Связанные понятия
О́рден , кавалерский орден — в настоящее время в большинстве государств и стран знак отличия, почётная награда за особые заслуги.
Награ́да — что-либо, выдаваемое (даваемое, присваиваемое) в качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности кем-либо за что-либо.
Нагру́дный знак (знак) — небольшой знак из металла, пластика, стекла, фарфора (керамики), композиций из этих материалов, других материалов с нанесённым изображением и (или) надписью, предназначенный для ношения на груди. Обычно обозначают принадлежность к какой-либо группе людей или посвящены какому-либо событию или месту. Знаки могут создаваться как государством, так и частными предприятиями или физическими лицами.
Стату́т (положе́ние) (лат. statutum) — в наше время так называются некоторые правовые акты описательного характера (церемонии, последовательность действий при наступлении особого события и пр.) о чём-либо, например, устанавливающие порядок награждения орденом, его описание и т.п.
Крест — одна из наград в наградной системе ряда государств, прежде всего — в христианских. В некоторых случаях она представляет собой знак ордена, иногда является самостоятельным знаком отличия, занимая промежуточное положение между орденами и медалями иногда считается разновидностью медалей.
Упоминания в литературе
После февральских событий 1917 г. Георгиевская
медаль единогласно была признана «старорежимной» – ведь на ее аверсе размещался профильный портрет Николая II. Но награжденные медалью быстро нашли выход – стали носить ее реверсом наружу. А 24 апреля 1917-го медаль уже официально изменила внешний вид – на аверсе начало чеканиться изображение Св. Георгия, поражающего копьем змея. Этот рисунок разработал знаменитый художник И.Е. Билибин. Но «в дело» новая медаль пошла только через полгода – первые партии 3-й и 4-й степеней были отчеканены лишь 12 сентября. Соответственно получить такие медали успели очень немногие солдаты.
До 1819 года на Санкт-Петербургском монетном дворе из серебра отчеканили более 250 тысяч этих
медалей диаметром 24 или 28 мм. Носить сию награду полагалось на голубой ленте высшего русского ордена Св. Апостола Андрея Первозванного[65]. Тем же, кто отличился денежными пожертвованиями на борьбу с неприятелем и многое сделал в тылу для победы, вручили точно такие же, но исполненные из бронзы медали, однако дворянам приличествовала красная с черными полосами лента ордена Св. Владимира, а купцам и промышленникам – красная с желтыми каемками лента ордена Св. Анны. Даже старейшие женщины дворянских родов – матери, воспитавшие достойных защитников Отечества, удостоились бронзовых медалей «В память Отечественной войны 1812 года» на владимирской ленте.
К концу 80-х гг. XV в. огромное количество художественных ценностей, драгоценных металлов из присоединенных Новгорода и Твери сосредоточивается в Москве, что было одной из причин создания Иваном III в Кремле художественных мастерских[333]. В них трудились русские, а также иностранные мастера, которых Иван III приглашал из разных стран Европы. Известно, что он приказывал найти в Германии «серебряного мастера хитрого, который умел бы большие суды делати да и кубки, да и чеканити бы умел и писати на судех»[334]. Еще в конце 70-х гг. в Москве делал сосуды и другие изделия для великого князя мастер Трифон – ювелир из Котора, с далматинского побережья, славянин или грек[335]. В 1490 г. в Москву выехал из Рима серебряник Христофор с двумя учениками, тогда же прибыли «немчин из Любека» Альберт, Карл с учениками из Милана, грек Петр Райко из Венеции. В том же году вместе с архитектором Пьетро Антонием Солари прибыл его ученик Джан Антоний (Замантоний), которому, по-видимому, принадлежит «денга Заманина», чеканенная в начале XVI в.[336]Известно, что резчиком монетных штемпелей был и сам великий Аристотель Фьораванти, еще в юности, согласно требованиям своей эпохи, приобретший основательные познания в области чеканного дела и, как полагают, получивший от венгерского короля Матиаша Корвина разрешение на выпуск золотых и серебряных монет или
медали с королевским изображением[337].
В 1974 году 100-летний юбилей Н. К. Рериха был включён ЮНЕСКО в «Календарь памятных дат великих личностей и событий (1973–1974)». В Москве на территории усадьбы Лопухиных перед Музеем имени Н. К. Рериха установлен памятник Н. К. и Е. И. Рерихам. В честь Н. К. Рериха названа улица в Москве, а также одна из улиц в центре Риги. Министерством связи СССР был издан маркированный конверт. На нём изображён портрет Н. К. Рериха на фоне его картины «Заморские гости». В этом же году вышла марка с изображение этой картины. В Индии выпущена юбилейная марка, на которой изображён аверс памятной
медали , созданной в 1929 году в Париже по случаю 40-летия художественной, научной и общественной деятельности Н. К. Рериха.
Александру I возложить на себя знаки 1-й степени Георгиевского ордена по статусу, тот отказался, считая, что не заслужил эту награду. Лишь вернувшись из похода 1805 г., он согласился на 4-ю степень ордена за проявленную «личную храбрость». Хотя после Аустерлица эта мотивация была более чем сомнительной. Свой крест Святого Георгия 4-й степени (диаметр – 27,6 миллиметра, золото, эмаль) Александр I получил 13 декабря 1805 г. Этой наградой он очень дорожил. До нас дошла орденская колодка Александра I с семью наградами. Из них были только две русские: орден Святого Георгия 4-й степени и
медаль «В память Отечественной войны 1812 года». При этом офицерский Георгий был в колодке первым131.
