Связанные понятия
Стату́т (положе́ние) (лат. statutum) — в наше время так называются некоторые правовые акты описательного характера (церемонии, последовательность действий при наступлении особого события и пр.) о чём-либо, например, устанавливающие порядок награждения орденом, его описание и т.п.
О́рден , кавалерский орден — в настоящее время в большинстве государств и стран знак отличия, почётная награда за особые заслуги.
Медаль (фр. medaille, от лат. metallum — «металл») — особый знак, выпускаемый в память о каком-либо событии, по случаю юбилейных дат и прочим, награда за военные заслуги, трудовые отличия, достижения в области науки, техники, культуры, спорта, успехи в учёбе и другом.
«Маршальская звезда » — государственный почётный знак особого отличия военнослужащих в СССР, а затем и России. Был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1940 года. Маршальские звезды вручались лицам, имеющим воинские звания Маршала Советского Союза, а с 1955 года — Адмирала Флота Советского Союза. В 1943 году была учреждена маршальская звезда, условно именуемая звездой «малого» типа, предназначенная для вручения маршалам рода войск, с 1962 года — адмиралам флота, а с...
Награ́да — что-либо, выдаваемое (даваемое, присваиваемое) в качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности кем-либо за что-либо.
Упоминания в литературе
6 января 1807 г. на имя Александра I была подана записка (автор ее неизвестен), в которой предлагалось учредить «5-й класс, или особое отделение Военного ордена Св. Георгия для солдат и прочих нижних воинских чинов… который может состоять, например, в серебряном кресте на Георгиевской ленте, вдетой в петличку». Император согласился с предложением взять за основу новой награды самую почетную боевую награду России – орден Св. Георгия. Новый почетный знак как бы представлял собой его низшую ступень, почему и получил
название «Знак Отличия Военного ордена» (на ранних этапах истории Знака его иногда так и именовали в документах – «Знак Отличия Военного ордена Св. Георгия 5-й степени»). По виду он копировал орден Св. Георгия и носился на Георгиевской ленте, но изготавливался не из белой эмали, а из серебра 95-й (современная 990-я) пробы, и весил 14,9 грамма. Кавалер был обязан носить Знак всегда и при всех обстоятельствах, но если он после производства в офицеры удостаивался ордена Св. Георгия, Знак более не надевался на форму. С июля 1808 г. кавалеры Знака освобождались от телесных наказаний, а с января 1809 г. на реверсе Знака чеканился его номер (до этого безномерные Знаки успели получить около 9 тысяч солдат).
Лучшие портретисты тщательно запечатлевали на мундире Александра I воинские награды победителя Наполеона, причем для правильности написания художникам обычно выделялся нужный комплект «гардеробных» орденов, напоминающих не только о личной доблести самодержца, но и отражающих заключенные им военные союзы. Правда, долгое время на костюме государя сиротливо красовались только Георгиевский крест, который полагалось «никогда не снимать», да
статусная звезда высшего отечественного ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, учрежденного в честь патрона русской земли. Позже именно русский орден Св. Георгия всегда начинал избранный ряд наград союзников за освобождение Европы, завершавшийся теперь похожим на своеобразный «букет» объединением Андреевской звезды с обозначениями английского и шведского орденов, практически посвященных тому же христианскому великомученику, ставшему небесным покровителем земных воинов.
Ирландским аналогом орденов Подвязки и Чертополоха был орден Св. Патрика, который учредил Георг III в 1783 году, – в частности, чтобы наградить тех ирландских аристократов, кто выказал верность британской короне во время Американской революции, когда Америка боролась за свою независимость (1776–1783). Изначально, не считая суверена, рыцарей было пятнадцать, а с 1833 года – двадцать два. Мантия была небесно-голубого цвета, а звенья орденской цепи представляли собой чередующиеся розы Тюдоров и арфы, символ Ирландии. Орденский знак – овальная подвеска, на которой изображен трилистник, увенчанный тремя коронами, и красный крест Св. Патрика, покровителя Ирландии. Окружает все это голубая «лента» с девизом ордена «Quis separabit?», «кто отделит нас» (… «от любви Христовой?»). До 1871 года «духовным домом» ордена был собор Св. Патрика в Дублине, но затем, когда ирландская церковь потеряла статус государственной, торжественные службы
для членов ордена там более не проводились. С 1881 года кавалеры ордена Св. Патрика стали собираться во дворце Дублина, где проводили и церемонию посвящения новых членов, обычно в день Св. Патрика (17 марта).
В Оружейном зале выставлена и полная коллекция русских орденов (до 1917 г.). Петр I в 1698 г. учредил первый в России орден – орден Андрея Первозванного. Апостол Андрей Первозванный, один из ближайших учеников Иисуса Христа, первый проповедник христианства в русских землях, впоследствии был распят в Греции на косом кресте. Этот крест
и стал отличительным знаком ордена. Награждались этим орденом за воинские подвиги и государеву службу, «дабы, взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и к другим храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». Этот орден был одной степени, им награждали только лиц царской фамилии и выдающихся полководцев. Орден носили на широкой голубой ленте через правое плечо. Девизом ордена были слова «За веру и верность».
