Связанные понятия
Клеевая живопись — живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества красок.
Ламбреке́н (фр. lambrequin) — горизонтальная декоративная драпировка, расположенная в верхней части шторной композиции, проёма окна или двери в виде короткого декоративного элемента во всю ширину карниза. Часто выполняется из плотной ткани посаженной на бандо, может иметь дополнительные декоративные элементы в виде кистей, воланов, ритмически расположенных вырезов, например, в виде зубцов.
Декоративный колокольчик – это небольшого размера, преимущественно конусообразной формы предмет, изготовленный из металла, керамики, стекла или дерева.
Софи́т , соффит (итал. soffito — потолок) в архитектуре — обращённая вниз поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других архитектурных деталей, часто имеющая декоративную обработку.
Фесто́н (фр. feston, итал. festone, от лат. festo — праздничная гирлянда, лат. festum — праздничный) — декоративный элемент в архитектуре. Изображается в виде гирлянды, перевязанной лентами. Иногда наряду с этим могут изображаться черепа животных или маски (т. н. «букраний» и «маскарон» соответственно). Происходит от древнеримских украшений, когда листья, цветы или фрукты обвязывали лентами.
Молитвенные орехи (англ. prayer nuts) — вид миниатюрных резных изделий из дерева, популярных в Северной Европе, преимущественно Нидерландах, в XV—XVI веках. Молитвенные орехи имеют сферическую форму и, как правило, состоят из двух соединённых между собой частей, что придаёт им сходство со скорлупой грецкого ореха. Миниатюры изготавливались из самшита и изображали библейские события, в основном сцены, связанные с Христом.
Эмблема́тика (от греч. έμβλημα — вставка, рельефное украшение) — специальная историческая дисциплина, которая занимается исследованием эмблем — условно-символических изображений определенных понятий или идей, которые исполнены в графической или пластической форме, имеют конкретное содержание и не нуждаются в специальном истолковании.
Пластиночная, или штучная, мозаика (лат. opus sectile) — разновидность мозаики, особенно популярная в Древнем Риме для настила каменных полов. Вместо одинаковых по размеру кусочков смальты в штучной мозаике используют разные по форме и размеру шлифованные пластинки мрамора или другого натурального камня, перламутра или даже стекла.
Зулля́йдж , залли́дж (араб. زُلَّيْج, араб. زَلِّيْج — изразцовая плитка, покрытая глазурью) или зилидж — традиционные для мавританской архитектуры терракотовые изразцы, которые используются для украшения оштукатуренных стен, потолков, полов, бассейнов и т. п.
Чувашская вышивка — выполнение узоров на холсте с помощью иглы и нитей — один из основных видов чувашского традиционного декоративно-прикладного искусства. Отличается многообразием орнаментальных мотивов и техник вышивания. В музейных собраниях сохранились орнаментированные вышивкой предметы чувашской одежды XVIII—начала XX веков. Искусство вышивки в несколько измененной форме распространено среди чувашей и в начале XXI века.
Квадрифолий (лат. quadrifolium — четырёхлистник) — мотив декоративного обрамления в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками. Широко применялся в европейской архитектуре, книжной миниатюре и скульптуре различных временных периодов и стилей (Средневековье, раннее итальянское Возрождение, готика и др.) При использовании для оформления литературных памятников с его помощью отдельные эпизоды повествования художественным образом отделялись друг от друга. Как следствие, это...
Изобилие (ст.-слав. обилъ, греч. δαΨιλής, ἄφθονος - много) — это большое количество, обилие, множество.
Акелей , Акелей-бокал (нем. Akeleibecher / Akeleipokal) — серебряный колокольчатый кубок с высокой крышкой.
Люстр (от фр. lustre — глянец, блеск, лат. lustro — освещаю) — красители для росписи керамики, придающие изделиям металлический или перламутровый блеск различных оттенков.
Крабб (нем. Krabbe) — крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Выполнен чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах и других элементах готических зданий.
Кру́глая скульпту́ра — вид скульптуры, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Главные типы круглой скульптуры — бюст, статуя, скульптурная группа. Эта скульптура предназначена, в основном, для кругового осмотра.