Связанные понятия (продолжение)
Ветеран труда — почётное звание в Российской Федерации, отмечающее людей за добросовестный многолетний труд.
Томпа́к (фр. tombac, от малайск. tambaga — медь) — разновидность латуни с содержанием меди 88—97 % и цинка до 10 %. Обладает высокой пластичностью, антикоррозионным и антифрикционными свойствами. Сплавы меди с содержанием цинка 10—30 % называют полутомпаками. В Европе томпак был предложен лондонским часовщиком Кристофером Пинчбеккером (около 1670—1732 года). Был известен в южноамериканских доколумбовых цивилизациях, например, Моче или Кимбая.
Почётная грамота — разновидность грамоты, получившая широкое распространение в СССР и постсоветских странах. См. статьи...
«Маршальская звезда » — государственный почётный знак особого отличия военнослужащих в СССР, а затем и России. Был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1940 года. Маршальские звезды вручались лицам, имеющим воинские звания Маршала Советского Союза, а с 1955 года — Адмирала Флота Советского Союза. В 1943 году была учреждена маршальская звезда, условно именуемая звездой «малого» типа, предназначенная для вручения маршалам рода войск, с 1962 года — адмиралам флота, а с...
Премия (от лат. praemium, мн. ч. praemia «награда, отличие») — одна из форм поощрения за выдающиеся результаты, достигнутые в какой-либо области деятельности либо поощрительная плата работнику за высокую квалификацию, перевыполнение норм выработки, за качество работы в дополнение к окладу. Премия присуждается, как правило, на конкурсной основе и сопровождается вручением знака отличия, медали, приза, диплома, денежных средств и/или других наград.
Гео́ргиевская ле́нта — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали.
Орденская колодка , Колодка — конструктивная часть награды (медали или ордена), которая представляет собой прямоугольную, пятиугольную или иную металлическую пластину; с лицевой стороны она обтянута орденской лентой, с обратной стороны имеет булавку или специальный болт для прикрепления к одежде.
Наградные часы — разновидность уставного (ценный подарок) и неуставного поощрения военнослужащих, зачастую младшего офицерского состава (начиная с младшего лейтенанта).
Наградно́е оружие — персонифицированное оружие, являющееся почётной наградой для особо отличившихся военнослужащих за их воинские подвиги и заслуги. Им может быть холодное или огнестрельное оружие: шпага, сабля, палаш, шашка, кортик, револьвер, пистолет, винтовка, охотничье ружьё и др. Обычно на таком оружии, помимо соответствующей надписи об отличиях и заслугах указываются фамилия, имя и отчество (фамилия и инициалы) награждённого, отчего наградное оружие часто также называют именным. Надпись выполняется...
Монеты Российской империи для заграничных платежей — золотые (как универсальное средство платежа), серебряные и реже медные (локального применения) монеты, чеканившийся со времени правления Петра I для проведения зарубежных денежных операций, в том числе для территорий, не входивших официально в состав Российской империи (на момент выпуска этих монет).
Золотые монеты Петра I — монеты Русского царства и Российской империи, отчеканенные из золота во времена правления Петра I.
Наградная монета — монета, которую вручали в качестве награды или признания заслуг, в том числе за военную доблесть. Наибольшее распространение наградные монеты получили в XVII—IX веках.
Золотая деньга (или денга), также золотая московка — русская монета XVII века. По оформлению и весу соответствовала деньге серебряной.
Голландский червонец русской чеканки — золотая монета, которую с перерывами чеканили в Российской империи с 1735 по 1867 год. В народе её чаще всего именовали «лобанчиком», «пучковым» или «арапчиком». В официальных документах она называлась «известной монетой», а её штемпеля — «секретными штемпелями».
Золотая монета 1 рубль — золотая монета Российской империи достоинством один рубль времён императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Традиционно относится к категории золотых монет для дворцового обихода, но есть свидетельства о более широком применении.
Русские жалованные золотые монеты — монеты, которые изготавливались из золота, и с началом XV века использовались царями для награждения за выдающуюся службу или ратные подвиги. Награда, которую получал человек, зависела не только от его службы, но и от должности. Монеты, используемые как царские пожалования за службу, стали основой для развития наградной системы на территории страны.
Талерная медаль , талеровидная медаль (нем. Talerartige Medaille; Silbermedaille im Talergewicht - Серебряная медаль в весе талера) – разновидность европейской медали из серебра, соответствующая по массе и пробе европейскому талеру, но выпущенная, часто, эмитентом, не имеющим права на выпуск монеты. Монетная регалия (право на чеканку монеты) принадлежала в Европе не всем городам, княжествам или епископствам. Поэтому достаточно богатые из них могли выпустить медали, равные по весу и пробе обычному...
Иоахимсталер (нем. Joachimstaler) син. шликсталер — крупная серебряная монета, чеканившаяся в первой половине XVI века в богемском городе Йоахимсталь.
Шиллинг (Schilling) Ливонского ордена — монета, изготавливалась из биллона, чеканилась с 1424 по 1561 год. 1 шиллинг = 12 пфеннигов (хотя фактическое соотношение было 1 шиллинг = 9 пфеннигов). Диаметр монеты — 18,1—20,1 мм, вес — 0,9 г. В Королевстве Польском известен как «szeląg», Великом княжестве Литовском и Новгородской республике — как «шелег», «шэляг», «склязь».
