Связанные понятия
Лáки — растворы смол (натуральных или синтетических) в различных растворителях (углеводороды, ацетон, вода, этанол, олифы или эфирные масла) до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку (как правило прозрачную, в отличие от краски), хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям. Отвердение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет реакции окислительной полимеризации...
Подробнее: Лак
Мастика — замазка, смесь разных веществ для склеивания, цементирования, заполнения трещин с целью сделать предмет непроницаемым для воды. Затвердение происходит вследствие испарения растворителя мастики или химической реакции смешанных веществ. Для составления мастики употребляются: мел, известь, гипс, песок, толчёное стекло, глет, белила, сурик, сера, белок, глина, крахмал, воск и др. Мастики готовятся на масле (весьма распространенная оконная, суриковая и цинковая замазки и др.) со смолами и камедями...
Во́ск — распространённая в растительном и животном мире смесь простых липидов (сложные эфиры высших жирных кислот и высших высокомолекулярных спиртов). В состав молекул липидов, составляющих воски (в отличие от жиров, имеющих сходное строение), не входит глицерин.
Наполни́тели — вещества, добавляемые к основному составу для изменения свойств или (и) удешевления материала. Наиболее распространены твёрдые: древесная мука, древесные опилки, шелуха зерновых, хлопковые очёсы, хлопчатобумажная ткань, бумага, графит, асбест, кварц, стекловолокно, отходы автопокрышек, различные природные и синтетические отходы добычи и переработки, — как отдельно так и в композиции с другими.
Мы́ло — твёрдый или, реже, жидкий продукт, содержащий поверхностно-активные вещества, в соединении с водой, используемый как косметическое средство — для очищения кожи и ухода за ней (туалетное мыло), либо как средство бытовой химии — в качестве моющего средства (хозяйственное мыло).
Упоминания в литературе
Натуральным пленкообразователем является
олифа . Это вещество получают из различных растительных масел, подвергшихся окислению и длительному нагреву. В олифы натуральных видов добавляют сиккативы, так как без них высыхание этих составов невозможно. Каждая олифа высыхает на воздухе с образованием мягкой эластичной пленки.
Масляные и алкидные цветные краски производят в густотертом виде и применяют только для внутренних работ. По консистенции они напоминают пасту, состоящую из пигментов и соответствующих наполнителей, полученных на основе
олифы с введением необходимых добавок или же без них. Эти густотертые краски разводят олифой до необходимой консистенции. При работе с данной разновидностью красок применяют кисть, валик или специальный краскопульт. Маркировка у этих составов точно такая же, как и у обыкновенных красок, однако с небольшими уточнениями: МА-012 затерты на натуральной олифе; ПФ-024 – на пентафталевой олифе, содержащей не больше 50 % растворителя; МА-025 – на комбинированной, в состав которой входит не больше 30 % растворителя.
Характеристика красок включает также понятие маркировки. Для внутренних работ используют краски с маркировкой МА-021 на натуральной
олифе , МА-025 на комбинированной, ГФ-023 на глифталевой и ПФ-024 на пентафталевой. Перед использованием краски обычно разбавляют олифой. Для МА-021 и МА-025 применяют натуральную олифу, оксоль и алкидные. Широко распространены следующие краски: НЦ – на основе нитрата целлюлозы, КО – кремнийорганических лаков, ФА – масляно-фенольных лаков, МЧ – мочевиноформальдегидных смол, ЭВА – на основе поливинилацетата, ПВС – поливинилового спирта, БГ – битума, УР – полиуретанов, АК – полиакрилатов и др.
Густотертые краски содержат минимальное количество
олифы , необходимое для получения пасты, а перед использованием их разводят олифой до рабочей вязкости с тщательным перемешиванием. Масляные краски часто называют по их основному пигменту, которому соответствует техническая характеристика, например сурик, охра, мумия и т. д.
