Представлена методика исследования состояния и перспектив развития регионов-субъектов Северо-Кавказского федерального округа, разработанная и апробированная авторами, основанная на применении комплексного социально-экономического анализа; осуществлено сценарное прогнозирование результатов функционирования региональных социально-экономических образований. Полученные результаты могут быть использованы при обосновании управленческих решений в регионе, разработке новых и корректировке действующих программ развития. Для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистров, студентов вузов, руководителей и специалистов региональных органов управления.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования особенностей развития региональных социально-экономических систем
В современной экономике Российской Федерации проблемы устойчивого экономического развития занимают одно ведущих направлений. Формирование в регионах политики модернизации и ускоренного роста во многом определяет и курс развития страны в целом. Усиление дифференциации регионального развития (с любых уровневых позиций) требует более глубоких исследований условий и особенностей функционирования пространственно-локализованных экономических систем, совершенствования методик анализа, оценки и инструментарного аппарата прогнозирования внешней и внутренней среды.
Вместе с тем, Россия имеет сравнительно небольшой опыт по градации регионального развития отдельных территорий, что обуславливает необходимость разработки направлений научного, методического и практического решения проблемы регионального развития региональных социально-экономических систем.
Категория «система» широко используется в науке, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания, система является фундаментальным понятием. Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений. Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью) [13].
Любые вещи, явления или процессы построены определенным образом, то есть состоят из каких-то частей, а те, в свою очередь, из более мелких элементов. Возникшая из них целостность не является простой механической суммой, а есть новая системная качественная определенность. В современном значении рассмотрение явлений действительности с точки зрения системности является общепринятой. При этом, в системном подходе к явлениям и процессам является важным решение проблем организованности и функционального существования [39].
Анализ особенностей регионального развития, по мнению авторов, необходимо проводить с позиции системности территориальных образований. Многоаспектность системных отношений требует исследование поставленной проблемы в целостности, без деления на какие — либо части, но с учетом многообразия структурных связей объекта. Особенность применения системного подхода в социально-экономических исследованиях заключается в том, что он позволяет не только определение структуры и взаимосвязи элементов системы, но позволяет ранжировать их по степени воздействия на всю систему в целом.
Наиболее распространенным определением системного подхода является трактовка В. Г. Афанасьева, который определил ряд взаимосвязанных аспектов, которые в единстве своем составляют системный подход:
— системно-элементный, который позволяет установить, из каких компонентов образована исследуемая система;
— системно-структурный, характеризующий внутренние связи системы, способ взаимодействия образующих ее элементов;
— системно-функциональный, определяющий функции системы и ее основных элементов;
— системно-коммуникационный, показывающий взаимосвязи между отдельными системами как по горизонтали, так и по вертикали;
— системно-интегративный, показывающий направления, факторы развития, совершенствования системы и ее отдельных элементов;
— системно-исторический, отвечающий на вопросы: как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы [46].
Еще одной особенностью системного анализа, является его вариативность и трансформированность, то есть он легко может быть преобразован в зависимости от поставленных целей и задач. Обобщенно отличительные особенности системного анализа в сравнении с остальными подходами, можно представить следующим образом:
— используется для решения таких задач, которые не выполнимы посредством других методов, то есть задач, построенных на неопределенности ситуации принятия решения;
— синтезирует разные методы в рамках какой-либо общей методики, базирующейся на научном базисе;
— генерирует науку, практику и наработки специалистов различных отраслей знаний и разрабатывает определенное направление мышления;
— исследование построено на определении и достижении цели.
Среди основных свойств, позволяющих совокупность элементов и отношений квалифицировать как систему, можно выделить следующие признаки. Важнейшим признаком системы является целостность. Данный признак означает, что региональная социально-экономическая система должна существовать организационно и функционально как целостное образование, в котором каждый из элементов выполняет определенные функции. Целостность системы может быть определена как свойство, характеризующее устойчивость функционирования при минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах [64].
С другой стороны систему также необходимо рассматривать с точки зрения наличия эмерджентности, то есть наличия таких свойств, которые не присущи ее отдельным элементам. Эмерджентность означает, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой системы. Использование свойства эмерджентности позволяет объективно оценивать возможности достижения целевых функций системы, противопоставляя их целям отдельных участников и подсистем. Как отмечает Киселева Н.Н. наличие противоречий является основным содержанием управления и обеспечения развития региональной социально-экономической системы [65].