Памятные монеты Германской Демократической Республики (нем. Gedenkmünzen der DDR) выпускали с 1966 по 1990 год. За это время отчеканили 122 монетных типа номиналом в 5, 10 и 20 марок. К созданию монет привлекали лучших художников, скульпторов и медальеров ГДР. Особенность их создания и циркуляции заключалась в том, что большинство типов предназначались для продажи немцам из ФРГ в магазинах сети Intershop. Памятные монеты для оборота чеканили исключительно из неблагородных металлов большими тиражами...
Уго́рский Софьи Алексеевны — донативная золотая монета Русского царства времён регентства Софьи Алексеевны, предназначенная для награждения участников Крымских походов 1687 и 1689 годов.
Один рубль (1 рубль) — традиционный номинал монет и банкнот, чьё достоинство выражено в рублях. Выпускался/выпускается...
Черво́нец — традиционное русское название крупных иностранных и собственных золотых монет. Название происходит от словосочетания «червонное золото» — старинного названия высокопробного вида золота.
Пять латов — монета выпускавшаяся в Латвии в 1929, 1931 и 1932 годах. Монета была популярным символом независимости в период вхождения Латвии в состав Советского Союза среди части населения, прежде всего среди бывшей элиты Латвийской Республики, лиц, подвергшихся репрессиям и латышских эмигрантов.
Грош (польск. grosz, от нем. Groschen, от лат. grossus «большой ») — название ряда исторических денежных единиц различных государств и стран.
Клапмютценталер (нем. Klappmützentaler) — народно-обиходное название саксонского гульденгрошена, который в больших количествах чеканился во время правления саксонского курфюрста Фридриха III с 1500 по 1525 год.
Золотые монеты для дворцового обихода (также «Дворцовые» или «Дворцовки») — отчеканенные в периоды правлений Елизаветы Петровны и Екатерины II золотые монеты номиналами в полтину, рубль и два рубля. В российской нумизматике эти монеты принято называть дворцовыми из-за версии о том, что они были отчеканены специально для императорского двора, карточных игр императриц и придворных.
Медалье́рика — вспомогательная историческая дисциплина; изучает возникновение и историю медали, становление и развитие медальерного искусства, использует отдельные медали и медальерные комплексы как исторические источники для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся людей, а также изучения истории искусства.
Монеты Третьего рейха — монеты, выпускавшиеся в нацистской Германии с 1933 по 1945 год и номинированные в рейхсмарках. К ним также относят выпущенные по прежним стандартам монеты во время оккупации Германии союзниками с 1945 по 1948 год.
Та́лер (нем. Taler) — название крупной серебряной монеты, которая в XVI—XIX веках играла важную роль в денежном обращении Европы и в международной торговле.
Та́лер Мари́и Тере́зии — серебряная монета, разновидность конвенционного талера, активно использовавшаяся в мировой торговле (см. торговая монета) почти сразу после начала чеканки в 1741 году. Монета получила своё название по имени императрицы Марии Терезии, которая правила Австрией, Венгрией и Богемией в период с 1740 по 1780 год.
Пода́рочные моне́ты, иначе донати́вные моне́ты (лат. dono — дарю) — монеты, выпущенные не для регулярного обращения, а для раздачи их (в Российской империи — императором или великими князьями) в виде поощрения или в связи с каким-либо событием. Отличаются от настольных медалей чеканкой по монетной стопе, иногда с обозначением номинала.
Подробнее: Подарочная монета
Золотые монеты Владислава Жигимонтовича — монеты, которые чеканились во время царствования Владислава Жигимонтовича. Отличительной чертой этих монет было то, что постепенно их вес снижался и чеканку делали по разным весовым нормам.
В Википедии есть другие статьи об 1 долларе СШАЗолотой доллар — золотая монета США номиналом в 1 доллар, чеканившаяся в период с 1849 по 1889 годы. Содержит 90 % чистого золота. Является наименьшей по номиналу из выпускавшихся золотых монет за всю историю США. Также — наименьшая по размеру монета США. Существует три типа золотого доллара.
Подробнее: Золотой доллар
Бургундский , брабантский, королевский или крестовый талер, дальдер или дальдре — название ряда монет, отчеканенных для испанских Нидердандов во второй половине XVI столетия. Среди них, например, дальдер Филиппа (филиппсдальдер), дальдер Альберта (альбертусдальдер, патагон) и многие другие монеты.
Города воинской славы (ГВС) — серия памятных монет Центрального банка Российской Федерации, посвящённых городам воинской славы.
Пробные монеты Российской империи — монеты, которые чеканились во времена Российской империи на основе заранее заданного веса и формы и после изготовления предоставлялись вместе с другими образцами на рассмотрение специальной комиссии, которая занималась отбором и утверждением решений о чеканке монет. Пробные монеты чаще всего чеканились из меди, но иногда для их создания использовались драгоценные металлы. Местом хранения пробных монет был архив монетного двора. Пробные монеты были нужны для оценки...
Ефи́мок — русское обозначение западноевропейского серебряного талера, бывшее в употреблении до середины XVIII столетия. Своим названием он обязан иоахимсталеру — монете, отчеканенной в Иоахимстале с изображением святого Иоахима. До 1654 года ефимки являлись источником высокопробного серебра для выпуска русских копеек. В 1654 году на кружок ефимка нанесли изображения царя и государственного герба. Эта монета стала первой в России с номинальной стоимостью в один рубль.