Связующие. Основным связующим для пигментов, естественно, было льняное масло. Его использовали как в сыром, так и в вареном виде (олифа). На сыром масле затирали свинцовые белила. Все другие краски готовили на
олифах . В XIX в. краски уже были фабричного производства как российские, так и привозные. Краски имели, кроме масла, различные добавки. Составы связующих изготовители не разглашали. В качестве добавки для масляных красок, пригодных в стенописи, применялся чаще всего воск. Во-первых, он придавал водостойкость, во-вторых, краски при высыхании обретали матовость, что необходимо для стенной живописи, так как блики от света из окон или дополнительного освещения мешают видеть изображение. Наличие воска в масляных связующих многократно подтверждается химическими анализами, проводившимися уже при современных реставрационных работах. Добавка воска к маслу составляла от 10 до 20 %.
Связанные понятия (продолжение)
Клеёнка — ткань, на одну или обе стороны которой нанесено водонепроницаемое покрытие.
Канифо́ль (греч. πίσσα Κολοφωνία, лат. colophonia resina) — колофонская смола — хрупкое, стекловидное, аморфное вещество, с характерным раковинообразным изломом и стеклянным блеском от тёмно-красного до светло-жёлтого цвета.
Клей — вещество и многокомпонентные композиции на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы — в частности, древесину, кожу, бумагу, ткани, стекло, керамику, металлы, пластмассы, резину.
Отбеливание , беление — обработка того или иного материала, устраняющая (нежелательную) окраску для придания ему белого цвета. Отбеливание бывает физическим, когда на материал наносится оптический отбеливатель, или химическим, когда с помощью химического реагента происходит разрушение веществ, окрашивающих материал.
Скипида́р (ма́сло терпенти́нное, терпенти́н) — жидкая смесь терпенов и терпеноидов, получаемых из смол хвойных деревьев (живицы).
Морилка для дерева (также бейц) — это специальный материал, как правило, в виде жидкости. В процессе морения наносится на обработанную древесину для придания ей определенного цвета, как правило — цвета иной породы дерева. При этом состав не образует поверхностную плёнку, а проникает на некоторую глубину, окрашивая саму древесину, за счёт чего текстура дерева остается видимой в отличие от краски и эмали. Водные морилки, как и морилки на основе растворителей и спиртовые, не обладают деревозащитными...
Минера́льные кра́ски — разновидность красок, в которых в качестве пигмента используются должным образом измельчённые минералы.
Льняно́е ма́сло (лат. oleum lini) — растительное масло, получаемое из семян льна.
Грунто́вка — состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с обрабатываемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов, а также наличием специального компонента — основы. Грунтовкой называют также грунтование — процесс нанесения этого состава.
Стеарин (фр. stéarine; от др.-греч. στέαρ — жир) — общее название триглицеридов стеариновой кислоты с примесью пальмитиновой, олеиновой и других насыщенных и ненасыщенных жирных кислот.
Эмалевые краски (эмали) — лакокрасочные материалы, состоящие из высокодисперсных пигментов, плёнкообразующей основы (лаков) и других наполнителей (растворители, пластификаторы, отвердители, сиккативы, матирующие добавки). Эмалевые краски образуют покрытия внешне схожие с эмалями.
Эму́льсия (новолат. emulsio; от лат. emulgeo «дою, выдаиваю») — дисперсная система, состоящая из микроскопических капель жидкости (дисперсной фазы), распределенных в другой жидкости (дисперсионной среде).
Свинцо́вый су́рик — твёрдое и химически стойкое вещество. По своему химическому составу свинцовый сурик представляет собой ортоплюмбат свинца Pb2PbO4, суммарная формула Pb3O4, имеющий насыщенный красно-оранжевый цвет и высокую плотность.
Волокно ́ — тонкая непряденая нить растительного, животного или минерального происхождения.
Гуммиара́бик (лат. gummi — камедь и arabicus — аравийский) — твёрдая прозрачная смола, состоящая из высохшего сока различных видов акаций. Первоначально гуммиарабик собирался из Acacia nilotica, в настоящее время гуммиарабик преимущественно собирается из двух родственных видов, а именно Acacia senegal и Vachellia (Acacia) seyal. Смола собирается в коммерческих объемах с диких деревьев в основном в Судане (80%) и на всей территории Африки от Сенегала до Сомали, хотя исторически акация произрастала...