Еще один свойством системы является наличие структуры, которое определяет характерные признаки и ее особенности. В научном базисе лежит определение двух типов систем — «централистической» и «скелетной», которые различаются между собой в зависимости от структуры и степени управляемости. Централистические системы характеризуются наличием основного высокоорганизованного комплекса, в отношении которого другие комплексы играют второстепенную роль. Системы скелетного типа образуются путем структурной группировки отдельных комплексов, к которым можно отнести и региональные социально-экономические системы.
Системный подход предполагает рассмотрение систем с позиций иерархичности. Если для первого типа — это жесткая подчиненность нижестоящих элементов (подсистем или систем) вышестоящим, то для скелетных — это последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня при ярко выраженных признаках декомпозиции и обособленности.
Декомпозиция означает делимость на части, когда элементы системы обладают автономностью, относительно слабо связаны с другими подсистемами по сравнению с собственными «внутренними» связями. Это означает, что планирование и управление должно осуществляться с учетом сложившихся особенностей (экономических, технологических, социально-демографических) функционирования и развития последних. Свойство обособленности характеризует относительную изолированность и автономность элементов внутри подсистем. Этот признак определяет границы хозяйственной самостоятельности отдельных структур и организаций, входящих в систему [160].
Характерным свойством системы является ее целенаправленность, которая подразумевает необходимость объединения отдельных структурных элементов системы для достижения поставленной цели. Согласованность между частными целями и их подчинением общей делает управление системой в целом эффективным.
Способность к самовоспроизводству элементов (компонентов) также является особенностью системы, и предполагает наличие характерных свойств, взаимосвязей и взаимодействий. Способность к самовоспроизводству означает возможность системы достраивать необходимые элементы, развиваться в целом более или менее независимо от внешних воздействующих факторов.
К числу важнейших признаков системы относится совместимость подсистем и элементов, которая означает, что все элементы должны обладать родственными свойствами, быть взаимоприспособляемыми. Каждая из подсистем должна быть совместима не только с самой системой, но и со всеми ее составляющими подсистемами и элементами [13]. Неаддитивность систем — это еще один признак, который заключается в том, что система не равна сумме подсистем, в нее входящих.
Обобщая теоретические выводы, можно сказать, что системный подход в исследовании региональных особенностей развития региональных социально-экономических систем находит свое выражение в том, что система должна рассматриваться как некоторый целостный объект, цели, функции, принципы, структуры, методы и органы управления в котором взаимообусловлены и взаимодополнены.
В экономической литературе само понятие «регион» в переводе с латинского вполне сопоставим с термином «территория», зачастую регион определяется как некая территориальная общность. В нашем исследовании основное внимание уделяется региону не как территориальной единице, а как региональной социально-экономической системе, являющейся совокупностью всех социальных, экономических, экологических, управленческих процессов, проходящих на определенной отдельной территории, и на основе функционирующих в ней взаимоотношений и организационных форм.
В экономической литературе, при определении региональной социально-экономической системы, определяется двоякая сущность данного определения. С одной стороны, понятие «региональная система» характеризует родовой характер этого понятия для всего класса территориальных социально-экономических и природных систем. С другой стороны, региональные социально-экономические системы формируют единое целое и поэтому для их системного изучения, следует выделять чисто региональные проблемы. Таким образом концепция изучения региональных социально-экономических систем, базируется на сочетании макро — и мезоуровней социально-экономической политики [36, 64].
Региональные социально-экономические системы по своим сущностным характеристикам относятся к открытым системам, то есть на входе — поступление ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, капитала), внутри региональной системы — процесс (региональное социально — экономическое развитие), а на выходе — взаимодействие в другими региональными системами и вышестоящей системой. Основной характеристикой открытой региональной системы является е неустойчивость, то есть она в значительной степени подвержена влиянию внешнего воздействия. В результате согласованного взаимодействия происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразования и усложнения. Чем больше отклонение от равновесия, тем больший охват корреляциями и взаимосвязями, тем выше согласованность процессов, а сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему [79].
Одновременно региональная социально-экономическая система может рассматриваться и как закрытая система по отношению к субъектам ее образующим, но закрытость эта является условной, так как каждый региональный субъект в отдельности является открытой РСЭС. Региональные социально-экономические системы обладают как общими признаками (присущими всем системным образованиям), так и специфическими.