Пропорция в архитектуре — отношение подобных отрезков или фигур, составляющих архитектурное сооружение и придающих ему целостность и гармоничность (см. Гармоническая пропорция). Архитектурные пропорции определяются как художественным замыслом, так и конструктивно-техническими требованиями.
Санбёрст (англ. sunburst — солнечные лучи) — это фигура и образ, используемые в архитектуре или в дизайне. Суть образа состоит в рассеивающихся из центрального диска «лучах» по аналогии с солнечными. Иногда фигура может иметь полукруглую форму.
Комболои (греч. Κομπολόι) — особые чётки, распространённые в Греции. Используются не для отсчёта молитв, как обычные чётки, а для простого перекидывания в руках. Слово «комболои» происходит от слова κόμβος (узел, бусина, костяшка) и суффиксального -λόγιον. Появляется комболои, по-видимому, с Востока в Средневековье. Наиболее вероятная версия гласит, что комболои заимствовано у турок.
Каба́нчик — разновидность керамической облицовочной плитки для наружных работ, характерной вытянутой формы, имитирующей размеры кирпича при кладке плашмя. Своим названием обязан двум технологическим отверстиям с задней стороны. В России характеристики кабанчика регулируются ГОСТ 13996-93 «Плитки керамические фасадные и ковры из них». Стандартные размеры варьируют от 120 х 65 мм до 250×100 мм, также распространён негостированный типоразмер 285×85 мм, повторяющий размеры кирпича с учетом швов.
Бычий глаз (фр. Oeil-de-boeuf — «глаз быка») — небольшое окно круглой или овальной формы.
Тэйкан (яп. 帝冠, в букв. переводе «Императорская корона»; латиница: teikan yoshiki) — один из традиционных стилей японской архитектуры. Стиль в целом подчёркивает военную мощь японского государства, но при этом он также уделяет внимание и изяществу японской культуры, которая проявляется в деталях. В конце XIX — начале XX вв. этот средневековый по своему происхождению стиль пережил своеобразное неоклассическое возрождение.
Подробнее: Тэйкан-дзукури
Полиме́нт (через нем. Poliment, из фр. Poliment, от Polir — полировать) — клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту.
Инталия (от итал. intaglio «резьба; резьба по камню») — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого (отрицательного) рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на стекле. В противоположность камеe, которая выполняется в технике выпуклого рельефа.
Подставка для ног (также подножие) — предмет мебели, предназначенный для помещения ног при сидении в эргономических целях.
Водолей (также акваманил от лат. aquaemanalis, от лат. aqua — вода и лат. manus — рука) — антропоморфный или зооморфный сосуд для омовения рук, применявшийся в сакральных и светских целях в Европе в период с XII по XVI века. Своеобразие акваманилов заключается в широком спектре их форм и сюжетов. Доминирующим мотивом были львы, кони в группе с наездником, крылатые существа, среди которых грифоны, драконы, птицы. Небольшим числом представлена группа антропоморфных акваманилов, имитирующих форму головы...
Бровка — декоративный элемент в архитектуре. Рельефная арка над оконным или дверным проемом, нишей. Бровки использовались в церковной средневековой архитектуре. В особенности часто они применялись в зодчестве Великого Новгорода. Бровки могли быть одинарные или многолопастные, объединяющие под собой несколько ниш или окон. Края арки-бровки обычно делались прямыми, горизонтальными. Часто бровки сочетались с фигурной кирпичной кладкой — поребриком.
Византийские эмали — произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в Византийской империи в технике перегородчатой и выемчатой эмали. Изделия, созданные в Византии в данной технике, поражают удивительной тонкостью работы и чистотой оттенков смальты. Для византийцев перегородчатая эмаль имела особую ценность не только из-за золота самого изделия, но по причине того, что «смальта и металл прежде чем стать изображением, должны были пройти очистительное действие огня». Изделия, выполненные...
«
Пять отправных точек архитектуры » Ле Корбюзье были опубликованы в журнале «L’Esprit Nouveau» в двадцатые годы. В этих несложных на первый взгляд правилах Корбюзье пытался сформулировать свою концепцию архитектуры нового времени. Вот их свободный пересказ...
Держава греческой работы — одна из бывший царских регалий России, которая хранится в собрании Оружейной палаты Московского кремля.