Поливинилацетат (сокр. ПВА) — полимер винилацетата. Твердое бесцветное прозрачное нетоксичное вещество; не имеет запаха.
Дубле́ние — технологический процесс в кожевенном производстве, заключающийся в обработке голья дубящими веществами для придания ему пластичности, прочности, износоустойчивости и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий; взаимодействие дубящих веществ с функциональными группами линейных аминокислотных полимеров с образованием устойчивых поперечных межмолекулярных связей молекул коллагена между собой. Основные виды дубления — минеральное (хромовое, циркониевое, титановое...
Гутали́н (монг. гуталиин, бур. гуталын — «обувной» от гутал — «обувь») или ва́кса (от Wachs с нем. — «воск») — мазь для чистки обуви, изобретённая во Франции при Карле II. Приготовлялась из яйца, сбитого с печной сажей и разведённого в уксусе или пиве.
Кра́ски — общее название для группы цветных красящих веществ,предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).
Адгезив — вещество, способное соединять материалы путём поверхностного сцепления. Адгезивы бывают природными и синтетическими. Скрепляющее действие адгезива основано на создании молекулярных связей между ним и поверхностями соединяемых материалов. Микронеровности, заполняемые адгезивом, увеличивают площадь контакта между прилегающими поверхностями. После застывания адгезива они склеиваются.
Подробнее: Адгезивы
Смола ́ — собирательное название аморфных веществ, относительно твёрдых при нормальных условиях и размягчающихся или теряющих форму при нагревании. Среди них как сложные по химическому составу органические вещества, например, природные смолы — вещества, выделяемые растениями при нормальном физиологическом обмене, — так и химически относительно простые соединения.
Мешкови́на — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как упаковочная ткань.
Карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ, целлюлозогликолевая кислота, n, где х = 0,08–1,5) — производная целлюлозы, в которой карбоксилметильная группа (–CH2–COOH) соединяется гидроксильными группами глюкозных мономеров. Является слабой кислотой, растворы бесцветны. Впервые синтезирована и запатентована немецким химиком Янсеном в 1918 году.
Пластификаторы — это вещества, которые вводят в состав полимерных материалов для придания (или повышения) эластичности или пластичности при переработке и эксплуатации. Пластификаторы облегчают диспергирование ингредиентов, снижают температуру технологической обработки композиций, улучшают морозостойкость полимеров, но иногда ухудшают их теплостойкость. Некоторые пластификаторы могут повышать огне-, свето- и термостойкость полимеров.
БФ (Бутираль (поливинилбутираль) фенольный (фенолформальдегидный)) — термореактивный однокомпонентный полимеризующийся клей с возможностью применения как простого высыхающего клея. После горячей полимеризации создаёт малоэластичный шов с термостойкостью до 180 °C. Существуют разные виды клея БФ, применяемые для склейки как цветных металлов, нержавеющей стали, неметаллов с металлами (менее эластичные и более прочные), так и для ремонта тканевых изделий, в медицине для закрытия ран (более эластичные...
Кра́шение — придача ткани, коже, текстилю, пластмассе или другим материалам окраски, которая с практической точки зрения устойчива к воздействию света, трения и другим воздействиям. Отличается от окраски, заключающейся в нанесении слоя, образующего после высыхания твёрдую плёнку.
Вазели́новое ма́сло (лат. Oleum vaselini seu Parafinum liquidum, «жидкий парафин») — очищенная фракция нефти, получаемая после отгонки керосина, в которой нет вредных органических веществ и их соединений. В медицине используется как слабительное средство.
Акри́л — разговорное название полимеров на основе акриловой и метакриловой кислот. Это может быть синтетическое волокно, краска на основе дисперсии акрилового полимера, конструкционный (в том числе, прозрачный) пластик и т.д. Материал, называемый ранее в русском языке «оргстекло», теперь тоже может быть назван «акрил». Но, чаще всего, это название относится к синтетическому волокну.