К общим признакам РСЭС относятся:
— признак целостности — наличие стабильных внутренних производственных, экономических, социальных и технологических связей;
— признак территориальности — РСЭС четко увязана с определенной территорией;
— признак эмерджентности — основные цели и функции, отдельно взятых подсистем, могут не совпадать с целевой функцией всей макросистемы;
— признак синергичности, означающий однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата;
— признак мультипликативности — эффекты, как положительные, так и отрицательные, в макросистемах обладают свойством умножения;
— признак управляемости, связанный с административно-территориальным делением в России.
К специфическим признакам РСЭС относят:
— признак многоплановости — наличие многосторонней системы взаимосвязей между субъектами и элементами;
— признак специализации, означающий приоритетность отраслей народного хозяйства в общей региональном развитии;
— признак комплексности, означающий всесторонне сбалансированное экономическое, социальное, экологическое, институциональное развитие региона.
Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз и навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы [14, 110].
Современный подход к исследованию особенностей развития региональных социально-экономических систем обуславливает необходимость изучения условий их функционирования, выявления наиболее существенных проблем, заключающихся, по нашему мнению, в обострении межрегиональных противоречий, усилении диспропорций и пространственной дифференциации, сохраняющейся неравномерности экономического развития и несовершенстве территориально-отраслевой структуры.
С позиции научного понимания системы, как образующего объекта, РСЭС обладает всеми присущими ей признаками, и в первую очередь, наличием составляющей структуры [66]. Элементами первого ранга региональной социально-экономической системы являются: население, как носитель социо-культурных признаков и экономический редуцент; территория, имеющая административно-территориальные границы; природный потенциал исследуемой территории, определяющий направления и темпы развития экономического комплекса региона в тесном взаимодействии с социальной стороной; экономико-отраслевой комплекс, обусловленный наличием имеющихся природно-сырьевых ресурсов и сфера институционального регулирования региона, базирующаяся на нормативно-правовых актах.
Позиционирование региональной социально-экономической системы можно рассматривать в нескольких траекториях:
1. Как самостоятельная система, с собственным организационно-экономическим механизмом развития, но являющаяся объектом государственного регулирования и управления (рисунок 1).
2. Как подсистема производственно-хозяйственного комплекса страны (самостоятельной крупной системы), выполняющая роль хозяйственного субъекта в виде реализации национальных программ (рисунок 2).
3. Как системообразующее формирование для более мелких подсистем (муниципальных районов, отдельных предприятий), выполняющее роль координатора, организатора и контролера.
Рисунок 1 — Структура социально-экономической системы в рамках отдельных территорий
Изучение с позиций системного подхода условий функционирования и особенностей развития региональных социально-экономических систем требует сущностно-содержательного уточнения объекта исследования, что позволило авторам представить категорию «региональная социально-экономическая система» как структурно-целостное пространственно-локализованное образование, базирующееся на эффективном взаимодействии и функционировании подсистем природного, хозяйственного, экономического и социального характера, направленное на решение приоритетных стратегических задач: увеличение валового регионального продукта, повышение качества жизни населения и развитие институциональной инфраструктуры.
Рисунок 2 — Аспекты позиционирования и структуры региональной социально-экономической системы (*составлено авторами)
Структурная многообразность РСЭС требует применения методов системного анализа «при выборе региона в качестве субъекта хозяйствования», делая акцент на изучении таких процессов как «экономическая целостность территории, хозяйственного комплекса, характера внутренних и внешних экономических связей, общности экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории, возможности эффективного управления территорией» [169].
Сущность региональной системы проявляется в понимании ее основных составляющих: наличие ресурсного потенциала, определяющего специализацию регионального развития; наличие социально-экономических отношений, основанных на формах собственности, имеющихся экономических ресурсах и результатах хозяйственной деятельности; институциональные аспекты взаимодействий внутри региональной системы, выражающиеся в наличии институтов власти, предпринимательства, науки и общественности; социально-экономическое взаимодействие между структурными подразделениями региональных систем и хозяйственный механизм системы.
В составе социально-экономических региональных систем можно выделить составляющие элементы, каждый из которых в свою очередь также является отдельной системой или подсистемой: производственная, социальная, природно-ресурсная, рекреационная, производственно-инфраструктурная, социально-инфраструктурная. Взаимодействие этих подсистем сформировалось под воздействием многих видов связей (экономические, социальные, организационные, информационные и др.).