Помимо российских, Персиани был удостоен также многих иностранных орденов, полученных, в основном, в тех государствах, где проходила его дипломатическая служба. За время службы в миссии при Германском союзе он получил от Великого герцога Баденского орден Льва Церингенского. Будучи поверенным в делах в Греции, он получил командорский крест
ордена Спасителя – высшей государственной награды этой страны, а турецкий султан наградил его орденом Нишан-Ифтигар. В годы службы посланником при Ганноверском и Ольденбургском дворах он получил награды и этих государств: ганноверский орден Гвельфов и орден Ольденбургского дома 1-й ст.
Связанные понятия (продолжение)
Знак ранения (Знак числа ранений) — отличительный наградной знак (нагрудный знак и не только) военнослужащих ВС России (Русской Армии и Флота, Вооружённых Сил СССР (ВС СССР)), получивших ранения на фронтах Первой мировой войны, Великой Отечественной войны и во время боевых действий послевоенного периода.
Нагру́дный знак (знак) — небольшой знак из металла, пластика, стекла, фарфора (керамики), композиций из этих материалов, других материалов с нанесённым изображением и (или) надписью, предназначенный для ношения на груди. Обычно обозначают принадлежность к какой-либо группе людей или посвящены какому-либо событию или месту. Знаки могут создаваться как государством, так и частными предприятиями или физическими лицами.
Гео́ргиевская ле́нта — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали.
Почётное гражданство — форма поощрения личности за выдающиеся заслуги в повышении престижа и благосостояния жителей коммуны, города, области, региона, государства.
Награды для женщин — особые отличительные знаки, которыми удостаиваются только женщины. В основном, виды таких наград никогда не превышали одной-двух в государстве, поэтому общее число женских отличий — достаточно небольшое.
Звание — устанавливаемое и присваиваемое уполномоченными компетентными органами наименование, свидетельствующее об официальном признании заслуг человека или коллектива либо о профессиональной, служебной, научной или иной квалификации.
Брита́нская систе́ма награ́д (англ. British Honours System) — средство вознаграждения за личную храбрость, достижения или службу Соединённому Королевству. Система состоит из трёх типов наград: почести, медали и наградные знаки.
Почётная грамота — разновидность грамоты, получившая широкое распространение в СССР и постсоветских странах. См. статьи...
День Героев Отечества (или просто День Героев) — памятная дата, которая отмечается в России ежегодно, 9 декабря. Является рабочим днём.
Наградные часы — разновидность уставного (ценный подарок) и неуставного поощрения военнослужащих, зачастую младшего офицерского состава (начиная с младшего лейтенанта).
Мальтийский крест — восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов — членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна, основанного в XI веке в Палестине). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи, выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.
Гварде́йская ле́нта — двухцветная орденская (медальная) лента, которая использовалась в наградной системе СССР.
О́рденская ле́нта или Лента медали — специальная лента, установленная для каждого ордена или медали, имеющая определённый цвет и рисунок.
Звезда (в русском языке также часто упоминается в уменьшительно-ласкательной форме «звёздочка») — элемент знаков различия военнослужащих различных вооружённых сил государств, воинских званий или чинов в армии, авиации, на флоте и полиции (милиции) ряда государств.
Нарукавный шеврон — знак различия (шеврон) воинского звания, выслуги лет и так далее, на рукавах военной форме одежды.
Генерал рода войск — чин и воинское звание с указанием рода войск (ранее именовались рода оружия) в вооруженных силах ряда государств и стран.
Во́инские по́чести — форма проявления уважения и оказания почёта, принятая в вооружённых силах в форме оружейного или артиллерийского салюта, назначения почетного караула и оркестра. В СССР и современной России почести отдаются при встрече и проводах должностных лиц (в том числе, представителей иностранных государств), при погребении военнослужащих и в некоторых других случаях. В странах Запада к воинским почестям (англ. Battle honour) также относится награждение правительством или сувереном воинской...
Наградно́е оружие — персонифицированное оружие, являющееся почётной наградой для особо отличившихся военнослужащих за их воинские подвиги и заслуги. Им может быть холодное или огнестрельное оружие: шпага, сабля, палаш, шашка, кортик, револьвер, пистолет, винтовка, охотничье ружьё и др. Обычно на таком оружии, помимо соответствующей надписи об отличиях и заслугах указываются фамилия, имя и отчество (фамилия и инициалы) награждённого, отчего наградное оружие часто также называют именным. Надпись выполняется...
Ры́царь-бакала́вр (англ. Knight Bachelor) — в британской системе наград и почётных званий титул человека, посвящённого монархом в рыцари, но не входящего в организованные рыцарские ордены Соединённого Королевства.
