Связанные понятия
Кинцуги (яп. 金継ぎ — золотая заплатка), или кинцукурой (яп. 金繕い — золотой ремонт), — японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева (уруси), смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Техника близка к маки-э. Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.
Чхэккори кор. 책거리?, 冊巨里? («книги и вещи») — произведения корейской живописи, представляющие собой вид натюрморта, где преобладающими предметами являются книги.
Клеевая живопись — живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества красок.
Какиэмон (яп. 柿右衛門様式 какиэмон ё:сики) — стиль японского фарфора, изготавливаемый гончарной династией Сакаида с начала XVII века. Какиэмон был настолько популярен, что этим словом зачастую называли весь японский фарфор.
Болюс (лат. bolus, левкасная глина, лемносская земля) — бурые, желтые и красные глины, содержащие большое количество оксида железа. Использовался в текстильном производстве как поглотитель жиров; как пищевой краситель до появления синтетических красителей. Использовался ранее как грунтовка, в частности живописцами Болонской школы, при этом оказалось, что через какое-то время цвет болюса пробивался сквозь живопись и нарушался колорит картин.
Люстр (от фр. lustre — глянец, блеск, лат. lustro — освещаю) — красители для росписи керамики, придающие изделиям металлический или перламутровый блеск различных оттенков.
Акелей , Акелей-бокал (нем. Akeleibecher / Akeleipokal) — серебряный колокольчатый кубок с высокой крышкой.
Византийские эмали — произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в Византийской империи в технике перегородчатой и выемчатой эмали. Изделия, созданные в Византии в данной технике, поражают удивительной тонкостью работы и чистотой оттенков смальты. Для византийцев перегородчатая эмаль имела особую ценность не только из-за золота самого изделия, но по причине того, что «смальта и металл прежде чем стать изображением, должны были пройти очистительное действие огня». Изделия, выполненные...
Малахи́товая зе́лень (в русских источниках также горная зелень, в итальянских источниках verde azzuro — «синяя зелень») — зелёный минеральный пигмент на основе дроблёного малахита или малахитового песка (землистого малахита).
Тэйкан (яп. 帝冠, в букв. переводе «Императорская корона»; латиница: teikan yoshiki) — один из традиционных стилей японской архитектуры. Стиль в целом подчёркивает военную мощь японского государства, но при этом он также уделяет внимание и изяществу японской культуры, которая проявляется в деталях. В конце XIX — начале XX вв. этот средневековый по своему происхождению стиль пережил своеобразное неоклассическое возрождение.
Подробнее: Тэйкан-дзукури
Сёин-дзукури (яп. 書院造り, «кабинетный стиль») — стиль оформления жилых помещений, особенно комнат японских самураев XV—XVI веков периода Муромати. Происходит от стиля оформления рабочих кабинетов дзэновских монахов.
Цаошу (кит. трад. 草書, упр. 草书, пиньинь: cǎoshū) — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов.
Мéбельный стиль — совокупность предметов мебели. — Изготовление предметов интерьера из разных сортов дерева, относящихся к определённой народности, религии, культуре, эпохе времени или к другим направлениям. В Европе например, так же как и в архитектурном стиле, мебель имеет прямое отношение к ампиру, барокко, готике и т.д., а также облачению — ренессансом в эпоху Возрождения.
Меч Гоуцзяня (кит. трад. 越王勾踐劍, упр. 越王勾践剑, пиньинь: Yuèwáng Gōujiàn jiàn) — китайский прямой меч цзянь, найденный в ходе археологических раскопок 1965 года в округе Цзинчжоу, провинция Хубэй, КНР. На клинке нанесены 8 иероглифов древней китайской письменности, шесть из которых удалось прочитать: 越王 自 作用 剑. Перевод на русский язык может звучать так: «Правитель царства Юэ сделал этот меч для своего использования». После сопоставления всех девяти представителей правящего дома периода Чуньцю и научных...
Альбарелло (итал. Albarello) — разновидность аптекарского сосуда, распространенная в различных странах в эпоху Средневековья и Возрождения. Сосуды предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств. Центрами изготовления альбарелло были Испания, Франция, Голландия и итальянские города: Флоренция, Дерута и Фаэнца.
Молитвенные орехи (англ. prayer nuts) — вид миниатюрных резных изделий из дерева, популярных в Северной Европе, преимущественно Нидерландах, в XV—XVI веках. Молитвенные орехи имеют сферическую форму и, как правило, состоят из двух соединённых между собой частей, что придаёт им сходство со скорлупой грецкого ореха. Миниатюры изготавливались из самшита и изображали библейские события, в основном сцены, связанные с Христом.