Представленная интерпретация категории позволяет не только обозначить ключевые проблемы становления и развития региональных социально-экономических систем, вызванные посткризисными экономическими деформациями, низкой эффективностью предпринимательского сектора, невысокой инвестиционной привлекательностью большинства территорий, но и классифицировать задачи их функционирования по трем модельным блокам: экономический, социальный и организационный, а также определить инструменты целенаправленного решения последних (рисунок 3).
Такое модельное представление проблемных блоков позволяет выделить приоритетные задачи стратегического развития территорий Северо-Кавказского федерального округа, отмеченных нами в определении региональной социально-экономической системы (увеличение валового регионального продукта, повышение качества жизни населения и развитие институциональной инфраструктуры).
Рисунок 3 — Классификация проблем функционирования, задач развития региональных социально-экономических систем и инструментов целенаправленного воздействия
Экономическая сфера региональной системы является определяющей по отношению к социальной и взаимосвязанной с организационной, так как социальный уровень жизни целиком зависит от макроэкономических показателей, а степень организации экономического механизма определяет всю региональную политику в целом. К блоку экономических проблем функционирования и развития системных территориальных образований прежде всего, относится угроза сокращения объема валового регионального продукта. В условиях недостаточности финансовых ресурсов наибольший эффект дает селективная региональная экономическая политика, устанавливающая приоритеты в формировании определенного набора отраслей и направленная на достижение основных стратегических целей [137].
Другой экономической проблемой, затрудняющей нормальное развитие региональных социально-экономических систем, является несовершенство экономической инфраструктуры. Инфраструктура в современных условиях может рассматриваться как особый общественно-рыночный институт. Инфраструктура играет ключевую роль в формировании единого экономического пространства со свободным перемещением товаров, трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе правопорядка, установленного и поддерживаемого государством [130]. Экономическая инфраструктура представляет совокупность предприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают стабильное развитие и функционирование рыночного механизма регулирования экономики, непрерывное движение товаров, услуг и разных ценностей в разных сферах общественного воспроизводства [56]. Глобальный экономический кризис диагностировал слабые стороны региональной экономической инфраструктуры в части обеспечения региональной экономики необходимыми ресурсами [109].
Экономические проблемы функционирования и развития региональных социально-экономических систем неизбежно влекут за собой появление социальных проблем, охватывающих спектр демографических, экологических, этно-политических и миграционных аспектов.
Социальная политика — необходимый элемент регионального развития. Сильное социальное неравенство может сдерживать рост и развитие регионов, поэтому поддержка бедных территорий также является важным элементом региональной политики. Однако ее дизайн должен создавать стимулы к собственному развитию, иметь долгосрочные эффекты на стороне предложения, а не краткосрочные эффекты на стороне спроса [79, 84]. Для проведения такой политики необходимы отлаженные механизмы взаимодействия центра и регионов, четко обозначенные приоритеты и ясные критерии отбора получателей помощи.
Основной проблемой социального характера в региональных социально-экономических системах является необходимость повышения уровня жизни населения. Основными тенденциями в России стали: снижение уровня жизни населения, глубочайшая дифференциация населения по имущественному признаку, чрезмерная поляризация доходов. Однако, в большинстве регионов существующая структура экономики не нуждается в трудовых ресурсах с высокой квалификацией, вакантными остаются рабочие места с тяжелыми условиями труда и относительно невысоким заработком [57, 66].
Третьим направлением проблем функционирования региональных социально-экономических систем является организационное. Все строение региональной социально-экономической системы базируется на организационных связях (институтов управления, контроля, регулирования, институциональные взаимоотношения и т. д.), которые в целом представляют собой институциональную инфраструктуру РСЭС, в которой главенствующее место занимает управление.
Система управления регионом представляет собой совокупность государственных, общественных и хозяйственных субъектов управления, объединенных механизмом взаимодействия и испытывающих на себе ее правовое, экономическое и общее регулирующее воздействие, а также обеспечивающих решение внутренних проблем, связанных с использованием территориальных ресурсов и комплексом социально-экономических задач [54].
Выполнение управленческой функции может осуществляться двумя методами: институциональным и директивным. Как показывает практика, наиболее эффективными являются так называемые плавные меры политики регионального развития, включающие формирование и поддержку региональных институтов, межрегионального партнерства, государственно-частных ассоциаций. Именно такие формы поддержки создают условия для того, чтобы региональные группы специальных интересов оказались вовлечены в процесс принятия и исполнения решений. Однако, сегодня наблюдается чрезмерное административное давление на рыночные институты. В силу этого одним из важнейших направлений совершенствования всей институциональной инфраструктуры выступает развитие качественно нового механизма согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности [43].