Зна́ки отли́чия, ордена́ и меда́ли Кана́ды представляют собой сложную систему наград для канадцев со стороны монарха за действия или поступки, принёсшие пользу их окружению или стране в целом. Эта система, созданная по образцу её британской предшественницы в 1930-е гг., начала в полной мере функционировать лишь в период Столетия Канады в 1967 г., когда был учреждён орден Канады, и с тех пор росла как в объёме, так и в масштабе использования, включив в себя династические и национальные ордена; государственные...
Подробнее: Знаки отличия, ордена и медали Канады
Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine, иногда «анжуйский крест», фр. Croix d'Anjou, Юникод U+2628 (☨)) — геральдическая фигура, представляющая собой крест с двумя поперечинами. Название происходит от Лотарингии — области на границе Франции и Германии, чьим символом является лотарингский крест.
После свержения монархии в России в 1917 году, Владимировичи — одна из ветвей Дома Романовых — официально объявили свои претензии на российский престол. Представители этой ветви (Кирилл Владимирович в 1922—1938 годах, его сын Владимир Кириллович Романов в 1938—1992 годах и дочь последнего Мария Владимировна Романова с 1992 года) продолжили даровать титулы и жаловать ордена Российской империи, считая это своей прерогативой.
Ры́царские о́рдены — сообщества воинов Христовых (milites Christi), в том числе аристократов (рыцарей) в странах Западной Европы, в первую очередь Священной Римской Империи в период XIV—XV вв.
Подробнее: Рыцарский орден
Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского — один из древнейших рыцарских религиозных орденов. На протяжении всей своей истории рыцари-лазариты были сосредоточены на попечении о больных (с чем связано возникновение слова лазарет). Символом лазаритов служил зелёный крест на белом плаще.
Орден Золотого и Розового Креста (Order of the Golden and Rosy Cross, Orden des Gold- und Rosenkreutz, также Fraternity of the Golden and Rosy Cross) был немецкой организацией розенкрейцеров, основанной в 1750-х годах масоном и алхимиком Германом Фихтулдом. Предполагалось, что кандидаты будут мастерами-масонами с хорошей репутацией. Алхимия должна была стать центром исследований для членов ордена. Большая часть иерархической структуры этого ордена использовалась в Societas Rosicruciana в Англии (SRIA...
Источником
чести (лат. fons honorum) называется глава государства, который благодаря официальной должности, имеет исключительное право присваивать законный дворянский титул и рыцарские ордена другим лицам.
Рыцарь-баннерет, или просто
баннерет — в феодальную эпоху рыцарь, имеющий право вести в бой группу людей (часто также рыцарей) под собственным знаменем (баннер) с изображением его собственных геральдических символов.
Значок боевого пехотинца (англ. Combat Infantryman Badge; CIB) — нагрудной знак Армии США, вручаемый военнослужащим, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях.
Орденская книжка — в СССР документ, в который заносились названия орденов (вместе с серийными номерами), которыми награждался гражданин, формирование, предприятие, организация и населённый пункт (субъект) государства.
Наградная монета — монета, которую вручали в качестве награды или признания заслуг, в том числе за военную доблесть. Наибольшее распространение наградные монеты получили в XVII—IX веках.
Медалье́рика — вспомогательная историческая дисциплина; изучает возникновение и историю медали, становление и развитие медальерного искусства, использует отдельные медали и медальерные комплексы как исторические источники для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся людей, а также изучения истории искусства.
«Гео́ргиевская ле́нточка » — общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 года по инициативе «РИА Новости» и РООСПМ «Студенческая община».
Орден Святого Георгия (Братство рыцарей Святого Георгия, венг. Szent György Vitézei Lovagrend) — королевский рыцарский орден Венгерского королевства. Основан в 1326 году королём Венгрии Карлом Робертом. Угас в начале XV века.
Рейхсмаршал (нем. Reichsmarschall, буквально «имперский маршал» или «маршал империи») — воинское звание и должность в истории различных государств Европы.
Кра́сная звезда ́ — геральдический знак, который был символом Красной армии, присутствовал на флаге и гербе СССР, флагах и гербах некоторых стран Варшавского договора, символике левых организаций и движений. Он является одним из элементов Знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, эмблем Вооружённых Сил Республики Беларусь, Вооружённых сил Республики Казахстан и НОАК, присутствует в качестве элемента на официальных символах некоторых других государств и их административных единиц. Он также изображён...
Тамплиеры (англ. Knights Templar) — международный филантропический рыцарский орден, связанный с масонством. В отличие от начальных градусов, представленных в масонской ложе, где требуется только вера в Высшую Сущность, независимо от религиозной принадлежности, тамплиеры являются одним из нескольких дополнительных масонских орденов, в которых членство открыто только масонам, которые исповедуют только христианскую веру. Одной из клятв членов ордена является обязательное декларирование, что они впредь...
О́рден христиа́нских ры́царей (фр. Ordre de la Milice chrétienne) — военный орден, основанный в 1616 году во Франции герцогом Невера и Ретеля, суверенным князем Арша Карлом I Гонзага. Святыми покровителями ордена были Пресвятая Дева Мария и Архангел Михаил. Целью этого военного ордена, опиравшегося на лучших представителей христианского дворянства запада, было возвращение священных христианских мест, которые тогда находились под турецким владычеством. Такое вторичное завоевание можно считать, в определённой...