Отделочные материалы — класс строительных материалов для декоративного оформления зданий и сооружений, защиты их от вредного воздействия окружающей среды, улучшения гигиенических и эксплуатационных свойств.
Сажа — аморфный углерод, продукт неполного сгорания или термического разложения углеводородов в неконтролируемых условиях. Применяется в основном в шинной и резинотехнической промышленности (три четверти всего производства сажи). В больших количествах её используют для приготовления чёрной краски в полиграфической и лакокрасочной промышленности, в чёрной металлургии, электротехнической промышленности. Во Франции во времена Карла II с использованием сажи изготовляли ваксу.
Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в «эмульсии» — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций.
Виско́за — (от позднелат. viscosus — вязкий) высоковязкий концентрированный раствор ксантогената целлюлозы в разбавленном растворе NaOH.
Ацетилцеллюлоза (ацетат целлюлозы) — Сложные эфиры целлюлозы и уксусной кислоты.
Масти́ка (греч. μαστίχα) — ароматическая смола мастикового дерева (Pistacia lentiscus). Выделяется при подсочке стволов или крупных ветвей в виде вязкой жидкости, при высыхании образует золотистые прозрачные комки. Растворима в эфирных маслах, скипидаре, спирте. При жевании размягчается и приобретает белёсый цвет.
Краси́тели — химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам. Термин «краситель» своим происхождением обязан А. Е. Порай-Кошицу и было введено им в научную терминологию в 1908 году.
Декстри́н — олигосахарид, получаемый термической обработкой картофельного или кукурузного крахмала. Образуется из крахмала в ротовой полости человека под действием α-амилаз.
Лино́леум (лат. linum — лён, полотно + oleum — масло) — вид напольного покрытия, в настоящее время преимущественно из полимерных материалов. Выпускается в виде рулонов.
Измельчённая древеси́на — древесные частицы различной формы и величины, получаемые в результате механической обработки, а именно: щепа, дроблёнка, стружка, опилки, древесная мука, древесная пыль.
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) — это композиционные составы, наносимые на отделываемые поверхности в жидком или порошкообразном виде равномерными тонкими слоями и образующие после высыхания и отвердения пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Сформировавшуюся плёнку называют лакокрасочным покрытием, свойством которого является защита поверхности от внешних воздействий (воды, коррозии, температур, вредных веществ), придание ей определённого вида, цвета и фактуры.
Антипирен (от греч. anti- — приставка, означающая противодействие, и греч. руr — огонь) — компонент, добавляемый в материалы органического происхождения с целью обеспечения огнезащиты.
Полиэфи́ры (или полиэ́стеры) — высокомолекулярные соединения, получаемые поликонденсацией многоосновных кислот или их ангидридов с многоатомными спиртами. Известны природные (янтарь, древесная смола, шеллак и др.) и искусственные полиэфиры. Практическое применение получили глифталевые смолы, полиэтилентерефталат, полиэфирмалеинаты и полиэфиракрилаты.
Ма́рля (фр. marli — кисея) — очень редкая, прозрачная и вместе с тем лёгкая по весу текстильная хлопчатобумажная ткань. Прозрачность и лёгкость этой ткани достигается тем, что как основные, так и уточные нити не прилегают в марле одна к другой вплотную, как в обычных тканях, а отделяются более или менее заметными промежутками. По способу выработки марлю можно подразделить на марлю тонкую и марлю обыкновенную (подкладочную).
Пек (от голл. pek — смола) — остаток от перегонки каменноугольного, торфяного, древесного дёгтя, а также нефтяной смолы (после пиролиза). При ударе раскалывается с раковистым изломом; под постоянной нагрузкой проявляет пластичность. Твердая (иногда вязкая) масса чёрного цвета. В составе каменноугольного пека преобладают высокомолекулярные ароматические углеводороды; содержатся высшие фенолы и органические основания. Нерастворимая часть включает свободный углерод (8-30 %, в зависимости от температуры...
