Конфессионализация

Конфессионализация (нем. die Konfessionalisierung) — общественные процессы, происходившие в сословном обществе Европы в XVI—XVII вв. Этот период в некоторых исследованиях и несколько иначе: Век конфессионализма (Zeitalter des Konfessionalismus); Формирование конфессий (Konfessionsbildung) и т. д. Термин же «конфессионализация» был этаблирован[неизвестный термин] в исследованиях Х. Шиллинга и В. Райнхарда, в которых религиозный фактор распространялся на политику в той же мере, в какой политика сопрягалась с церковью и религией.

Идея связи конфессионализации и секуляризации не обходится без дискуссий. Периодически утверждается, что начавшееся расхождение между светской властью и церковью поставило под вопрос её функциональную сущность. Х. Шиллинг, в частности по этому поводу пишет следующее: «…увеличение разницы между мирским и церковным проявлявшееся, прежде всего, в крушении сначала имперского, а затем церковного универсализма, предстает как процесс секуляризации, результатом чего стало формирование нововременных государств, с одной стороны как противников, а с другой, как сторонников религии». Схожей позиции придерживается и ряд других исследователей, например В. Шульце и Р. Вольфайль. Последний отмечал: «…Реформация, так или иначе, привела к обособлению людей от религии, содействуя, тем самым, секуляризации». В. Шульце, в свою очередь, развивая эту мысль, делал акцент на том, что конфессионализация обусловила постановку вопроса о политическом сосуществовании в условиях процесса секуляризации. Упомятый выше В. Райнхард в оценке взаимосвязи политики и религии, опровергая утверждение о прагматическом подходе государственной власти к религиозному вопросу, отмечает, что действие немецких территориальных государей зависели не только от политического расчета, но и от религиозно-социального ориентира и от социально-культурного процесса, отраженного в конфессионализации. Кроме того, он не разграничивал Реформацию и Контрреформацию на противоположные фазы, считая, что это параллельные процесс. Исследователь говорит об их достаточной типологической однородности, отмечая сочетание модернизационных и консервативных тенденций в этих процессах. Итогами и протестантской Реформации, и католического обновления, с одной стороны, стало рождение новых церковно-конфессиональных структур, а с другой, влияние на политические процессы. В частности, В. Райнхард пишет: «Религиозный фактор времени распространялся также и на политику, как и напротив, политика сопрягалась с церковью и религией. Формирование ранних форм современного государства не могло таким образом следовать независимо от конфессиональных проблем».

Заключительной фазой всех этих процессов считается середина XVII в. Например, Х. Шнабель-Шюле считает, что о заключении Вестфальского мира в 1648 г. как о финальном аккорде конфессиональной эпохи, нужно говорить осторожно.

Распространённой является хронология Х. Шиллинга. Он предложил разделить период конфессионализации на четыре этапа:

  1. конец 40-х гг. — 70-е гг. XVI в. Это время относительного внутриимперского мира;
  2. рубеж 70 — 80-х гг. XVI в., так называемый «предвестник религиозного противоречия». В это время происходит сращивание протестантизма и уже тридентского католицизма с территориально-княжескими силами и формирование сословно-религиозных групп, что ставит внутриимперский мир под угрозу;
  3. 1580-е-1620-е гг., именуемая «высшей точкой конфессионализации»;

конец 40-х гг. XVII в. — XVIII вв.На первый взгляд, такая периодизация для рассматриваемой нами темы приемлема, поскольку ситуация в Однако, существуют и другие варианты периодизации этого периода. Например, Х. Клютингом расширил рамки конфессиональной эпохи, взяв за точку отчета 1525 г.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я