До́бринский о́рден (лат. Fratres Militie Christi de Livonia contra Prutenos, fratres de Dobrin, «братья-воины Христовы ливонские против пруссов», «Добринские братья», нем. Brüder von Dobrin, польск. Dobrzynscy bracia) — средневековый рыцарский орден, основанный в Добрине Кристианом Прусским по приказу Конрада Мазовецкого для защиты от пруссов. Орден формировался преимущественно из немцев. В разное время число рыцарей, участвовавших в крестовых походах, колебалось в ордене от 15 до 35 человек. Впоследствии...
Королевская золотая медаль за поэтические достижения присуждается поэтам, проживающим в любой из стран Содружества наций. Изначально награда присуждалась только британским подданным, проживающим в Соединённом Королевстве, но в 1985 году круг награждаемых был расширен за счет граждан других стран Содружества.
Андре́евский крест — косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного (☓ — символ U+2613 в Юникоде). Используется на флагах и в символике нескольких стран и территорий. В XIX веке словосочетание также использовалось в архитектуре для обозначения рамы из двух по диагонали составленных брусьев в виде буквы «Х».
Школьная медаль (официально — медаль «За особые успехи в учении») — знак отличия, выдаваемый по завершении среднего общего образования в школах России и стран бывшего СССР. Медаль является одним из основных видов поощрения выпускников средних школ за успехи в учёбе.
Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти мусульман (1099, Первый крестовый поход) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый...
Упоминания в литературе (продолжение)
В числе награжденных Большим крестом Мальтийского ордена св. Сильвестра действительно называют одного из основателей ЦРУ Донована (1945), а также руководителя внешней контрразведки ЦРУ Джеймса Энглтона; говорят, что
Большой крест Мальтийского ордена получил и Герхард Гелен (БНД; 1948). Утверждают, что рыцарями Мальтийского ордена были практически все директора ЦРУ и их заместители (во всяком случае – до 1990 года).
Для солдат и унтер-офицеров
были введены знак отличия ордена Святой Анны и знак отличия ордена Георгия Победоносца – медали и кресты четырех степеней.
От автора. К сожалению, нередко можно встретить утверждения, что красный крест на белом фоне означает исключительно принадлежность к организации Красный Крест, и его могут использовать только персонал и учреждения этой организации. Что, мол, использование этого знака кем бы то
ни было, кроме Красного Креста, неправомерно. Однако ст. 7 Женевской конвенции 1864 года однозначно объясняет, что могут пользоваться этим знаком все, кто занят уходом за больными и ранеными. Более поздняя, а именно конвенция 1929 года уточнит – если эта помощь оказывается бесплатно, а не за деньги. Она же определит, что эмблема «Красный крест (полумесяц, лев и солнце) на белом фоне» является эмблемой конвенции, но отнюдь не организации «Красный Крест».
Все это, конечно, не случайно, ибо деятельность в тайном масонском обществе была одной из важных сторон жизни главного полицейского США на протяжении более полувека. Вот что пишет об этой стороне Картха Де Лоуч, многолетний помощник директора ФБР, а ныне председатель Гуверовского фонда в «Журнале Шотландского обряда» в мае 1997 года: «Прославленный Гувер был абсолютно предан своему масонскому братству. Он был принят в масоны Федеральной ложей № 1 в Вашингтоне, 9 ноября 1920 года, всего за два месяца до своего 26-го дня рождения. За 52 года в Ложе он был награжден бесчисленными медалями,
наградами и знаками отличия. В 1955 году, к примеру, он был произведен в Генеральные инспекторы 33-й степени, а в 1965-м удостоен знака высочайшего признания в Шотландском обряде – Большого креста почета».[37]
Тексту четвертой главы предшествует изображение «железного креста», которое ассоциируется у нас с идеей германского милитаризма после событий как первой, так и второй мировой войны. Современные немцы продолжают относиться к этой эмблеме весьма позитивно, напоминая, что еще в 1813 году прусский король Фридрих-Вильгельм III положил ее очертания
в основу ордена за участие в Освободительной войне против войск Наполеона. На основании аргументов этого рода, несколько измененный «железный крест» служит официальной эмблемой «нового бундесвера» по сей день.
Воспитанник прусской военной школы, И. И. Дибич отличался честолюбием, чины и ордена он добывал и шпагой, и умом. В 27 лет стал генералом. В решающей Битве народов его личная храбрость и советы способствовали победе союзных армий над Наполеоном. А по итогам русско-турецкой войны 1828–1829 гг., за которую Дибич
получил именование Забалканского, у ног Николая I лежал Константинополь. Поднятие креста на Святой Софии становилось реальностью…
Кресты в геральдике особенно популярны: известно более 100 вариантов крестов, придуманных в разные времена вплоть до XI века. Другие известные геральдические фигуры имеют более сложное значение, например, стрелообразная, которую в геральдике называют стропилом. Эту фигуру используют в значении защиты и часто применяют
в знаках различия званий военных и полицейских. Круги, в геральдике «безант», относятся к так называемым простым геральдическим фигурам и отличают менее и высокопоставленных граждан, но тем не менее этот знак использовали на своих гербах семьи, которые завоевали доверие в обществе.