Шелла́к (от нидерл. schellak) — природная смола, экскретируемая самками ряда родов (Metatachardia, Kerria, Laccifer, Tachardiella, Austrotachardiella, Afrotachardina, Tachardina) насекомых-червецов семейства Kerriidae, паразитирующими на некоторых тропических и субтропических деревьях в Индии и странах Юго-Восточной Азии (Croton lechleri и других).
Анилиновые красители — органические соединения, образующиеся при окислении анилина или его солей; широко используются в гистологической технике, обладают бактерицидным, а некоторые — канцерогенным действием.
Упоминания в литературе (продолжение)
Олифа сульфооксоль отличается от олифы оксоль тем, что для ее приготовления берут менее уплотненное масло, обработанное для повышения вязкости серой.
Химической обработке часто подвергают не все изделие, а только некоторые участки; остальная поверхность, которая должна остаться необработанной, защищается кислотоупорным покрытием. Защитные покрытия изготавливают из восков (пчелиного, озокерита), углеводородов ( парафина, цезерина), высших жирных кислот (стеарина), смол (канифоли, битума, каучука), жиров и масла (льняного,
олифы , животного жира), синтетических полимеров (поливинилхлорида), металлов (свинца). Компоненты защитных покрытий комбинируют таким образом, чтобы смеси получились жидкими и их можно было наносить кистью при обычной температуре, или расплавлялись только при повышенной температуре и наносились путем погружения в расплав или обваливанием. Покрытие должно хорошо наноситься на стекло, обладать хорошим сцеплением со стеклом, быть эластичным и прочным при остаточно тонким слое. Защитные покрытия наносят кистью, погружением в расплав, с помощью трафаретной печати, штемпелем, распылением.
Это растворы пигментов и наполнителей в масле,
олифе , эмульсии. Используются для наружных и внутренних работ, разводятся олифой. Применяются для окраски деревянных, металлических и других конструкций. В зависимости от связующего краски бывают следующих марок:
С целью защиты от коррозии черную сталь покрывают смазкой. Хранить кровельное железо следует в сухом помещении. При длительном хранении листы очищают от смазки и олифят с двух сторон. Еще надежнее защищает материал покрытие масляной краской по
олифе .
Поверхность, подлежащая золочению или серебрению, должна быть твердой и гладкой. Только в этом случае тонкий покров из фольги будет создавать впечатление твердого металла. Технология золочения подробно расмотрена в главе "Реставрация отделочных покрытий". Здесь же укажем только то, что из современных материалов для приклеивания фольги пригодны масляные лаки, разбавленные
олифой с добавлением сиккатива, и желатиновые клеи. Последний перед нанесением фольги смачивают разбавленным спиртом, чтобы придать ему клеящие свойства. Лаки и клеи подкрашивают, чтобы придать покрытиям из золота и серебра различные цветовые оттенки.
К строительным материалам из древесины можно отнести и некоторые листовые материалы. В первую очередь это фанера, а также древесно-волокнистые (ДВП) и древесностружечные плиты (ДСП). Если в вашем распоряжении не окажется досок, то в этом случае фанеру повышенной водостойкости или ДВП можно использовать для обшивки стен и потолка, только предварительно их необходимо тщательно пропитать высыхающими маслами, например
олифой или масляным лаком.
Замазки – густые пасты, применяемые для заполнения мелких трещин и впадин на поверхности древесины или отделанной поверхности в процессе ее реставрации. Их готовят на месте употребления. В качестве связующего в них используют клей,
олифу , лак. В качестве наполнителя – мел, древесную муку, мелкие опилки и др.
Замазки – густые пасты, применяемые для заполнения мелких трещин и впадин на поверхности древесины или отделанной поверхности в процессе ее реставрации. Их готовят на месте употребления. В качестве связующего в них используют клей,
олифу , лак. В качестве наполнителя – мел, древесную муку, мелкие опилки и др.
