства. Иранский фоамиран считается более качественным...
Акриловый камень (англ. solid surface) — современный композитный материал. Был изобретён учеными фирмы DuPont под руководством Доналда Слокума (англ. Donald Slocum) в 1967 году и запатентован под брендом Кориан (англ. Corian) в 1968 году.Основными компонентами искусственного камня являются акриловые смолы Метилметакрилат (ММА) и Полиметилметакрилат (ПММА), гидроксид алюминия, натуральные минеральные наполнители и пигментные добавки. Часто называют просто искусственным камнем. Полиметилметакрилат...
Папье́-маше ́ (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Рези́на (от лат. resina «смола») — эластичный материал, получаемый вулканизацией каучука.
Пластили́н (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки. Ранее изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен (ВМПЭ), поливинилхлорид (ПВХ), каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших...
Масти́ка (греч. μαστίχα) — ароматическая смола мастикового дерева (Pistacia lentiscus). Выделяется при подсочке стволов или крупных ветвей в виде вязкой жидкости, при высыхании образует золотистые прозрачные комки. Растворима в эфирных маслах, скипидаре, спирте. При жевании размягчается и приобретает белёсый цвет.
Нитроцеллюло́зные эма́ли — эмалевые краски на основе нитрата целлюлозы (который получают обработкой целлюлозы азотной кислотой); на упаковке обычно обозначаются аббревиатурой НЦ. Образуют глянцевые, сохнущие при комнатной температуре за несколько десятков минут покрытия. Также известны под названием нитрокраски.
Подробнее: Нитроэмали
Вар , сапожный вар, корабельная смола, пёк (фр. poix noire, brai gras, нем. Pech, Schifs-Schuste-pech, англ. black pitch, clobber, лат. pix nigra) — легкоплавкое, мягкое смолистое вещество, нерастворимое в воде. Различают вары светлый и чёрный. Чёрный вар — продукт переработки древесной или каменноугольной смолы; используется при изготовлении простилочной массы в производстве обуви. В состав светлого вара входят канифоль, нефтяные масла, парафин, воск, сера, сало. Он применяется для пропитки (натирания...
Лаки — растворы смол в различных растворителях до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку, хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям.
Водоэмульсионные краски — разновидность красящих материалов, относящихся к водно-дисперсионным краскам. Представляют собой эмульсию, полученную из воды, пигментов и мельчайших частичек полимеров, выступающих в качестве основы, пребывающих в водной среде во взвешенном состоянии, при этом частицы эмульсии не растворены.
Тушь китайская (墨 mò) — краска для каллиграфии и рисования, одна из четырех драгоценностей рабочего кабинета. Имеет множество отличий от туши, производимой на Западе.
Бронзирование имеет целью придать бронзовый окрас изделиям из других металлов, гипса, дерева, кожи; цвет бронзированных вещей бывает красновато-желтый, зеленый, или черно-бурый. Известно несколько способов проведения бронзирования: гальваническим способом, металлизация, окраска, лакирование, химическая обработка поверхности. Может проводиться машинным способом или вручную.
Клей — вещество и многокомпонентные композиции на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы — в частности, древесину, кожу, бумагу, ткани, стекло, керамику, металлы, пластмассы, резину.
Лино́леум (лат. linum — лён, полотно + oleum — масло) — вид напольного покрытия, в настоящее время преимущественно из полимерных материалов. Выпускается в виде рулонов.
Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые...
Клеящий карандаш - твердый клей в поворотной тубе. Используется для нанесения клея открытой частью тубы, не пачкая пальцы.
Иску́сственные цветы ́ — украшения, используемые для декорирования интерьера, одежды, причёски, выполненные в форме цветов.
Вспененный меламин (меламиновая губка) — вспененный пластик на основе полимера меламин-формальдегидной смолы.
Колло́дий (от греч. κολλώδης (kollodes) — вязкий, клейкий) — 4 % раствор коллоксилина в смеси этанола и диэтилового эфира в соотношении 1:7 (в медицине 20 на 76 частей).
Обо́и — вид строительных отделочных материалов для облицовки стен и потолков внутри помещений. Представляют собой полотно, свёрнутое в рулон. Основные размеры полотна: ширина — 0,53, 0,70, 1,06 м, длина — 10 и 25м. Основные виды обоев: бумажные, виниловые на бумажной и флизелиновой основах.