Торговая монета — монета со стабильной монетной стопой и содержанием благородного металла, получавшая в силу своей устойчивости широкое распространение в международной торговле и становившаяся образцом для подражания в других странах, где часто получала то же, слегка видоизменённое или локализованное название. Такие монеты часто выпускались в объёмах, намного превышающих потребности внутреннего рынка, или чеканились специально для торговли с другими странами и при этом могли иметь стандарт, принятый...
Пя́ть копе́ек , пятикопе́ечная моне́та, пята́к, пятикопеечник, десять денег — традиционный номинал русской денежной системы. Медная монета учреждена указами Петра I от 28 июня и 28 июля 1723 года ценностью в 5 копеек.
Упоминания в литературе (продолжение)
В 1897 г. прошла очередная Северная выставка в Стокгольме, по итогам которой Фаберже получил звание придворного ювелира короля Швеции и Норвегии. Начало же его всемирной известности связано с Всемирной выставкой в Париже в 1900 г. На этой выставке Фаберже вновь работал в жюри. Его личное участие и изделия его фирмы отметили золотой
медалью и орденом Почетного легиона. Именно на этой выставке Фаберже представил миниатюрные копии императорских коронационных регалий, хранящихся ныне в Бриллиантовой кладовой Государственного Эрмитажа. Для окончательного оформления копий императорских регалий, столь высоко оцененных в Париже, в 1902 г. мастера фирмы К. Фаберже изготовили дополнительные аксессуары, выкупленные Кабинетом за 1192 руб. Эта сумма складывалась из «1 колонны, 4 серебряных подставок, 3 подушек, 1 стеклянного колпака и 1 деревянной подставки»[99].
Особое место в карьере российского чиновника занимали награды. Награждение проводилось орденами, памятными
медалями и знаками. Награды могли выдаваться как за заслуги, так и за выслугу лет. В послужном списке И. Э. Персиани есть и те, и другие. В 1821 г. он был награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. «в воздаяние ревностной службы Вашей и особенных трудов, начальством засвидетельствованных», – как говорилось в монаршем указе[33]. Орден этот, несмотря на низкую степень, ценился высоко, поскольку давался исключительно за заслуги: даже великие князья, получавшие при рождении орден Св. Андрея Первозванного и тем самым становившиеся кавалерами большинства других российских орденов, не получали Св. Владимира автоматически. Ценность этого ордена была столь велика, что, например, Николай II, имевший все высшие ордена по рождению, возложил на себя владимирский крестик 4-й ст. лишь через 25 лет выслуги в офицерских чинах[34].
В Камеральном отделении хранились и высшие ордена империи. В отделке этих орденов преимущественно использовался официальный камень – бриллиант, поэтому стоимость этих орденов была довольно высока. Стоит еще раз напомнить, что пожалованные ордена Российской империи давали не только определенные привилегии, но и налагали жестко определенные материальные обязательства. Так, награждаемые орденами должны были произвести четко фиксированные отчисления в пользу Александровского Комитета о раненых «за бриллиантовые орденские знаки». Например, награжденный орденом Св. Апостола Андрея Первозванного должен был уплатить 572 руб.; орденом Св. Александра Невского – 429 руб. За
медали , украшенные бриллиантами, взимали 150 руб. и 10 % «со всех остальных подарочных вещей, превышающих 86 рублевую ценность».236 Не брали денег только «с вещей жалуемых членами Императорской фамилии от имени Ея Императорского Величества и Их Императорских Высочеств во время Высочайших путешествий статс-дамам, камер-фрейлинам, фрейлинам и вообще лицам женского пола». Их освобождали от вычета в пользу Александровского Комитета о раненых. Это правило ввел еще Николай I.
Заслуженно. На тот момент Колчак за личное мужество, проявленное в полярных экспедициях, был награждён орденом св. Владимира IV степени, а так же являлся кавалером высшей награды Императорского Географического общества – Константиновской
медали . Четвёртым в общем списке награждённых ею полярных исследователей, но первым среди них – русским! Так же он являлся кавалером ордена св. Анны IV степени с надписью «За храбрость» за «сторожевую службу и охрану прохода в Порт-Артур и обстреляние неприятельских позиций». И кавалером «золотого» Георгиевского оружия – наградного кортика с надписью «За храбрость» «за отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром». За весь период участия в боях на Дальнем Востоке он был награждён орденом св. Станислава II степени с мечами, а за личное мужество, проявленное во время обороны Порт-Артура, мечи были ему пожалованы и к ордену св. Владимира. Кроме того, Колчаку была вручена серебряная медаль «В память о русско-японской войне».
Главным событием в дореволюционной жизни Глобы были подготовка и участие Строгановского училища на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Здесь в полной мере раскрылся его талант руководителя и организатора. Проходившая с 15 апреля по 5 ноября, выставка принесла училищу всемирную известность. Два Гран-при, три серебряных
медали и одну бронзовую медаль получили изделия и методика преподавания «за интерес и новизну национальных русских мотивов», сам Глоба был награжден почетным дипломом и знаками офицерского отличия45.
Около 1760 г. несколько игральных карт на исторические мотивы типа Jeux des Cartes Historiques выпустили Ванакеры (Vanackers) из Лилля. Имя автора приводится на коробке как E. Jouy. В круге вверху каждой карты находится портрет кого-то из знаменитых людей, биография которого занимает остальное пространство карточного листа. В брошюре фирмы «Эйвис» говорится, что это выпуск игры третьего класса (troisieme jeu). В нашем распоряжении находятся четыре карты одного выпуска с изображением портретов знаменитых римлян и еще три карты, относящиеся к греческому выпуску. Карты каждого такого выпуска пронумерованы от 1 по 48 и не снабжены значками масти. Они отпечатаны с деревянных клише и представляют интерес главным образом потому, что миниатюрные портреты срисованы со старинных монет или
медалей .