Металлопластик — композиционный материал, используемый в производстве облицовочных панелей, водопроводных труб и некоторых других изделий, в котором комбинируются алюминиевый или стальной и полимерные слои. Обычно металлическая основа скрыта внутри изделия, обеспечивая его жёсткость и сохранение формы, а полимерные слои закрывают её снаружи, обеспечивая коррозионную стойкость, грязеотталкивающие свойства и привлекательный внешний вид. В металлопластиковых трубах полимерные слои расположены с обеих...
Булавка для галстука , заколка для галстука (англ. tie pin, stick pin) — традиционно мужской аксессуар, предназначенный для закалывания галстука или шейного платка определенным образом. Пик популярности данного аксессуара пришелся на XIX век, в настоящее время является необязательным элементом костюма.
Сёин-дзукури (яп. 書院造り, «кабинетный стиль») — стиль оформления жилых помещений, особенно комнат японских самураев XV—XVI веков периода Муромати. Происходит от стиля оформления рабочих кабинетов дзэновских монахов.
Погреба́льная ма́ска — изделие декоративно-прикладного искусства, иногда из драгоценных металлов или камней (также из дерева, гипса или глины; у алеутов — из китового уса), которую в некоторых культурах клали при захоронении на лицо покойника перед погребением.
Венская мебель — легкая и прочная мебель, изготовленная из гнутого под паром букового дерева.
Принт — изображение (рисунок, или фотография), нанесенное определенным способом на ткань (прямая печать на ткани, термотрансфер), бумагу или другую поверхность.
Немецкое барокко — разновидность стиля барокко, распространенная на территории Германии и Австрии (территории этих стран в то время принадлежали Священной Римской империи).
Фламандское кружево — разновидность кружева, производимого во фламандской части современной Бельгии.
Кашпо ́ (от фр. cache-pot, букв. «прятать горшок») — декоративный сосуд без отверстий в нижней части, внутрь которого ставится горшок с растением.
Школа прерий (англ. Prairie School) или стиль прерий — архитектурное направление конца XIX — начала XX века, распространённое в основном на Среднем Западе США. Является одним из течений «органической архитектуры».
Шатоэ́ск (фр. châteauesque — «шатообразный»), «стиль Франциска I» (англ. Francis I style), «стиль шато» (англ. Château Style) — направление историзма в архитектуре, основанное на французской ренессансной архитектуре монументальных французских загородных домов знати (шато), которые строились в долине Луары с конца XV века до начала XVII века.
Банниковская гарнитура была оцифрована Любовью Кузнецовой (студия ПараТайп) в 2001 году и теперь также известна под названием «Bannikova».
Транзи ́ — вид скульптурных надгробий, которые выполнены в виде частично разложившегося трупа. Такие надгробия создавались в Европе в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения.
Неф — дорогостоящее украшение стола и причудливый столовый прибор из благородных металлов эпохи Средних веков и эпохи Возрождения, выполненный в форме корабля. На французском языке нефом называется особый тип судна.
Чхэккори кор. 책거리?, 冊巨里? («книги и вещи») — произведения корейской живописи, представляющие собой вид натюрморта, где преобладающими предметами являются книги.
Кинцуги (яп. 金継ぎ — золотая заплатка), или кинцукурой (яп. 金繕い — золотой ремонт), — японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева (уруси), смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Техника близка к маки-э. Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.
Лунная керамика (кор. 달항아리 / 백자대호?, 白磁大壺?) — подвид традиционного корейского фарфора, производившийся в эпоху Чосон (1392—1910), отличавшийся тонкими оттенками цвета, появлявшимися во время процесса обжига в печи.
Нубу́к — мелковорсистая кожа, в процессе выделки подвергающаяся хромовому дублению и шлифовке лицевой поверхности мелкоабразивными материалами, например, песком или мелкозернистой абразивной шкуркой. Нубук похож на замшу, однако изготавливается из других видов кожи, как правило, крупного рогатого скота.
Драгоценность — термин, широко используемый в быту и в литературе для указания на материальную и культурную ценность предмета и духовную сущность человека. Драгоценности могут выступать как дорогая вещь, например, ювелирные изделия, предмет важного исторического и общественного значения, то что представляется особенно дорогим и памятным для кого-либо, является талантливым, самобытным, отличается необходимыми для культуры качествами, свойствами.