Вазели́н (лат. Vaselinum, Paraffinum unguinosum, Petrolatum) — мазеобразная жидкость без запаха и вкуса. При неполной очистке цвет меняется от чёрного до жёлтого, при полной — до полупрозрачного. Состоит из смеси минерального масла и твёрдых парафинов. Температура плавления 27-60 °C, вязкость 28-36 мм²/с при 50 °C. Растворим в эфире и хлороформе, нерастворим в воде и спирте, смешивается с любыми маслами, кроме касторового. Получают из вакуум-дистиллятных нефтяных фракций загущением петролатумом...
Каменная бумага (англ. stone paper, rock paper, paper from waste marble, mineral paper, rich mineral paper) — бумагообразный материал, изготавливаемый из карбоната кальция и полиэтилена низкого давления HDPE. Используется как альтернатива бумаге для изготовления листовок, плакатов, книг, журналов, пакетов, упаковок, обоев, этикеток, тарелок, подносов, контейнеров и множества других продуктов.
Линкру́ст (от английского бренда англ. Lincrusta-Walton; название которого было образовано от лат. linum (лён) и лат. crusta (рельеф), также линкруста) — строительный материал (покрытие для стен) с моющейся гладкой или рельефной поверхностью. При изготовлении линкруста на плотную тканевую или бумажную основу наносится тонкий слой пластмассы из природных материалов (гель на основе льняного масла) или алкидных смол с наполнителями (древесная или пробковая мука). Материал легко окрашивается как масляными...
Ка́лька (фр. calque, англ. tracing paper) — тонкая прозрачная бумага, применяемая при черчении, свето- и ручном копировании.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества.
Кана́дский бальза́м (англ. Canada balsam) — смола (терпентин), получаемая из пихты бальзамической, или канадской (Abies balsamea (L.) Mill.), растущей в Канаде.
Аминосмолы (англ. Amino resins), — в химической промышленности термореактивные синтетические смолы, продукт поликонденсации соединений, содержащих аминогруппы вида R—NH2, с альдегидами вида R′—CHO, чаще всего — с формальдегидом.
Бакелит (по имени американского химика и изобретателя Лео Бакеланда), полиоксибензилметиленгликольангидрид — продукт поликонденсации фенола с формальдегидом в присутствии щелочного катализатора, резол (из группы фенолформальдегидных смол), термореактопласт. Образуется на начальном этапе синтеза фенолформальдегидной смолы. Вязкая жидкость или твёрдый растворимый легкоплавкий продукт от светло-жёлтого до чёрного цвета.
Печа́тание тка́ней , наби́вка — получение узора на ткани посредством нанесения на неё красок. Печать на ткани возникла ранее, чем печать на бумаге. Простейшие методы, судя по всему, были известны уже на востоке: для раскраски часть ткани покрывалась воском, или же связывались места, которые должны были остаться неокрашенными. Техника собственно печати происходит от коптов, из Египта; изначально она была одноцветной, чаще синей (использовался краситель индиго). В средневековье появились ткани, имитировавшие...
Искусственная кожа (сокращ. искожа, разг. кожзам) — это полимерный материал, применяемый вместо натуральной кожи для изготовления обуви, одежды, галантерейных и технических изделий.
Адгезив — вещество, способное соединять материалы путём поверхностного сцепления. Адгезивы бывают природными и синтетическими. Скрепляющее действие адгезива основано на создании молекулярных связей между ним и поверхностями соединяемых материалов. Микронеровности, заполняемые адгезивом, увеличивают площадь контакта между прилегающими поверхностями. После застывания адгезива они склеиваются.
Подробнее: Адгезивы
Болонья (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) — синтетическая ткань, предназначенная для производства плащей, курток и другой водонепроницаемой одежды.
Оли́фы (от греч. αλειφα — мазь, масло) — плёнкообразующие вещества (прозрачные жидкости от жёлтого до вишнёвого цвета) на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве розжига, защитных покрытий, пропиток, основы для красок и пр.
Подробнее: Олифа
Ча́шка Пе́три — прозрачный лабораторный сосуд в форме невысокого плоского цилиндра, закрываемого прозрачной крышкой подобной формы, но несколько большего диаметра. Применяется в микробиологии и химии.
Казеиновый клей — натуральный клей животного происхождения, основным веществом которого выступает казеин, получаемый из молочного белка.
Минера́льные кра́ски — разновидность красок, в которых в качестве пигмента используются должным образом измельчённые минералы.