При Елизавете Петровне в 1760 году была отчеканена
медаль «За победу при Франкфурте-на-Одере», при Екатерине II медали «За взятие Очакова», «За взятие Измаила». В XIX веке выпускались медали «В память Отечественной войны 1812 года», «За защиту Севастополя» 1856 года, «В память русско-турецкой войны 1877–1878 годов», в 1904 году была выбита медаль «За бой Варяга и Корейца». Выбивались и другие медали.
А 22 мая 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных знаках отличия для Героев Социалистического Труда» была учреждена золотая
медаль «Серп и Молот» (автор проекта медали художник А. Поманский). Она изготавливалась из золота и имела форму пятиконечной звезды. Диаметр описанной окружности звезды равнялся 33,5 мм. Лучи звезды с лицевой стороны были двугранными и полированными. В центре на них были наложены серп и молот. На оборотной и гладкой стороне медали была сделана надпись выпуклыми буквами: «Герой Социалистического Труда», а также номер медали.
Выдающийся российский архитектор и создатель правительственных резиденций И.А. Монигетти родился в семье эмигранта из Швейцарии каменщика-виртуоза Антонио Монигети, который был родом из г. Бьяска (кантон Тичино), обосновавшегося и нашедшего хорошо оплачиваемую работу в Москве. Закончив блестящим образом курс московского Строгановского училища технического рисования, в 1834 г. Монигетти поступил в воспитанники Императорской академии художеств, в которой главным его наставником по архитектуре был профессор А.П. Брюллов. В 1839 году за проект театрального училища И.А. Монигетти награжден Малой золотой
медалью , но по болезни не участвовал в конкурсе на получение Большой золотой медали и, выйдя из академии со званием художника XIV класса, для поправления здоровья отправился в Италию. Пробыв довольно долго в Италии и посетив после того Грецию и Ближний Восток, Монигетти усердно изучал в этих странах памятники зодчества, фиксировал их детали на бумаге и таким образом составил богатое собрание любопытных рисунков, которые по возвращении его в Санкт-Петербург в 1847 году послужили основанием для присуждения ему звание академика.
В 1895 г. в русском флоте была введена категория кондукторов – промежуточная между офицерами и матросами. Они получили право на форму, сходную с офицерской, особую кают-компанию, право на размещение в каютах. В русском флоте (как и в армии) к нижним чинам было положено обращаться на «ты». Кондукторы получили право на обращение на «вы», что отделяло их от нижних чинов. Тем не менее ряд ограничений для них оставался в силе – например, в столичных театрах они не могли сидеть ближе 7-го ряда партера или ниже 2-го яруса лож. Им также запрещалось посещать театральный буфет или сидеть в зале во время антрактов. Кондукторы не могли курить в присутствии офицеров[13]. Жалованье и пенсия кондукторов были выше, чем у сверхсрочнослужащих. За 10 лет службы кондукторов награждали
медалью и статусом личного почетного гражданина. Кондукторы, прослужившие в этом звании 10 лет, при отставке производились в подпоручики по адмиралтейству, а прослужившие 20 лет – в поручики по адмиралтейству. За выслугу лет кондукторы получали медали. Несмотря на столь обширные льготы, корпус кондукторов пополнялся не очень быстро. Еще спустя 10 лет после введения этого звания не удалось заполнить все вакансии по ряду дефицитных специальностей, например машинных и минных кондукторов. После русско-японской войны был сделан еще один шаг к улучшению положения кондукторов – они получили право на производство в офицеры по Адмиралтейству после сдачи экзамена. Ранее матросы могли производиться лишь в гражданские чины, поэтому во время русско-японской войны на боевых кораблях в должности, скажем, артиллерийского содержателя можно было встретить коллежского регистратора. То был не канцелярист, а бывший кондуктор, удостоенный повышения в чине.
Конечно, политика государства может активно влиять на практику награждений. Например, государство может награждать чаще, щедрее, всё более широкие круги лиц – либо, наоборот, реже, скупее, всё менее узкие круги лиц; оно может быть неразборчиво в раздаче наград, допускать неправильные награждения (вопреки статутам орденов, положениям о
медалях и т. п.) или, наоборот, весьма разборчиво подходить к каждой кандидатуре, представленной к награждению, не допускать неправильных награждений и т. п. Наконец, политика государства может активно влиять на реформирование наградной системы: государство может учреждать новые награды, отменять либо модифицировать старые, вносить поправки в уставы действующих наград и т. д. Но всё это называется «наградной политикой», а не «наградной системой».
Более серьезным испытанием для фирмы стало ее участие в Петербургской мануфактурной выставке 1861 года. Это был первый выход в свет предприятия, насчитывающего уже 50 лет существования. Другие фирмы принимали участие в такого рода мероприятиях с самого появления мануфактурных общероссийских выставок в Москве и Петербурге. Эти выставки, призванные всеми силами поддерживать отечественного производителя, в реальности были «царскими смотрами» купеческих и дворянских промышленных предприятий и обставлялись «весьма помпезно». Стремление получить
медаль , похвальный отзыв или право употребления государственного герба при маркировке изделий создавало нездоровый ажиотаж, увеличивало напряженность между конкурирующими фабрикантами.