Еще до того, как Иерусалим попал в руки турок-сельджуков, которых наши поэты и историки очень часто не могли выделить из огромной массы неверных сарацинов, благочестивые купцы из Амальфи получили от султана Египта, которому тогда принадлежала Палестина, разрешение построить два больших госпиталя – постоялых двора для приюта паломников из католической Европы. Один из них был посвящен святому Иоанну Милостивому, а другой, женский, – святой Марии Магдалине. Захват Иерусалима в 1076 году не прекратил паломничества, но развил деловую смекалку в госпитальерах, которые уже после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году разбогатели и обзавелись своими причалами и складами в важнейших портах. Скоро они – мужчины и женщины – организовались в орден с принесением обетов, ношением особого одеяния: черной мантии, украшенной восьмиконечным белым крестом (символом восьми блаженств), расположенным на левой стороне груди. Около 1118 года, при втором великом магистре ордена Раймоне Дюпюи (французе), братья святого Иоанна Иерусалимского добавили к своей странноприимной деятельности военный аспект, приняв на себя заботу о защите христианского Иерусалимского королевства. Новая структура поделила членов
ордена на три группы: рыцарей (нас интересуют именно они) благородного происхождения, братьев-служителей (к ним относились конюшие рыцарей и лекари) и священников, заботившихся о раненых и больных. Первых отличали по красному одеянию с вышитым на нем белым крестом.
Весьма типичной выглядит биография одного из лидеров национал-социалистического движения – «нациста номер два» Германа Геринга (Hermann Goering), который закончил войну героем, лучшим асом кайзеровской Германии, командовавшим знаменитой эскадрильей Манфреда фон Рихтхофена – непобедимого Красного Барона. Геринг демобилизовался в конце 1919 года в чине капитана. На его груди красовались
Железный крест I степени, орден Льва с мечами, орден Карла Фридриха, орден Гогенцоллернов III степени с мечами и орден «За заслуги». Однако после демобилизации Герингу пришлось искать себе работу. Он числился военным летчиком, а в рейхсвере не было ВВС. Кроме того, мешали политические соображения: Геринг был противником Версальского договора и Веймарской Конституции, а потому предпочел зарабатывать показательными полетами в Дании и Швеции. Много денег он на этом не нажил и по возвращении в Баварию еле-еле сводил концы с концами. Осенью 1922 года Франция потребовала от германского правительства выдачи целого ряда «военных преступников», среди которых числился и Геринг. Понятно, что такой политический акт вызвал невероятную ярость у молодого ветерана, в результате чего он и подался к нацистам, которые открыто выступали против республиканского правительства и требовали пересмотра условий Версальского договора.
В 1130 году папа Иннокентий II утвердил
знамя ордена, имевшее вид красного полотнища с белым восьмиконечным крестом посередине. Через 4 года специальной буллой госпитальеры получили такую важную привилегию, как освобождение от власти Иерусалимского короля и переход в подчинение римскому папе.
Сэр Эдуард Кок во второй части «Установлений английских законов» отмечает, что «тамплиеры настолько распространили свое влияние в христианском мире и настолько выросли их владения, доходы и богатство, в особенности в Англии, как вы можете при желании прочесть в достоверных историях, и кроме того, они получили столь огромные привилегии, свободы и льготы для себя, своих держателей, крестьян и пр., что ни один
орден не имел подобного»[173]. Далее он отмечает, что рыцари-тамплиеры были cruce signati[174], и поскольку крест был символом их братства, а их держатели получали большие привилегии, то они воздвигали кресты над своими домами, чтобы было известно, что жители этих домов – держатели ордена и поэтому освобождены от многих служб и обязанностей, которые исполняли другие держатели; «и многие держатели других господ, узнав о положении и величии указанного ордена и видя, какими привилегиями пользуются его держатели, воздвигали кресты и над своими жилищами, как делали те держатели, в ущерб своим хозяевам».
Далее А. З. Лебединцев считает, что «всё это было нами выброшено за ненадобностью, вместе с упразднением самих чинов и классов в нашем бесклассовом социалистическом обществе, сохранив про-летарский девиз – Пролетарии всех стран, соединяйтесь! – как единый, в последующем
для всех орденов государства девизом. Он же был и единственным в обществе пролетарским призывом. Все старые наименования святых, на знаках в виде крестов с наложением на них гербов, расцветок государственных флагов, корон самодержцев, были выброшены на помойку, приняв вместо них символы новой власти трудящихся: серп, молот…»
Есть информация о том, что в ноябре 1991 года Борису Ельцину было присвоено звание рыцаря
ордена (ему был вручен крест рыцаря-командора Мальтийского ордена богини Бау), а через год Б. Ельцин подписал Указ № 827 «О восстановлении официальных отношений между РФ и Мальтийским орденом».