Рецепт 2. В 10 %-ный раствор костного клея (1 л) постепенно влить
олифу (250 г), затем добавить растворитель (200 г), все тщательно перемешать и всыпать порошок мела в таком количестве, чтобы получить однородную по консистенции массу средней густоты. При использовании олифы «Оксоль» добавлять растворитель не нужно. Однако олифы в таком случае необходимо взять чуть больше – 500 г.
Поверхности листов кровельной стали покрывают натуральной
олифой в целях ее предохранения от ржавления, особенно в тех местах, которые не могут быть впоследствии окрашены масляной краской, например внутреннюю поверхность кромок фальцевых швов.
Битумно-скипидарная мастика по своим характеристикам напоминает резинобитумную и может быть приготовлена самостоятельно. Для этого необходимо смешать битум БН-IV (65%), скипидар (8%), уайт-спирит (17%),
олифу (5%) и латекс (5%), который можно заменить резиновым клеем.
При росписи цветочных горшков из древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные и анилиновые. Затем роспись защищают от воздействия внешней среды (влаги, перепадов температур, активных веществ) лаковым покрытием. Кроме того, такие покрывные материалы, как
олифа , мастика или лак, придают изделию дополнительный декоративный эффект.
Масляные краски, растворители,
олифа должны храниться в плотно закрытой таре, так как при наличии воздуха они густеют, образуя сверху пленку, которая непригодна к работе.
• связующее вещество (именно оно создает на отделываемой поверхности пленку). Как правило, это акриловые смолы, латекс,
олифы ;
Фанера по своим качествам гораздо лучше, однако и гораздо дороже ДСП. Зато плиты ДСП легко набирают влагу, разбухают и остаются в таком виде после высыхания. Впрочем, при определенной защите плиты ДСП все-таки можно использовать. Защита проста: следует покрыть плиту с двух сторон
олифой , лучше в два слоя. Конечно, использование ДСП в качестве чистового пола достаточно нерационально: такое покрытие моментально теряет вид, «лохматится», пачкается, поэтому, как правило, ДСП служит основой для других типов полов. Конечно, существует ламинированная плита ДСП, покрытая с двух сторон слоем декоративного полимера, и такая ДСП выдерживает значительные нагрузки и вполне пригодна для чистового пола. Кроме того, в качестве чистового пола можно использовать и фанерованную ДСП. Принципы и особенности крепежа ламинированной ДСП такие же, что и при устройстве фанерного чистого пола.
Нарезать мыло небольшими стружками и растворить его в 2 л кипящей воды. Затем в горячую мыльную воду тонкой струйкой добавить
олифу , постоянно перемешивая. При этом должна получиться однородная жидкость без слоев олифы. В отдельной емкости погасить известь в 5 л воды и во время гашения извести постепенно вливать мыльно-масляную жидкость. Все компоненты тщательно перемешать до образования однородного состава, добавить необходимое количество воды, чтобы получилось 10 л, и процедить состав через мелкоячеистое сито. На поверхности правильно приготовленной грунтовки не должно быть масляных капель.
Как окрасить деревянный пол. Перед окраской рассохшиеся половицы надо сплотить или же заделать все имеющиеся между досками трещины сухими рейками, аккуратно застрогав их на уровне с полом. После этого пол хорошенько промыть, просушить и проолифить. В
олифу добавить немного краски. Когда олифа просохнет, приготовляют шпаклевку из 1000 г олифы, 50 г сиккатива (вспомогательное вещество, ускоряющее высыхание), 20 г жидкого мыла (или 10 г кускового), 20 г столярного клея и сухого мела, просеянного через сито.
Сразу после затвердения нижнего слоя укладывают верхний слой ксилолитового покрытия. Поверхность верхнего слоя до начала схватывания ксилолита заглаживают металлическими гладилками. Затвердевшую смесь шлифуют машиной, слегка смачивая поверхность раствором хлористого магния. После окончательной просушки покрытие протирают подогретым раствором
олифы в скипидаре и натирают мастикой, состоящей из воска, канифоли и скипидара.
Прежде всего нужно приготовить клеевой раствор, а затем при быстром помешивании влить
олифу . Туда же вводятся растворитель и мел.