Этот усовершенствованный самолёт получил в 1912 г. золотую
медаль Московской воздухоплавательной выставки и почётную медаль «за труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана». Теперь в России Сикорский прославился не только как изобретатель, но и как спортсмен, имея два рекорда по скорости и дальности полёта. Его имя стало известным.
Особо следует остановиться на его сыне – Антоне Балтазаровиче. Он с 15-летнего возраста на государственной службе. Были успехи, были и неудачи. В 1824 году умирает отец. Похоронен Балтазар Антонович в Керчи. Все заботы о семье легли на плечи молодого человека. В 1827 году он получает место чиновника для особых поручений при кавказском наместнике графе И.Ф. Паскевиче. Место службы – в Тифлисе. Вскоре Антон Балтазарович вновь возвращается в Керчь и прикомандировывается в качестве переводчика к министру иностранных дел России графу К.В. Нессельроде, приехавшему в тот момент в город Шумлу (Болгария). Работает с ним вплоть до заключения Андреанопольского договора 1829 года, по которому Греция получила независимость от турок, а Сербия – автономию. А А.Б. Ашик был награжден
медалью «За турецкую войну».
Кузнецовы работали из поколения в поколение с нарастающим упорством. Матвею Кузнецову принадлежало уже 18 лучших предприятий России. В 1889 г. было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве. Однако окончательная цель еще не была достигнута. Костью в горле Матвея торчало знаменитое предприятие Ф. Гартнера. Купец Френсис Яковлевич Гартнер прибыл в Россию из Англии еще в 1746 г. В селе Вербилки на землях князя Урусова он наладил фарфоровое дело. Его столовая посуда с росписью в светло-зеленых и серо-зеленых тонах в сочетании с красным или светло-желтым славилась по всей Европе и конкурировала с изделиями саксонских мастеров. И вдруг дела Гартнера пошли неважно. Ходили слухи, что не обошлось без козней М. Кузнецова. Та к ли это или нет, но в апреле 1892 г. гартнеровский завод стал его собственностью. Матвея спрашивали: «Как вам удалось зарезать самого Гартнера?» – а он раскатисто хохотал и отшучивался: «Сначала дед мой топором зарубил купца, а с ножом уже легче, Гартнер даже не пискнул». И так излагал историю предка, что в нее уже никто не верил. Вышибал клин клином. Завод Гартнера обошелся в 238 тыс. руб. Вместе с ним «Товариществу» отошли 300 десятин земли. За 5 тыс. были куплены все фабричные модели, формы, рисунки, образцы. Приобретя завод и земли, Кузнецов купил и громкую марку Гартнера вместе с товарным знаком. Был даже заключен особый договор, согласно которому Кузнецов имел право ставить на изделиях, вывесках, счетах герб и фирменный знак бывшего владельца, его награды и
медали выставок.
Кто были эти люди? Вот, к примеру, полковник граф Николай Павлович Игнатьев, направленный в Лондон. Ему едва исполнилось 24 года, но Игнатьев к этим годам успел закончить Пажеский Его Величества корпус и академию Генерального штаба. Кстати, по выпуску он был удостоен большой серебряной
медали , а его имя занесено на мраморную доску лучших выпускников.
С 1664 года академия изучала использование аллегорий в картинах и гобеленах, выполненных по заказу Кольбера, а также разрабатывала эмблемы для памятных
медалей . В 1694 году она подвергла пересмотру все эмблемы и надписи.
В 1850-х годах старший сын А. Плюшара, Адольф, становится юридическим хозяином знаменитой фирмы своего отца. Скрупулезно изучив типографское искусство в Париже у знаменитого мэтра типографского дела Дидо, он, вернувшись в Россию, так реорганизовал наследственное дело, что его типография считалась лучшей в России. При ней Адольф Плюшар организовал дополнительно собственную литографию и прекрасную словолитню. Во время Петербургской мануфактурной выставки 1832 года типографское дело Адольфа Плюшара удостоили серебряной
медали .
В павильонах продолжали работать мастера портретного жанра: в Москве – Михаил Алексеевич Сахаров (1871–1961), Петр Петрович Павлов (1860–1925), Николай Иванович Свищов-Паола (1874–1964), Карл Андреевич Фишер (1859– после 1923) и др.; в Санкт-Петербурге – Моисей Соломонович Наппельбаум (1869–1958), Карл Карлович Булла (1853–1929), Мирон Абрамович Шерлинг (1880–1958), Елена Лукинична Мрозовская (?–1941) и др. С. М. Прокудин-Горский высоко ценил талант и трудолюбие Е. Л. Мрозовской, члена V отдела ИРТО. В журнале «Фотограф-Любитель» (1909, № 2) он опубликовал передовую статью, посвященную 15-летию ее профессиональной деятельности. В 1892 г. Е. Л. Мрозовская окончила фотографические курсы при ИРТО, затем училась в Париже у знаменитого Надара. Она была первой и в начале XX в. оставалась единственной женщиной фотографом-художником. Другие современницы посвятили себя научной фотографии. Любовь Полторацкая участвовала в экспедициях по Алтаю, вышел ее альбом «Виды и типы Западной Сибири», в 1879 г. ее удостоили Большой серебряной
медали на Московской антропологической выставке и приняли в члены V отдела ИРТО. Исследователем ледников Кавказа стала учительница Владикавказского епархиального училища Мария Павловна Преображенская (1863–1932), в 1900 г. первой из русских альпинисток взошедшая на Казбек. Из скромной зарплаты она откладывала деньги на путешествия, а камеру приходилось брать в аренду. По договору все негативы оставались у владельца камеры, автор получала только отпечатки. Комплекты снимков М. Преображенская посылала в Русское географическое общество. 20 лет посвятила она изучению гор. Читала публичные лекции по горному туризму, флоре Кавказа и сопровождала их своими снимками, а с 1920 г. была хранителем музея Северо-Кавказского института краеведения. Прокудин-Горский изумился бы, узнав, сколько женщин сегодня приходят в профессию – в коммерческую фотографию и фотожурналистику.