Оно делится, таким образом, на две части. В первой части, в которой мы
станем следить за формою креста во все времена, будет сказано о кресте вещественном, и именно, прежде всего, о Кресте первоначальном, собственно Господнем: о его виде и составах; затем представлен будет по возможности в хронологическом порядке, преимущественно из русской старины, ряд многочисленных вещественных памятников и изображений св. креста, сохранившихся от глубокой древности до позднейших времен. Здесь же, между прочим, будет помещен рассказ и об обретении Креста в IV веке, так как история этого обретения весьма хорошо может служить указанием на истинную форму креста и в других местах. Во второй части будет сказано о том, как мнимые старообрядцы, восстающие на четвероконечный крест, сами как бы бессознательно употребляют его в крестном знамении; далее – об апостольском происхождении крестного знамения, об употреблении его при совершении всех таинств и о частом и благоплодном употреблении его христианами первых веков.
Для награждения использовались предметы самой различной стоимости. Это могли быть кожаные рамки для фотографий работы мастеров фирмы К. Фаберже стоимостью в 3–5 руб. Это могли быть и уникальные ювелирные изделия стоимостью в десятки тысяч рублей. Для четкой организации процесса награждения драгоценными изделиями еще в николаевское время была подготовлена служебная (для служебного пользования) ведомственная инструкция, она жестко регламентировала соотношение чина и должности того или иного награждаемого лица и стоимости царского подарка. Естественно учитывался и
род профессиональной деятельности награждаемого. Имеется в виду то, что священник награждался наперсным крестом, а не табакеркой.
Через два дня состоялась закладка новых ворот, с парадом. Присутствовали император, государыня императрица Мария Федоровна и наследник престола великий князь Михаил Павлович, а также «все офицеры, унтер-офицеры и нижние чины Гвардии,
украшенные военным орденом медалями: в память 1812 года и за взятие Парижа и Прусским железным крестом»[102]. Последние два слова из свидетельства современника обычно заменяют в публикациях «и другими боевыми наградами».
Для подобной постановки вопроса есть основания, ибо аналогом могут служить работы болгарских ученых над знаками Первого Болгарского царства. В фундаментальном труде о древних болгарах В. Бешевлиева в раздел магических знаков занесен знак «ипсилон», распространенный в областях расселения дунайских болгар и обнаруженный практически во всех крупных центрах: в Плиске, Мадаре, Преславе и т. д. Знак наносился на стены крепостей, на черепицу, изображался на металлических изделиях, керамике, амулетах, перстнях и других вещах. Он имел апотропеичное, охранительное значение, свидетельством чего, к примеру, является вырезанный знак Y на золотом перстне, найденном в Видине (Бешевлиев отмечает, что подобные перстни имели греческую надпись: «Боже,
помоги»); выступал как аналог креста, сопровождая одну из древнеболгарских надписей[69]. Конкретизируя свою мысль, профессор Бешевлиев подчеркнул, что у древних болгар знак IYI соответствует понятию неба, равнозначному понятию «Тенгри», означающему верховное божество.
Четвертой, более почетной степенью в системе английской ложи-матери стала «Святая Королевская Арка». Однако до предела было далеко. Стараниями шотландского барона М. Н. Рамсея и немецкого барона К. Г. фон Гунда степени стали множиться. В клермонской системе
над тремя символическими степенями были воздвигнуты еще шесть: Шотландский Мастер, Избранный Мастер, Рыцарь Востока, Рыцарь Розового Креста, Рыцарь Тройственного Креста, Царственный Архитектор. Постепенно пирамида англосаксонского, а затем и французского масонства выросла до 33 степеней.
Поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на
Государственном гербе. 10 августа 1799 г. был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.
Монахи-воины вели и другую священную войну – в Северной Европе против язычников Латвии, Литвы и Эстонии, где сыграли важнейшую роль в становлении судеб Германии и Польши. Они оказали влияние на все эти страны – в этническом, экономическом и политическом смысле. Современная граница по Одеру – Нейсе между Германией и Польшей, наследие «Дранг нах Остен», «Натиска на восток», в большой степени сложилась благодаря Тевтонскому ордену, чье государство – Орденштаат – едва не достигало Санкт-Петербурга. Именно он создал Пруссию, завоевав балтийских язычников, которые и были первыми пруссами, осуществив самую основательную колонизацию, которую только видело Средневековье. Их лесные кампании против литовцев называют самыми беспощадными среди всех средневековых войн. Польский коридор – это последствие захвата рыцарями Данцига (Гданьска) у князя Владислава Локетека в 1331 году. Первый Гогенцоллерн, который встал во главе Пруссии, был при этом последним хохмейстером – Великим магистром Тевтонского ордена, властвовавшим в этой стране. Победу фельдмаршала Гинденбурга над русскими войсками в Мазурском поозерье в 1914 году сознательно назвали Танненбергом в честь битвы, проходившей там на 500 лет раньше, в которой был убит хохмейстер ордена, а его рыцари – практически истреблены славянами. Их черно-серебряный крест лег в основу
Железного креста и по-прежнему является эмблемой немецкой армии.