Водолей (также акваманил от лат. aquaemanalis, от лат. aqua — вода и лат. manus — рука) — антропоморфный или зооморфный сосуд для омовения рук, применявшийся в сакральных и светских целях в Европе в период с XII по XVI века. Своеобразие акваманилов заключается в широком спектре их форм и сюжетов. Доминирующим мотивом были львы, кони в группе с наездником, крылатые существа, среди которых грифоны, драконы, птицы. Небольшим числом представлена группа антропоморфных акваманилов, имитирующих форму головы...
Первые известные тексты относятся к третьей четверти V века или к началу VI века. Они были найдены в южных районах и свидетельствуют о тех постройках, которые не дошли до наших дней, так например надписи в Неак Та Дамбанг Дек о сооружение идолов.
Подробнее: Искусство кхмеров
Донгшо́н (вьетн. Văn hóa Đông Sơn) — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению Донгшон (вьетн. Đông Sơn) во вьетнамской провинции Тханьхоа, где были обнаружены её следы при раскопках в 1924—1928, 1934—1939 и 1961 годах.Предполагается, что носители культуры прибыли в Индокитай с севера около 300 года до н. э., поскольку наиболее ранние находки относятся к этой дате. Культура Донгшон не специализировалась исключительно...
Монгол зураг (монг. Монгол зураг, монгольская живопись) — это стиль живописи в монгольском искусстве. Разработан в начале XX-го века. Произведения зураг исполняются гуашью на полотне, что напоминает тибетскую танку, кроме того используются клеевые и минеральные краски. В этой живописи объединяются буддийское изобразительное искусство и социалистический реализм, к которым относились благосклонно в Монгольской Народной Республике.
Ваяльная глина (так же формовочная, модельная глина, англ. Modelling clay) — любое вещество из группы деформируемых в холодном состоянии субстанций, используемых в строительстве и создании скульптур. Составы материалов и процессы их производства существенно различаются.
Гига (яп. 戯画) — юмористические или сатирические картины, или эскизы или рисунки, выполненные в шутку. Как правило, гига изображают фигуры людей и животных, которые нарисованы простым способом с помощью быстрых мазков.
«Две сосны и ровная даль » (кит. трад. 雙松平遠) — рукописный свиток, созданный около 1310 года китайским художником Чжао Мэнфу. На свитке изображён пейзаж с соснами, часть заполнена каллиграфией. В настоящее время произведение находится в собрании Метрополитен-музея, куда рисунок был передан в 1973 году.
Тэмари (яп. 手まり、手毬、手鞠 тэмари, «Ручной мяч») — японская национальная техника вышивания на шарах.
Юньцзинь (кит. трад. 雲錦, упр. 云锦, пиньинь: yúnjǐn, буквально: «облачная парча») — парча, происходящая из города Нанкина (КНР) и вместе с сунцзинь из города Сучжоу провинции Цзянсу и шуцзинь из провинции Сычуань представляющая «три уровня совершенства китайской парчи». Объект нематериального культурного наследия Китая.
Эмблема́тика (от греч. έμβλημα — вставка, рельефное украшение) — специальная историческая дисциплина, которая занимается исследованием эмблем — условно-символических изображений определенных понятий или идей, которые исполнены в графической или пластической форме, имеют конкретное содержание и не нуждаются в специальном истолковании.
Современная японская культура является результатом влияния культур многих стран, среди которых первенствует азиатская страна Корея. С древних времён истории здесь проживали корейцы, хотя во многих источниках Япония считается моноэтнической страной; к середине I тыс. до н.э на Японские острова прибыли японские племена из Юго-восточного Китая через Корейский полуостров.
Подробнее: Корейское влияние на японскую культуру
Полиме́нт (через нем. Poliment, из фр. Poliment, от Polir — полировать) — клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту.
Цзиньвэнь (кит. 金文; пиньинь: jīn wén) — отлитые или выгравированные надписи на китайских бронзовых сосудах для жертвоприношения или музыкальных ритуальных инструментах в эпоху Шан-Чжоу (XIII—IV вв. до н. э.).
Скульпту́ра «Желе́зный челове́к» (англ. Iron Man) — тибетская скульптура, высотой в 24 см и весом в 10,6 кг, буддистского божества Вайшравана, выточенная из фрагмента разбившегося железного метеорита класса атакситов (железные метеориты, богатые никелем). Была создана в XI веке в традициях культуры «бон» из метеорита, упавшего на Землю около 15 тысяч лет назад.