Решение обозначенных проблем вполне реалистично с точки зрения усиления сбалансированности взаимодействия федеральных и региональных структур управления. Такое взаимодействие, прежде всего, будет направлено на сокращение диспропорций в развитии регионов. Среди действующих методов регулирования развития региональных социально-экономических систем одно из основных мест занимают федеральные целевые программы, однако, как показала практика их эффективность пока еще довольно низка. Во-первых, финансирование намечаемых мероприятий осуществляется в пределах 10–20 %, что разрушает программу в первый же год ее существования. Во-вторых, многочисленные отраслевые, социальные и экологические программы никак на территории не увязываются. В результате разрозненные мероприятия даже в случае их реализации не способствуют комплексному развитию хозяйства региона [25].
Дифференциация функций и полномочий между федеральными и региональными властями в области регулирования социально-экономическими процессами требует адаптации нормативно-правовой базы к современным условиям функционирования региональных социально-экономических систем. Законодательно должны быть трансформированы функции федеральных и региональных властей, а также установлены их первоочередные задачи.
Таким образом, исходя из анализа основных проблемных блоков функционирования региональных социально-экономических систем можно определить общие приоритетные направления по стратегическому развитию территорий:
1. развитие региональной инфраструктуры (организационной, институциональной, социальной, экономической, производственной и т. д.);
2. развитие локальных территориальных зон;
3. развитие приоритетных отраслей производственно-хозяйственного комплекса.
Изучение предмета настоящего исследование с позиций системного подхода позволило авторам дополнить и систематизировать принципы функционирования региональных социально-экономических систем. По отношению к региональной социально-экономической системе и ее развитию все принципы можно разделить на две группы (рисунок 4):
1. Базисные принципы функционирования региональных социально-экономических систем, присущие абсолютно любым структурно-целостным пространственно-локализованным образованиям и системам.
2. Производные принципы функционирования системных территориальных образований, сложившиеся в результате эволюционного развития и учитывающие особенности развития территорий.
Рисунок 4 — Классификация принципов функционирования РСЭС
Принцип системности относится к группе диалектико-материалистических принципов и основан на методологическом подходе к анализу каких-либо процессов, который рассматривается как некоторая система, структурно состоящая из отдельных элементов, но не равная алгебраически их сумме. Свойства элемента определяются его местом в структуре. Базовым данный принцип является ввиду своей распространенности и широкого прикладного характера, однако существует довольно много производных видов системных методов, в результате чего авторами выделяется принцип поливариантности.
Принцип поливариантности исходит из определения многоплановости при изучении различных систем, обладающих теми или иных характерными особенностями. Применительно к социально-экономических региональным системам поливаринатность будет обусловлена условиями развития системы, определенными задачами, многообразием связей между социальной и экономической сферами.
Принцип комплексности также является основополагающим базовым принципом, предусматривающим всестороннее, многоаспектное рассмотрение системы, как неоднородной, взаимосвязанной и взаимодействующей совокупности компонент избирательно вовлеченных в единое целое в соответствии с определенными исходными концепциями, причем согласованное функционирование исходных компонент направлено на достижение единой глобальной цели. Комплексный подход, таким образом, представляет методологическую базу для анализа и синтеза сложных систем [35].
Отличия принципов комплексности и системности состоят в объекте (при комплексном подходе — любые явления, а при системном — только системы); механизме реализации (при комплексном — полидисциплинарный подход, в системности — монодисциплинарный) и конечном результате (при комплексности — экономический эффект, при системности — системный эффект).
На базе принципа комплексности формируются еще два производных принципа — взаимодействия и свободы выбора. Принцип взаимодействия основан на категориях, отражающих процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимный переход. Он выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.
Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, в силу универсальности взаимодействие осуществляется с помощью взаимосвязи всех структурных уровней. Следовательно, реализация принципа взаимодействия обусловливает развитие объектов [81].
Принцип взаимодействия конкретизируется с помощью принципа свободы выбора, который применим к региональным системам в контексте управления, а именно в свободе выбора принимаемых решений — любое принимаемое решение в данный момент должно обеспечивать свободу выбора решений и в будущем.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других