В 1993 году, спустя лишь два года после выхода Латвии из состава СССР, в столице республики Риге бывшему офицеру латышского добровольческого легиона СС Андрису Фрейманису
торжественно был вручен Рыцарский крест, которым его наградил фюрер за оборону «Курляндского котла». При получении награды Фрейманис, как это положено истинным нацистам, воскликнул: «Хайль Гитлер!»
Единственным внешним отличием гохмейстера от остальных рыцарей ордена Девы Марии в описываемый ранний период орденской истории являлся нашитый на груди его белого кафтана (котты) или полукафтанья (сюрко) черный крест с серебряной окантовкой – первоначально прямой, но со временем превратившийся в лапчатый. К концу XV в. серебряную окантовку, судя по дошедшим до нас иллюстрациям и гравюрам, получили и черные лапчатые кресты на белых плащах рыцарей и священников Тевтонского ордена. Именно этот черный, прошитый серебром тевтонский крест впоследствии, в начале XIX в., вдохновил прусских художников
на создание знака Железного Креста, а в годы Первой мировой войны – эмблем для боевых машин и самолетов германской армии.
Единственным внешним отличием гохмейстера от остальных рыцарей ордена Девы Марии в описываемый ранний период орденской истории являлся нашитый на груди его белого кафтана (котты) или полукафтанья (сюрко) черный крест с серебряной окантовкой – первоначально прямой, но со временем превратившийся в лапчатый. К концу XV в. серебряную окантовку, судя по дошедшим до нас иллюстрациям и гравюрам, получили и черные лапчатые кресты на белых плащах рыцарей и священников Тевтонского ордена. Именно этот черный, прошитый серебром тевтонский крест впоследствии, в начале XIX в., вдохновил прусских художников
на создание знака Железного Креста, а в годы Первой мировой войны – эмблем для боевых машин и самолетов германской армии.
Гербом
семьи Андреа являлся крест Святого Андрея и четыре розы, что привнесло дополнительные краски в теорию, согласно которой выпуск манифестов розенкрейцеров 1614 и 1615 годов связывается с его именем. Однако толкование символики герба отличается от разъяснения его действительной истории Братством, носившим его в качестве своего знака.
В 1911 году рыцарем Розы и Креста (или Розового Креста) стал двоюродный брат Сергея Меркурова – мистик с греческими корнями Георгий Гурджиев (1877–1949), легендарный учитель эзотерической школы «Четвертого пути», отец нейролингвистического программирования и техник саморазвития, страстный исследователь буддистских течений. Об этом человеке мы станем говорить отдельно. А пока следует указать, что с приходом к власти большевиков еще некоторое, хотя и непродолжительное время создавались новые масонские ложи. К таким можно отнести розенкрейцерские организации, возникшие в 20-х годах ХХ века в Москве,
к примеру, «Эмеш редививус», «Орден Ориона – Хермориона», «Lux Astralis» и другие.
На белом фоне
знамени был изображен голубой крест, а в центре креста, на красном фоне, финский лев. В левом верхнем углу знамени красовались сдвоенные руны SS, а в левом нижнем углу – германский Железный крест. Справа вверху располагался финский Крест Свободы, а справа внизу – егерский крест, знак бывшего 27-го егерского. Хотя компетентные германские и финские армейские инстанции еще не вынесли окончательного решения о продолжении традиций Прусского 27-го егерского батальона, но уже по эмблемам на знамени батальона и из сказанных речей было предельно ясно, что батальон продолжает традиции прежнего 27-го егерского.
1-ый этап можно условно датировать 1720–1750-ми годами. Он характеризуется основанием масонских лож почти во всех крупных городах Германии. Первым немецким масоном считается граф Шаумбург – Липпе, принятый в масоны в Лондоне. В 1733 г. появляется первая чисто немецкая ложа в Гамбурге. В 1741 г масонство в Пруссии берет под свое покровительство Фридрих II. До середины 1740-х гг. все немецкие ложи подчинялись Великой Лондонской ложе, но с 1744 г. после принятия берлинской ложей «Трех глобусов» титула «Великой» начинается процесс самостоятельного организационного оформления, который завершился к середине 1750-х г. К этому моменту на территории Германии функционировало около десятка конкурирующих Великих лож, независимых от Англии. Причем к этому моменту возобладала еще одна тенденция, а именно: огромную популярность приобрело так называемое «шотландское (или рыцарское) масонство», заимствованное из Франции. Это было явно данью средневековым феодальным традициям, все еще сохранявшимся во многих районах Германии. Отсюда и пышные рыцарские ритуалы, огромное количество степеней, занятия алхимией и оккультизмом. К тому же не следует забывать и о местных традициях существования мистических тайных обществ, в частности розенкрейцеров. В 1710 г. силезский пастор Самуил Рихтер разработал подробный устав
Ордена Злато-Розового Креста из 52 пунктов, в котором главным требованием было безусловное послушание братьев. Розенкрейцерство распространялось вначале параллельно с масонством, главной целью ставило поиск высшей тайной мудрости. Организационное оформление окончательно произошло в 1750–60-х гг., когда розенкрейцерские кружки появились во Франкфурте-на-Майне (1757 г.), Праге и Карлсбаде (1761 г.), Нюрнберге, Гамбурге и др. городах. С 1775 г. центром розенкрейцерства становится Вена. И в это же время оно окончательно сливается с масонством, превратившись в одно из его подразделений.