Благодаря энергии В.В. Андреева, в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей – балалайки и домры быстро распространились по всей России. В 1892 г., во время гастролей во Франции, Андреев избирается почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыке». В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Василий Васильевич награждается орденом Почетного легиона и Большой золотой
медалью выставки. В 1913 г. ему присвоен титул надворного советника, а в 1914 г. – звание «солиста Его Императорского Величества».
Будучи человеком скромным, автор ни разу не сказал о награждении его боевыми орденами «за отличия, оказанные в делах против турок», о чем нам рассказал тот же послужной список: орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (приказом по Кавказской армии от 13/26 февраля 1915 года), Св. Станислава 3-й степени с мечом и бантом (приказом по Кавказской армии от 21 мая/3 июня 1915 года), Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом (приказом по Кавказской армии от 11/24 июня 1915 года), Св. Станислава 2-й степени с мечами (приказом по Кавказской армии от 2/15 октября 1915 года, утверждено высочайшим приказом от 25 декабря 1916 года/6 января 1917 года), Св. Анны 2-й степени с мечами (приказом по Кавказской армии от 21 мая/3 июня 1916 года). Кроме того, Левицкий являлся кавалером светло-бронзовой
медали в память 300-летия царствования Романовых (21 февраля/6 марта 1913 года).
Рядом со столом, напротив кресла, весь в цветах возвышался бюст Ивана Андреевича, созданный скульптором С.И. Гальбергом. В зале баснописца чествовали 300 человек приглашенных. Министр народного просвещения граф С.С. Уваров вручил Крылову орден Св. Станислава II степени. Но и этого показалось мало. В честь празднества изготовили даже специальную
медаль с профилем Ивана Андреевича и следующим текстом: «С Высочайшего соизволения И.А. Крылову в воспоминание пятидесятилетия литературных его трудов от любителей русской словесности». От лица «любителей русской словесности» выступил В.А. Жуковский. На радость сидящему на сцене старику специально приглашенный певец исполнил песню на стихи П.А. Вяземского. Так в России отмечали круглые даты.
Однако одно из самых важных свойств золота – его исключительно высокая химическая стойкость. На него не действуют кислоты и щелочи. Лишь царская водка (смесь концентрированных азотной и соляной кислот) способна растворить золото. Этим обстоятельством воспользовался однажды известный датский физик Нильс Бор. В 1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов, он вынужден был покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотые Нобелевские
медали его коллег – немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с собой, ученый растворил их в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор нашел драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили золото из раствора и заново отлили обе медали.
Поскольку античные монеты представляли огромную редкость, многие искусные гравировщики занялись изготовлением их копий, что обещало им немалые доходы. Среди зачинателей этого прибыльного дела следует назвать Витторе Камелио (1460–1537 годы), Джованни Кавино (1500–1570 годы) и Алессандро Бассиано. Нумизматы не относят их к фальшивомонетчикам, так как работы этих мастеров являются настоящими произведениями искусства и мало чем отличаются от оригиналов. Кроме того, эти гравировщики создавали многочисленные «авторские»
медали .
В 1860 г. по чертежам полковника П. М. Обухова в Златоусте отлили первую в мире стальную нарезную пушку. В 1862 г. ее представили на Всемирной выставке в Лондоне. Пушка Обухова выдержала без повреждений более 4000 выстрелов и была отмечена золотой
медалью .
В этот же день Главное артиллерийское управление Российской армии распорядилось «дать мастеру Я. Рощепею возможность доделать представленную модель винтовки (автоматической), пользуясь механическим оборудованием завода». На это выделялось 300 рублей и 1000 патронов. Речь здесь идет о создании отечественного автоматического оружия на Сестрорецком оружейном заводе. Талантливый украинский солдат, служивший полковым кузнецом, Яков Устинович Рощепей (Рощепий) представил в 1913 году в Комиссию по выработке автоматических винтовок свою новую разработку автоматической самозарядной винтовки. Комиссия рассмотрела конструкцию представленного образца и сделала заказ Сестрорецкому оружейному заводу на изготовление опытного образца. 11 июня 1914 года произведут испытания (из винтовки сделают 150 выстрелов), которые покажут, что автоматика действует. Изобретателю присудят Большую серебряную
медаль и 500 рублей вознаграждения. Дальнейшие испытания прекратятся в связи с началом войны. Рощепею сообщат, что отвлекать завод для разработки автоматического оружия во время войны не целесообразно, и отправят его на фронт. В то же время в немецкой армии автоматическая винтовка Маузера была принята на вооружение накануне войны. Начало войны сразу же покажет острую нехватку автоматического оружия, и русское военное руководство срочно затребует отзыв из действующей армии на Сестрорецкий завод изобретателей российского автоматического оружия – Ф.В. Токарева, В.Т. Федорова и Я.У. Рощепея. После войны Рощепей уедет на родину и станет конструировать сельхозмашины.