Комболои (греч. Κομπολόι) — особые чётки, распространённые в Греции. Используются не для отсчёта молитв, как обычные чётки, а для простого перекидывания в руках. Слово «комболои» происходит от слова κόμβος (узел, бусина, костяшка) и суффиксального -λόγιον. Появляется комболои, по-видимому, с Востока в Средневековье. Наиболее вероятная версия гласит, что комболои заимствовано у турок.
Декоративный колокольчик – это небольшого размера, преимущественно конусообразной формы предмет, изготовленный из металла, керамики, стекла или дерева.
Инталия (от итал. intaglio «резьба; резьба по камню») — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого (отрицательного) рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на стекле. В противоположность камеe, которая выполняется в технике выпуклого рельефа.
Дацзу (кит. упр. 大足石刻, пиньинь: Dàzú Shíkè) — комплекс древних наскальных рельефов VII—X веков. Расположен в чунцинском районе Дацзу. Состоит из 75 охраняемых участков. В общей сложности здесь насчитывается не менее 50 000 статуй буддийской, конфуцианской, даосийской и светской тематики, на которых выбито свыше 100 000 иероглифов, представляющих собой надписи и эпиграфы. Одна из самых известных скульптур — «Нирвана Шакьямуни», изображающая спящего на боку Будду длиной в 31 метр.
Техническая керамика — собирательное название для изделий, характеризующихся повышенной твердостью, жаро- и износостойкостью. Такие изделия изготавливаются спеканием оксидов металла, а также глин и других соединений с тугоплавкими свойствами.
Кусадзоси (яп. 黄表紙) — термин, под которым понимаются различные популярные жанры литературы, иллюстрированные гравюрами на дереве, во время японского периода Эдо (1600—1868) и раннего периода Мэйдзи. Эти работы были опубликованы в Эдо (ныне Токио).
Тэгым (кор. 대금) — большая бамбуковая поперечная флейта в традиционной корейской музыке. Она имеет гудящую мембрану, которая издаёт звук специфического тембра. На тэгыме играют в придворной, аристократический и народной музыке, а также в современной классической, популярной и в музыке для фильмов.
Гончарство и фарфор в Корее — совокупность техник, приёмов и изделий из керамики и фарфора в Корее, которые прошли долгую историю развития в разные эпохи корейской истории.
Подробнее: Корейская керамика
Японская керамика — одна из старейших в мире, наиболее ранние образцы датированы началом периода Дзёмон (15 000 — 11 800 годами до н. э.). Другая особенность японской керамики — необычайная развитость, вызванная широким распространением чайной церемонии. Значительная часть керамических изделий Японии характеризуется нестандартным и «естественным» внешним видом, в том числе намеренно оставленными «дефектами» поверхности, потёками, трещинами и пузырями глазури, следами пальцев и так далее, выражая...
Керамика майя — технология и изделия из глины, существовавшие в государствах майя в разные периоды их существования цивилизации. Претерпела частичное влияния Теотиуакана и тольтеков.
Керамика раку (яп. 楽焼 раку-яки) — тип японской керамики, традиционно используемой в японской чайной церемонии, в первую очередь, это чаши для чая. Для керамики раку характерна ручная формовка глины вместо использования гончарного круга, — в результате этого каждый предмет оказывается уникальным. Низкие температуры обжига дают довольно пористую поверхность, посуду достают из печи раскалённой и кладут в специальные капсули, где позволяют изделиям остыть. В качестве покрытия используется чёрная или...
Эта статья о традиционной культуре Кореи; о современной культуре см. статьи культура Северной Кореи и культура Южной Кореи.
Подробнее: Культура Кореи
Японский фарфор — фарфоровые изделия, производящиеся в Японии. Производство фарфора началось в Японии поздно по сравнению с соседними Китаем и Кореей — в XVII веке. Важнейшую роль на раннем этапе сыграли несколько сотен корейских гончаров, привезённых на остров Кюсю местным князем. В первой половине XVII века японский фарфор пережил период массового экспорта в Европу и Азию.
Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
Азуле́жу , или азуле́йжос (порт. azulejo), иногда также азулье́хо — название португальских изразцов. Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см.
Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают...
Судзури-бако (яп. 硯箱) — японская лакированная коробка, хранящая набор для письма. В основном, cудзури-бако использовались для хранения инструментов для каллиграфии и изготавливались из прочного качественного материала, чтобы содержать в целости и сохранности фарфоровую тушечницу и чернильный камень (судзури)
Великоустю́жское черне́ние по серебру ́ — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).
Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразными. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу...
Подробнее: Керамика индейцев