В конце средних веков татуировка по-прежнему была распространена среди широких масс людей. Церковь боролась с этим обычаем и предостерегала своих прихожан от ее применения. Исключением были католики Боснии и Герцеговины, которым в то время угрожала Османская империя. Hачиная с XV века совет католического духовенства разрешил им татуировать на своей коже
кресты, что являлось бы средством, не позволяющим переходить в ислам. Наличие татуировки в виде креста было серьезным препятствием для изменения вероисповедания, а ликвидация знака связывалась с большими сложностями и страхом перед болезненной операцией.
Слова, сказанные Рудольфом фон Зеботтендорфом, оказались услышаны не только членами тайного общества, но и народными массами: все солдаты добровольческих корпусов, громившие «красную социалистическую республику», стали рисовать на своих шлемах… свастику. Свастика, которую «оживил» мистик Теодор Хаген в бенедектинском монастыре под Линцем, и которую рассмотрел среди тайных бумаг отца-настоятеля «монах» фон Либенфельс, вдруг стала важнейшим символом и для коллеги Либенфельса фон Зеботтендорфа. Согласно древнейшим верованиям, свастика – крест с загнутыми краями, – символизировала солнце или катящееся огненное колесо, а еще – кругообразное вращение мира. Этот древнейший символ почитался в землях, где жили индоевропейцы: в Индии, Иране, Средней Азии, в древней Римской Империи. А с того момента, как древний знак «шагающего солнца-креста» появился на шлемах солдат, сражающихся с марксистами-социалистами, он стал подавляющей
частью немецкого общества считаться символом борьбы за расовую чистоту и спасение нации.
Согласно уставу Тевтонского ордена, «братья-рыцари» были обязаны неустанно вести вооруженную борьбу с «врагами Креста и Веры». Вступавшие в орден «мариан» рыцари – как правило, младшие сыновья представителей средне- и мелкопоместного немецкого дворянства (министериалов), приносили обеты нестяжания (бедности), целомудрия (безбрачия) и послушания. Однако не следует забывать, что они (по крайней мере, в большинстве своем) в описываемое время вступали в орден Девы Марии не только ради спасения души. Очень многие из них связывали с этим судьбоносным решением
возможность вести рыцарский (воинский) образ жизни, то есть воевать с неверными (а война с неверными еще со времен блаженного Августина признавалась Церковью справедливой и богоугодной войной), получая при этом приличное рыцарю содержание на протяжении своей земной жизни.
«…Рыцарю принадлежит меч, имеющий крестообразную форму; это свидетельство того, что он призван побеждать и уничтожать своим мечом противников
креста, подобно тому, как Иисус Христос победил на кресте смерть, которой мы были наказаны по вине прародителя нашего Адама. И как меч заострен с обеих сторон, а рыцарство призвано утверждать справедливость, – справедливость заключается в том, чтобы каждому воздавать по заслугам…
Наибольшую популярность образ святого Георгия приобрел в эпоху крестовых походов. В западноевропейских алтарных картинках и статуях Святой Георгий изображался рыцарем – крестоносцем в латах со щитом, на котором начертан красный крест, либо с вымпелом,
аналогичным Хоругви Воскресения (символ победы над смертью) – белым с красным крестом полотнищем, раздвоенным на конце. В эпоху Возрождения и в Новое время тысячи европейских художников, скульпторов и ювелиров обращались к светлому образу святого воина, изображая его самого и его подвиг в тех художественных стилях и приемах, которые выражали дух времени.
Михаил Андреевич Беренс, родившийся в 1879 г., окончил морской корпус, затем штурманский офицерский класс, служил на эскадре Тихого океана, участвовал в войне с Китаем в 1900–1901 гг. и русско-японской войне 1904–1905 гг.; нес морскую службу на канонерской лодке «Гиляк», других кораблях, был участником сражения в Порт-Артуре. За героизм, проявленный в боях, удостоен орденов Св. Анны 2-й степени с надписью «За храбрость», Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, Золотой сабли с надписью «За храбрость». С 1906 г. служил на Балтийском флоте, с 1909-го по 1911-й был помощником старшего офицера и старшим офицером на крейсере «Диана». В 1915 г. – капитан 2-го ранга, назначен командиром самого эффективного в мире и головного в серии современных кораблей эсминца «Новик». В должности командира эсминца участвовал в Первой мировой войне; ему были Высочайше пожалованы ордена Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом, Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом, Кавалерский крест французского ордена Почетного легиона. За
боевые отличия также удостоен ордена Св. Георгия 4-й ст.