На корабли «Мстислав» и «Мечислав» в августе 1789 г. были направлены и 11 артиллеристов из артиллерийской команды. Присоединенные к флотским галерным батальонам, чины батальона Его Высочества и артиллеристы приняли участие в Роченсальмском сражении 13 августа 1789 г. Все нижние чины, бывшие в походе в 1788–1789 гг., получили
медали «На заключение мира со Швецией», а непосредственным участникам Роченсальмского боя была, кроме того, пожалована медаль «За храбрость на водах финских августа 13 1789 года» 143.
С 1705 года правительство делает следующий шаг: прекращает прием в «вольницу» и переходит к набору так называемых «рекрут» непосредственно с крестьянского населения, чего не было раньше. Это было вызвано острой нехваткой людей в армии, потребности которой уже не могли удовлетворяться за счет волонтеров и «даточных». Источник был поистине неисчерпаем. Как оказалось впоследствии, в 1705 году была создана необычайно устойчивая система обеспечения вооруженных сил людьми, система, которая просуществовала практически без изменений до 1874 года, то есть почти 170 лет! Причина такой устойчивости заключалась в том, что рекрутская система полностью отвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Рекрутская повинность и крепостнические отношения – это две стороны одной
медали . На армию, где дворянин – офицер, а вчерашний крестьянин – солдат, крепостническая система накладывала, несмотря на принципиальное различие поместья и армейского полка, свой неизгладимый отпечаток. Важно отметить, что рекрутская повинность не была индивидуальной, подобно всеобщей воинской повинности, а имела архаичный общинный характер, включая круговую поруку, очередность и т. д. Естественно, что, отражая крепостнические отношения в стране, рекрутчина – а именно так называлась повинность в народе – просуществовала до тех пор, пока не начали рушиться все остальные институты крепостного строя.
Рис. 6. Весовая диаграмма дирхемов африканской чеканки 759–826 гг. (Аббасиды, Идрисиды). По 325 экз. коллекций Эрмитажа и Харьковского музея; последние по книге Р. Шерцля «Описание
медалей и монет, хранящихся в нумизматическом кабинете Харьковского университета», III, Восточные монеты. Харьков, 1912
Была учреждена в 1944 году
медаль «За оборону Москвы». Наградили ею свыше миллиона воинов и трудящихся столицы.
Интересно, что этот Флуг приходится прапрадедом известному русскому художнику Илье Глазунову. У Гаврилы Ивановича были сыновья Егор и Карл. Вот что пишет художник в своей книге «Россия распятая»: «У деда Константина Карловича были портреты наших прадедов кисти Лампи, огромная коллекция старых русских монет и
медалей воинской славы России. Но главное, о чем я скорблю, – это потеря многих рисунков и работ одного из моих любимых художников Павла Андреевича Федотова, который был другом семьи моего прадеда Карла Карловича Флуга. В Третьяковской галерее и Русском музее хранится множество рисунков и портретов семьи и знакомых К.К. Флуга. Когда умер член семьи Флугов Егор Гаврилович, то Федотов, используя натурный рисунок, сделанный со своего покойного друга, написал маслом портрет „Е.Г. Флуг со свечой“ (широко известный читателям по многочисленным репродукциям и находящийся ныне в Русском музее), передав в опущенных глазах и освещенном свечой лице его ум и благородство. Помню семейное предание о том, что для „Утра свежего кавалера“ позировала горничная Флугов, а при написании фигуры жеманной невесты в „Сватовстве майора“ был привлечен для наброска Карл Карлович».
Награжден
медалями «20 лет Победы в ВОВ», «За воинскую доблесть», «100 лет Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», «За верность присяге».
В 1954 г. Сергей Михайлович Орлов был избран в Академию художеств СССР, а в 1958 г. получил уже международное признание – его камерная скульптура «Соловей-разбойник» удостоилась серебряной
медали на международной выставке в Брюсселе. Работы Орлова ныне представлены в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.
На Всемирной выставке высшей наградой «Гран-при» за качество продукции и заботу о быте рабочих удостоена Прохоровская трехгорная мануфактура. А.С. Попов отмечен Большой золотой
медалью Всемирной выставки за свой радиоприемник.
Восточное здание соединено с Западным подземным переходом. У Национальной галереи искусств есть Сад скульптур, общей площадью 25000 м2. В саде собрана одна из лучших в мире коллекций скульптур, гравюр, рисунков, фотографий и
медалей , изделий декоративно – прикладного искусства. По коллекции можно проследить развития искусства Запада от Средних веков до наших дней с единственной картиной Леонардо да Винчи в Америке.
Рядом с горой Большие Уши проходил веселый деревенский праздник. Полюбовавшись экзотическим оркестром, мы отправились на озеро Грюнзее, где находились роскошные виллы руководителей рейха. Здесь была библиотека фюрера, виллы Кальтенбруннера, Скорцени, Эйхмана, Геббельса, Риббентропа, Тиссо – главаря словацких фашистов и даже русского генерала Власова. Неподалеку – знаменитое озеро Топлитцзее. Скалистые горы окружают это озеро, о котором ходит много зловещих легенд. Газеты и телевидение постоянно сообщают о таинственных кладах, которые лежат на дне озера, о затопленных сокровищах и «золоте нацистов». Тысячи туристов приезжают сюда, чтобы прикоснуться к великой тайне. Здесь им демонстрируют фотографии, на которых запечатлены эсэсовцы, сбрасывающие в озеро какие-то ящики. На специальном стенде – находки искателей, которые не побоялись нырнуть на дно и нашли там ордена,
медали , оружие, каски, кинжалы, военную амуницию.